Занятия для развития мелкой моторики: 8 игр для развития мелкой моторики

Содержание

8 игр для развития мелкой моторики

Точные и хорошо скоординированные движения пальцев влияют на развитие мышления и речи ребёнка. Но обычные упражнеения — это скучно, так что будем играть!

Успешность будущего первоклассника складывается из многих показателей. Один из них — это развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенка. Она включает большое количество разнообразных движений: от самых простых (например, захват игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).

Развивать мелкую моторику нужно с рождения. Младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания: пусть ребёнок самостоятельно застёгивает и расстёгивает пуговицы на своей одежде, завязывает шнурки и так далее. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Игры, направленные на развитие мелкой моторики, можно организовывать как в детском саду, так и дома.

Большой эффект в развитии моторики дают:
• конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани;
• работа с различными видами конструктора;
• игры с сыпучими продуктами или мелкими деталями;
• дорисовка элементов рисунка или узора, штриховка;
• лепка.

Число заданий в занятии зависит от потребностей ребёнка и его возможности сосредоточиваться. Успешно выполняя с каждым разом всё более сложные задания, он будет испытывать гордость за собственные достижения, станет более уверенным в своих силах.

Важно помнить, что время занятия не должно превышать 15−20 минут, а рабочее место ребёнка должно быть правильно организовано.

При выполнении упражнений просите ребёнка давать полные, развёрнутые ответы. Он должен уметь объяснить, почему считает правильным данный вариант выполнения задания, есть ли другие способы выполнить предложенные задания.

Распечатайте задания и предложите ребенку выполнить их.

Обведи пунктирную линию, не отрывая карандаш от бумаги (подходит для возраста 3−4 года)

Проведи линию по середине тропинки (подходит для возраста 4−5 лет)

Обведи рисунки точно по линиям, начиная от стрелочки (подходит для возраста 4−5 лет)

Сделай поделку из пластилина (подходит для возраста 4−5 лет)

Нарисуй по клеточкам (подходит для возраста 5−6 лет)

Игры с крупой (подходит для возраста 5−6 лет)

Игры с бумагой (подходит для возраста 5−6 лет)

Театр теней (подходит для возраста 5−6 лет)

Не забывайте хвалить! Каждое выполненное упражнение — это его маленькая победа.

Читайте также:

Игры с камешками: 7 классных идей

Почему так полезно рисование песком?

Весёлые настольные игры для всей семьи

Фото: zlikovec/Shutterstock.com, архив пресс-службы

Развитие мелкой моторики у детей — игры для ребенка в любом возрасте

Молодые родители, изучающие критерии развитии здорового ребенка, признанные нормой для того или иного возраста, неизменно сталкиваются с вопросом — как в игровой, увлекательной форме помочь ребенку развить мелкую моторику рук. Наряду с речевыми и двигательными навыками мелкая моторика служит «мостиком», связывающим ребенка вначале с окружающим микромиром, затем — с социумом.

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

Речь идет о точной слаженной деятельности пальчиков и всей детской ручки, управляемой нервной системой, мозгом, органами зрения. Иначе говоря, это навык манипулирования маленькими предметами посредством только мелких мышц конечностей.


С первых дней жизни малыша ему предстоит развивать не только крупную моторику — учиться ходить, прыгать, поворачиваться, но и сенсорику — открывать для себя тактильность, зрение, вкус, слух. Одновременно малыш осваивает мелкую моторику, знакомясь с окружающими предметами посредством кончиков пальцев.
Первые навыки развиваются по следующей цепочке:

  • через расположенные на кончиках пальцев многочисленные нервные окончания информация о предметах поступает в головной мозг ребенка в виде импульсов;
  • полученная информация подкрепляется зрительными, слуховыми, обонятельными сигналами;
  • собранные воедино сигналы преобразуются в сознании малыша в предметное знание или представление.

Вслед за совершенствованием навыков мелкой моторики развиваются способности ребенка к чтению, рисованию, письму, логическому мышлению.

Взяв на себя руководство по последовательному непрерывному обучению малыша работе руками, родители стимулируют как его первые шаги к самообслуживанию, так и память, адекватное восприятие окружающего мира, способность к вниманию и сосредоточению, провоцируют любознательность и стремление систематизировать знания.

Последовательность развития моторных навыков

С первых дней жизни малыш стремится развлечь себя ловкостью пальчиков: рассматривает их, сжимает и разжимает, захватывает игрушку, понравившийся предмет. В 3 года «маячком» взросления моторики становится способность управиться с карандашом, в 6 — умение выводить буквы.
Тонкую моторику, иначе говоря, развитие детских пальчиков, нельзя пускать на самотек. Иногда родители полагают, что достаточно окружить ребенка небольшими игрушками, которые он освоит самостоятельно, произвольно тренируя мышцы кисти. Однако опытные педагоги и психологи советуют приобретать профильные развивающие игрушки, которые не просто поражают красочностью и обилием звуков, а развивают ловкость пальцев и кистей рук, требуют повторения движений, необходимых для коммуникации и обучения.

Младший дошкольный возраст — этап, когда формируется диапазон обучаемости малыша.О слабом развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста свидетельствуют следующие особенности:

  • отсутствие навыков рисования, лепки, складывания пазлов и миниатюрных конструкторов;
  • неспособность принять темп изложения материала в старшей группе в детском саду;
  • невосприятие нового материала;
  • трудности в овладении чтением;
  • неумение чертить прямые линии, воспроизводить показанные цифры и буквы;
  • трудности с созданием композиционного цветного рисунка.

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой начинают говорить позже своих сверстников: это первый тревожный сигнал, свидетельствующий о необходимости игровых программ с использованием профильных игрушек и игр, которые развивают координацию и мелкие мышцы конечностей.

Методы и игры для интенсивной разработки конечностей

Способы развития мелкой моторики различаются сообразно возрасту малышей и детей дошкольного возраста.
Аксиома — дети предусмотрительных родителей выполняют упражнения, тренирующие тонкие мышцы, с самого рождения. Это всевозможные игры с акцентом на тактильность, а также:

  • домашний массаж кистей и пальцев;
  • игры с подручным материалом, который несложно собрать дома: крупными бусами, объемными пуговицами, стеклянными и натуральными камешками;
  • выполнение пальчиковой гимнастики, в том числе, игры с пальчиковыми куклами;
  • штрихование карандашом;
  • лепка из пластилина и теста.

Трехлетнего малыша несложно заинтересовать конструктором с крупными элементами, большими пазлами, пальчиковыми красками, альбомами раскрасок, созданием аппликаций с использованием безопасных ножниц.

Сегодня в продаже есть целые игровые комбинаты, предназначенные для чередования развивающих занятий, в первую очередь — домашние песочницы с подсветкой, комплектами цветного песка и мобильной столешницей-крышкой для рисования и сбора композиций из конструктора.
Стоимость таких многофункциональных песочниц доступная, дизайн ориентирован на оформление детской комнаты, а безопасность игры с песком, вкупе с простотой уборки, не вызывает нареканий родителей.

Приобретать подобные приспособления можно уже годовалым детям — при условии активного участия родителей в возне с разноцветным песком, что, впрочем, мамам и папам очень нравится, занятия с цветным песком вызывают положительные эмоции и позволяют настроить ребенка на спокойный лад.
Однако прежде чем приобрести конструкторы, пазлы, домашнюю песочницу, следует подготовить ручки ребенка с знакомству с игровыми предметами.

Развиваем мелкую моторику рук у детей с использованием подручных средств

Прежде, чем в арсенале малыша появятся пальчиковые краски и кинетический песок, следует потренировать тактильность ручек специальными массажными упражнениями.
Алгоритм массажа кистей и пальчиков малыша прост, непродолжителен, заняться им родители могут в любое время. Важно лишь следить за реакцией малыша: тактильное воздействие должно ему нравится. Если ребенок закапризничал, попытался убрать ручки, — массаж лучше прервать.

Комплекс гимнастики для ручек малыша состоит из простейших упражнений:

  • нежно и медленно потягиваем пальчики малыша;
  • поочередно поглаживаем каждый пальчик;
  • совершаем круговые движения каждым пальчиком по отдельности в одну сторону, затем в другую;
  • массируем ладошку, затем тыльную сторону;
  • постукиваем собственным пальцем по ладошке малыша, надавливаем на нее, загибаем и разгибаем детские пальчики.

Упражнения предлагаются малышу не сразу, а постепенно, с добавлением нового упражнения в перечисленной последовательности с интервалом в месяц.

Несмотря на появление в детских магазинах всевозможных массажеров для игр, можно обходиться домашними средствами для развития тактильности пальцев: неровными мягкими мячиками, грецкими орехами, каштанами и желудями, мешочками с крупами разного объема. Хорошо, если мешочков несколько и они изготовлены из разных текстильных фактур, – гладких, с ворсинкой.

Когда пальчики окрепнут для самостоятельного захвата и перемещения предметов, знакомим его с многообразием занятий с предметами. Орехи, желуди, катушки из-под ниток можно катать не только по столу, но и между ладонями, смещать от кончиков пальцев к локтю, по тыльной стороне кисти.
Тактильное удовольствие малыша от таких действий безгранично, особенно, когда он еще не активен в ползании и ходьбе, потому вынужден находить новые развлечения на ограниченном пространстве.

Грамотные покупки: что следует приобретать малышу для развития мелкой моторики

Сегодня магазины игрушек и развивающих игр соревнуются в изобилии ассортимента. Психологи и медики рекомендуют приобретать возрастные игрушки, предназначенные как для разнообразия досуга малыша, так и для тренировки мелких мышц конечностей.

В первую очередь мы рекомендуем:

  • для детей возрастом 1-2 лет: пальчиковые игры и краски, мягкие игрушки для валяния, тесто для лепки, сортеры и пирамидки, аппликационные пазлы из гибких резиновых составов;
  • 2-3 года: кубики, пластилин, лего из крупных элементов, сборные комплекты для создания композиций из безопасных элементов, соединенных шнуровкой либо собранных в рамку-каркас, наборы для игр с водой; машинки и куклы — объемные, с деталями, которые можно прикрутить, снять либо расстегнуть;
  • 4-5 лет: цветные карандаши, готовые наборы для аппликаций и оригами, песочница для игр с кинетическим песком;
  • 6-7 лет: мелкая мозаика, конструкторы с большим количеством миниатюрных деталей.

 

Своеобразными дополнительными «тренажерами» могут стать коробки с плотно закрывающими пластиковыми крышками.

Как правило, картонные упаковки конструкторов, мозаик, пазлов, материалов для творчества быстро приходят в негодность. Предложив ребенку в качестве контейнеров для хранения боксы для ланча и даже ведерки из-под продуктов, вы поставите его перед необходимостью регулярно «отстегивать» тугую крышку, чтобы достать игру, и тем самым разрабатывать пальчики.

Домашняя песочница для кинетического песка — лидер родительских симпатий

Лучшие развивающие игры для детей — универсальные. Это означает разновекторную направленность игрового материала, соприкосновение с которым вызывает положительные тактильные и зрительные эмоции, предоставляет возможность построения сюжета игры, провоцирует воображение. Важна и вовлеченность в игру родителей, которые не отбывают повинность, играя с крохой, а получают глубинное медитативное удовольствие, — такое же, как от вязания или рыбалки.
Пример такого игрового материала — кинетический песок. Швейцарская разработка представлена в магазинах как оригинальными комплектами, так и российскими аналогами. Кинетический песок изготовлен из кварцевого песка и мельчайшего силикона и тождественен по свойстам песку из дворовой песочницы, — с той разницей, что играть с ним можно дома, без риска намусорить и испачкаться, с возможностью варьировать игры.

Домашняя песочница для игр с таким материалом служит одновременно партой с грифельной столешницей, мобильным письменным столом с выдвижными коробами для хранения игрушек и принадлежностей, собственно песочницей с подсветкой.
Стоимость песочницы варьируется в зависимости от ее дополнительного фукционала. Наборы песка представлены в разных объемах и палитрах.

Пушистый, рыхлый песок приятен на ощупь. Вариантов игр с песком множество:

  • пальчиковое рисование;
  • сюжетные квесты с использованием небольших кукол и машинок, созданием карт, поиском кладов, составлением похожих композиций с небольшими отличиями;
  • строительство и лепка: благодаря специфики волокон песка созданные фигурки и здания устойчивы и сохраняют форму.

Играть с песком можно любым составом: малыш, малыш и взрослый, с другом, с группой детей. Новый песок в большем объеме можно приобрести в процессе взросления малыша, когда в доме появляются товарищи по играм.

Занятия по развитию мелкой моторики. Курс «Меломастер»

Если человек, не знакомый с принципами коррекционно-развивающей работы, в первый раз придёт на занятие в группу «Меломастер», он может задать вопрос: зачем вообще лепить, месить глину, дифференцировать крупы и доставать предметы из воды с детьми, у которых проблемы с речью или поведением?

Мы ответим: развитие мелкой моторики – важнейшая составляющая общего развития ребёнка. Мелкая моторика неразрывно связана с центральной нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием человека. Уже давно доказано, что развитие мелкой моторики оказывает огромное влияние на развитие речи, из-за того, что речевые и моторные центры расположены в мозге очень близко друг к другу. Так, при стимуляции некоторых моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Также занятия по развитию мелкой моторики увеличивают усидчивость и внимательность ребёнка, что особенно важно для детей с поведенческими нарушениями.

Именно по этим причинам необходимо уделять должное внимание развитию мелкой моторики.

На курсе «Меломастер» мы создали специальную систему, которая сочетает игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. 

На курсе мы помогаем детям развивать:

  • умение производить точные движения кистью и пальцами рук,

  • координированную работу рук со зрительным восприятием,

  • навыки работы в команде,

  • творческую активность, пространственное мышления, фантазию,

  • навыки исполнительского мастерства.

Курс «Меломастер» включает в себя:

— занятия с кинетическим песком,

— занятия с водой,

— занятия с глиной/пластилином,

— занятия с пальчиковыми куклами,

— занятия с крупами,

— занятия с дополнительным сенсорным материалом (ароматическими мешочками, звуковыми карточками и т.д.).

Как это влияет на речь?

Мы построили программу таким образом, что параллельно работе с сенсорным материалом, мы обогащаем пассивный и активный словарный запас детей, соотносим игры на развитие мелкой моторики с лексическим материалом. Наш опыт показывает, что такой способ работы не только развивает координацию движений рук, но и совершенствует память, внимание, учит согласовывать движения и речь.

Кому подходит программа?

Так как курс делится на четыре уровня, программа подходит всем детям от 2 до 8. Для каждого уровня есть свой план, в котором реализуются свои цели и задачи. Мы особенно рекомендуем курс «Меломастер» для детей с поведенческими нарушениями, эмоционально-волевыми особенностями, а также тем детям, у которые проблемы с усидчивостью, вниманием, памятью, произвольным контролем.

Курс «Меломастер» отлично подойдёт неговорящим деткам, он станет для них «опорной ступенью» перед активными занятиями по активизации речи. 

Продолжительность одного занятия – 45 минут.

Развитие мелкой моторики у детей

Все мамы знают, что у детей нужно раз­ви­вать мел­кую мото­рику рук. Но не все знают, как пра­вильно это делать, да и вообще что явля­ется мел­кой мото­ри­кой и какие осо­бен­но­сти она имеет? Какие заня­тия, игры и упраж­не­ния стоит про­во­дить с детьми для раз­ви­тия мото­рики? Рас­смот­рим подробно все эти вопросы.

Общее поня­тие и осо­бен­но­сти мел­кой мото­рики детей

Мел­кая мото­рика – это спо­соб­ность выпол­нять мел­кие и точ­ные дви­же­ния кистями и паль­цами рук и ног в резуль­тате ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных дей­ствий важ­ней­ших систем: нерв­ной, мышеч­ной и кост­ной. Отно­си­тельно мото­рики кистей и паль­цев рук часто при­ме­няют тер­мин лов­кость. Область мел­кой мото­рики вклю­чает боль­шое коли­че­ство раз­но­об­раз­ных дви­же­ний: от про­стых жестов (напри­мер, захват игрушки) до очень слож­ных дви­же­ний (напри­мер, писать и рисовать).

Раз­ви­тие мел­кой мото­рики играет важ­ную роль для общего раз­ви­тия ребенка. Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется уже с ново­рож­ден­но­сти. Сна­чала малыш раз­гля­ды­вает свои руки, потом учится ими управ­лять. Сна­чала он берет пред­меты всей ладо­нью, потом только двумя (боль­шим и ука­за­тель­ным) паль­чи­ками. Потом ребенка учат пра­вильно дер­жать ложку, каран­даш, кисть.

У мел­кой мото­рики есть очень важ­ная осо­бен­ность. Она свя­зана с нерв­ной систе­мой, зре­нием, вни­ма­нием, памя­тью и вос­при­я­тием ребенка. Также уче­ные дока­зали, что раз­ви­тие мел­кой мото­рики и раз­ви­тие речи очень тесно свя­заны. А объ­яс­ня­ется это очень про­сто. В голов­ном мозге рече­вой и мотор­ный цен­тры рас­по­ло­жены очень близко друг к другу. Поэтому при сти­му­ля­ции мотор­ных навы­ков паль­цев рук рече­вой центр начи­нает акти­ви­зи­ро­ваться. Именно поэтому для свое­вре­мен­ного раз­ви­тия речи ребенка необ­хо­димо боль­шое вни­ма­ние уде­лить раз­ви­тию мел­кой мото­рики. Мел­кая мото­рика непо­сред­ственно вли­яет на лов­кость рук, на почерк, кото­рый сфор­ми­ру­ется в даль­ней­шем, на ско­рость реак­ции ребенка.

По осо­бен­но­стям раз­ви­тия мел­кой мото­рики ребенка в даль­ней­шем судят о готов­но­сти его к обу­че­нию в школь­ном учре­жде­нии. Если все в порядке, то ребе­нок под­го­тов­лен к обу­че­нию письму, умеет логи­че­ски мыс­лить и рас­суж­дать, имеет хоро­шую память, кон­цен­тра­цию, вни­ма­ние и вооб­ра­же­ние, связ­ную речь.

Мел­кая мото­рика раз­ви­ва­ется посте­пенно, это инди­ви­ду­аль­ный про­цесс и у каж­дого ребенка он про­хо­дит сво­ими тем­пами. Сна­чала дви­же­ния малыша нелов­кие, неуме­лые и негар­мо­нич­ные. Чтобы помочь малышу совер­шен­ство­вать мел­кую мото­рику, нужно играть с ним в раз­ви­ва­ю­щие игры (в интер­нет-жур­нале «Раз­ви­тие» есть ста­тьи про раз­ви­ва­ю­щие игры для детей в 1 год, а также игры для раз­ви­тия детей в 2 года).

Заня­тия, игры и упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой моторики

Суще­ствует мно­же­ство заня­тий, игр и упраж­не­ний для раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Их можно раз­де­лить на сле­ду­ю­щие группы: паль­чи­ко­вые игры, игры с мел­кими пред­ме­тами, лепка и рисо­ва­ние, мас­саж паль­чи­ков. Ста­тьи о раз­ви­тии ребенка по системе Мон­тессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рас­смот­рим наи­бо­лее про­стые и эффек­тив­ные игры:

1. Мас­саж ладошек

Это самый про­стой и уни­вер­саль­ный для любого воз­раста спо­соб раз­ви­тия мел­кой мото­рики. Своим паль­цем водите по ладо­шкам ребенка, гладьте их и мас­си­руйте. Свои дей­ствия сопро­вож­дайте при­сказ­кой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с дет­ства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых малень­ких рас­прям­лять паль­чики и хло­пать в ладоши.

3. Раз­ры­ва­ние бумаги

Это упраж­не­ние под­хо­дит дет­кам с 7 меся­цев. Дайте малышу несколько листов мяг­кой цвет­ной бумаги. Он с удо­воль­ствием ощу­пает ее, нач­нет вер­теть в руках и рвать. Это заня­тие доста­вит ему неска­зан­ное удовольствие.

4. Пере­ли­сты­ва­ние страниц

После года раз­ры­ва­ние бумаги можно заме­нить пере­ли­сты­ва­нием стра­ниц какой-нибудь книжки с кар­тин­ками или журнала.

5. Бусы

Детям нра­вится пере­би­рать мел­кие пред­меты, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с буси­нами раз­лич­ного раз­мера и формы. Ребе­нок будет с радо­стью и заин­те­ре­со­ван­но­стью пере­би­рать их пальчиками.

6. Вкла­дыши-мисочки

Из них можно стро­ить башенки, вкла­ды­вать их друг в друга. Эта игра фор­ми­рует у ребёнка поня­тие о раз­мере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет тро­гать крупу рукой или про­сы­пать её сквозь паль­чики. Эта игра хорошо раз­ви­вает мел­кую мото­рику и так­тиль­ные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки раз­ные крупы и дайте ребенку по оче­реди опус­кать руку в каж­дую из банок. Так он смо­жет про­щу­пать раз­ные кру­пинки и брать их паль­чи­ками. Можно услож­нить задачу. На гла­зах ребенка зако­пайте какой-нибудь малень­кий пред­мет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попро­бует найти этот предмет.

9. Рисо­ва­ние на песке

Насыпьте на под­нос песок. Возь­мите паль­чик ребенка в свою руку и про­ве­дите им по песку. Начать можно с про­стых фигур – линий, пря­мо­уголь­ника, круга, посте­пенно услож­няя задание.

Игрушки для раз­ви­тия мел­кой моторики

10. Горошина

Вам пона­до­бятся горо­шина и баночка со сни­ма­ю­щейся крыш­кой. Пока­жите ребенку, что сна­чала надо снять крышку, затем взять горо­шину паль­чи­ками и поло­жить в баночку, после закрыть крышку. Попро­сите ребенка про­де­лать те же дей­ствия. Не рас­стра­и­вай­тесь, если с пер­вого раза ничего не полу­чится. Пока­жите малышу всю цепочку дей­ствий мед­ленно несколько раз и тогда он обя­за­тельно смо­жет все повто­рить. Актив­ным дет­кам эта игра быстро надо­едает, в этом слу­чае не нужно их застав­лять. Пред­ло­жите ребенку дру­гую игру.

11. Завин­чи­ва­ние крышек

Такое про­стое заня­тие, как завин­чи­ва­ние и рас­кру­чи­ва­ние кры­шек банок, буты­лок, пузырь­ков раз­ви­вает лов­кость паль­чи­ков. Пред­ло­жите вашему малышу сосуды раз­ного раз­мера и формы, это сде­лает игру более разнообразной.

12. Засте­ги­ва­ние, рас­сте­ги­ва­ние и шнуровка

Для этого упраж­не­ния не потре­бу­ется ника­ких допол­ни­тель­ных игру­шек. Посте­пенно вклю­чайте ребенка в про­цесс оде­ва­ния. Пусть сам засте­ги­вает и рас­сте­ги­вает себе пуго­вицы и мол­нии. Это не только разо­вьет дви­же­ния рук, но и при­учит ребенка к само­сто­я­тель­но­сти. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненуж­ный боти­нок со шну­ров­кой, кото­рый ста­нет пре­крас­ным тре­на­же­ром для рук.

13. Лепка

Лепка под­хо­дит для детей раз­ного воз­раста. Для лепки под­хо­дят пла­сти­лин, глина, тесто. Когда соби­ра­е­тесь что-то испечь, обя­за­тельно позо­вите с собой ребенка. Ему очень понра­вится мять и рас­ка­ты­вать тесто. К тому же он будет горд, что помо­гает маме.

Упраж­не­ния для раз­ви­тия мел­кой мото­рики рук

14. Рисо­ва­ние и раскрашивание

Очень полезно обво­дить кон­тур кар­ти­нок, состо­я­щий из пунк­тир­ных линий, а также рас­кра­ши­вать объ­екты раз­лич­ной формы. Очень полезно рисо­вать на вер­ти­каль­ных поверх­но­стях: стене, доске, зер­кале. Поэтому жела­тельно пове­сить малышу спе­ци­аль­ную доску, чтобы он рисовал.

15. Соби­ра­ние мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выби­рают паз­злы и моза­ики с круп­ными частями. Паз­злы также тре­ни­руют воображение.

16. Выре­за­ние

Купите малышу дет­ские нож­ницы, клей-каран­даш, цвет­ную бумагу и кар­тон. Научите его масте­рить. Выре­зайте кар­тинки, при­кле­и­вайте их, делайте сне­жинки и т.п. Это не только разо­вьет мел­кую мото­рику, но и про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние и твор­че­ское мышление.

Однако, стоит запом­нить одну про­стую вещь. Игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики должны про­во­диться под наблю­де­нием взрос­лых. Иначе ребе­нок может про­гло­тить какую-нибудь мел­кую деталь или пода­виться ей. Играть в игры и выпол­нять упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие мел­кую мото­рику, нужно систе­ма­ти­че­ски. Зани­май­тесь с ребен­ком каж­дый день и скоро заме­тите, что дви­же­ния вашего малыша с каж­дым разом ста­но­вятся все более плав­ными, чет­кими и скоординированными.

Источ­ник: сайт Развитие.ру

Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

27 марта 2020

Развитая мелкая моторика — это не только ловкие руки, умелые движения и красивый почерк, но и правильная речь. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся рядом в головном мозге. Когда мы тренируем моторику, речевой центр развивается вместе с ней.

Вот почему развитию мелкой моторики у детей так важно уделять внимание. И не только у детей: заниматься советуют и взрослым, которые хотели бы улучшить память, укрепить умственные и творческие способности. Кроме того, такие занятия будут полезны для нормализации тонуса мышц и профилактики болезней суставов.

Среди эффективных способов развития мелкой моторики рук: игры с маленькими предметами, рисование, рукоделие, пальчиковая гимнастика и массаж. Мы разберем комплекс упражнений с массажным мячом, который можно приобрести в аптеке.

Как выбрать мяч? Для ребёнка можно подобрать маленький мячик диаметром 3-5 см., а для взрослого подойдет мяч побольше, чтобы он занимал ладонь полностью, но его можно было удобно захватить пальцами.

Упражнения с мячом:

  1. Покатайте массажный мяч между ладонями вверх и вниз, пальцы важно держать вместе.
  2. Круговыми движениями покатайте мяч между ладонями.
  3. Возьмите мячик подушечками. Перебирая пальцами, прокручивайте его по направлению от себя.
  4. Удерживайте мяч подушечками пальцев обеих рук и надавите ими на мяч 4-6 раз.
  5. Снова возьмите мячик подушечками. Перебирая пальцами, прокручивайте его по направлению к себе.
  6. Возьмите мячик двумя руками, подкиньте на высоту 20—30 см и поймайте его. Повторите несколько раз.
  7. Зажмите мяч ладонями, пальцы сцепите над мячом в замок, локти разведите в стороны. Надавите на мяч 4-6 раз.
  8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

В конце можно немного размять мышцы рук. Положите одну руку на стол ладонью вниз, а второй круговыми движениями помассируйте мячом кисть, предплечье и плечо – двигайтесь снизу вверх. Сильно не давите на мяч и будьте осторожны.

При ежедневной тренировке мелкой моторики, результат не заставит себя ждать!

У занятий с массажным мячом есть противопоказания, в числе которых: воспаления и повреждения кожи, раны, ушибы, переломы и др.  Проконсультируйтесь с врачом.

Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

«Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»


Учитель-логопед  Волкова М. В.

 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.Сухомлинский

Современная логопедия как наука настолько многогранна, что многие приёмы логопедической работы используются не только в коррекционных учреждениях, но и для разностороннего развития детей в общеобразовательных детских садах, в домашних условиях. Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Насколько грамотно взрослый организует эту игру, настолько эта игра будет востребована ребёнком. Именно в организации интересного и, главное, компетентного подхода к обучающим играм незаменима роль некоторых логопедических форм работы. Одной из таких форм является развитие мелкой моторики пальцев рук. Этот раздел логопедии как никакой другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Связь мелкой моторики и ревой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В.Атакова-Фомина, Е.И.Исенина и др.). Они установили, что если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, А если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У большинства детей, имеющих нарушение речи, наблюдаются отставания движения пальцев рук от нормы: пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью, несогласованностью, некоординированностью.

Работая над мелкой моторикой, мы формируем  у ребёнка не только моторные функции пальцев рук, готовя его руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…» Именно поэтому трудно переоценить роль  игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые игры в русском фольклоре. И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.

Упражнения для развития мелкой моторики предлагаются детям в форме игры, они важны для ребёнка ещё и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения с взрослым. Фундамент успешного образования, и полноценного развития ребёнка как личности закладывается с первых дней жизни, поэтому совместно проведённое  с ребёнком время во время игр и занятий окупится в дальнейшем многократно.

 Возрастные критерии развития тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации

3-6 месяцев

Малыш направляет руки ко рту. Следит за движениями своих рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его. 

6-12 месяцев

Малыш развивает «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Ребёнок умеет перекладывать предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку.

1-2 года

Ребёнок держит два предмета в одной руке; чиркает «каракули» карандашом, переворачивае5т страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную.

2-3 года

Ребёнок умеет открывать ящики и опрокидывать содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает крупные бусы. Может крутить диск телефона. Рисует крестики по образцу. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную.

 

3-4 года

Ребёнок держит карандаш пальцами (не в кулаке), может копировать формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ловит катящийся к нему мяч. Застёгивает, расстёгивает крупные пуговицы.

4-5 лет

Ребёнок рисует карандашами и цветными мелками. Раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали), человечка (от 2 до 3 частей тела человека: голова, туловище, руки, ноги). Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей). Умеет завязывать шнурки, застёгивает и расстёгивает мелкие пуговки.

  5-6 лет

Ребёнок аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа печатным шрифтом. Дорисовывает недостающие детали в картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.

Ребёнку доступны вышивание, вязание, работа с мелким конструктором, с различными формами художественного творчества (лепка, конструирование, аппликация). В рисовании появляется большое количество мелко прорисованных деталей, ребёнок овладевает разными стилями работы, осваивает различные техники. Постепенно переходит от написания печатных букв к  буквам прописным. 

 Пальчиковый игротренинг

     Педагоги, использующие на своих занятиях игры с пальчиками, часто отмечают, что эффект от этих занятий не столь велик. Следует заметить, что при выполнении упражнений применяются в основном движения первых трех пальцев (большой, указательный и средний), а также смежной с ними частью ладони, которые и так постоянно активны и в быту,  и в общении. Но практически не используются движения безымянного пальца и мизинца. Также в этих упражнениях в основном используются движения захвата предмета, сжатия, напряжения, что приводит в свою очередь к повышению тонуса пальцев рук. И очень редко  — упражнения на растяжения пальцев, и практически никогда – на расслабления.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих – сжатия, растяжения и расслабления. Необходимо использовать изолированные движения каждого из пальцев.

Этим критериям полностью отвечает пальчиковый игротренинг. Методика пальчикового игротренинга  при минимальных временных затратах позволяет проводить целенаправленную систематическую работу по развитию внимания, речи, фантазии, развивает чувство ритма, учит управлять своим телом, тренирует мелкую моторику.

 Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому, для «включения» внимания, для снятия напряжения, для предотвращения писчего спазма.

 

Структура занятий с пальчиковыми играми и упражнениями.

Пальчиковые игры на занятиях играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

Занятия по пальчиковому  игротренингу занимают 10-20 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к предлагаемому материалу и запоминать предложенный объём информации.

1.    Создание положительного настроя на занятие, разминка — 3 минуты. На этом этапе можно вспомнить названия пальчиков, сделать лёгкую общую разминку кистей рук и разминку каждого пальчика. Для этого можно использовать как простое речевое сопровождение, так и стихотворные тексты. Например:

               В гости к пальчику большому

               Приходили прямо к дому:

               Указательный и средний, безымянный,

               И последний – сам мизинчик-малышок

               Постучался о порог.

               Вместе пальчики – друзья,

               Друг без друга им нельзя!

2.    Повторение «старых» игр и упражнений (1-2 игры) – 3-5 минут.

3.    Обучение новой игре и упражнению – 5-7 минут.

4.    Окончание занятия. На этом этапе очень важно поддержать у ребёнка положительный интерес к вашему совместному творчеству, желание продолжать  занятия.

 Занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными и результативными.

Такой подход позволяет:

·       Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей;

·       Совершенствовать психически процессы — внимание  и память,  тесно связанные с речью; активизировать мыслительные процессы.

·       Облегчить дошкольникам усвоение навыков письма, предупреждать дисграфию и дислексию, так как у детей с нарушение речи наблюдается недоразвитие мелкой моторики: неточность, недиференцированность произвольных, сознательных движений, трудности в выполнении тонких движений руками.

·       Устанавливать полный эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми.

·       Развивать зрительно-моторную координацию.

·       Развивать творчество и фантазию детей.

 Основой пальчикового игротренинга стали народные игры, потешки, приговорки, стихи, загадки. Пальчиковые игры очень эмоциональные, простые. Они как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность,  а также процессы происходящие в природе. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь немногие из них сопровождаются нерифмованным текстом.

Работу по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр лучше проводить в несколько этапов. На первом этапе предлагаются детям упражнения, не требующие большого усилия. В соответствии с принципом последовательности обучения первые упражнения даются для одной (ведущей) руки, а затем для двух рук с вовлечением всех пальцев.

На следующем этапе задания усложняются. Детям предлагаются упражнения, при выполнении которых необходимо произносить стихотворный текст.

 Для детей, имеющих нарушение звукопроизношения, проговаривание стихотворного текста одновременно с движением рук имеет ряд преимуществ: речь делается более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной.

Вся описанная выше работа по использовании пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки детей, но и помогает развивать их эмоциональную сферу, умение сопереживать, учит культуре общения, что является необходимым условием для воспитания культурного человека.

Детский сад №304 компенсирующего вида

Педагог-психолог:

Березина Л.В.

Развитие мелкой моторики у детей. Игры и упражнения.

 

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, что является мелкой моторикой, какие особенности она имеет и как правильно это делать.

 

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

  

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

 

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Вот некоторые из них:

 

Массаж ладошек


Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой

 

Бусы


Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

 

Рисование на песке


Насыпьте на поднос песок или крупу. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

 

Лепка


Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

 

Вырезание


Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

 

В кабинете психолога представлены вы можете познакомиться с комплексами игр на развитие мелкой моторики. Не забывайте, что игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

  

   

  

    

 

— Обучение ProSolutions

Мелкая моторика относится к мастерству небольших движений. Эта фраза обычно применяется к рукам, запястьям, пальцам рук и даже ногам. Правильные онлайн-классы CDA могут показать вам, как помочь вашим ученикам развить мелкую моторику различными способами.

Целеустремленная игра

На многих онлайн-курсах CDA вы узнаете, что мелкую моторику можно отточить с помощью игры. Например, складывание блоков требует мелкой моторики, как и рисование.Когда дети участвуют в этих занятиях, они не только получают удовольствие от игры, но и учатся. Чтобы совместить творческие способности и развитие мелкой моторики, вы можете предложить своим ученикам изучить глину или пластилин. Эти средства массовой информации представляют собой вечную классику, которая до сих пор привлекает детей, выросших в эпоху цифровых технологий. С помощью простого пластилина дети могут задействовать свои творческие способности и развить мелкую моторику, когда они лепят фигурки животных, создают другие изобретения или используют формочки для печенья.

Выставка ручной работы

Показ работ детей — еще один отличный способ поощрить их вкладывать средства в различные учебные мероприятия. С этой целью вы можете попросить учащихся использовать ножницы для вырезания фигур для коллажей, которые можно будет разместить в комнате на уровне детей. В качестве альтернативы, если ваши ученики недостаточно взрослые для ножниц, вы можете попросить их нарисовать фигуры, которые вы можете вырезать, или попросить их использовать свои мелкие моторные навыки для создания других произведений искусства, которые вы можете демонстрировать в классе.

CDA Онлайн-классы для мелкой моторики

Если вам нужны другие идеи, которые помогут учащимся развить мелкую моторику, возьмите один из онлайн-классов CDA, посвященных мелкой моторике. В зависимости от того, где вы находитесь на своем образовательном пути, вы можете использовать эти классы для получения учетных данных CDA или продления вашего CDA. В зависимости от возрастной группы, которую вы преподаете, вы можете выбрать занятия по мелкой моторике для младенцев, занятия по мелкой моторике для малышей или занятия по мелкой моторике для дошкольников.

Мелкая моторика у младенцев

Это часовой курс стоимостью 0,10 CEU, который поможет вам определить основные этапы развития мелкой моторики, а также поможет определить, как способствовать развитию мелкой моторики у детей в возрасте до 18 месяцев.

Мелкая моторика для малышей

Подобно младенческому курсу, это еще один из часовых онлайн-классов CDA стоимостью 0,10 CEU. В этом курсе вы исследуете основные этапы развития малышей и способы поощрения этого развития в классе.Уроки ориентированы на детей в возрасте от 18 месяцев до 3 лет.

Мелкая моторика для дошкольников

Этот заключительный курс посвящен развитию мелкой моторики и упражнениям для детей от трех до пяти лет. В этом классе вы изучите типичные вехи для этой возрастной группы и научитесь стимулировать развитие мелкой моторики. Кроме того, на курсе также будет представлена ​​информация об уроках письма для детей в раннем возрасте.

Чтобы узнать больше о мелкой моторике, крупной моторике или развитии в детстве в целом, зарегистрируйтесь на онлайн-классы CDA с ProSolutions Training или просмотрите наш онлайн-каталог, чтобы увидеть классы, которые мы предлагаем.

Что такое мелкая моторика | Разобрался

Если ваш ребенок борется с такими задачами, как письмо, рисование и использование ножниц, возможно, вы слышали, как люди упоминали термин мелкая моторика при описании задач. Но что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика — это способность совершать движения с помощью мелких мышц рук и запястий. Дети полагаются на эти навыки при выполнении основных задач в школе и в повседневной жизни.

Узнайте больше о навыках мелкой моторики и их влиянии на обучение.

Что такое мелкая моторика?

Мы используем мелкую моторику, чтобы делать небольшие движения. Эти движения настолько естественны для большинства людей, что мы обычно не думаем о них. Однако мелкая моторика сложна. В них задействованы скоординированные усилия мозга и мышц, и они построены на грубая моторика которые позволяют нам делать большие движения.

Мелкая моторика — это не особые обучающие навыки, такие как чтение или математика. Но они напрямую влияют на то, насколько хорошо дети могут учиться и показывать то, что они знают.Например, детям требуется мелкая моторика, чтобы обвести ответ в кружке на тесте, написать сочинение или ответ.

Детям необходимо развивать мелкую моторику, чтобы выполнять многие школьные задания. К ним относятся:

  • Держать мелок или карандаш

  • Рисовать изображения и писать аккуратно

  • Укладывать блоки и нанизывать бусины

  • Ножницы, линейки и другие инструменты

Проблемы с мелким моторика

Дети развиваются с разной скоростью.Но есть вехи, которые они обычно встречаются в определенном возрасте. Это включает в себя вехи мелкой моторики . Например, в возрасте 5 или 6 лет дети обычно могут копировать фигуры и буквы и использовать вилку и ложку с контролем. В 9 или 10 лет они обычно могут рисовать и использовать инструменты, такие как линейка, не слишком расстраиваясь.

Но некоторые дети долго борются с этими навыками. Постоянные проблемы с моторикой могут быть признаком расстройства координации развития (DCD), которое люди иногда называют диспраксией .Дети с дисграфия , разница в обучении, влияющая на письмо, также может иметь проблемы с мелкой моторикой.

Трудности с мелкой моторикой часто не выявляются до дошкольного возраста, когда учителя видят, что дети борются. Однако есть вещи, которые школы могут сделать, чтобы помочь.

Дети со слабой мелкой моторикой могут получить трудотерапия (OT) через IEP или 504 план . (Вы также можете оплатить частное ОТ или воспользоваться частным медицинским страхованием.) Еще один способ, которым школы могут помочь, — это предоставить размещение как ручки для карандашей и широкополосная бумага для письма.

Развитие мелкой моторики дома

Ваш ребенок может получить поддержку в школе, если мелкая моторика является проблемой. Но есть вещи, которые вы можете сделать дома, чтобы улучшить способности своего ребенка.

Развитие мелкой моторики через искусство

Каждый раз, когда вы забираете своего ребенка из Philly Art Center, вы, вероятно, наблюдали, как мы «опускаемся и пачкаемся» и очень весело проводим время.Может показаться, что это все, что мы делаем (и это хорошо), однако все, что мы планируем для вашего ребенка (детей), имеет гораздо большую цель.

Каждый урок рисования создается с учетом развития ребенка в целом… социального, познавательного, эмоционального и физического. Хотя художественный проект сам по себе важен, навыки, приобретенные в процессе создания искусства, позволят вашему ребенку добиться будущих успехов в школе и в жизни.

Одним из наиболее важных навыков, которые развиваются с помощью искусства, является развитие мелкой моторики.Во время уроков рисования маленькие мышцы пальцев, кистей и запястий вашего ребенка тренируются и укрепляются, что облегчает обучение письму.

Вы можете этого не осознавать, но контроль над движениями пальцев, используемый для лепки из глины и рисования пальцами, — это тот же контроль, который нужен ребенку, чтобы взять карандаш и писать. Без хорошо развитой мелкой моторики ребенку может быть трудно научиться писать или выполнять другие важные задачи, необходимые в школе, такие как перелистывание книг, вырезание, рисование и выдавливание клея из бутылки.

В Philly Art Center студенты приобретают ловкость, зрительно-моторную координацию, силу и гибкость, работая руками и пальцами со всеми видами предметов и материалов.

Рвание и скручивание бумаги, скручивание, сжимание и скручивание моделей, открытие и закрытие банок с клеем, продевание очистителей труб в отверстия, зажимание глины в горшках, повышение ловкости с помощью кистей разного размера, заправки бусинок, создание трехмерных творений… все это все это способы, которыми мы поощряем ваших детей тренировать пальцы, руки и запястья.

10 советов по развитию мелкой моторики дома:

  1. Домашнее пластилин или тесто для настоящего печенья для скручивания, скручивания и выжимания
  2. Подавайте пищу, которую дети должны брать с рук, например изюм, осторожно подбирать
  3. Нить бусинки или лапшу с нитками или проволокой для изготовления ожерелий закройте контейнеры крышками
  4. Практикуйтесь с ножницами
  5. Играйте с куклами
  6. Постройте из маленьких кубиков
  7. Налейте жидкость в чашки
  8. Протрите стол губкой и выдавите ее, когда закончите
  9. Научите играть пальцами песни типа «Где? is Thumbkin » (или запишитесь на уроки музыки для малышей и малышей с Учителем Фрэнком!)

Развитие мелкой моторики у детей

Чем отличается программа развития мелкой моторики GriffinOT?

Наша онлайн-программа на основе видео уникальна.Он был тщательно разработан, чтобы дать взрослым простые для понимания знания о том, как развиваются мелкие моторные навыки (FMS). По каждому виду деятельности есть как обучающие, так и обучающие видео. Мы «показываем» взрослым, как правильно выполнять каждое действие и как замечать ошибки, которые могут совершать дети.

Еще одним уникальным аспектом нашей программы является то, что мы структурировали ее по модульному принципу, чтобы ее можно было легко адаптировать к способностям отдельных детей. Мы разработали процесс, чтобы помочь взрослым определить, с какого из шести разных разделов ребенок должен начать.У каждого вида деятельности есть ожидаемая цель, которая помогает взрослым определить, когда перевести ребенка на новый вид деятельности, потому что они добились успеха в более простых занятиях. Это также помогает показать успехи ребенка в развитии FMS.

Что особенного в нашей онлайн-программе?

Первое большое отличие нашей программы состоит в том, что для каждого действия в программе есть обучающее видео. Эти видео показывают, как правильно выполнять упражнения. В видеороликах также показано, чего следует избегать, когда ребенок выполняет задания.Мы считаем, что эта информация имеет важное значение для обеспечения правильного выполнения упражнений и получения максимальной пользы от мелкой моторики. Каждый FMS содержит советы о том, как сделать его проще и сложнее, чтобы вы могли адаптировать его для конкретного ребенка. Кроме того, есть обучающие видеоролики, в которых описываются навыки, развиваемые в каждом разделе программы.

«Включает обучающее видео для каждого действия в программе».

Второе отличие нашей программы состоит в том, что вы можете адаптировать ее к способностям каждого отдельного ребенка.Мероприятия разделены на шесть различных разделов. У каждого действия есть ожидаемая цель. Это позволяет вам перевести ребенка на новое занятие, как только он добьется успеха с более легкими занятиями. В результате ребенок не остается выполнять тот же набор действий, пока его программа не будет (или во многих случаях не пересмотрена). Это позволяет взрослым изменять программу ребенка по мере улучшения его навыков. Это также означает, что если ребенку нужно больше времени уделять определенному занятию, чтобы добиться в нем успеха, они могут это сделать.

«Вы можете адаптировать каждое занятие к способностям каждого отдельного ребенка».

Есть ли дети, которые не могут получить доступ к программе?

Программа не предназначена специально для детей с определенным неврологическим заболеванием, например церебральным параличом, вызывающим затруднения с ФМС. Однако его можно использовать с этими детьми, если взрослые понимают, что они могут не выполнять все действия и их прогресс может быть медленнее.Эти дети также могут получить дополнительную поддержку от терапевта, даже если они получают доступ к программе.

Программа не рекомендуется детям с дегенеративными заболеваниями, например, с мышечной дистрофией.

Какие уровни программы?

Могу я посмотреть образец программы по развитию мелкой моторики?

Да! Если вы хотите увидеть, как работает программа FMS, вы можете подписаться на нее, нажав кнопку ниже. Это даст вам представление о структуре программы.Это также покажет вам, как наши программы могут быть правильным решением, чтобы помочь вам поддержать ваших детей.

Часто задаваемые вопросы

Как насчет поддержки держателя карандаша?

У нас также есть специальная программа, которая помогает разобраться с карандашом. Вы можете узнать больше здесь .

В чем преимущество школьного пакета?

Школьный пакет включает доступ ко всем четырем уровням программы для пяти сотрудников в течение 12 месяцев. Для школ это более рентабельный способ приобретения программы, чем покупка отдельных уровней на короткие периоды времени.

Таблица развития мелкой моторики — Развитие чувства ребенка

<Вернуться к таблицам развития ребенка

Мелкая моторика — это навыки пальцев и рук, такие как письмо, резка, открытие ланч-боксов и завязывание шнурков. Развитие этих навыков зависит от соответствующего возрасту развития физических навыков (таких как контроль корпуса и сила плеч), обеспечивающих стабильную основу, с которой рука и кисть затем могут двигаться с контролем.

Примечание: каждый этап разработки предполагает, что предыдущие этапы были успешно достигнуты.

Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили невыполненные навыки в возрасте до их текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).

Возраст Основные этапы развития Возможные последствия , если основные этапы не достигнуты
0-6 месяцев
  • Рефлексивный захват (при рождении)
  • Глобальный неэффективный охват для объектов (3 месяца)
  • Добровольный захват (3 месяца)
  • Двуручный ладонный захват (3 месяца)
  • Ладонный захват одной рукой (5 месяцев)
  • Контролируемый охват (6 месяцев)
  • Плохое развитие и контроль мышц
  • Возможность самостоятельной игры с задержкой
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами
6-12 месяцев
  • Тянется, хватает, засовывает предмет в рот
  • Контролируемый выпуск объектов
  • Статический захват клещей (большой и один палец)
  • Поднимает предметы клещами (большой и один палец)
  • Передает предметы из рук в руки
  • Подбирает игрушки
  • Слабое развитие силы кисти и пальцев
  • Плохое обращение с предметами, приводящее к задержке игровых навыков
  • Задержка сенсорного развития из-за отсутствия сенсорного игрового опыта
1-2 года
  • Строит башню из трех небольших блоков
  • Ставит четыре кольца на палку
  • Устанавливает пять колышков в перфорированную доску
  • Перелистывает две или три страницы книги за раз
  • Каракули
  • Поворотные ручки
  • Рисует всем движением руки, сдвигает руки, наносит мазки
  • Самостоятельная подача с минимальной помощью
  • Возможность использования подписи для связи
  • Подносит ложку ко рту
  • Держит и пьет из чашки самостоятельно
  • Слабое развитие силы кисти и пальцев
  • Отложенные навыки самостоятельной игры
  • Задержка развития навыков самообслуживания (например, приема пищи)
  • Отложенные навыки манипуляции
2-3 года
  • Нити четыре большие бусины
  • Переворачивает отдельные страницы книги
  • Ножницы с ножницами
  • Держит мелок большим и пальцами (не кулаком)
  • Постоянно использует одну руку в большинстве дел
  • Имитирует круговые, вертикальные и горизонтальные штрихи
  • Рисует кистью, рисует точки, линии, круговые мазки
  • Раскатывает, толкает, выжимает и вытягивает пластилин
  • Кушает без посторонней помощи
  • Отложенные навыки самообслуживания (например, прием пищи)
  • Отложенное развитие навыков перед написанием текста
  • Отсроченное манипулирование мелкими предметами, такими как игрушки, карандаши и ножницы
  • Отчаяние при манипулировании маленькими игрушками и предметами
3-4 года
  • Строит башню из девяти небольших блоков
  • Копии по кругу
  • Имитирует крест
  • Манипулирует глиняным материалом (скатывает шарики, лепит змей, печенье)
  • Использует недоминантную руку для помощи и стабилизации использования предметов
  • Обрезает бумагу ножницами
  • Отложенное развитие навыков перед написанием текста
  • Разочарование и / или уклонение от выполнения карандашных задач
  • Плохой хват и контроль карандаша
  • Плохие навыки самообслуживания (например, прием пищи)
  • Отложенные навыки рисования
4-5 лет
  • Непрерывная резка
  • Копии крестика
  • Копии квадратные
  • Записывает имя
  • Записывает числа 1-5
  • Копии писем
  • Ручка устоявшаяся
  • Самостоятельно одевается и раздевается
  • Затруднения при удержании карандаша и манипулировании им
  • Трудности при обучении написанию имени и других букв алфавита
  • Зависимость от опекунов в повседневной деятельности, например, в одевании
  • Разочарование и / или уклонение от выполнения карандашных задач
5-6 лет
  • Вырезает простые формы
  • Копии треугольника
  • Цвета внутри линий
  • Захват карандаша с тремя пальцами и движение пальцами
  • Соответствующие пасты и клеи
  • Может рисовать простые картинки
  • Трудности при обучении правильно составлять буквы и цифры
  • Плохой почерк
  • Трудности демонстрации академических способностей на бумаге
  • Усталость при выполнении карандашных задач
  • Разочарование и / или уклонение от выполнения карандашных задач
6-7 лет
  • Формирует большинство букв и цифр правильно
  • Пишет последовательно по строкам
  • Демонстрирует контролируемое движение карандаша
  • Хорошая выносливость для письма
  • Может самостоятельно строить Lego, K’nex и другие блоки.
  • Самостоятельно завязывает шнурки
  • Трудности с записью идей на бумаге
  • Усталость при выполнении задач по письму
  • Трудности с успеваемостью в классе из-за медленной скорости письма
  • Плохая разборчивость почерка
  • Может повлиять на самооценку при сравнении работы с коллегами
  • Возможное разочарование и / или трудности в поведении из-за уклонения от задач, основанных на карандаше
7-8 лет
  • Сохраняет разборчивость почерка на всем протяжении истории
  • Затруднения при выполнении задач по рукописному вводу
  • Усталость при выполнении задач по письму
  • Низкая успеваемость из-за трудностей с изложением идей на бумаге
  • Трудности, связанные с уклонением от выполнения карандашных задач

Эта таблица была разработана, чтобы служить в качестве функционального скрининга навыков развития для каждой возрастной группы.Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированные исследования.

Информация в этой таблице была собрана на протяжении многих лет из различных источников. Эта информация была затем сформирована годами клинической практики, а также терапевтическими консультациями с воспитателями детских, дошкольных и школьных учителей в Южной Австралии по вопросам развития навыков, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был подвергнут дальнейшим изменениям в связи с необходимостью для детей и их учителей соответствовать функциональным требованиям A ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ), которые не всегда совпадают со стандартизованными исследованиями.

Вехи развития мелкой моторики

0-6 месяцев
  • Рефлексивный захват (при рождении)
  • Глобальный неэффективный охват для объекты (3 месяца)
  • Добровольный захват (3 месяца)
  • Двуручный ладонный захват (3 месяца)
  • Ладонный захват одной рукой (5 месяцев)
  • Контролируемый охват (6 месяцев)
  • Плохое развитие мышц
  • Возможность самостоятельной игры с задержкой
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами
6-12 месяцев
  • Тянется, хватает, засовывает предмет в рот
  • Контролируемый выпуск объектов
  • Клещи захват
  • Поднимает вещи клещами (большой и один палец)
  • Передает предмет из одной руки в другую
  • Бросает и забирает игрушку
  • Плохое развитие мышц
  • Отложенная возможность самостоятельной игры
  • Задержка сенсорного развития из-за задержки взаимодействия с игрушками и другими сенсорными объектами
1-2 года
  • Строит башню из трех небольших блоков
  • Накладывает четыре кольца на палку
  • Устанавливает пять колышков в пергамент
  • .
  • Перелистывает две или три страницы за раз
  • Каракули
  • Поворотные ручки
  • Рисует всем движением руки, сдвигает руки, наносит мазки
  • Самостоятельное кормление с минимальной помощью
  • Возможность использовать подписи для связи
  • Подносит ложку ко рту
  • Самостоятельно держит и пьет из чашки
  • Плохое развитие силы кисти и пальцев
  • Отложенные навыки самостоятельной игры
  • Задержка развития навыков самообслуживания, таких как прием пищи
  • Навыки отложенной манипуляции
2-3 года
  • Струны четыре большие бусины
  • Перелистывание отдельных страниц
  • Ножницы с ножницами
  • Держит мелок большим и пальцами (не кулаком)
  • Постоянно использует одну руку в большинстве занятий
  • Имитирует круговые, вертикальные, горизонтальные штрихи
  • Рисует кистью, рисует точки, линии, круговые мазки
  • Раскатывает, толкает, отжимает и вытягивает пластилин
  • Ест без посторонней помощи
  • Отложенные навыки самообслуживания, такие как прием пищи
  • Отложенное развитие навыков перед написанием
  • Отсроченное манипулирование мелкими предметами, такими как игрушки, карандаши и ножницы
  • Разочарование при манипулировании маленькими игрушками и предметами
3-4 года
  • Строит башню из девяти маленьких блоков
  • Копии круга
  • Имитирует крест
  • Манипулирует глиняным материалом (скатывает шарики, лепит змей, печенье)
  • Использует недоминантную руку для помощи и стабилизации использования предметов
  • Обрезает бумагу ножницами
  • Отложенное развитие навыков перед написанием
  • Разочарование и / или уклонение от выполнения карандашных задач
  • Плохой хват и контроль карандаша
  • Плохие навыки самообслуживания, например, есть
  • Отложенные навыки рисования
4-5 лет
  • Режет непрерывно на линии
  • Копии крестиков
  • Копии квадратные
  • Пишет имя
  • Записывает числа 1-5
  • Копии писем
  • Ручка устоявшаяся
  • Самостоятельно одевается и раздевается
  • Затруднения при удержании и обращении с карандашом
  • Трудности в обучении написанию имени и других букв алфавита. Зависимость от лиц, осуществляющих уход, в повседневной деятельности, такой как одевание
  • Разочарование и / или уклонение от задач, основанных на карандаше
5-6 лет
  • Вырезает простые формы
  • Копии треугольника
  • Цвета внутри линий
  • Использует трехпалую хватку карандаша и использует пальцы для создания движения
  • Пасты и клеи соответственно
  • Может рисовать простые картинки
  • Трудности научиться правильно составлять буквы
  • Плохой почерк
  • Трудности демонстрации академических способностей на листе
  • Усталость при выполнении карандашных задач
  • Разочарование и / или уклонение от задач, основанных на карандаше
6-7 лет
  • Формирует большинство букв и цифр правильно
  • Пишет стабильно на строках
  • Демонстрирует контролируемое движение карандаша
  • Хорошая выносливость для письма
  • Может самостоятельно строить Lego, Knex и другие блоки
  • Завязать шнурки
  • Трудности с записью идей на бумаге
  • Усталость при выполнении задач по письму
  • Сложно успевать в классе из-за медленной скорости письма
  • Плохая разборчивость почерка
  • Может повлиять на самооценку при сравнении работы с коллегами
  • Возможное разочарование и / или трудности с поведением из-за уклонения от задач, основанных на карандаше
7-8 лет
  • Сохраняет разборчивость почерка на протяжении всей истории
  • Затруднения при выполнении задач по письму от руки
  • Усталость при выполнении задач по письму
  • Плохая успеваемость из-за трудностей с изложением идей на бумаге
  • Трудности из-за отказа от задач с карандашом

Мелкая моторика: от рождения до 2 лет

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика, обычно рассматриваемая как движение и использование рук и верхних конечностей, включает в себя дотягивание, хватание и манипулирование объектами руками.Мелкая моторика также включает зрение, особенно зрительную моторику, которую часто называют зрительно-моторной координацией. Зрительно-моторные навыки необходимы для координации рук, ног и остального тела.

Разница между крупной и мелкой моторикой связана с задействованными мышцами. К крупной моторике относятся большие мышцы, а мелкая моторика — к более мелким мышцам. Младенцам и малышам требуется много времени для игр и практики, чтобы развивать эти маленькие мышцы, необходимые для управления мелкой моторикой.Узнайте больше обо всех этапах развития по возрасту.

Основные этапы развития: занятия для младенцев и детей ясельного возраста, направленные на развитие мелкой моторики

Это список мелкой моторики, которую дети должны продемонстрировать в возрасте от 0 до 2 лет.

0-3 месяца
  • Приносит руки ко рту
  • Перемещает руки
  • Может качать руками игрушки
  • Руки начинают открывать более

3-6 месяцев
  • Удерживает небольшие предметы в руке (без большого пальца руки)
  • Держит руки вместе
  • Тяги для игрушек обеими руками
  • Толкается на руках, когда лежит на животе
  • Коротко держит игрушку как погремушку
  • Слежит за объектами глазами во всех направлениях

6-9 месяцев
  • Трясет и хлопает погремушки
  • Подносит игрушки ко рту
  • Использует захват
  • Передает предметы из одной руки в другую
  • Держит руки открытыми и расслабленными большую часть времени
  • Появляется возможность брать небольшие продукты, такие как Cheerios

9-12 месяцев
  • Возможна добровольная сдача объекта
  • Отдает игрушку опекуну, когда его просят
  • Стреляет двумя игрушками вместе
  • Перелистывает страницы книги на несколько страниц за раз
  • Начинает складывать предметы в контейнер
  • Указывает на объекты
  • Стеки 2 блока

12-18 месяцев
  • Хлопает в ладоши
  • Помещает предметы и игрушки в контейнеры
  • Волны на прощание
  • Играет обеими руками
  • Может изолировать указательный палец при закрытых других пальцах
  • Каракули карандашом
  • Начало использования ложки и чашки

18-24 месяца
  • Можно построить блочную башню из 3-4 блоков
  • Накладывает кольца на укладчик колец
  • Перелистывает страницы книги по одной
  • Начинает держать мелки кончиками пальцев и большим пальцем

от 2 до 5 лет

Дополнительные способы помочь младенцам развить мелкую моторику

Вы можете помочь своему ребенку развить МОТОРНЫЕ НАВЫКИ:
  • «Время живота»… Важным понятием в развитии моторики детей в возрасте 0–2 лет является так называемое «умение лежа».«Лежание лежа на животе; многие терапевты называют это« временем на животе ». Маленькому ребенку необходимо проводить время в игре« лежа ». Время на животик помогает развить контроль осанки и силу, чтобы обеспечить стабильность рукам и пальцам. Эта стабильность ядра помогает способствуют развитию мелкой моторики.Основные навыки мелкой моторики развиваются с помощью крупной моторики, такой как игра лежа, переворачивание, сидение и ползание.

Ребенок 3–6 месяцев учится отжиматься на локтях в положении лежа и в конечном итоге может отжиматься на руках.Эти упражнения являются началом стабилизации плеч и развития свода рук, которые позже используются для силовых и координационных действий, таких как бросок мяча, или точных действий, таких как письмо карандашом.

Tummy time также позволяет использовать время на полу и ограничивает время, проведенное в таком оборудовании, как шезлонги, детские кресла или качели.

Поскольку развитие зрения и осязания важно для развития моторики, дети должны уметь видеть и чувствовать то, что находится в их руках, чтобы взаимодействовать с объектами или манипулировать ими.

Узнайте больше о том, как время на животик может помочь вашему ребенку

Помогите своему младенцу развить ВИЗУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:
  • Подбираемся ближе … Маленькие дети любят смотреть на лица. Лицо родителей очень выразительно и контрастно, что побуждает детей сосредоточиться и использовать свои визуальные навыки. Расположите лицо на расстоянии около 12 дюймов от лица ребенка. Пойте, говорите и корчите глупые рожи!
  • Выбор цвета… Когда младенцам исполняется 3-6 месяцев, они начинают получать удовольствие от предметов с увеличивающимся цветом. Трехмесячным детям часто нравятся «холодные цвета» — лимонно-желтый, голубой и салатовый. Шестимесячные дети готовятся к более ярким цветам — ярко-розовому, красному и оранжевому.
  • Представление вашего ребенка различным и обогащающим визуальным окружениям … Если у вас обычно есть детское кресло в берлоге, попробуйте другие комнаты, чтобы у вашего ребенка был другой вид. Если вы часто носите ребенка в колыбели по дому, чередуйте и носите ребенка на уровне плеч, чтобы он мог смотреть на мир с вертикальной позой головы.

Помогите своему младенцу развить СЕНСОРНЫЕ НАВЫКИ by:
  • Включите несколько органов чувств… Взаимодействуя с ребенком, запомните все чувства: осязание (тактильное), движение (вестибулярное), осознание тела (проприоцептивное), зрение, обоняние, слух и вкус. Коврики для игр с разной текстурой и книги на ощупь предлагают разные тактильные ощущения. Раскачивание, покачивание и легкое подпрыгивание обеспечивают разнообразные движения.Как упоминалось ранее, использование игрушек разного цвета и игра в разных условиях дает разные визуальные впечатления. Использование лосьонов с легким запахом или запах садовых трав может стимулировать обоняние. Прослушивание музыки и игра на инструментах — хорошие способы обеспечить слуховой вход. Как только ваш ребенок будет есть разнообразную твердую пищу, примерно в возрасте пяти-шести месяцев, экспериментирование с различными вкусами, текстурами и цветами — отличный способ расширить его кулинарный (и сенсорный) кругозор.
  • Расположение … Наши чувства зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния развиваются у маленького ребенка. У нас также есть «позиционное чувство»; это помогает нам определить, движется ли наше тело и где мы находимся в пространстве (сидим или лежим на животе). Именно из-за этого позиционного чувства малыши любят, когда их качают. Чтобы помочь им создать более удобную среду, чередуйте покачивание с покачиванием, попробуйте разные кресла-качалки и измените положение ребенка — закутанный в одеяло, вертикально у вас на плече или лежа на животе у вас на коленях.Гуляйте с малышом в переноске или рюкзаке для стимуляции.
  • Массаж .
alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *