Что делать дети не слушаются: что делать, почему, советы психолога

Содержание

Что делать, если ребенок не слушается в 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 лет: советы психологов

Послушный и неконфликтный ребенок – мечта любого родителя. Но разве бывают абсолютно послушные дети? Когда родители сталкиваются с детским непослушанием, они зачастую устраивают из этого целую трагедию с причитаниями и, порой, необдуманными наказаниями.

Каждому ребенку свойственно сопротивление родителям и несогласие с их требованиями. Как следует поступать в таких ситуациях и как найти общий язык с собственным ребенком?

Причины и последствия детского непослушания

Психологи, работающие с детьми, рекомендуют не использовать определения «плохо себя ведет, стал неуправляемым», а обозначать непослушание формулировкой «трудное поведение». Почему именно эта формулировка? Речь идет не о ребенке в данном случае, а о трудностях родителей при общении с ребенком.

К трудному поведению малыша можно отнести:

  • отказ выполнять требования родителей;
  • замкнутость при общении;
  • дистанцирование от родителей и прочие сложности, связанные с возникшими трудностями при воспитании ребенка.

Важно

Отметим, что понятие «трудного поведения» само по себе исключительно субъективно. Если у одних родителей, возникшие трудности, вызывают панику или оторопь, то другие вполне успешно с ними справляются.

Поведение нельзя назвать объективно плохим по той причине, что оно не имеет под собой злонамеренной основы: ребенок не хочет обидеть родителей или доставить им неудобства своими поступками или отказами. К примеру, ребенок рисует на обоях, родители его отругали и запретили делать так впредь — малыш не послушался и продолжил свою «творческую минутку». Мама и папа считают, что ребенок делает это назло, так сказать «из духа противоречия и врожденной вредности». Но это не так, ребенку просто было скучно, и он пытался хоть как-то себя развлечь.

Родители же не понимают причины таких поступков и начинают вводить запреты на шалости, ребенок их снова нарушает, родители начинают наказывать ребенка, и вот тут уже ситуация может принять серьезный оборот.

Ребенок не видит в своем поступке ничего плохого, а наказание получил, в результате он чувствует себя обиженным и сомневается в любви мамы и папы. Поэтому, прежде чем запрещать что-то или наказывать, следует максимально доступно объяснить ребенку, почему его поступки недопустимы, в противном случае конфликт с ним неизбежен.

Особенности детского поведения в разном возрасте

Если вы стали замечать, что ваш ребенок перестал вас слушаться, то не торопитесь вводить наказания. Прежде всего необходимо найти и понять причины его поступков и немалую роль тут играют возрастные особенности малыша.

Психологи советуют учитывать следующие возрастные различия:

2 года.

В этом возрасте у ребенка идет активное познание окружающего мира с помощью различных действий: трогает, пробует на вкус, пытается попасть в интересующее его помещение.

В этот период родители должны уделять малышу максимум своего внимания, присматривать за его передвижениями. Не стоит ограничивать ребенка в его действиях, дайте ему возможность внимательно изучить окружающее пространство. Задача родителей в это время – оградить от возможных увечий. Конечно, ссадины или ушибы неизбежны, но и они нужны малышу для формирования опыта.

Если родители начнут вводить запреты на «познавательные» действия, кричать на малыша, то поспособствуют только образованию рефлексов, ребенок будет следовать требованиям на автомате, без понимания, зачем ему это нужно. В худшем случае, запреты и одергивания могут создать стрессовую ситуацию для малыша, постоянное пребывание в которой будет тормозить его общее развитие.

3 года.

Специалисты утверждают, что в возрасте трех лет у ребенка наступает переломный период, именно в этот период малыш начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Если раньше он воспринимал маму как часть себя, то сейчас он уже понимает, что мама и он – разные существа, имеющие свои собственные потребности и желания.

Ребенок активно стремится проявить свою самостоятельность:

  • пытается сам одеваться;
  • убирать за собой посуду;
  • стремится помогать маме и папе с их обязанностями.

Родители редко позволяют малышу делать что-то самому, зато контроль за его действиями заметно повышается. Ребенку это не нравится, он может закатить истерику со слезами, начать драться, кричать. Таким образом он пытается отстаивать свои права и понять насколько далеко он может зайти в своих действиях.

В этот период родителям настоятельно рекомендуется держать себя в руках и не срываться на малыше. Окружите его лаской и заботой еще больше, чем раньше. Дайте ему понять, что он нужен и любим, несмотря на свое поведение.

5 лет.

Кризис трех лет к этому возрасту уже прошел и теперь настала пора изучения эмоций и поведения окружающих людей. Ребенок начинает испытывать терпение родственников, пытаясь прощупать границы дозволенного. Он испытывает потребность в изучении выражения различных эмоций, данное умение необходимо малышу для лучшей социализации.

Ребенок в пятилетнем возрасте пытается найти свое место в иерархии сверстников, отстаивает свое лидерство. Обычно в этом возрасте дети достаточно спокойны и готовы к диалогу, стоит разговаривать с ними как с «маленькими» взрослыми: без сюсюканий, с приведением аргументов и четких объяснений.

Пятилетки готовы и открыты к диалогу, так что родителям предстоит нелегкий путь в поисках компромиссов и изучении искусства договариваться.

7 лет.

Обычно в этом возрасте ребенок идет в школу, где попадает в хоровод новых впечатлений, людей и знаний. В этот период дети начинают активнее стремиться к самостоятельности и родителям следует понемногу снижать опеку. Речь не идет о том, чтобы полностью упустить ситуацию из-под контроля, ни в коем случае. Но позвольте своему ребенку принимать решения и учиться нести за них ответственность.

Ребенок стал непослушным: как воспитывать?

Прежде чем принимать меры по коррекции поведения ребенка, необходимо разобраться с причинами непослушания и убедиться, что дело именно в поведении, а не реакции на действия и слова окружающих. Родителям, столкнувшимся с проблемой детского непослушания, психологии рекомендуют придерживаться следующей методики:

  • Анализ отношений между родителями и ребенком. Родителям предстоит ответить на самый главный вопрос «чувствует ли ребенок любовь и поддержку в семье?» Если родители попрекают ребенка его поведением, не окружают лаской и заботой, показывают свое разочарование малышом и прочее, то в результате не стоит рассчитывать на крепкие и доверительные отношения с ним. Зачастую проблемы в поведении малыша возникают не из-за его непослушания, а именно по причине неуверенности в себе и родительской любви.
  • Трезво оценивайте возможности малыша. Не стоит рассчитывать, что двухлетний малыш будет убирать за собой игрушки без споров и мыть чашку из-под чая. Не забывайте о возрастных особенностях детей и требуйте от него действий, соответствующих его возрасту. Малыши не будут с радостью сидеть за просмотром обучающего фильма, когда им хочется бегать, играть и познавать мир вокруг себя.
  • Здоровый микроклимат в семье. Нельзя требовать от ребенка хорошего поведения, когда перед глазами у него постоянные конфликты и ссоры между родителями. Если мама и папа постоянно ругаются, то это не может не отразиться на характере и поведении малыша.
  • Уделите время более пристальному наблюдению за действиями малыша. Изменение поведения, если оно не спровоцировано сторонними причинами, не может происходить без причины. Если ваш ребенок старше 5 лет, то попробуйте поговорить с ним и выяснить причины его поступков в ходе доверительной беседы.
  • Помните, что идеальных детей не быв

Что делать если ребенок не слушается – советы психолога

В этой статье вы узнаете, что делать если ребенок не слушается. Следование предложенным советам психолога приведет к самым лучшим последствиям — ваш ребенок, повзрослев, станет уверенным в себе человеком, и будет благодарить вас за то, что вы воспитали его именно так.
Как вырастить из ребенка личность, при этом сохранив гармонию в отношениях с ним. А также чем воспитание отличается от манипулирования и почему ребенку лучше не знать, что такое хорошо, а что такое плохо — обо всем этом читайте в этой статье.

Содержание статьи:

Что делать если ребенок не слушается – советы психолога

Прежде чем мы начнем, подумайте о своей окружении. Посмотрите на окружающих вас взрослых людей. Среди них есть те, кто работает на средней работе со стабильной зарплатой, не выделяется в обществе, с незаурядной внешностью и незапоминающимся внешним видом. А есть и такие, кто стильно одевается, много зарабатывает, занимается собственным делом, яркие, харизматичные, уверенные в себе. Так вот, первые в детстве были послушными, хорошими девочками и мальчиками. А вторые не слушались своих родителей, и скорее всего, их родители относились к этому спокойно, не пытаясь сравнять их с послушными. Большинство детей, вырастая, превращаются в серую массу потому, что общепринятый подход к воспитанию сводится к послушанию. Почему этот подход в корне не верен и как нужно действовать на самом деле – читайте в этой статье. Итак, семь советов психолога по личностному воспитанию — что делать если ребенок не слушается:

Правило #1: Откажитесь от авторитарного режима

Главная задача воспитания заключается в том, чтобы вырастить человека, который будет уметь брать на себя ответственность, будет способен к самостоятельной взрослой жизни. Но почему-то многие родители считают, что основная задача воспитания – привить ребенку «хорошие» качества и задавить «плохие». При этом какие качества хорошие, а какие – плохие, они определяют интуитивно, на основе того, как их самих воспитывали родители.

Но задумайтесь над тем, являетесь ли вы на сто процентов гармоничной личностью? Все ли сферы вашей жизни благополучны? Если нет, то почему вы считаете, что ваше видение плохого и хорошего поможет ребенку стать счастливым человеком?

Итак, правило первое – перестаньте считать себя правым во всем. Ваша воля не должна быть для ребенка единственно верной. Если вы хотите вырастить из него личность, которая сможет отвечать за себя сама, прекратите навязывать ему свои «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно».

Правило #2: Давайте увидеть причину и следствие

Всегда аргументируйте свою позицию. Ребенок имеет право видеть во всех ваших «можно» и «нельзя» причинно-следственную связь. Так вы научите его принимать решения самостоятельно. Он будет понимать «если я сделаю так, то будет это…» и на этой основе будет учиться осознанно принимать решения. Если объяснять все ребенку аргументированно и доходчиво, то у него не будет оставаться недопониманий. Он не будет пытаться проверить правдивость ваших суждений. А если вы будете общаться с ним при помощи аргументов: «потому что я так сказала» или «нельзя, потому что нельзя», то оставите у ребенка недопонимание и сами в итоге будете виноваты в том, что он не послушается вас. Ведь ребенок – существо любопытное, ему всегда хочется докопаться до истины. Не вините его в этом.


В случае, если вы не будете объяснять ребенку причинно-следственные связи, может случиться страшная беда. Он усвоит ваши суждения, и у него заблокируется нравственная область. Он бездумно будет воспроизводить вашу родительскую программу, вместо того чтобы основываться на собственных суждениях и мотивах.
Например, вы вбили ребенку мысль, что деньги – это плохо. Богатые люди=плохие люди. И не аргументировали эту мысль, просто высказывая ее без объяснений.

Ребенок не слушается. Что делать?

Дмитрий Телечкун, руководитель проекта «Клуб родительского мастерства»  в  рамках Образовательного Холдинга «Открытая Школа». Разработчик более 15 тренинговых программ. Соавтор подхода «Ситуационное воспитание

».

Предлагаю начать с самого начала, не в смысле «когда еще жили динозавры», а в смысле разобраться в значении слова слушаться. Итак, слушаться – поступать согласно чьим-то советам, распоряжениям, повиноваться. Повиноваться – беспрекословное подчинение чьим-то советам, приказам, распоряжениям (слов).

Таким образом, когда мы говорим, что ребенок не слушается, мы имеем ввиду отказ ребенка беспрекословно подчиняться.

Теперь давайте подумаем:  насколько важное качество для будущей самостоятельной жизни – беспрекословное подчинение родителям? В этом месте, мы наблюдаем интересный парадокс, который не все родители осознают. Самостоятельность подразумевает умение самостоятельно оценивать ситуацию, принимать решение, отвечать за свои действия, а беспрекословное подчинение не предполагает самостоятельности ни в оценке, ни в принятии решений, а тем более нет речи об ответственности.

С точки зрения ребенка все логично: Я сделал, так как ты сказал? Не получилось? Кто виноват?  Я? Ну, нет! Что? Своя голова должны быть на плечах? Ну, вы даете!

Что имеем в сухом остатке – когда слушаешь родителей, всегда останешься виноватым – либо не то сделал, либо не так сделал, либо можно было и лучше…

Давайте, представим, что мы добились от ребенка беспрекословного послушания.

Какими способами или методами, нам удается сломать естественное желание к самостоятельным действиям?

Шантаж отношениями

«Я такого непослушного ребенка не люблю!» «Не слушаешься, иди, ищи себе другую маму!», «Перестань орать! А то тебя сейчас этот дядя заберет!», «У всех дети как дети, а ты прямо наказание какое-то, может тебя отдать в интернат?» – на мой взгляд, крайняя степень родительской незрелости.

Вам очень повезло, если вы не слышали таких слов и очень здорово, если вы знаете последствие таких фраз и никогда не применяете их. Но наверняка вы видели взрослых, а вернее «больших детей», которые живут чужую жизнь, избегают самостоятельных решений, зависят от уже постаревших родителей, рвущих любые контакты с родителями и т.д.

Отдельный вид шантажа отношениями – навешивание ярлыков

Мы спокойно навешиваем ярлыки в надежде, что ребенок поймет, как мы оцениваем его (замете, его как личность, а не его поведение) и измениться. Но все происходит наоборот – ребенок начинает «соответствовать» своему ярлыку.

  • Ты ничего не можешь сделать нормально – вечно у тебя все из рук валится.
  • Ну, кто ожидал от тебя чего-то другого.
  • Ты в своем репертуаре.
  • С тобой стыдно ходить по улице.
  • Вечно ты все испортишь.
  • Ты настоящая принцесса.
  • Ты все делаешь лучше всех, ты лучший.

Не стоит углубляться в суть внутренних процессов, просто подумайте, какие жизненные установки приобретает ребенок, когда слышит такие слова.

Силовые воздействия и наказания за непослушание

«Ребенок должен знать свое место».

«Я выбью из тебя эту дурь».

«Пара шлепков, еще никому не помешала».

«Меня били и ничего..» эти и другие убеждения родителей, которые считают, что родительский авторитет держится на силе. Будьте уверены, ваш ребенок будет считать также, но что происходит, когда ребенок вырастает и набирает реальную физическую силу? Но, зато иногда приятно сидеть «на лавочке» и рассуждать, как много в мире стало насилия и какими неблагодарными вырастают дети.

Покупка послушания

Не путайте с положительными подкреплениями.

Ты слушаешься, я тебя обеспечиваю твои желания и одариваю.

«Вот коньки, которые ты просил. Это за то, что ты слушался маму и папу».

«Вот тебе машинка или кукла, за то, что ты вел себя хорошо».

Ключевой ошибкой этого способа является то, что ребенок не знает, за что конкретно он получает подарок. Вел себя хорошо – это что? Если меня поощряют за безоговорочное подчинение, значит, его можно купить.

Я вспоминаю одну маму, которая рассказывала, что ребенок выносит игрушки из дому и раздаривает их детям. Что это – щедрый ребенок, или врожденный альтруизм? Эта мама почувствовала неладное, когда ребенку дети начали заказывать конкретные игрушки, которые должен был приносить ребенок. Эти дети получили другой опыт – за хорошее отношение люди готовы платить.  Вам ничего не напоминает фраза: «Как только с ним случилось ЭТО, все друзья от него отвернулись»?

Способ, построенный на уважении и авторитете

Авторитетный человек – заслуживающий безусловного доверия. При этом слово «безусловный» означает, не подвергающийся сомнению (слов.)

Как же формируется безусловное доверие? Все очень просто – ребенок получает, видит, ощущает подтверждение вашим словам, действиям, прогнозам и, придерживаясь их, стабильно получает тот результат, который обогащает его практический опыт, позволяет ему становиться самостоятельным, результаты соответствуют картине мира. Возможно эта формулировка и спорная и пространная, но вспомните, кто у вас вызывает доверие, и подумайте, почему. Давайте рассмотрим это на конкретном примере.

Например: Ребенок хочет залезть на дерево.

Ваши возможные действия:

  • Увести с площадки, где растут деревья. Но если при этом другие дети, как груши сидят на дереве, что ощущает ребенок?
  • Переключить на другое действие. Давай сделаем самолетик. Это работает, если вы точно знаете, что ребенок не готов принять правила безопасности лазания по деревьям. Эта стратегия не всегда решает проблему – ребенок хочет уметь делать это и получать опыт.
  • Прямой запрет или угроза. Не лезь – упадешь. Хм, странно, а Петя/Маша лазят и не падают. Или другой вариант – пока мама/папа не видела, залез и не упал – вывод ребенка?
  • Научить правилам безопасности, сопровождать пока ребенок осваивает навык (обучить) – ребенок благодарен, он развивается, он может, у него получается, он получает опыт.

Способ положительных подкреплений

Это очень сильный инструмент, с его помощью вы можете помогать ребенку продвигаться в новых умениях, осваивать навыки, расширять картину мира и формировать определенные (полезные) убеждения.

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок вообще лазил по деревьям. Вы говорите, что лазить по деревьям нельзя, и каждый раз подкрепляете его, когда он удерживает соблазн залезть на дерево. Он потом сам подберет под это обоснование.

Если вы хотите, что бы ребенок умел лазить по деревьям и заботился о собственной безопасности, то подкрепляете во время тренировок, правильные действия.

Как действовать вы выбираете сами в зависимости от ситуации.

Способ, построенный на выборе лучшей стратегии

Действуем по ситуации, но в интересах ребенка. Как правило, этот способ, сводится к обучению. Обучение на разных этапах требует различных усилий от родителя.

Каждый из способов имеет право на жизнь, но применяется в соответствии с целями воспитания.   Мы должны понимать и помнить, что именно в каждом из случаев получает ребенок, а чего хочется нам – Родителям.

Что нужно знать и делать родителям, чтобы ребенок слушался

У ребенка есть врожденные склонности. Родитель может направлять и развивать потенциал, а может тормозить и ограничивать развитие.

Главная составляющая послушания ребенка – доверие к словам родителя.

Доверие формируется если родитель: понимает желания ребенка, обучает навыкам, которые помогают достигать цели, поддерживает у ребенка желание действовать, поощряет самостоятельность, является примером для подражания.

Использование непродуктивных способов воздействия, создает возможность для формирования у ребенка жизненных установок, которые в лучшем случае, оказываются бесполезными, а в худшем – делают зависимыми от людей, от обстоятельств, от собственных слабостей.

11 правил, ко

Почему ребенок не слушается? | Азбука воспитания