Развитие эмоций и чувств в дошкольном возрасте: Статья: Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Содержание

важные этапы и ключ к воспитанию

Содержание статьи

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Мама целует малыша

Мама целует малыша

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Малыш с игрушкой

Малыш с игрушкой

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Дети веселятся

Дети веселятся

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.

Папа с ребенком

Папа с ребенком
Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.
  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Трехмесячный ребенок

Трехмесячный ребенок

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Дети в спортивной секции

Дети в спортивной секции

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Девочка рисует радугу

Девочка рисует радугу

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

Статья на тему: Развитие чувств и эмоций у детей дошкольного возраста.

Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников.

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.

  Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

  Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых. Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности.     Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.

  Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.

  По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.

  Постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется еще наивное удовлетворение при выполнении требований окружающих, соблюдении норм и правил поведения.

  Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.

  Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем.

  Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка его поступков. У большинства детей положительные оценки повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

  Для понимания детских эмоций необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.

  Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

  Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать его свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.

  Наконец, и это самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

  Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.

  На основании сказанного можно заключить, что внутреннее эмоциональное отношение  ребенка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

  Вместе с тем существенный вклад в развитие мотивационно- эмоциональной сферы детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с художественными произведениями.

Статья на тему: «Развитие базовых эмоций и чувств у детей дошкольного возраста»

Варианты игровых занятий по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поступая в детский сад, ребенок попадает в новые, непривычные условия, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать взаимоотношения. В этой ситуации педагогам и родителям  необходимо объединить усилия для обеспечения эмоционального комфорта ребенка, развития умения общаться со сверстниками.

Радость

Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.

 В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Для знакомства с эмоцией радости используются различные упражнения.

Этюд «Встреча с другом»

У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

Этюд «После дождя»

Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

Этюд «Танец радости»

Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.

Страх

Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает пугаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша, и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, но в любом случае страхи мешают ребенку жить. Они его тревожат и могут вызвать невротические расстройства, которые проявляются в виде тиков, навязчивых движений, энуреза, заикания, плохого сна, раздражительности, агрессивности, плохом контакте с окружающими, дефиците внимания. Это далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит не преодоленный детский страх.

Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышено самолюбивые дети. Самые распространенные страхи у дошкольников – это страх темноты, ночных кошмаров, одиночества, сказочных хулиганов, бандитов, войны, катастроф, уколов, боли, врачей.

Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые, и в первую очередь, родители.

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь, и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.

Упражнение «Воспитай свой страх»

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание упражнения: проводится предварительная беседа, и ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов,  ребенку предлагают  перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Можно вместе придумать, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм – и другие веселые атрибуты.

Игра «Рыбаки и рыбка»

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения, робости.

Ход игры: из общего количества детей выбираются две «рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – и образуют собой «сеть». Ведущий объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сетях и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают ее по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

Замечание: Чем больше участников игры, тем она полезнее и интереснее. Следите за тем, чтобы движения сети не были агрессивными.

Гнев, злость

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных.

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т.е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Упражнение «Коврик злости»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.

Описание упражнения: в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если  ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

Игра «Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть: взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Техника «Разрывание бумаги»

Данная техника позволяет получить хороший терапевтический эффект, т.к. доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии и агрессивным импульсам, раскрепощает излишне скованных детей, учит их выполнять свои общения, держать слово.

Лучше всего ее проводить с детьми 5-7 лет, с числом участников – 2-5. чем более дети импульсивны и активны, тем меньше их должно быть в группе.

Материалы: необходимо иметь газеты и журналы либо любую другую ненужную бумагу.

Описание техники: перед началом игры у детей спрашивают, кто из них обещает убрать комнату в конце занятия, и объясняется, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации (3 – 4 мин).

После этого дети вместе с педагогом начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать в кучку в центре комнаты. Когда кучка станет большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям нравится делать кусочки из бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух.

Грусть, печаль

         Печаль – это отдельная эмоция, которое имеет свое специфическое выражение и свои уникальные феноменологические характеристики; ее обычно относят к негативным переживаниям. Эмоция печали имеет свои универсальные активаторы – разлука или отделение как физическое, так и психологическое: вынужденная разлука с семьей или близким другом, не способность к общению, к искреннему выражению своих чувств, неумение завоевать симпатию окружающих. В таких ситуациях у ребенка отсутствует чувство принадлежности, возникает ощущение одиночества и покинутости окружающими людьми.

Для того чтобы избежать нежелательных последствий необходимо дать возможность ребенку «пережить» данное эмоциональное состояние, при этом взрослый должен продемонстрировать свое понимание ситуации, выразить сочувствие, сопереживание и заботу.

Игра «Волшебный стул»

Цель: активизация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.

 Ход игры: если в группу пришел (или уже находится в ней) грустный ребенок, можно предложить всем детям поиграть в игру «Волшебный стул». Для этого грустному ребенку предлагается сесть на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети по очереди подходят к волшебному стулу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера, первым игру начинает педагог.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования чувств дошкольника. Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а также стремиться помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

Список литературы

Алехина И.В., Матяш Н.М., Павлова Т.А. Психология: Практический курс. Психология человека. – Брянск: Издательство Брянского педагогического университета им. акад. И.Г. Петровского, 1999.

Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2002.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России,  2001.

Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: УРАО, 1999.

 

Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста



Истинная радость — дело серьезное!

Сенека

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» заменяется более доступным понятием «настроение».

«Проблема современного ребенка в том, что недостаточно развита эмоциональная сфера, а именно — дети не умеют откликаться на чувства и состояния других людей, неадекватно реагируют на многие вещи. В наше время лучшими друзьями детей являются телевизор и компьютер, смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и компьютерные игры. Это приводит к тому, что дети меньше общаются и со взрослыми, и со сверстниками; дошкольники невнимательны и нечувствительны к окружающим, не умеют контролировать свои эмоции. Но мы все знаем, что общение значительно обогащает жизнь, делает ее ярче и интересней». [2]

Дошкольный возраст — достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера.

«Ребенок 4- 5 лет — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в основном, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют проявлению целого спектра разнообразных эмоций ребенка. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д. Ребенок уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику». [2]

Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.

«Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников мы проводим в двух направлениях:

– формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т. д.

– формирование умения правильно выражать эмоции и определять эмоции, переживаемые окружающими.

Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи следующих средств:

– использование различных сюжетно-ролевых игр

– используя игры на развитие воображения

– прослушивание музыки и обсуждение ее

– использование мимических этюдов

– чтение сказок и рассказов

– использование подвижных и коммуникативных игр». [2]

Многие дидактические игры мы сделали своими руками.

В своей работе мы используем нетрадиционные техники рисования, такие как:

– рисование крупой

– рисование штампами

– рисование листьями

– рисование мятой бумагой

– рисование зубной щеткой и зубочисткой и т. д.

Можно с уверенностью сказать, что такие занятия раскрепощают эмоциональную сферу ребенка.

В театральных играх учим детей исполнять различные роли. Ребята с удовольствием играют героев противоположного пола, отрицательных героев: бабу Ягу, Кощея Бессмертного, волка и т. д.

Наблюдая за поведением дошкольников, можно смело сказать, что использование мимических этюдов в нашей работе приносит очень хорошие результаты. Для этого мы учимся с различным выражением читать одно и то же стихотворение: радостно, грустно, удивленно и т. д.

В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния.

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

«Автор теории эмоционального интеллекта Дениел Гоулман убежден, что жизненный успех зависит не только от уровня интеллекта, но и от хорошего умения управлять собственными эмоциями. А понимая свои эмоции, человек будет чувствовать и осознавать эмоции других».

Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его легкой социализации, беспроблемного общения. Именно поэтому мы даем рекомендации родителям: уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и физических способностей ребенка. [2]

Для этого им необходимо как можно больше времени проводить с собственным ребенком, не позволяя ему уткнуться в гаджеты.

Создавать в семье теплую атмосферу, объяснять ребенку принципы существования в обществе, разбирать вместе с ним различные жизненные ситуации. Развивать у дошкольника позитивные черты характера, учить делать полезные поступки, проигрывать вместе с ребенком различные эмоции, стоя у зеркала. [2]

Разумеется, все вышеприведенные советы и рекомендации способны дать желаемый эффект только в том случае, если родители не будут жалеть времени и сил для занятий со своим ребенком.

Родителям важно понимать, что в одиночку детям совершенно невозможно справиться со своими проблемами, а при поддержке старших они порой способны творить чудеса.

Понятно, что при сегодняшнем сумасшедшем темпе жизни все очень заняты. Но все же, несмотря на усталость и плохое настроение, нужно постараться уделять ребенку как можно больше внимания. Попытаться сделать климат в семье эмоционально комфортным и максимально благоприятным для его развития.

Трудовая и творческая деятельность также помогут формированию эмоциональных переживаний:

– радости от успеха

– вдохновению

– сочувствию сверстникам

– удовлетворению или недовольству результатом.

В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир. Иногда — выплеснуть свои эмоции, даже негативные. [2]

Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при помощи разных видов воздействия, отдавая предпочтения игровым методам.

«Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.

Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в детской деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению действий (например, сильный страх мешает ребенку прочитать стихотворение перед публикой), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, воспитатель или взрослый должен главным образом ориентироваться на положительное подкрепление деятельности дошкольника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе деятельности. С другой стороны, ориентация дошкольника только на получение положительных эмоций, связанных с успехами, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку (как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности». [1, стр. 115]

Одно и то же событие может переживаться по — разному, в зависимости от того, какой был мотив и каков результат. Удовольствие и радость появляются при реализации мотива, а неудовольствие, разочарование и даже гнев — при его нереализации.

«Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать — это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций». [1, стр. 116]

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке, — его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость, впечатлительность и эмоциональность — в благоприятных случаях не только ведут к развитию его талантов, характера, но порой определяют его судьбу.

Литература:

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Логические схемы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. «Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста» https://paidagogos.com/osobennosti-emotsionalnoy-sferyi-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta.html?label_41cc0e4945e162021cfdd993f4c1104d=2

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, ребенок, эмоциональная сфера ребенка, дошкольник, дошкольный возраст, игра, развитие эмпатии, творческая деятельность, формирование умения, эмоциональная сфера.

Консультация: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Под эмоциональной сферой личности принято понимать не только эмоции, а сложный комплекс эмоций и других эмоциональных явлений: тона, эмоциональных свойств личности. Благодаря им появляется понятие эмоциональных типов личности и эмоционально устойчивых отношений (чувств), каждое из которых имеет свои четкие признаки и отличия друг от друга.

В жизни каждого человека эмоции имеют огромное значение. Но для ребенка эмоции становятся и определителем ценности предметов и явлений, своеобразным эталоном их качества. Именно с помощью чувств дошкольник воспринимает небольшой мир, окружающий его, благодаря им он может показать взрослым, что он чувствует и ощущает[14,4].

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих[10, 87].

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу — это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка[7,15].

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» — то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

 Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться[11,71].

Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра — живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго — к примеру, на несколько дней — и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться.

Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие.

 Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха[16, 113].

Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет[24, 45].

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

-освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

-благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

“Истинная радость – дело серьезное!”
(Сенека)

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка.

У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Целью данной работы является создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, а также профилактика эмоциональных нарушений

Задачами же являются:

  1. Изучение уровня знаний детей и их родителей об эмоциях и способах их выражения.
  2. Изучение социально-эмоциональной сферы личности ребенка.
  3. Ознакомление детей с различного вида эмоциями, обучение различению их в графическом изображении.
  4. Подбор средств коррекции эмоционального неблагополучия: организация досуговой, театрализованной, игровой и других видов деятельности детей, направленных на развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово “эмоция” не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием “настроение”.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но оно имеет непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Необходимо изучать развитие эмоциональной сферы дошкольника, что создает базу для осмысленного усвоения психолого-педагогических знаний, а в последствие обеспечит эффективность их применения.

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:

1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний. Очень важны доброжелательные взаимоотношения. Неправильное общение в семье может привести: к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками; к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным; к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка.

2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, праздники) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки) (см. Приложение 2. Сценарий осеннего утренника “В гостях у Барбоса”).

3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.

4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Способы поведения, которые мы, естественно, демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении. Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.

Для решения проблем эмоционального развития дошкольником в данной работе представлены перспективы ближайшего и дальнейшего развития эмоциональной сферы детей.
Перспективы ближайшего развития:

  1. Изучение эмоционального благополучия детей 3–4-летнего возраста. (Приложение 1)
  2. Подбор средств коррекции у детей нарушений в эмоциональной сфере. (Приложение 2)
  3. Ознакомление родителей с проблемами в эмоциональной сфере их детей. Разработка рекомендаций, памяток. (Приложение 3)

Перспективы дальнейшего развития:

  1. Работа с детьми по обучению самоконтролю эмоций и чувств, а также наблюдению за эмоциями и чувствами других людей.
  2. Применение средств коррекции эмоционального неблагополучия детей.

Список используемой литературы.

  1. Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
  2. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У – Фрактория, 2006. с. 18, 57–64.
  3. www.psyparents.ru/index.php?item=1702
  4. www.school2100.ru/upload/iblock/c9d/…pdf
  5. wiki.iot.ru/index…эмоциональной_сферы_дошкольников
  6. ipklabdo.lanta-net.ru/ipk…
  7. dalin.mospsy.ru/l_03_00/10301115.shtml
  8. festival.1september.ru/articles/501221/
  9. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2008. С. 45–53, 180–182.

Методическая разработка по теме: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста  эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и  неустойчивость.  Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит  освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных  ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.  Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

 Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
 На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и «видеть» эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

 После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…» 
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4. Упражнение «Музыка и эмоции».

 Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая — грустная, довольная, сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчужденная, добрая — усталая, теплая — холодная, ясная — мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек». 

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один «волшебный мешочек», из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику  какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы..»
    Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)? 

 Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости).

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления). 
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения). 
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…

7.Про Таню (горе — радость).
Наша Таня громко плачет: 
Уронила в речку мячик (горе). 
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3. Игра «На полянке». 
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

УДК 159.9.07

Батута Марина Борисовна 1 , Семенова Екатерина Алексеевна 2
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, кандидат психологических наук, доцент
2 Нижегородский государственный педагогический университет им. Минин, магистр 1-го курса


Реферат
Эмоционально-личностное развитие ребенка определяет его психологическое благополучие и дальнейшее существование в мире и реализацию своего «Я».Результаты исследования показали, что у детей дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень эмоциональной отзывчивости, не сформирована способность распознавать и описывать свои эмоции, выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Незрелая эмоциональная сфера дошкольников в неблагополучных ситуациях может привести к неадекватным эмоциональным реакциям, поведенческим расстройствам, которые проявляются в тревоге, гиперактивности, застенчивости, агрессии, замкнутости и затруднении взаимопонимания со взрослыми.В связи с вышеизложенным необходимо провести корректирующую работу, направленную на знакомство детей со своеобразными эмоциональными азбуками, обучение использованию эмоционального языка для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других, для анализа причин различных настроения.

Ключевые слова: эмоциональные реакции, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное состояние, статус


Категория: 19.00.00 Психология

Номер статьи:
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Современные научные исследования и инновации.2016. № 8 [Электронный журнал]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70633

Посмотреть эту статью на русском языке

Извините, эта статья доступна только на русском языке.



Количество просмотров Artice: Подождите

Все статьи автора «Батюта Марина Борисовна»

.

Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями

Библиографическое описание:

Хайдаров, И. О. Психолого-педагогические особенности подростков с особыми образовательными потребностями / И. О. Хайдаров, Ш. М. Омонова, Ф. А. Нормурадова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55937/ (дата обращения: 16.10.2020).

Взаимодействие с другими людьми

В формировании и развитии гармоничного человека важно, чтобы воспитание и обучение соответствовали возрасту ребенка. В умственном и физическом развитии человека развитие всегда идет. Пока ребенок развивается умственно и физически, он проходит несколько этапов. Воспитание в большой степени связано с особенностями ребенка, с влиянием среды, в которой он живет.Необходимо помнить, что сущность микросреды, в которой должен жить ребенок, определяется людьми, которые влияют на его развитие и связь с ними. Ребенок будет в отношениях с членами семьи, опекунами, учителями, с близкими родственниками. Эти отношения играют очень большую роль в развитии ребенка. Ребенок воспитывается под влиянием своих близких.

Детство. Сознание ребенка дошкольного возраста — это конкретное сознание, и он думает о том, что осознает и представляет.Поэтому, когда дело касается чего-то неизвестного, нужно ему объяснять, сравнивая это с явлением, знакомым ребенку. Во время общения с окружающими у ребенка формируются собственные взгляды, и он начинает оценивать свои действия «хорошо» и «плохо». В этот период жизни ребенка вместе с игрой они начинают приобретать смысл и появляются первые навыки трудовой деятельности: ребенок начинает рисовать, лепить из глины разные вещи. Также они выполняют простые задания, поставленные взрослыми. Подключите их посильно и работа дает хороший результат.

Ребенок младшего школьного возраста 6–7 лет (некоторые ученые называют этот возраст «возрастом совершенствования») морально и физически готов к школе. Согласно Закону Республики Узбекистан «Об образовании» все дети 6–7 лет идут в школу. Игровая деятельность, которая раньше играла важную роль в жизни ребенка, уступает место учебной деятельности. Поначалу переход к такой «ответственной работе» ребенку дается нелегко, но постепенно он начинает к ней привыкать.

У школьников маленького возраста есть определенное представление о социальном мире, и им очень интересно познать суть происходящих явлений. Организованные в школе образовательные мероприятия стимулируют развитие положительных качеств, необходимых для умственной деятельности. Следует отметить, что мозг школьников маленького возраста стремительно развивается: происходят изменения в его структуре. У них развиты легкие, но дыхательные пути и диафрагма развиты плохо, поэтому, если они остаются неподвижными в течение длительного времени, в организме не хватает кислорода.

Такие особенности физического развития требуют осторожного подхода к ученикам младших классов. Им нужно дать полную свободу действий; нужно уберечь их от стресса. Дети этого возраста должны больше двигаться, быть чище, отдыхать, спать — об этом должны позаботиться другие. Нужно быть осторожным, сидят ли они на столе. Во время игры нужно защищать их от резких движений.

Подростковый возраст. В интеллектуальном развитии особое внимание нужно уделять подростковому возрасту.Этот период — самый сложный период в развитии человека, и этот период называется переходным. Переходный период — это переход от детства к юности. Сложность подросткового возраста связана с анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями. В деятельности подростка особое место занимает учеба. Учеба для подростка превращается в привычное, повседневное дело, становится невнимательным. Наблюдается снижение усвоения уроков, но при выполнении самостоятельной работы их свидетельство наблюдается.В поведении подростка заметны отрицательные стороны. Это происходит потому, что подросток хочет быть независимым. Если учитель плохо осведомлен об особенностях своего ученика и между ними нет доверия, то в поведении подростка начинают проявляться такие негативные аспекты черт характера, как непослушание и неуважение к старшим, и это становится чертой характера . Внимание ученика привлекают вопросы вне школы. Чтобы сформировать активность и инициативу у подростков, необходимо их привлечение к общественным работам.Для подростка внимание сверстников, мнение общества даже важнее, чем мнение родителей. Поэтому он пытается заслужить честь, хочет стать лидером. Если он не может показать себя с хорошей стороны, он готов показать себя даже с плохой стороны. А это иногда приводит подростка к криминальной микросреде. Чтобы этого не произошло, правильное решение — дать каждому подростку работу по мере сил. Только тогда подросток понимает, что он нужен обществу. У подростка в этот период только начинает формироваться контроль над своими чувствами.Это отражается на его поведении: он становится грубым, нервным; эта черта характера особенно бросается в глаза во время дискуссий и споров. Даже если он ошибается, он хочет доказать, что он прав. В 13–14 лет у подростков начинают развиваться такие качества, как ответственность, чувство долга. В этот период у подростка появится желание выбрать для себя идеал, стремиться к цели. Формируются такие качества, как нравственный облик. Дюма играют особо важную роль в жизни подростка.Одна из основных задач преподавателя — направить учеников в правильном направлении. Итак, имея дело с подростком, нужно запастись терпением. Ему нужно дать свободу, не приказать, а посоветовать, а это гарантия правильного воспитания подростков этого возраста.

Для его возраста характерна активность всех видов деятельности; учебная деятельность отодвигается на второй план. Ведущими мероприятиями можно считать общение со сверстниками. Так И.С. Кон утверждал, что полностью раскрыть себя подросток может только в общении со сверстниками.Поэтому чаще всего в этом возрасте мальчики и девочки выбирают дружбу со своими сверстниками, которые испытывают одинаковые чувства, испытывают одинаковые проблемы и имеют схожие интересы и увлечения. На этом этапе устанавливается крепкая дружба, которая отличается избирательностью отношений, стабильностью и глубиной. Между собой подростки яростно конфликтуют и примиряются. [6] Часто на этом этапе круг общения и интересов меняется. Важным моментом этого периода является поиск своего места в обществе и осознание того, что вы «имеете в виду» в кругу сверстников.У подростка есть мотивация занять определенное место в коллективе. Это поиск признания ценности самого себя. Подросток начинает испытывать чувство взрослости, которое Д.Б. Эльконин описал следующим образом: «Чувство взрослости — это новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми и товарищами), находит шаблоны для обучения, выстраивает свои отношения с другими людьми. других людей, и перестраивает свою деятельность »[9]. В общении со сверстниками происходит повторение различных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к глубокому взаимопониманию.Общение со сверстниками — это деятельность, в которой происходит практическое развитие моральных норм и ценностей. Образовалось главное новообразование психики — самосознание.

Под влиянием общества формируются мировоззрение, моральные убеждения и идеалы подростков. Чувства патриотизма, интернационализма, ответственности, волевые качества характера: развиваются упорство, целеустремленность. Взрослые часто вторгаются в эти процессы и хотят отправить подростка, который очень импульсивен в отношениях с другими.Конфликты возникают, когда они пытаются контролировать, наказывать, ограничивать, требовать от них подчинения, послушания, не принимают во внимание желания и интересы подростка. Такие методы абсолютно неприемлемы, так как травмируют психику подростка и разрушают доверие к нему. Подростку нужно предоставить больше возможностей для самостоятельного принятия решений, предоставить право выбора, сформировать чувство ответственности за свои действия и поступки. М. Н. Туго отметил, что подростки, получающие достаточную поддержку в обществе и семье, легче преодолевают эти трудности.

Что касается интересов и увлечений, следует отметить, что внимание девушки направлено на человека и сферу его бытия. У мальчиков более выраженная склонность отвлекаться на прямые дела, чем на то, что от них требуется. В целом круг интересов мальчиков шире, чем у девочек.

Один из важнейших моментов в подростковом возрасте — физическое развитие ребенка под воздействием гормонов. С физиологической точки зрения подростковый возраст обусловлен гормональными изменениями.Появление вторичных половых признаков (изменение пропорций тела, рост лобковых волос, подмышек, развитие наружных и внутренних половых органов, появление менструации у девочек и половых сновидений у мальчиков), что свидетельствует о формировании репродуктивной функции . В норме половое и физиологическое созревание взаимосвязано. Под действием гормонов заметно увеличивается масса жировой ткани, за счет этого фигура феминизируется. В этот период в организме могут происходить различные изменения и нарушения, что в большинстве случаев вызвано перестройкой нервной, иммунной и эндокринной систем.Есть изменения в центральной нервной системе; наблюдается снижение порога возбудимости, пассивности вегетативной реакции. В этот период начинается проявление полового влечения. На этом этапе перестройки организма взрослый должен быть рядом и попытаться объяснить подростку причину изменений, происходящих в организме. Не избегайте разговоров об этом. Многие современные родители просто стараются не заострять на этом внимание, чтобы избежать деликатного разговора.Тем самым, еще больше усугубляя состояние подростка.

Только помня все это, можно помочь подростку подготовиться к взрослой жизни, тренировать его способность адекватно распознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, удовлетворять его потребности в соответствии с с морально-этическими нормами в нормах общества.

Ссылки:

  1. Каримов В. М. Психология семейной жизни.- Ташкент, 2006.
  2. Конституция Республики Узбекистан. — Ташкент, 2014.
  3. Семейная психология. Под редакцией Шомарова Г.Б. — Ташкент: Акула, 2000.
  4. Драгунова Т. В. Возрастная психология. Психологические особенности подростка. — М .: М., 1979. — 141 с.
  5. Божович Л. И., Под ред. Д. И. Фельдштейн. Проблемы формирования личности. — Воронеж: МОДЭК, 1995. — 352 с.
  6. Ильин, Э. П. Эмоции и чувства. — СПб .: Питер, 2002.- 752 с.
  7. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М .: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически) : MODEK.

.
alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *