8 игр для развития мелкой моторики
Точные и хорошо скоординированные движения пальцев влияют на развитие мышления и речи ребёнка. Но обычные упражнеения — это скучно, так что будем играть!
Успешность будущего первоклассника складывается из многих показателей. Один из них — это развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий нервной системы, зрения, внимания, памяти и восприятия ребенка. Она включает большое количество разнообразных движений: от самых простых (например, захват игрушки) до очень сложных (например, письмо и рисование).
Развивать мелкую моторику нужно с рождения. Младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывайте о развитии элементарных навыков самообслуживания: пусть ребёнок самостоятельно застёгивает и расстёгивает пуговицы на своей одежде, завязывает шнурки и так далее. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Большой эффект в развитии моторики дают:
• конструирование и выполнение аппликаций из различных материалов — бумаги, картона, ткани;
• работа с различными видами конструктора;
• игры с сыпучими продуктами или мелкими деталями;
• дорисовка элементов рисунка или узора, штриховка;
• лепка.
Число заданий в занятии зависит от потребностей ребёнка и его возможности сосредоточиваться. Успешно выполняя с каждым разом всё более сложные задания, он будет испытывать гордость за собственные достижения, станет более уверенным в своих силах.
Важно помнить, что время занятия не должно превышать 15−20 минут, а рабочее место ребёнка должно быть правильно организовано.При выполнении упражнений просите ребёнка давать полные, развёрнутые ответы. Он должен уметь объяснить, почему считает правильным данный вариант выполнения задания, есть ли другие способы выполнить предложенные задания.
Распечатайте задания и предложите ребенку выполнить их.
Обведи пунктирную линию, не отрывая карандаш от бумаги (подходит для возраста 3−4 года)
Проведи линию по середине тропинки (подходит для возраста 4−5 лет)
Обведи рисунки точно по линиям, начиная от стрелочки (подходит для возраста 4−5 лет)
Сделай поделку из пластилина (подходит для возраста 4−5 лет)
Нарисуй по клеточкам (подходит для возраста 5−6 лет)
Игры с крупой (подходит для возраста 5−6 лет)
Игры с бумагой (подходит для возраста 5−6 лет)
Театр теней (подходит для возраста 5−6 лет)
Не забывайте хвалить! Каждое выполненное упражнение — это его маленькая победа.
Читайте также:
Игры с камешками: 7 классных идей
Почему так полезно рисование песком?
Весёлые настольные игры для всей семьи
Фото: zlikovec/Shutterstock.com, архив пресс-службы
Развитие мелкой моторики у детей — игры для ребенка в любом возрасте
Молодые родители, изучающие критерии развитии здорового ребенка, признанные нормой для того или иного возраста, неизменно сталкиваются с вопросом — как в игровой, увлекательной форме помочь ребенку развить мелкую моторику рук. Наряду с речевыми и двигательными навыками мелкая моторика служит «мостиком», связывающим ребенка вначале с окружающим микромиром, затем — с социумом.
Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?
Речь идет о точной слаженной деятельности пальчиков и всей детской ручки, управляемой нервной системой, мозгом, органами зрения. Иначе говоря, это навык манипулирования маленькими предметами посредством только мелких мышц конечностей.
С первых дней жизни малыша ему предстоит развивать не только крупную моторику — учиться ходить, прыгать, поворачиваться, но и сенсорику — открывать для себя тактильность, зрение, вкус, слух. Одновременно малыш осваивает мелкую моторику, знакомясь с окружающими предметами посредством кончиков пальцев.
Первые навыки развиваются по следующей цепочке:
- через расположенные на кончиках пальцев многочисленные нервные окончания информация о предметах поступает в головной мозг ребенка в виде импульсов;
- полученная информация подкрепляется зрительными, слуховыми, обонятельными сигналами;
- собранные воедино сигналы преобразуются в сознании малыша в предметное знание или представление.
Вслед за совершенствованием навыков мелкой моторики развиваются способности ребенка к чтению, рисованию, письму, логическому мышлению.
Взяв на себя руководство по последовательному непрерывному обучению малыша работе руками, родители стимулируют как его первые шаги к самообслуживанию, так и память, адекватное восприятие окружающего мира, способность к вниманию и сосредоточению, провоцируют любознательность и стремление систематизировать знания.
Последовательность развития моторных навыков
С первых дней жизни малыш стремится развлечь себя ловкостью пальчиков: рассматривает их, сжимает и разжимает, захватывает игрушку, понравившийся предмет. В 3 года «маячком» взросления моторики становится способность управиться с карандашом, в 6 — умение выводить буквы.
Тонкую моторику, иначе говоря, развитие детских пальчиков, нельзя пускать на самотек. Иногда родители полагают, что достаточно окружить ребенка небольшими игрушками, которые он освоит самостоятельно, произвольно тренируя мышцы кисти. Однако опытные педагоги и психологи советуют приобретать профильные развивающие игрушки, которые не просто поражают красочностью и обилием звуков, а развивают ловкость пальцев и кистей рук, требуют повторения движений, необходимых для коммуникации и обучения.
Младший дошкольный возраст — этап, когда формируется диапазон обучаемости малыша.О слабом развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста свидетельствуют следующие особенности:
- отсутствие навыков рисования, лепки, складывания пазлов и миниатюрных конструкторов;
- неспособность принять темп изложения материала в старшей группе в детском саду;
- невосприятие нового материала;
- трудности в овладении чтением;
- неумение чертить прямые линии, воспроизводить показанные цифры и буквы;
- трудности с созданием композиционного цветного рисунка.
Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой начинают говорить позже своих сверстников: это первый тревожный сигнал, свидетельствующий о необходимости игровых программ с использованием профильных игрушек и игр, которые развивают координацию и мелкие мышцы конечностей.
Методы и игры для интенсивной разработки конечностей
Способы развития мелкой моторики различаются сообразно возрасту малышей и детей дошкольного возраста.
Аксиома — дети предусмотрительных родителей выполняют упражнения, тренирующие тонкие мышцы, с самого рождения. Это всевозможные игры с акцентом на тактильность, а также:
- домашний массаж кистей и пальцев;
- игры с подручным материалом, который несложно собрать дома: крупными бусами, объемными пуговицами, стеклянными и натуральными камешками;
- выполнение пальчиковой гимнастики, в том числе, игры с пальчиковыми куклами;
- штрихование карандашом;
- лепка из пластилина и теста.
Трехлетнего малыша несложно заинтересовать конструктором с крупными элементами, большими пазлами, пальчиковыми красками, альбомами раскрасок, созданием аппликаций с использованием безопасных ножниц.
Стоимость таких многофункциональных песочниц доступная, дизайн ориентирован на оформление детской комнаты, а безопасность игры с песком, вкупе с простотой уборки, не вызывает нареканий родителей.
Приобретать подобные приспособления можно уже годовалым детям — при условии активного участия родителей в возне с разноцветным песком, что, впрочем, мамам и папам очень нравится, занятия с цветным песком вызывают положительные эмоции и позволяют настроить ребенка на спокойный лад.
Однако прежде чем приобрести конструкторы, пазлы, домашнюю песочницу, следует подготовить ручки ребенка с знакомству с игровыми предметами.
Развиваем мелкую моторику рук у детей с использованием подручных средств
Прежде, чем в арсенале малыша появятся пальчиковые краски и кинетический песок, следует потренировать тактильность ручек специальными массажными упражнениями.
Алгоритм массажа кистей и пальчиков малыша прост, непродолжителен, заняться им родители могут в любое время. Важно лишь следить за реакцией малыша: тактильное воздействие должно ему нравится. Если ребенок закапризничал, попытался убрать ручки, — массаж лучше прервать.
Комплекс гимнастики для ручек малыша состоит из простейших упражнений:
- нежно и медленно потягиваем пальчики малыша;
- поочередно поглаживаем каждый пальчик;
- совершаем круговые движения каждым пальчиком по отдельности в одну сторону, затем в другую;
- массируем ладошку, затем тыльную сторону;
- постукиваем собственным пальцем по ладошке малыша, надавливаем на нее, загибаем и разгибаем детские пальчики.
Упражнения предлагаются малышу не сразу, а постепенно, с добавлением нового упражнения в перечисленной последовательности с интервалом в месяц.
Когда пальчики окрепнут для самостоятельного захвата и перемещения предметов, знакомим его с многообразием занятий с предметами. Орехи, желуди, катушки из-под ниток можно катать не только по столу, но и между ладонями, смещать от кончиков пальцев к локтю, по тыльной стороне кисти.
Тактильное удовольствие малыша от таких действий безгранично, особенно, когда он еще не активен в ползании и ходьбе, потому вынужден находить новые развлечения на ограниченном пространстве.
Грамотные покупки: что следует приобретать малышу для развития мелкой моторики
Сегодня магазины игрушек и развивающих игр соревнуются в изобилии ассортимента. Психологи и медики рекомендуют приобретать возрастные игрушки, предназначенные как для разнообразия досуга малыша, так и для тренировки мелких мышц конечностей.
В первую очередь мы рекомендуем:
- для детей возрастом 1-2 лет: пальчиковые игры и краски, мягкие игрушки для валяния, тесто для лепки, сортеры и пирамидки, аппликационные пазлы из гибких резиновых составов;
- 2-3 года: кубики, пластилин, лего из крупных элементов, сборные комплекты для создания композиций из безопасных элементов, соединенных шнуровкой либо собранных в рамку-каркас, наборы для игр с водой; машинки и куклы — объемные, с деталями, которые можно прикрутить, снять либо расстегнуть;
- 4-5 лет: цветные карандаши, готовые наборы для аппликаций и оригами, песочница для игр с кинетическим песком;
- 6-7 лет: мелкая мозаика, конструкторы с большим количеством миниатюрных деталей.
Своеобразными дополнительными «тренажерами» могут стать коробки с плотно закрывающими пластиковыми крышками.
Как правило, картонные упаковки конструкторов, мозаик, пазлов, материалов для творчества быстро приходят в негодность. Предложив ребенку в качестве контейнеров для хранения боксы для ланча и даже ведерки из-под продуктов, вы поставите его перед необходимостью регулярно «отстегивать» тугую крышку, чтобы достать игру, и тем самым разрабатывать пальчики.
Домашняя песочница для кинетического песка — лидер родительских симпатий
Лучшие развивающие игры для детей — универсальные. Это означает разновекторную направленность игрового материала, соприкосновение с которым вызывает положительные тактильные и зрительные эмоции, предоставляет возможность построения сюжета игры, провоцирует воображение. Важна и вовлеченность в игру родителей, которые не отбывают повинность, играя с крохой, а получают глубинное медитативное удовольствие, — такое же, как от вязания или рыбалки.
Пример такого игрового материала — кинетический песок. Швейцарская разработка представлена в магазинах как оригинальными комплектами, так и российскими аналогами. Кинетический песок изготовлен из кварцевого песка и мельчайшего силикона и тождественен по свойстам песку из дворовой песочницы, — с той разницей, что играть с ним можно дома, без риска намусорить и испачкаться, с возможностью варьировать игры.
Домашняя песочница для игр с таким материалом служит одновременно партой с грифельной столешницей, мобильным письменным столом с выдвижными коробами для хранения игрушек и принадлежностей, собственно песочницей с подсветкой.
Стоимость песочницы варьируется в зависимости от ее дополнительного фукционала. Наборы песка представлены в разных объемах и палитрах.
Пушистый, рыхлый песок приятен на ощупь. Вариантов игр с песком множество:
- пальчиковое рисование;
- сюжетные квесты с использованием небольших кукол и машинок, созданием карт, поиском кладов, составлением похожих композиций с небольшими отличиями;
- строительство и лепка: благодаря специфики волокон песка созданные фигурки и здания устойчивы и сохраняют форму.
Играть с песком можно любым составом: малыш, малыш и взрослый, с другом, с группой детей. Новый песок в большем объеме можно приобрести в процессе взросления малыша, когда в доме появляются товарищи по играм.
Занятия по развитию мелкой моторики. Курс «Меломастер»
Если человек, не знакомый с принципами коррекционно-развивающей работы, в первый раз придёт на занятие в группу «Меломастер», он может задать вопрос: зачем вообще лепить, месить глину, дифференцировать крупы и доставать предметы из воды с детьми, у которых проблемы с речью или поведением?
Мы ответим: развитие мелкой моторики – важнейшая составляющая общего развития ребёнка. Мелкая моторика неразрывно связана с центральной нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием человека. Уже давно доказано, что развитие мелкой моторики оказывает огромное влияние на развитие речи, из-за того, что речевые и моторные центры расположены в мозге очень близко друг к другу. Так, при стимуляции некоторых моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Также занятия по развитию мелкой моторики увеличивают усидчивость и внимательность ребёнка, что особенно важно для детей с поведенческими нарушениями.
Именно по этим причинам необходимо уделять должное внимание развитию мелкой моторики.
На курсе «Меломастер» мы создали специальную систему, которая сочетает игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
На курсе мы помогаем детям развивать:
-
умение производить точные движения кистью и пальцами рук,
-
координированную работу рук со зрительным восприятием,
-
навыки работы в команде,
-
творческую активность, пространственное мышления, фантазию,
-
навыки исполнительского мастерства.
Курс «Меломастер» включает в себя:
— занятия с кинетическим песком,
— занятия с водой,
— занятия с глиной/пластилином,
— занятия с пальчиковыми куклами,
— занятия с крупами,
— занятия с дополнительным сенсорным материалом (ароматическими мешочками, звуковыми карточками и т.д.).
Как это влияет на речь?
Мы построили программу таким образом, что параллельно работе с сенсорным материалом, мы обогащаем пассивный и активный словарный запас детей, соотносим игры на развитие мелкой моторики с лексическим материалом. Наш опыт показывает, что такой способ работы не только развивает координацию движений рук, но и совершенствует память, внимание, учит согласовывать движения и речь.
Кому подходит программа?
Так как курс делится на четыре уровня, программа подходит всем детям от 2 до 8. Для каждого уровня есть свой план, в котором реализуются свои цели и задачи. Мы особенно рекомендуем курс «Меломастер» для детей с поведенческими нарушениями, эмоционально-волевыми особенностями, а также тем детям, у которые проблемы с усидчивостью, вниманием, памятью, произвольным контролем.
Курс «Меломастер» отлично подойдёт неговорящим деткам, он станет для них «опорной ступенью» перед активными занятиями по активизации речи.
Продолжительность одного занятия – 45 минут.
Развитие мелкой моторики у детей
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Общее понятие и особенности мелкой моторики детей
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).
Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2. Ладушки
Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Игрушки для развития мелкой моторики
10. Горошина
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Упражнения для развития мелкой моторики рук
14. Рисование и раскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
15. Собирание мозаик и паззлов
Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
16. Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Источник: сайт Развитие.ру
Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком
27 марта 2020
Развитая мелкая моторика — это не только ловкие руки, умелые движения и красивый почерк, но и правильная речь. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся рядом в головном мозге. Когда мы тренируем моторику, речевой центр развивается вместе с ней.
Вот почему развитию мелкой моторики у детей так важно уделять внимание. И не только у детей: заниматься советуют и взрослым, которые хотели бы улучшить память, укрепить умственные и творческие способности. Кроме того, такие занятия будут полезны для нормализации тонуса мышц и профилактики болезней суставов.
Среди эффективных способов развития мелкой моторики рук: игры с маленькими предметами, рисование, рукоделие, пальчиковая гимнастика и массаж. Мы разберем комплекс упражнений с массажным мячом, который можно приобрести в аптеке.
Как выбрать мяч? Для ребёнка можно подобрать маленький мячик диаметром 3-5 см., а для взрослого подойдет мяч побольше, чтобы он занимал ладонь полностью, но его можно было удобно захватить пальцами.
Упражнения с мячом:
- Покатайте массажный мяч между ладонями вверх и вниз, пальцы важно держать вместе.
- Круговыми движениями покатайте мяч между ладонями.
- Возьмите мячик подушечками. Перебирая пальцами, прокручивайте его по направлению от себя.
- Удерживайте мяч подушечками пальцев обеих рук и надавите ими на мяч 4-6 раз.
- Снова возьмите мячик подушечками. Перебирая пальцами, прокручивайте его по направлению к себе.
- Возьмите мячик двумя руками, подкиньте на высоту 20—30 см и поймайте его. Повторите несколько раз.
- Зажмите мяч ладонями, пальцы сцепите над мячом в замок, локти разведите в стороны. Надавите на мяч 4-6 раз.
- Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
В конце можно немного размять мышцы рук. Положите одну руку на стол ладонью вниз, а второй круговыми движениями помассируйте мячом кисть, предплечье и плечо – двигайтесь снизу вверх. Сильно не давите на мяч и будьте осторожны.
При ежедневной тренировке мелкой моторики, результат не заставит себя ждать!
У занятий с массажным мячом есть противопоказания, в числе которых: воспаления и повреждения кожи, раны, ушибы, переломы и др. Проконсультируйтесь с врачом.
Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
«Использование игр на развитие мелкой моторики в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста»
Учитель-логопед Волкова М. В.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.Сухомлинский
Современная логопедия как наука настолько многогранна, что многие приёмы логопедической работы используются не только в коррекционных учреждениях, но и для разностороннего развития детей в общеобразовательных детских садах, в домашних условиях. Жизнь ребёнка – это игра, в которой он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Насколько грамотно взрослый организует эту игру, настолько эта игра будет востребована ребёнком. Именно в организации интересного и, главное, компетентного подхода к обучающим играм незаменима роль некоторых логопедических форм работы. Одной из таких форм является развитие мелкой моторики пальцев рук. Этот раздел логопедии как никакой другой органично объединяет в себе возможность игры и обучения.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Связь мелкой моторики и ревой функции была подтверждена исследованиями Института физиологии детей и подростков АПН РФ (А.В.Атакова-Фомина, Е.И.Исенина и др.). Они установили, что если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, А если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. У большинства детей, имеющих нарушение речи, наблюдаются отставания движения пальцев рук от нормы: пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью, несогласованностью, некоординированностью.
Работая над мелкой моторикой, мы формируем у ребёнка не только моторные функции пальцев рук, готовя его руку к письму, но и опосредованно влияем на развитие речи, внимания, памяти. Известный исследователь детской речи М. М.Кольцова отмечала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией…, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи…» Именно поэтому трудно переоценить роль игр, упражнений, гимнастик, развивающих мелкую моторику пальцев рук. Если обратиться к истории, можно встретить пальчиковые игры в русском фольклоре. И то, что многое из опыта наших предков не забыто, а наоборот, продолжает развиваться, говорит о пользе и важности развития мелкой моторики в детском возрасте.
Упражнения для развития мелкой моторики предлагаются детям в форме игры, они важны для ребёнка ещё и потому, что в процессе работы малыш имеет возможность эмоционального общения с взрослым. Фундамент успешного образования, и полноценного развития ребёнка как личности закладывается с первых дней жизни, поэтому совместно проведённое с ребёнком время во время игр и занятий окупится в дальнейшем многократно.
Возрастные критерии развития тонкой моторики рук и зрительно – моторной координации
3-6 месяцев
Малыш направляет руки ко рту. Следит за движениями своих рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его.
6-12 месяцев
Малыш развивает «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Ребёнок умеет перекладывать предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку.
1-2 года
Ребёнок держит два предмета в одной руке; чиркает «каракули» карандашом, переворачивае5т страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков. Держит чашку, поднимает её и пьёт. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную.
2-3 года
Ребёнок умеет открывать ящики и опрокидывать содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает крупные бусы. Может крутить диск телефона. Рисует крестики по образцу. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал – в овальную.
3-4 года
Ребёнок держит карандаш пальцами (не в кулаке), может копировать формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. Ловит катящийся к нему мяч. Застёгивает, расстёгивает крупные пуговицы.
4-5 лет
Ребёнок рисует карандашами и цветными мелками. Раскрашивает простые формы. Рисует простой дом (квадрат и диагонали), человечка (от 2 до 3 частей тела человека: голова, туловище, руки, ноги). Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершённую картину. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более одного раза. Определяет предметы на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей). Умеет завязывать шнурки, застёгивает и расстёгивает мелкие пуговки.
5-6 лет
Ребёнок аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа печатным шрифтом. Дорисовывает недостающие детали в картинке. Бьёт молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
Ребёнку доступны вышивание, вязание, работа с мелким конструктором, с различными формами художественного творчества (лепка, конструирование, аппликация). В рисовании появляется большое количество мелко прорисованных деталей, ребёнок овладевает разными стилями работы, осваивает различные техники. Постепенно переходит от написания печатных букв к буквам прописным.
Пальчиковый игротренинг
Педагоги, использующие на своих занятиях игры с пальчиками, часто отмечают, что эффект от этих занятий не столь велик. Следует заметить, что при выполнении упражнений применяются в основном движения первых трех пальцев (большой, указательный и средний), а также смежной с ними частью ладони, которые и так постоянно активны и в быту, и в общении. Но практически не используются движения безымянного пальца и мизинца. Также в этих упражнениях в основном используются движения захвата предмета, сжатия, напряжения, что приводит в свою очередь к повышению тонуса пальцев рук. И очень редко — упражнения на растяжения пальцев, и практически никогда – на расслабления.
Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих – сжатия, растяжения и расслабления. Необходимо использовать изолированные движения каждого из пальцев.
Этим критериям полностью отвечает пальчиковый игротренинг. Методика пальчикового игротренинга при минимальных временных затратах позволяет проводить целенаправленную систематическую работу по развитию внимания, речи, фантазии, развивает чувство ритма, учит управлять своим телом, тренирует мелкую моторику.
Пальчиковые игры обогащают занятия эмоционально, их можно использовать при переходе от одного вида деятельности к другому, для «включения» внимания, для снятия напряжения, для предотвращения писчего спазма.
Структура занятий с пальчиковыми играми и упражнениями.
Пальчиковые игры на занятиях играют положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Занятия по пальчиковому игротренингу занимают 10-20 минут. За это время ребёнок в состоянии удерживать внимание, интерес к предлагаемому материалу и запоминать предложенный объём информации.
1. Создание положительного настроя на занятие, разминка — 3 минуты. На этом этапе можно вспомнить названия пальчиков, сделать лёгкую общую разминку кистей рук и разминку каждого пальчика. Для этого можно использовать как простое речевое сопровождение, так и стихотворные тексты. Например:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный,
И последний – сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя!
2. Повторение «старых» игр и упражнений (1-2 игры) – 3-5 минут.
3. Обучение новой игре и упражнению – 5-7 минут.
4. Окончание занятия. На этом этапе очень важно поддержать у ребёнка положительный интерес к вашему совместному творчеству, желание продолжать занятия.
Занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными и результативными.
Такой подход позволяет:
· Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей;
· Совершенствовать психически процессы — внимание и память, тесно связанные с речью; активизировать мыслительные процессы.
· Облегчить дошкольникам усвоение навыков письма, предупреждать дисграфию и дислексию, так как у детей с нарушение речи наблюдается недоразвитие мелкой моторики: неточность, недиференцированность произвольных, сознательных движений, трудности в выполнении тонких движений руками.
· Устанавливать полный эмоциональный контакт со сверстниками и взрослыми.
· Развивать зрительно-моторную координацию.
· Развивать творчество и фантазию детей.
Основой пальчикового игротренинга стали народные игры, потешки, приговорки, стихи, загадки. Пальчиковые игры очень эмоциональные, простые. Они как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы происходящие в природе. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь немногие из них сопровождаются нерифмованным текстом.
Работу по развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр лучше проводить в несколько этапов. На первом этапе предлагаются детям упражнения, не требующие большого усилия. В соответствии с принципом последовательности обучения первые упражнения даются для одной (ведущей) руки, а затем для двух рук с вовлечением всех пальцев.
На следующем этапе задания усложняются. Детям предлагаются упражнения, при выполнении которых необходимо произносить стихотворный текст.
Для детей, имеющих нарушение звукопроизношения, проговаривание стихотворного текста одновременно с движением рук имеет ряд преимуществ: речь делается более ритмичной, громкой, четкой, эмоциональной.
Вся описанная выше работа по использовании пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук позволяет сформировать у дошкольников полноценную речь, дает возможность не только преодолеть речевые недостатки детей, но и помогает развивать их эмоциональную сферу, умение сопереживать, учит культуре общения, что является необходимым условием для воспитания культурного человека.
Детский сад №304 компенсирующего вида
Педагог-психолог:
Березина Л.В.
Развитие мелкой моторики у детей. Игры и упражнения.
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, что является мелкой моторикой, какие особенности она имеет и как правильно это делать.
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры. Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Вот некоторые из них:
Массаж ладошек
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой
Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок или крупу. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т. п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
В кабинете психолога представлены вы можете познакомиться с комплексами игр на развитие мелкой моторики. Не забывайте, что игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
— Обучение ProSolutions
Мелкая моторика относится к мастерству небольших движений. Эта фраза обычно применяется к рукам, запястьям, пальцам рук и даже ногам. Правильные онлайн-классы CDA могут показать вам, как помочь вашим ученикам развить мелкую моторику различными способами.
Целеустремленная игра
На многих онлайн-курсах CDA вы узнаете, что мелкую моторику можно отточить с помощью игры. Например, складывание блоков требует мелкой моторики, как и рисование.Когда дети участвуют в этих занятиях, они не только получают удовольствие от игры, но и учатся. Чтобы совместить творческие способности и развитие мелкой моторики, вы можете предложить своим ученикам изучить глину или пластилин. Эти средства массовой информации представляют собой вечную классику, которая до сих пор привлекает детей, выросших в эпоху цифровых технологий. С помощью простого пластилина дети могут задействовать свои творческие способности и развить мелкую моторику, когда они лепят фигурки животных, создают другие изобретения или используют формочки для печенья.
Выставка ручной работы
Показ работ детей — еще один отличный способ поощрить их вкладывать средства в различные учебные мероприятия. С этой целью вы можете попросить учащихся использовать ножницы для вырезания фигур для коллажей, которые можно будет разместить в комнате на уровне детей. В качестве альтернативы, если ваши ученики недостаточно взрослые для ножниц, вы можете попросить их нарисовать фигуры, которые вы можете вырезать, или попросить их использовать свои мелкие моторные навыки для создания других произведений искусства, которые вы можете демонстрировать в классе.
CDA Онлайн-классы для мелкой моторики
Если вам нужны другие идеи, которые помогут учащимся развить мелкую моторику, возьмите один из онлайн-классов CDA, посвященных мелкой моторике. В зависимости от того, где вы находитесь на своем образовательном пути, вы можете использовать эти классы для получения учетных данных CDA или продления вашего CDA. В зависимости от возрастной группы, которую вы преподаете, вы можете выбрать занятия по мелкой моторике для младенцев, занятия по мелкой моторике для малышей или занятия по мелкой моторике для дошкольников.
Мелкая моторика у младенцев
Это часовой курс стоимостью 0,10 CEU, который поможет вам определить основные этапы развития мелкой моторики, а также поможет определить, как способствовать развитию мелкой моторики у детей в возрасте до 18 месяцев.
Мелкая моторика для малышей
Подобно младенческому курсу, это еще один из часовых онлайн-классов CDA стоимостью 0,10 CEU. В этом курсе вы исследуете основные этапы развития малышей и способы поощрения этого развития в классе.Уроки ориентированы на детей в возрасте от 18 месяцев до 3 лет.
Мелкая моторика для дошкольников
Этот заключительный курс посвящен развитию мелкой моторики и упражнениям для детей от трех до пяти лет. В этом классе вы изучите типичные вехи для этой возрастной группы и научитесь стимулировать развитие мелкой моторики. Кроме того, на курсе также будет представлена информация об уроках письма для детей в раннем возрасте.
Чтобы узнать больше о мелкой моторике, крупной моторике или развитии в детстве в целом, зарегистрируйтесь на онлайн-классы CDA с ProSolutions Training или просмотрите наш онлайн-каталог, чтобы увидеть классы, которые мы предлагаем.
Что такое мелкая моторика | Разобрался
Если ваш ребенок борется с такими задачами, как письмо, рисование и использование ножниц, возможно, вы слышали, как люди упоминали термин мелкая моторика при описании задач. Но что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика — это способность совершать движения с помощью мелких мышц рук и запястий. Дети полагаются на эти навыки при выполнении основных задач в школе и в повседневной жизни.
Узнайте больше о навыках мелкой моторики и их влиянии на обучение.
Что такое мелкая моторика?
Мы используем мелкую моторику, чтобы делать небольшие движения. Эти движения настолько естественны для большинства людей, что мы обычно не думаем о них. Однако мелкая моторика сложна. В них задействованы скоординированные усилия мозга и мышц, и они построены на грубая моторика которые позволяют нам делать большие движения.
Мелкая моторика — это не особые обучающие навыки, такие как чтение или математика. Но они напрямую влияют на то, насколько хорошо дети могут учиться и показывать то, что они знают.Например, детям требуется мелкая моторика, чтобы обвести ответ в кружке на тесте, написать сочинение или ответ.
Детям необходимо развивать мелкую моторику, чтобы выполнять многие школьные задания. К ним относятся:
Держать мелок или карандаш
Рисовать изображения и писать аккуратно
Укладывать блоки и нанизывать бусины
Ножницы, линейки и другие инструменты
Проблемы с мелким моторика
Дети развиваются с разной скоростью.Но есть вехи, которые они обычно встречаются в определенном возрасте. Это включает в себя вехи мелкой моторики . Например, в возрасте 5 или 6 лет дети обычно могут копировать фигуры и буквы и использовать вилку и ложку с контролем. В 9 или 10 лет они обычно могут рисовать и использовать инструменты, такие как линейка, не слишком расстраиваясь.
Но некоторые дети долго борются с этими навыками. Постоянные проблемы с моторикой могут быть признаком расстройства координации развития (DCD), которое люди иногда называют диспраксией .Дети с дисграфия , разница в обучении, влияющая на письмо, также может иметь проблемы с мелкой моторикой.
Трудности с мелкой моторикой часто не выявляются до дошкольного возраста, когда учителя видят, что дети борются. Однако есть вещи, которые школы могут сделать, чтобы помочь.
Дети со слабой мелкой моторикой могут получить трудотерапия (OT) через IEP или 504 план . (Вы также можете оплатить частное ОТ или воспользоваться частным медицинским страхованием.) Еще один способ, которым школы могут помочь, — это предоставить размещение как ручки для карандашей и широкополосная бумага для письма.
Развитие мелкой моторики дома
Ваш ребенок может получить поддержку в школе, если мелкая моторика является проблемой. Но есть вещи, которые вы можете сделать дома, чтобы улучшить способности своего ребенка.
Развитие мелкой моторики через искусство
Каждый раз, когда вы забираете своего ребенка из Philly Art Center, вы, вероятно, наблюдали, как мы «опускаемся и пачкаемся» и очень весело проводим время.Может показаться, что это все, что мы делаем (и это хорошо), однако все, что мы планируем для вашего ребенка (детей), имеет гораздо большую цель.
Каждый урок рисования создается с учетом развития ребенка в целом… социального, познавательного, эмоционального и физического. Хотя художественный проект сам по себе важен, навыки, приобретенные в процессе создания искусства, позволят вашему ребенку добиться будущих успехов в школе и в жизни.
Одним из наиболее важных навыков, которые развиваются с помощью искусства, является развитие мелкой моторики.Во время уроков рисования маленькие мышцы пальцев, кистей и запястий вашего ребенка тренируются и укрепляются, что облегчает обучение письму.
Вы можете этого не осознавать, но контроль над движениями пальцев, используемый для лепки из глины и рисования пальцами, — это тот же контроль, который нужен ребенку, чтобы взять карандаш и писать. Без хорошо развитой мелкой моторики ребенку может быть трудно научиться писать или выполнять другие важные задачи, необходимые в школе, такие как перелистывание книг, вырезание, рисование и выдавливание клея из бутылки.
В Philly Art Center студенты приобретают ловкость, зрительно-моторную координацию, силу и гибкость, работая руками и пальцами со всеми видами предметов и материалов.
Рвание и скручивание бумаги, скручивание, сжимание и скручивание моделей, открытие и закрытие банок с клеем, продевание очистителей труб в отверстия, зажимание глины в горшках, повышение ловкости с помощью кистей разного размера, заправки бусинок, создание трехмерных творений… все это все это способы, которыми мы поощряем ваших детей тренировать пальцы, руки и запястья.
10 советов по развитию мелкой моторики дома:
- Домашнее пластилин или тесто для настоящего печенья для скручивания, скручивания и выжимания
- Подавайте пищу, которую дети должны брать с рук, например изюм, осторожно подбирать
- Нить бусинки или лапшу с нитками или проволокой для изготовления ожерелий закройте контейнеры крышками
- Практикуйтесь с ножницами
- Играйте с куклами
- Постройте из маленьких кубиков
- Налейте жидкость в чашки
- Протрите стол губкой и выдавите ее, когда закончите
- Научите играть пальцами песни типа «Где? is Thumbkin » (или запишитесь на уроки музыки для малышей и малышей с Учителем Фрэнком!)
Развитие мелкой моторики у детей
Чем отличается программа развития мелкой моторики GriffinOT?Наша онлайн-программа на основе видео уникальна.Он был тщательно разработан, чтобы дать взрослым простые для понимания знания о том, как развиваются мелкие моторные навыки (FMS). По каждому виду деятельности есть как обучающие, так и обучающие видео. Мы «показываем» взрослым, как правильно выполнять каждое действие и как замечать ошибки, которые могут совершать дети.
Еще одним уникальным аспектом нашей программы является то, что мы структурировали ее по модульному принципу, чтобы ее можно было легко адаптировать к способностям отдельных детей. Мы разработали процесс, чтобы помочь взрослым определить, с какого из шести разных разделов ребенок должен начать.У каждого вида деятельности есть ожидаемая цель, которая помогает взрослым определить, когда перевести ребенка на новый вид деятельности, потому что они добились успеха в более простых занятиях. Это также помогает показать успехи ребенка в развитии FMS.
Что особенного в нашей онлайн-программе?
Первое большое отличие нашей программы состоит в том, что для каждого действия в программе есть обучающее видео. Эти видео показывают, как правильно выполнять упражнения. В видеороликах также показано, чего следует избегать, когда ребенок выполняет задания.Мы считаем, что эта информация имеет важное значение для обеспечения правильного выполнения упражнений и получения максимальной пользы от мелкой моторики. Каждый FMS содержит советы о том, как сделать его проще и сложнее, чтобы вы могли адаптировать его для конкретного ребенка. Кроме того, есть обучающие видеоролики, в которых описываются навыки, развиваемые в каждом разделе программы.
«Включает обучающее видео для каждого действия в программе».
Второе отличие нашей программы состоит в том, что вы можете адаптировать ее к способностям каждого отдельного ребенка.Мероприятия разделены на шесть различных разделов. У каждого действия есть ожидаемая цель. Это позволяет вам перевести ребенка на новое занятие, как только он добьется успеха с более легкими занятиями. В результате ребенок не остается выполнять тот же набор действий, пока его программа не будет (или во многих случаях не пересмотрена). Это позволяет взрослым изменять программу ребенка по мере улучшения его навыков. Это также означает, что если ребенку нужно больше времени уделять определенному занятию, чтобы добиться в нем успеха, они могут это сделать.
«Вы можете адаптировать каждое занятие к способностям каждого отдельного ребенка».
Есть ли дети, которые не могут получить доступ к программе?
Программа не предназначена специально для детей с определенным неврологическим заболеванием, например церебральным параличом, вызывающим затруднения с ФМС. Однако его можно использовать с этими детьми, если взрослые понимают, что они могут не выполнять все действия и их прогресс может быть медленнее.Эти дети также могут получить дополнительную поддержку от терапевта, даже если они получают доступ к программе.
Программа не рекомендуется детям с дегенеративными заболеваниями, например, с мышечной дистрофией.
Какие уровни программы?
Могу я посмотреть образец программы по развитию мелкой моторики?
Да! Если вы хотите увидеть, как работает программа FMS, вы можете подписаться на нее, нажав кнопку ниже. Это даст вам представление о структуре программы.Это также покажет вам, как наши программы могут быть правильным решением, чтобы помочь вам поддержать ваших детей.
Часто задаваемые вопросы
Как насчет поддержки держателя карандаша?
У нас также есть специальная программа, которая помогает разобраться с карандашом. Вы можете узнать больше здесь .
В чем преимущество школьного пакета?
Школьный пакет включает доступ ко всем четырем уровням программы для пяти сотрудников в течение 12 месяцев. Для школ это более рентабельный способ приобретения программы, чем покупка отдельных уровней на короткие периоды времени.
Таблица развития мелкой моторики — Развитие чувства ребенка
<Вернуться к таблицам развития ребенка
Мелкая моторика — это навыки пальцев и рук, такие как письмо, резка, открытие ланч-боксов и завязывание шнурков. Развитие этих навыков зависит от соответствующего возрасту развития физических навыков (таких как контроль корпуса и сила плеч), обеспечивающих стабильную основу, с которой рука и кисть затем могут двигаться с контролем.
Примечание: каждый этап разработки предполагает, что предыдущие этапы были успешно достигнуты.
Как пользоваться этой таблицей: Просмотрите навыки, продемонстрированные ребенком до его нынешнего возраста. Если вы заметили невыполненные навыки в возрасте до их текущего возраста, свяжитесь с Kid Sense Child Development по телефону 1800 KIDSENSE (1800 543 736).
Возраст | Основные этапы развития | Возможные последствия , если основные этапы не достигнуты |
0-6 месяцев |
|
|
6-12 месяцев |
|
|
1-2 года |
|
|
2-3 года |
|
|
3-4 года |
|
|
4-5 лет |
|
|
5-6 лет |
|
|
6-7 лет |
|
|
7-8 лет |
|
|
Эта таблица была разработана, чтобы служить в качестве функционального скрининга навыков развития для каждой возрастной группы.Это , а не , представляет собой оценку и не отражает строго стандартизированные исследования.
Информация в этой таблице была собрана на протяжении многих лет из различных источников. Эта информация была затем сформирована годами клинической практики, а также терапевтическими консультациями с воспитателями детских, дошкольных и школьных учителей в Южной Австралии по вопросам развития навыков, необходимых детям для удовлетворения требований этой образовательной среды. В последние годы он был подвергнут дальнейшим изменениям в связи с необходимостью для детей и их учителей соответствовать функциональным требованиям A ustralian Curriculum, Assessment and Reporting Authority ( ACARA ), которые не всегда совпадают со стандартизованными исследованиями.
0-6 месяцев |
|
|
6-12 месяцев |
|
|
1-2 года |
|
|
2-3 года |
|
|
3-4 года |
|
|
4-5 лет |
|
|
5-6 лет |
|
|
6-7 лет |
|
|
7-8 лет |
|
|
Мелкая моторика: от рождения до 2 лет
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика, обычно рассматриваемая как движение и использование рук и верхних конечностей, включает в себя дотягивание, хватание и манипулирование объектами руками.Мелкая моторика также включает зрение, особенно зрительную моторику, которую часто называют зрительно-моторной координацией. Зрительно-моторные навыки необходимы для координации рук, ног и остального тела.
Разница между крупной и мелкой моторикой связана с задействованными мышцами. К крупной моторике относятся большие мышцы, а мелкая моторика — к более мелким мышцам. Младенцам и малышам требуется много времени для игр и практики, чтобы развивать эти маленькие мышцы, необходимые для управления мелкой моторикой.Узнайте больше обо всех этапах развития по возрасту.
Основные этапы развития: занятия для младенцев и детей ясельного возраста, направленные на развитие мелкой моторикиЭто список мелкой моторики, которую дети должны продемонстрировать в возрасте от 0 до 2 лет.
0-3 месяца- Приносит руки ко рту
- Перемещает руки
- Может качать руками игрушки
- Руки начинают открывать более
- Удерживает небольшие предметы в руке (без большого пальца руки)
- Держит руки вместе
- Тяги для игрушек обеими руками
- Толкается на руках, когда лежит на животе
- Коротко держит игрушку как погремушку
- Слежит за объектами глазами во всех направлениях
- Трясет и хлопает погремушки
- Подносит игрушки ко рту
- Использует захват
- Передает предметы из одной руки в другую
- Держит руки открытыми и расслабленными большую часть времени
- Появляется возможность брать небольшие продукты, такие как Cheerios
- Возможна добровольная сдача объекта
- Отдает игрушку опекуну, когда его просят
- Стреляет двумя игрушками вместе
- Перелистывает страницы книги на несколько страниц за раз
- Начинает складывать предметы в контейнер
- Указывает на объекты
- Стеки 2 блока
- Хлопает в ладоши
- Помещает предметы и игрушки в контейнеры
- Волны на прощание
- Играет обеими руками
- Может изолировать указательный палец при закрытых других пальцах
- Каракули карандашом
- Начало использования ложки и чашки
- Можно построить блочную башню из 3-4 блоков
- Накладывает кольца на укладчик колец
- Перелистывает страницы книги по одной
- Начинает держать мелки кончиками пальцев и большим пальцем
Дополнительные способы помочь младенцам развить мелкую моторику
Вы можете помочь своему ребенку развить МОТОРНЫЕ НАВЫКИ:- «Время живота»… Важным понятием в развитии моторики детей в возрасте 0–2 лет является так называемое «умение лежа».«Лежание лежа на животе; многие терапевты называют это« временем на животе ». Маленькому ребенку необходимо проводить время в игре« лежа ». Время на животик помогает развить контроль осанки и силу, чтобы обеспечить стабильность рукам и пальцам. Эта стабильность ядра помогает способствуют развитию мелкой моторики.Основные навыки мелкой моторики развиваются с помощью крупной моторики, такой как игра лежа, переворачивание, сидение и ползание.
Ребенок 3–6 месяцев учится отжиматься на локтях в положении лежа и в конечном итоге может отжиматься на руках.Эти упражнения являются началом стабилизации плеч и развития свода рук, которые позже используются для силовых и координационных действий, таких как бросок мяча, или точных действий, таких как письмо карандашом.
Tummy time также позволяет использовать время на полу и ограничивает время, проведенное в таком оборудовании, как шезлонги, детские кресла или качели.
Поскольку развитие зрения и осязания важно для развития моторики, дети должны уметь видеть и чувствовать то, что находится в их руках, чтобы взаимодействовать с объектами или манипулировать ими.
Узнайте больше о том, как время на животик может помочь вашему ребенку
Помогите своему младенцу развить ВИЗУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ:- Подбираемся ближе … Маленькие дети любят смотреть на лица. Лицо родителей очень выразительно и контрастно, что побуждает детей сосредоточиться и использовать свои визуальные навыки. Расположите лицо на расстоянии около 12 дюймов от лица ребенка. Пойте, говорите и корчите глупые рожи!
- Выбор цвета… Когда младенцам исполняется 3-6 месяцев, они начинают получать удовольствие от предметов с увеличивающимся цветом. Трехмесячным детям часто нравятся «холодные цвета» — лимонно-желтый, голубой и салатовый. Шестимесячные дети готовятся к более ярким цветам — ярко-розовому, красному и оранжевому.
- Представление вашего ребенка различным и обогащающим визуальным окружениям … Если у вас обычно есть детское кресло в берлоге, попробуйте другие комнаты, чтобы у вашего ребенка был другой вид. Если вы часто носите ребенка в колыбели по дому, чередуйте и носите ребенка на уровне плеч, чтобы он мог смотреть на мир с вертикальной позой головы.
- Включите несколько органов чувств… Взаимодействуя с ребенком, запомните все чувства: осязание (тактильное), движение (вестибулярное), осознание тела (проприоцептивное), зрение, обоняние, слух и вкус. Коврики для игр с разной текстурой и книги на ощупь предлагают разные тактильные ощущения. Раскачивание, покачивание и легкое подпрыгивание обеспечивают разнообразные движения.Как упоминалось ранее, использование игрушек разного цвета и игра в разных условиях дает разные визуальные впечатления. Использование лосьонов с легким запахом или запах садовых трав может стимулировать обоняние. Прослушивание музыки и игра на инструментах — хорошие способы обеспечить слуховой вход. Как только ваш ребенок будет есть разнообразную твердую пищу, примерно в возрасте пяти-шести месяцев, экспериментирование с различными вкусами, текстурами и цветами — отличный способ расширить его кулинарный (и сенсорный) кругозор.
- Расположение … Наши чувства зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния развиваются у маленького ребенка. У нас также есть «позиционное чувство»; это помогает нам определить, движется ли наше тело и где мы находимся в пространстве (сидим или лежим на животе). Именно из-за этого позиционного чувства малыши любят, когда их качают. Чтобы помочь им создать более удобную среду, чередуйте покачивание с покачиванием, попробуйте разные кресла-качалки и измените положение ребенка — закутанный в одеяло, вертикально у вас на плече или лежа на животе у вас на коленях.Гуляйте с малышом в переноске или рюкзаке для стимуляции.
- Массаж .