Как приучить грудничка спать ночью: Как научить ребёнка спать днём. Советы психологов и мировой опыт.

Содержание

Как уложить ребенка спать без мучений. 11 советов от консультанта по сну

Нормальное время для отхода ко сну для малыша — от 18.30 до 19.30. Начиная с 6 недель у младенцев к вечеру начинает вырабатываться большее количество гормона сна — мелатонина, с его помощью нам проще уснуть. С его же помощью удлиняются фазы глубокого сна, которого у младенцев очень мало. Это очень важная фаза сна, в том числе она способствует выработке гормона роста, работе в особом режиме нашего пищевого тракта, печени и других внутренних органов.

Этот глубокий сон происходит как раз в первую половину ночи (примерно с 19 до часу ночи). Правильно последовательно укладывайте младенца именно в это время, вскоре паттерн его сна изменится.

Режим — это ритм дня, который для младенца крайне важен, начиная с 3-4 месяцев. Это возраст, когда ребенок  начинает потихоньку ориентироваться, и все внешние раздражители превращаются для него из сплошного потока в отдельные куски информации.

Этих раздражителей много, мир перед ребенком огромный, непонятный, а в режиме он находит цепочки, последовательность событий. Вот он спит, потом просыпается, ест, активничает, гуляет, потом ему меняют памперс, готовят ко сну, закрывают занавески, и тут он снова спит. Ему спокойно, комфортно, он примерно понимает, чего ждать.  Есть рутина, которая успокаивает, не слишком много сюрпризов. Дети – страшные консерваторы, они не любят ничего нового, они быстро привыкают к определенным порядкам и не хотят ничего менять. Не потому что они контрол фрики, а потому что им необходимо минимальное ощущение контроля над своей жизнью.  Важно также проговаривать младенцу, что мы собираемся с ним делать – слов он не поймет, но постепенно у него возникнут ассоциативные связи слова с действием.

Я часто слышу от родителей «он не хочет спать». Речь, например, идет о восьмимесячном младенце. Он что, сам встал и сказал, что не хочет спать? Он лежит в кровати и орет. Часто бывает, что ребенок перевозбудился — так это не потому, что он ЕЩЕ не хочет спать, а потому что он УЖЕ не хочет спать.  Как это происходит? Мы рождаемся с незрелым мозговым аппаратом, но после рождения он развивается с космической скоростью — в него поступают тонны новой информации. Вся информация должна уложиться в мозгу, каким-то образом увязаться друг с другом. Каждые сутки мозг младенца вырабатывает порядка 3 миллионов новых связей. Его мозг работает очень интенсивно, и ему надо отдыхать. Отдых для мозга — это сон. Но мозг не может сам пойти уложить себя спать, он не может, как батарейка, взять и сесть. Он зовет на помощь гормоны стресса, они помогают ему функционировать в этих условиях. Он дает команду щитовидке: а ну, дай-ка мне адреналина и кортизола. Чтобы это произошло, ребенку нужно просто не заснуть вовремя – достаточно 10 минут, получаса, часа (в зависимости от возраста и врожденной степени возбудимости). И механизмы торможения у детей поначалу не работают или работают очень плохо, поэтому им нужна грудь, чтобы взяли на ручки, еще что-то внешнее, чтобы их утихомирить (соска, коляска, и т.

д.). Все эти истерики, невозможность заснуть — это адреналин.

Этот пункт больше касается младенцев. У младенцев часто бывает так, что в течение дня они недоедают. В районе 6-7 месяцев наступает период, когда есть становится скучно – то дети висели на груди по сорок минут и не отцепишь, а тут 5 минут поели и завертели головой. В этом возрасте происходит очередной скачок развития, они видят гораздо больше вещей, у них появляются новые возможности для исследования, познания мира. Это пересиливает потребность в еде. Заморил червячка и пошел исследовать дальше. Получается, что они днем недоедают, а ночью просыпаются каждый час, чтобы поесть.

Бывает, что днем дети недосыпают, у них накапливается усталость, и к вечеру они слишком возбуждены.  Некоторые родители ошибочно предполагают, что если не дать слишком много спать днем, то ночной сон улучшится. Но в результате из-за повышенного уровня гормонов стресса в крови не только заснуть тяжело, но и сон получается некачественный, менее глубокий, поверхностный.

Из такого сна легко проснуться. И некоторые просыпаются каждые 10-15 минут.

Есть младенцы, которых столько таскают на руках, что в результате они недостаточно устают физически. Это может стать триггером для поверхностного сна. Мозг должен быть не переутомлен, но тело должно быть уставшим. Перед сном постепенно замедляем темп, заглушаем свет, заранее к нему готовимся.

Мама с папой приходят с работы вечером,  ребенок к ним бросается, перевозбуждается, а дальше понятно – уложить его невозможно. Спать-то он хочет вне зависимости от этого. Мозгу нужно спать, а ребенок хочет тусоваться с родителями. Или еще бывает так: ребенка кладут вовремя, а ночью он просыпается и требует маму или папу. Так он компенсирует отсутствие родителей днем.

Один из самых действенных способов удовлетворить потребности ребенка в том случае, если мы все вынуждены работать — это выделять ему на постоянной основе quality time (время нетто, проведенное с ребенком, без параллельных занятий чем-то еще, включая мобильник). И тут дело не количестве, а в качестве этого проведенного вместе времени. Это может быть и 10 минут, про которые он будет всегда знать, что перед тем, как он идет в ванну, у него есть время с мамой или с папой или с обоими. Это его личное время, он будет знать, что он всегда может на него рассчитывать, и ему не нужно с боем его отвоевывать. Ему не надо будет вести себя так, чтобы привлечь внимание. Важно, чтобы этот момент происходил по инициативе родителя – тогда ребенок видит, что родителям важно это время, проведенное с ним. Такие 10-15 минут в день могут изменить картину.

Бывает, что мамы с детьми проводят круглые сутки (особенно с младенцами), а у детей  все равно дефицит внимания. Потому что мама параллельно живет своей жизнью, она закидывает стирку, должна что-то приготовить, а вот она в телефоне что-то смотрит, с кем-то говорит. Нужен пузырь, который создает родитель, в котором есть только он и ребенок. Я считаю, что в такой ситуации родителям стоит попросить помощи в уходе за ребенком или взять няню на часть времени, а то получается, что ребенок с вами постоянно, при этом он должен клянчить ваше внимание.

Иногда лучше взять няню или отдать в сад, чтобы потом проводить вместе час в день, но качественно. И ребенок будет доволен, и у вас будет ресурс.

Начиная с 4 до 6 месяцев ребенок уже созрел для того, чтобы самому засыпать (есть достаточно гормона сна). Родители не всегда это знают и продолжают его укачивать, усыплять на груди, с бутылкой, соской, в коляске, в машине. Так возникает ассоциация на засыпание, зависимость. Ребенок тоже не знает, что умеет засыпать самостоятельно, потому что мы не даем ему шанса об этом узнать.  Он знает: «я засыпаю только так, чтобы уснуть, мне нужна помощь».

Сон — это самое беззащитное состояние для человека. Для того, чтобы в случае необходимости человек мог защитить себя, сон делится на эпизоды (у взрослых  – 1,5-2 часа, у детей до 2-3 лет – 40-60 минут).  Между эпизодами сна происходит просыпание, буквально на пару секунд.  Мозг в это время находится в режиме бодрствования.

Мы это даже не замечаем, поворачиваемся на другой бок и начинаем следующий эпизод.  Но если ребенок не умеет засыпать самостоятельно, а тут во время этого просыпания какая-то помеха пробудила его окончательно, ему нужна помощь. А помешать ему может масса внешних и внутренних раздражителей, например, газик в животе, зуб болит, посторонний звук, холодно, жарко, рука застряла между прутьями кровати. Кроме того, его может разбудить смена обстановки.  Представьте, что вы уснули в своей кровати, а проснулись на кухне на полу. Так и для ребенка, который уснул на груди, а проснулся в кровати.  И тогда начинается ночной марафон.

Важно отметить, что существует метод, когда ребенка оставляют одного “проораться”. Я категорически против его применения. Он работает неплохо, но цена слишком велика – ребенок отчаивается получить необходимую ему помощь, и это может послужить причиной многих психологических проблем.  Приучить к самостоятельному засыпанию можно с помощью постепенной и поэтапной замены ассоциации на менее зависимую, в результате чего ребенок засыпает без посторонней помощи.

Примерно с года (или начала самостоятельной ходьбы) у ребенка происходит огромный скачок и потребность в самостоятельности.  Я расту, я взрослый, я сам хочу решать — начинается борьба за власть с родителями. Кто решает, когда ребенок идет спать? Кто решает, какой режим? Что вообще решает сам ребенок?  Если ребенок не получает достаточной свободы выбора на свой возраст или получает слишком большую свободу выбора — результат один и тот же. Он не уверен в том, что можно и чего нельзя. И тогда он начинает пробовать проверять все — скандалы в магазине, на площадке, откуда он не хочет уходить. Это не намеренная манипуляция, а изучение ассоциативных связей в жанре «я это не съел, и мама занервничала». Это может происходить вокруг еды, вокруг отправления естественных потребностей, когда мы хотим приучить к горшку, и вокруг сна, потому что мы тоже хотим спать, и у нас терпения меньше. Когда нас разбудили ночью, мы хотим только одного – чтобы это поскорее закончилось, и наши механизмы торможения работают плохо.

Тут важно дать ребенку право выбора (там, где он может взять за него ответственность). Например, право выбрать, какие штаны он наденет –красные или синие. Выбор из двух блюд – мясо с рисом или с картошкой? С двух лет можно дать больше выбора: «Смотри, мы идем в душ, тебе надо помыться. Это решаю я. Но ты можешь выбрать, как ты хочешь пойти в душ – чтобы нам было в кайф и мы там поиграли, или ты можешь пойти со слезами, но тогда мне придется тебя тащить в воду, чего я бы совсем не хотела. Что делать, нам нужно в душ. Что ты выбираешь?». Ребенок понимает, что поведение тоже выбирает он, и ему не надо своим поведением выдирать у нас этот контроль.

То же самое с укладыванием на ночь или ночными просыпаниями – если мы не устанавливаем в этом четкие границы, не проговариваем, как все будет происходить, то ребенок начинает тянуть волынку: писать, какать, пить, забыл взять игрушку в кровать или сообщить нечто важное.  Если мы ведемся на такое поведение, укладывание может занять и все три часа (реальная цифра из практики).

Все должно происходить так, как сказали родители, потому что их словам можно верить. Не в формате «я сказал — ты сделал», нет. А рассказываем ребенку, что сейчас произойдет. «Сейчас мы посмотрим мультик, потом поужинаем, потом мы пойдем в душ, потом будем читать и после сказки ляжем спать. Если мы быстренько все это сделаем, то успеем прочитать целых две сказки». Так ребенок будет знать, чего ему ждать, он знает, какой план. У него есть время к нему привыкнуть.

Тут крайне важно выполнять обещанный план действий. Если мы говорим, что сейчас пойдем в душ, после чего уступаем ребенку и сначала читаем книжку, то он, не будучи уверен в вашем слове, будет продолжать пробовать все больше растягивать эту границу.

И тут не надо советоваться с детьми, спрашивая, когда они хотят лечь спать. Давать выбор нужно, например, такой: ты хочешь спать с мишкой или с самолетиком?

Родитель пришел с работы, очень соскучился, начинает подкидывать ребенка, бегать с ним, «разгуливать» его перед сном. Это плохо сказывается на засыпании и на сне, потому что активные игры вечером повышают адреналин. Постарайтесь играть в спокойные игры — строить конструктор, собирать пазл, рисовать.

Уход в сон — это своего рода расставание – с миром, с папой, с мамой, с собой. Любое расставание дается ребенку тяжело. Ритуал здесь очень важен. Это несколько действий (в соответствии с возрастом ребенка), которые происходят в определенном порядке, после последнего из которых – только сон.  Желательно, чтобы ритуал включал в себя все “причины” отложить момент засыпания – туалет, попить, взять игрушку, почитать книжку.  Также в это время детям нужно много физического контакта, объятий, поцелуев, самым последним может быть какой-то ваш особенный поцелуйчик перед сном. Еще важно дать детям ощущение того, что завтра обязательно наступит: «Вот ты проснешься, и мы попрыгаем в сад на одной ножке», «ты проснешься, и к нам придет Петя в гости», «ты проснешься, мы поедем на рынок и приготовим обед». Если после всего этого ребенок продолжает вставать с кровати, приходить к вам и просить еще чего-то, мы просто молча отводим его за руку в кровать (о чем он тоже должен быть предупрежден).  Если мы будем последовательны в укладывании и в наших реакциях на их просыпания, то эти «гуляния» довольно быстро прекратятся.

В заключение хочу дать общий совет – если вы чувствуете, что не справляетесь с налаживанием нормального сна ребенка, а значит и всей семьи, обращайтесь за профессиональной помощью. До трех лет у детей развивается до 80% объема головного мозга, и накопленный до этого возраста недосып может оказать пагубное влияние на развитие (и когнитивное, и эмоциональное и физическое) и спровоцировать многие проблемы в будущем.

Как приучить ребенка спать в своей кроватке отдельно, всю ночь. Революционный метод доктора Эстивиля, по Споку, Комаровский

Воспитание — сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и умений. Любой системе воспитания придают необходимую устойчивость и прочность вовремя сформированные привычки. Кирпичиками фундамента воспитания являются привычки ребенка, и кирпичики эти необходимо класть в основе постройки, но, непременно, класть верно и прочно.

Воспитание у ребенка привычки спать в собственной кроватке очень часто представляет некоторую сложность для молодых родителей. Вопрос о том, как приучить ребенка спать в своей кроватке, обычно начинает тревожить примерно с момента исполнения малышу шести месяцев.

Когда ребенок готов к собственной кроватке?

Если малыш привык с рождения спать с матерью, то выработать у него привычку засыпать в детской кроватке и освоиться в новом месте будет намного сложнее.

По мнению специалистов, привыкших спать с родителями с рождения малышей, следует приучать с 6-8 месяцев, поскольку кормления ночью прекращаются, и ребенок в течение ночи может спокойно спать.

На данном этапе ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, он достаточно ловок в движениях, у него уже выработаны определенные двигательные навыки, и этот процесс не нужно контролировать.

Если малыш к 8 месяцам не привык спать отдельно, не стоит отчаиваться, в любом возрасте можно выработать эту привычку, нужно проявить последовательность и некоторую твердость. Если же малыша укладывают в кроватку, а в следующий раз родители вновь позволяют спать с собой, то такая «методика» формирует у ребенка недоумение.

Соблюдение некоторых необходимых условий необходимо для того, чтобы выяснить с помощью каких методик и как приучить ребенка спать в своей кроватке:

  • Ночные кормления прекращены или малыша ночью кормят один раз;
  • Продолжительность ночного сна составляет около шести часов;
  • Появились первые зубки, и этот процесс более не тревожит ребенка;
  • Малыш спокоен, отсутствует какое-либо стрессовое состояние;
  • Ребенок привык один играть 10-20 минут.

Как приучить ребенка до 1 года засыпать самостоятельно

Ребенок в возрасте 1-4 недель

В данный период кроху обучать не нужно. Необходима выработка способов быстрого и легкого засыпания малыша.

Какие методы помогут нормализовать сон малыша этого возраста:

  • Новорожденного малютку успокаивает пеленание. Свежие, не туго натянутые пеленки создают комфортное ощущение: малыш может чувствовать себя свободно;
  • Укачивание и песенки успокоительно воздействуют на малыша, и он может уснуть быстро;
  • Использование «белого шума»: урчание воды, запись звуков водопада, то есть звуковой фон, напоминающий кровоток, к которому малыш привык в мамином животе;
  • Крепкие объятия и легкие похлопывания, создающие у него ощущение внутриутробной жизни. Прогулки мамы или, просто, хождения по комнате тогда успокаивали его. Создав такие же условия после рождения крохи, можно нормализовать сон.

Ребенок в 2-3 месяца

Малышу до месячного возраста необходимо находиться рядом с матерью, поэтому в этом возрасте к кроватке приучать рано. После завершения периода новорожденности, с 2-3 месяцев необходимо постепенно отучать от укачиваний. До одного года надо приучить его к самостоятельному быстрому засыпанию.

Чтобы понять, как приучить ребенка спать в своей кроватке самостоятельно, нужно изучить психические и индивидуальные особенности детей раннего возраста, знать биологические и психологические закономерности роста и развития детей.

Какие необходимы условия для эффективного процесса выработки у малыша привычки быстро и легко засыпать в своей постели:

  • Ребенку необходимо пребывать в состоянии бодрствования около полутора часов до сна, чтобы устать, но не переутомиться;
  • Не следует разрешать малышу спать у груди днем, поскольку в последующем это будет трудно искоренить;
  • Нужно приглушить в помещении свет и включить колыбельную, чтобы ребенок понял, что настало время сна;
  • Необходимо покормить малыша и поменять подгузник, чтобы ничего не мешало хорошему сну;
  • Рекомендуется перед сном делать массаж животика для уменьшения газообразования. Расслабляюще действует также купание перед сном.

Методика сна по Споку

Известным детским врачом Бенджамином Споком была создана методика самостоятельного засыпания ребенка до 1 года. Каждая мама сама решает, как приучить ребенка спать в своей кроватке, воспользоваться ли данным достаточно спорным методом или избрать другой способ укладывания малыша.

Методика предусматривает оставление ребенка одного в комнате и возвращение к нему спустя промежуток времени. Причем продолжительность отсутствия мамы увеличивается каждый последующий раз в течение дня и каждый последующий день на две минуты.

Например, если в первый день при первом засыпании малыша мама отсутствовала минуту, то при втором засыпании — будет отсутствовать 3 минуты, третьем и последующих — 5 минут.

Во второй день, соответственно, первое засыпание будет сопровождаться отсутствием мамы продолжительностью три минуты, второе — пять, третье и последующие — семь минут. Таким же образом рассчитывается недельный режим самостоятельного засыпания.

Если в процессе засыпания малыш плачет, мама должна подойти в первый раз спустя минуту, успокоить и уйти. Если кроха снова плачет, мама подходит уже спустя три минуты.

Многим эта методика кажется неприемлемой. Однако она приучает малыша засыпать самому, и уже по истечении недели появляются положительные результаты.

Метод доктора Эстивиля: 7 шагов к самостоятельному сну

С самого раннего возраста ребенка следует приобщать к распорядку в семье. Одной из составляющих общего режима является навык самостоятельного сна. Многие родители в этом вопросе прибегают к применению метода профессора Эстивиля. Этот метод может подсказать мамам, как приучить ребенка спать в кроватке.

Эстивиль разработал таблицу, где приведены временные интервалы, по истечении которых мать подходит к крохе. Если мать подошла к плачущему малышу, то в следующий раз по плачу ребенка она должна прийти к нему спустя минуту. Далее — спустя три минуты, а если малыш не успокоился, то через каждые пять минут, пока он не уснет.

Последовательность при использовании этой методики позволит в кратчайшие сроки приучить малыша засыпать одному.

Как приучить ребенка засыпать в своей кроватке в 2-3 года

Малыш должен научиться спать в собственной постели до годовалого возраста, позже приучить к этому будет несколько сложнее. Естественно, что он должен знать о нахождении мамы рядом и ее незамедлительной помощи,  должен быть уверен в преодолимости пугающего одиночества и страха.

Родители обязаны помочь крохе в противостоянии стрессовым ситуациям. Отдаление от мамы — это своего рода первое знакомство с понятием самостоятельность. Для ребенка этот период считается этапом психологического взросления.

Как грамотно подойти к этой непростой ситуации:

  • Шаг 1. Вырабатываем график. Для самостоятельного быстрого отхода ребенка ко сну не так важно соблюдать все четко по часам. Намного важнее выработка конкретного порядка действий. Пусть подготовка ко сну сопровождается купанием, массажем, кормлением, прослушиванием сказки или песни. Выработка навыка к такому распорядку займет дни, возможно, недели, но в психике ребенка запечатлится, что очередность определенных действий приводит к быстрому крепкому сну.
  • Шаг 2. Объясняем причину. Не дав малышу вразумительного объяснения, родители совершают ошибку. Ребенок не понимает, почему если он до этого спал с мамой, теперь она уходит, и он в комнате остается один. Малышу необходимо объяснить, что он взрослый, и ему пора засыпать самостоятельно. Отсутствие объяснения причин вызывает у ребенка непонимание, удивление, испуг и растерянность.
  • Шаг 3. Создаем уют. Можно предложить малышу самому выбрать мебель для своей комнаты, в частности, кроватку. Этот прием вызовет в нем желание спать самостоятельно. Подушки, одеяла, матрас, игрушки, ночник — все эти атрибуты для малыша важны.
  • Шаг 4. Избавляемся от страхов. Часто дети, засыпая самостоятельно, ночью просыпаются и прибегают к матери. В темноте малыш испытывает страх. Родителям необходимо поговорить с малышом, выяснить причину страха, успокоить. Часто страхи — это впечатления от просмотра телепередач и услышанных сказок со страшными героями. Для избавления от ночных страхов можно использовать методику сжигания бумажки с записью «страшных образов и мыслей», отпускание воздушных шариков и т.д. Также возможен визит к психологу.

Важные советы и маленькие хитрости

Когда не стоит заставлять ребенка спать отдельно

По некоторым причинам вырабатывание привычки к самостоятельному сну необходимо отсрочить:

  • Ребенок родился раньше указанного срока;
  • Рождение методом кесарева сечения;
  • Была родовая травма;
  • Есть признаки повышенного внутричерепного давления;
  • Имеется некоторое отставание общего развития;
  • Есть признаки каких-либо кожных заболеваний;
  • Малыш возбудим и плаксив.

Дети, у которых наблюдается хотя бы один из перечисленных признаков, нуждаются в более продолжительном контакте с матерью: потребность в совместном сне у них больше, чем у их сверстников.

Весьма уязвимым для малыша является этап прорезывания зубок, а также период после перенесенной болезни или начало посещения детского сада. Эти события для несформированной психики ребенка являются стрессовыми, и в такие моменты ему требуется дополнительное внимание со стороны родителей.

Предупреждаем возможные ошибки

Надо учитывать существенный факт, что тревожность матери и ее психологическое сопротивление передаются малышу.

Существует ряд распространенных ошибок, которые мешают процессу привыкания ребенка к собственному спальному месту:

  • Запугивание ребенка;
  • Отказ от включения света;
  • Несогласованность требований родителей в отношении малыша;
  • Разговоры на «высоких тонах» относительно отказа ребенка спать отдельно;
  • Игнорирование или насмешки над проявлениями детских страхов;
  • Обсуждение ситуации с другими людьми, с близкими, в присутствии ребенка;
  • Игнорирование плача после просыпания малыша или, наоборот, подбегание к нему по первому же зову.
  • Позволение уже приученному к своей кроватке малышу путем манипуляций чувствами родителей, перейти в родительскую кровать (за исключением болезни ребенка).

Если вопрос о приучении малыша к собственной кроватке вызывает у родителей затруднения, то следует прибегнуть к помощи квалифицированных специалистов: психологов и педиатров.

Обобщив рекомендации и советы специалистов, можно предложить родителям следовать некоторым правилам:

  • Проще всего приучить малыша к собственной кроватке в период 6-8 месяцев;
  • Оптимальный способ выработки привычки — приобретение приставной кровати, когда мама рядом с малышом и одновременно между ними существует некоторая дистанция;
  • Процесс привыкания к собственному спальному месту стоит завершить до 2-3-летнего возраста ребенка, поскольку позже это будет сделать сложнее и болезненнее;
  • Следует исключить любые наказания, выговоры и любые другие дисциплинарные меры относительно отказа ребенка спать в отдельной кроватке. Это только затянет процесс и ухудшит детско-родительские отношения
  • Действия и меры по приучению малыша к отдельному спальному месту должны быть скоординированы между всеми членами семьи: соответственно, должны быть одинаковые требования к малышу.

Изменения и перестройки в жизни ребенка — испытание для него и родителей. Это касается и вопроса о том, как приучить ребенка спать в своей кроватке. Сколько потребуется времени для привыкания малыша к нововведению?

Это зависит от индивидуальных особенностей и возраста. Проявление упорства и поспешности в этом деле только навредит процессу адаптации. Если малышу требуется внимание и забота, он хочет ощущать близость матери, с ним надо договариваться, постепенно сокращая время пребывания рядом.

Важно соблюдать некоторые условия и правила, которые непременно исходили бы из интересов самого ребенка и были бы обязательно выработаны с учетом особенностей детской психики.

Вооруженным с помощью специалистов знаниями родителям легче и доступнее превратить выработку любой привычки у малыша в безболезненный комфортный процесс. И, конечно, универсальным средством в отношениях с детьми, несомненно, являются огромная родительская любовь и терпение, подкованные необходимыми знаниями о тонкой организации удивительной детской души.

Видео о том, как приучить ребенка спать в кроватке

Автор поделится своим опытом приучения ребенка к кроватке:

Комаровский расскажет как отучить ребенка от совместного сна:

Грудничок плохо засыпает на ночь: Методики самостоятельного засыпания младенца

Сон является неотъемлемой частью для грудного ребенка, способствуя развивающемуся организму отдохнуть. При этом часто у родителей возникают ситуации, когда грудничок плохо засыпает на ночь, плачет в кровати, капризничает.

В результате ребенок не высыпаетcz и в течение дня может капризничать. Что делать, когда грудничок не может уснуть и долго крутиться перед ночным укладыванием – в этом поможет разобраться поиск источника проблемы.

СодержаниеПоказать

Причины плохого засыпания у младенца

Сталкивались с такой проблемой, как отсутствие сна у ребенка вечером, родители часто теряются и не могут предпринять адекватных действий без посторонней помощи. При этом грудничок плохо засыпает с вечера, а днем спит нормально.

Важно знать, что возникновение трудностей с укладыванием указывает на присутствие болезней или изменение режима младенца.

По мнению доктора Комаровского, причины могут заключаться в следующем:

  • отсутствие желания спать у малыша;
  • у чада путаница с днем и ночью;
  • новорождённый голоден, хочет пить или у крохи что-то болит;
  • психологический и эмоциональный настрой родителя – подавленность и переутомление плохо отражаются на засыпании ребёнка;
  • чувство дискомфорта – намокший подгузник, неудобная пижама;
  • освещенность и шум в помещении – громкие звуки и яркий свет негативно сказываются на грудничке;
  • новорожденный проявляет чрезмерную активность и эмоции, перед тем как ложится спать;
  • перевозбуждение – это одна из основных причин с плохим засыпанием ночью.

Фактором, почему малыш плохо засыпает со слов Комаровского, может служить отсутствие либо изменение отработанного порядка ухода ко сну. Необходимо составить точное расписание дня для ребенка исходя из индивидуальности. К примеру, купание или чтение, будут ассоциироваться с последующим уходом к засыпанию.

Так, появление бессонницы, возможно в переходные моменты. Когда малыш скоро пойдет, будет разговаривать либо при росте зубов. Эти моменты следует переждать, сон нормализуется.

Если поменялась обстановка в комнате либо младенец боится засыпать ночью в одиночестве, это также может спровоцировать тяжелое укладывание.

Помешать здоровому сну может воздействие разных недугов:

  • астма;
  • изжога;
  • простуда;
  • инфекция в ушах;

Если узнать истинную причину, почему ребенок плохо засыпает на ночь, можно с легкостью наладить укладывание.

Методики самостоятельного засыпания

Очень часто родители задаются вопросом, как научить малыша засыпать самостоятельно? Существует 4 эффективные методики, которые позволяют приучить кроху к самостоятельному засыпанию на ночь.

Метод самоуспокоения

Этот способ содержит в себе словесное и тактильное влияние на чадо, помогающих укладываться самому и утешаться пробудившись.

Что делать, когда грудничок не хочет засыпать самостоятельно? Необходимо подготавливаться к укладыванию в определенное время. Чтобы малыш спал, могут помочь:

  • теплая ванная;
  • чтение;
  • слабое освещение;
  • тихая успокаивающая мелодия.

Когда подойдет время спать, нужно уложить младенца в кроватку и остаться рядом. Тихо выйти, если малыш уже уснул. Если грудничок ощутил уход и захныкал, необходимо вернуться. На руки брать нельзя, следует разговаривать.

Основная задача метода, когда кроха услышит голос матери, утихал и засыпал самостоятельно. Спустя время, грудничок привыкнет к тому, что поднявшись ночью, не берут на руки. Через 3 недели такого режима малыш сможет один спать намного дольше, чем раньше.

Способ – долгое прощание

Данный способ подойдет родителям, которые не переносят плач крохи. Как приучить засыпать ночью, когда у малыша начинается истерика, при уходе мамы из комнаты?

Рекомендуют постепенно родителю отходить от колыбели. Улаживая ребенка спать, нужно ежедневно присаживаться дальше на небольшое расстояние, пока совсем не покинете пределы комнаты. Когда грудничок знает, что мама около него, научится спать сам без капризов и боязни.

Класть в кровать необходимо, когда грудничок засыпает, но еще совсем не заснул. Сесть следует так, чтобы была видимость родителя. Если кроха станет плакать и тянуться на руки, следует погладить грудничка и пошептать успокаивающие слова. Брать на руки и реагировать на плач с истерикой стоит, если малыш будет очень бурным.

После того как грудничок станет спокойным, можно вернуться на прежнее место. Покинуть детскую следует тогда, как удостоверитесь, что он спит. Когда ночью ребенок снова проснется, то усыплять необходимо будет также как и вечером. Спустя 2 недели, грудничок сам будет засыпать в комнате.

Способ – без слез

Принцип методики заключается в оценке и если необходимо ассоциативных преображений, которые появляются у грудничка связанные с ночным засыпанием. Если появилась привычка засыпать в период кормления грудью либо при покачивании на руках, то конечно, грудничок начнет хныкать, положив его в кровать. Как тогда приучить спать ночью самостоятельно?

Для начала рекомендуют укладывать кроху на 2 часа раньше, чем положено. Тогда грудничок не будет переутомляться.

Если малыш засыпает только на руках у мамы, то потребуется изменить крохе ассоциации, которые связаны с ночным отправлением ко сну. Грудничок должен опробовать уснуть в разных ситуациях. Это может быть автомобиль, у знакомых, при укачивании в коляске. Также можно подобрать игрушку, которую кроха впоследствии брал бы с собой в кровать.

Необходимо сокращать продолжительность ночных кормлений и не бежать к младенцу по первому требованию. Следует приловчиться различать звуки, издаваемые крохой, чтобы иметь представление, спит малыш или нет. Когда грудничок поднялся и стал плакать, нужно покормить грудью или смесью.

Методика Фербера

Способ профессора с малых лет учит кроху рассчитывать только на свои силы, чтобы достигнуть требуемой комфортности, также вырабатывает терпеливость и смиренность.

Если грудничок плохо засыпает, следует использовать привычные правила. Это принятие ванны, кормление, колыбельная. Потом нужно уложить в люльку и выйти. Грудничок может захныкать. Потребуется вернуться и утешить с помощью слов или прикосновений. Доставать из люльки кроху не нужно.

Стоит быть готовым к тому, что возможно придется это сделать большое количество раз за ночь. С последующими ночами потребуется увеличивать время своего отсутствия.

Если необходимо успокоить малыша, лучше не предлагать грудь, бутылочку. Входить в детскую, только если заплачет. Через время метод подействует. Появляется привычка к самостоятельному ночному засыпанию.

Если грудничок не засыпает вечером сразу, это может, скорее всего, указывать на причину плохого сна в дневное время. Необходимо всегда укладывать кроху до 9 часов вечера, чтобы наутро грудничок проснулся отдохнувший и полный сил.

Лечение нарушений сна у грудничка

Если кроха плохо засыпает на ночь, родителю следует попытаться определить причину появления проблемы. При обнаружении одного из феноменов патологического сновидения, нужно обратиться к врачу.

  1. Нарушения продолжаются более 3 месяцев.
  2. Расстройства приводят к ухудшению настроения, изменению в поведении.
  3. Есть предположение о нарушении дыхания во сне.

Осмотрев маленького пациента, специалист, прежде всего, порекомендует наладить укладывания. Обеспечить комфортной атмосферой в комнате, удобной одеждой, исключить шум и повышенную активность, наладить дневные укладывания, оптимизировать кормления (класть спать лучше сразу после кормления).

Специалист может назначить грудничку успокаивающие напитки, чаи. При коликах прописывают соответствующие препараты в индивидуальном порядке.

В случае с нарушенным дыханием у младенца, Комаровский и другие медики рекомендует укладывать набок, меняя положение каждые 40 минут. Не укутывать и не перегревать, ведь температура увеличивает угрозу задержки дыхательного процесса. А также перед укладыванием проветривать комнату.

Борясь с плохим засыпанием на ночь, родители могут воспользоваться народными способами:

  1. Если грудничок беспокойно спит ночью, у изголовья кладут корень валерианы в мешочке. Хорошо также поможет отвар из ромашки, который нужно принимать ¼ стакана за час до сна. Для приготовления берется большая ложка продукта и заливается 200 мл кипятка. Положить маленькую ложку сахара, кипятить 15 минут. Давать теплым.
  2. Рекомендуют купать детей в отварах из спорыша, пижмы, бессмертника, девясила. Потребуется 50 грамм любой травы, прокипятить на водяной бане 15 минут, процедить и добавить в ванную. Можно добавлять и ароматические масла.

Хорошо себя зарекомендовал массаж перед сном.

Профилактика

Чтобы минимизировать вероятность изменения ночного сна родителям следует придерживаться четкого режима дня.

Укладывать и поднимать кроху строго по времени. Если спать подольше положенного времени, возможны впоследствии капризы, расстройства. Перед укладыванием не перекармливать. Купать чадо в теплой ванне с добавлением отваров из лекарственных трав. Обеспечить комнату достаточным количеством свежего воздуха.