Когнетивное развитие – теория Жана Пиаже
Жан Пиаже был одним из первых исследователей, проливших свет на вопрос о том, как развиваются умственные способности детей, Пиаже заметил, что прогресс детских когнитивных навыков проходит ряд стадий. Хотя теория Пиаже сыграла очень важную роль, психологи продолжают развивать его идеи. Кроме того, многие психологи заинтересовались вопросы о том, как дети овладевают интеллектуальными навыками, высоко ценимыми в их культуре. Как правило, дети делают это под руководством опытных «наставников.
Когнитивное развитие: как дети учатся думать
Насколько детское понимание мира отличается от взрослого?
В общем, мышление детей менее абстрактно. Дети делают меньше обобщений, создают меньше категорий и правил. Они обычно основывают свое понимание на отдельных примерах и предметах, которые могут увидеть или потрогать.
До 6-7 лет мышление очень конкретно. Дети помладше не могут осуществлять трансформацию, то есть мысленно изменять фирму или вещество (например, заменить глину на воду или наоборот).
Теория когнитивного развития Пиаже
Жан Пиаже считал, что все лети проходят различные стадии интеллектуального развития. Он почерпнул многие свои идеи из наблюдения за собственными детьми, когда они решали различные мыслительные задачи.
Умственная адаптация
Пиаже был убежден, что интеллект развивается в процессе ассимиляции и аккомодации.
Ассимиляция — это применение существующих психических паттернов в новой ситуации. Скажем, у мальчика по имени Бенджамен любимая игрушка — пластмассовый молоток. Бенджамен правильно держит молоток, и ему нравится стучать молотком по кубикам. На свой день рождения Бенджамен получает большой игрушечный гаечный ключ. Если он станет бить им по кубикам, то этим он ассимилирует понятие о ключе в уже имеющуюся структуру знаний.
В аккомодации существующие идеи модифицируются в соответствии с новыми требованиями. Например, ребенок помладше может считать, что десятицентовая монета обозначает меньшее количество, чем пятицентовая монета (ее размер больше). Когда ребенок начинает тратить деньги, то он вынужден изменить свои представления о том, что значит «больше», а что — «меньше». Таким образом, новые ситуации ассимилируются с уже существующими идеями, а новые идеи формируются для того, чтобы приспособиться к новому опыту.
Теории Пиаже в значительной степени определили наши представления о детях. Дальше мы приводим коротко результаты его исследовании.
Сенсомоторная стадия (0-2 года). В первые 2 года жизни интеллектуальное развитие ребенка проходит по большей части на невербальном уровне. Ребенок учится координировать целенаправленные движении и информацию, которую ему предоставляют органы чувств. В это время возникает понятие постоянства предмета (понимание того, что петь по-прежнему существует, даже если не видна). Приблизительно к 18 месяцам ребенок начинает активно следить взглядом за исчезающими предметами. К 2 годам ребенок может предвидеть, куда будет двигаться предмет за экраном. Например, наблюдая за электропоездом. В целом развитие на этой стадии показывает, что 1 понятия ребенка стабилизируются. Предметы перестают исчезать и появляться по волшебству, и спутанные и бессвязные ощущения младенчества сменяет более правильный и предсказуемый мир.
Предoпeрациональная стадия (2-7 лет). Во время предоперационального периода дети начинают мыслить символически и пользуются языком. Однако мышление ребенка еще очень интуитивно — а нем мало используются рассуждение и логика. Кроме того, ребенок использует язык не таким уж сложным способом, как это могло бы показаться. У детей есть тенденция путать слова с предметами, которые они обозначают. Если ребенок называет игрушечный кубик «машиной», а вы возьмете этот кубик, чтобы сделать «поезд», то ребенок может сильно расстроиться. Для детей название предмета — как бы часть предмета, такая же, как его размер, форма и цвет, В этот период ребенок прежде всего занимается тем, что называет предметы. Ребенка на предоперациопальной стадии оскорбительное имя может обидеть не меньше, чем тычки и затрещины. Возьмем, к примеру, одну маленькую девочку, которая рассердилась на своего старшего брата. Чтобы расквитаться с более сильным и большим противником, она выкрикнула: «Ты — резинка от трусов!» Это было самое худшее, что она могла себе представить.
Во время предоперациональной стадии ребенок еще довольно эгоцентричен (не способен понять точку зрения других людей), Эго ребенка, по-видимому, стоит в центре его мира.
Концепция эгоцентризма помогает нам понять, почему дети временами кажутся отчаянно эгоцентричными или не желающими делать то, что им говорят
Конкретная операциональная стадия (7-11 лет). Важный этап развития, во время которого ребенок усваивает понятие о том, что масса, вес и объем остаются неизменными, когда форма предметов меняется. Дети усваивают принцип инвариантности, когда начинают понимать, что если раскатают шарик глины в змейку, то это не увеличит количество глины. Точно так же, если мы нальем жидкость из высокой узкой емкости в плоскую тарелку, это не уменьшит количество ЖИДКОСТИ. И в том и в другом случае объем остается постоянным, хотя форма или видимость изменяется. Первоначальное количество вещества остается неизменным.
Во время конкретной операциональной стадии дети начинают применять понятия времени, пространства и числа. Ребенок может думать логически об очень конкретных предметах или ситуациях, категориях и принципах.
Еще один важный навык, который приобретается в это время, — применение обратимости мыслей и психических операций. Разговор с 4-летним мальчиком, находящимся на данной стадии развития, показывает, что происходит, когда у ребенка не хватает способности к обратимости.
«У тебя есть брат?» «Да»,
«Как его зовут?» «Джим».
«У Джима есть брат?» «Нет».
Обратимость мышления позволяет детям на операциональной стадии развития понимать, что если дважды четыре будет восемь, то четырежды два тоже будет восемь.
Стадия формальных операций Иногда после 11 лет дети начинают отрываться от конкретных предметов и примеров. Мышление больше основывается на абстрактных принципах (символических идеях), таких как «демократия», «честь» или «соотношение». Дети, которые достигают этой стадии, думают о своих мыслях и становятся менее эгоцентричными. Дети постарше и подростки также постепенно учатся думать о гипотетических возможностях (гипотезах, догадках или представлениях). Например, если вы спросите ребенка помладше: «Что, по-твоему, произойдет, если люди смогут летать?», ребенок, вероятно, ответит: «Люди не могут летать». Дети постарше уже В состоянии представить такие возможности и рассуждать о последствиях.
На стадии формальных операций у ребенка формируются полноценные интеллектуальные способности взрослого. Подростки постарше способны к индуктивному И дедуктивному мышлению, они разбираются в математике, физике, философии, психологии и других абстрактных пауках. Они могут научиться проверять гипотезы научным способом. Разумеется, не каждый достигает этого уровня мышления. Многие взрослые также могут формально думать на некоторые темы, но их мышление становится конкретным, если тема им незнакома. Это подразумевает, что формальное мышление может быть скорее результатом культуры и обучения, чем созревания. В любом случае в конце подросткового периода усовершенствования в интеллекте основываются на приобретении знания, опыта и мудрости, а не на неожиданном качественном изменении мышления.
Статья подготовлена по материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека» для сайта Личностный рост и саморазвитие
{odnaknopka}
< Предыдущая | Следующая > |
---|
32.Теория когнитивного развития ж. Пиаже.
Он изучал познавательную сферу и интеллект. Пиаже считал, что в основе псих-го развития лежат врожденные способности реб-ка, в центре его концепции проблема мышления и понимание окр.реальности. Умственное развитие рассм-л как процесс адаптации. Выд-л 2 механизма развития интеллекта: ассимиляция и аккомодация, с помощью этих механизмов идет процесс адаптации. Ассимиляция – включение новых явленийв уже имеющиеся мыслит-ые структуры. Аккомодация – изменение готовых схем и приспособление их к окр.явлениям.
Выд-л 3 стадии когнитивного развития:
1)стадия сенсомоторного интеллекта – от рождения до 2-х лет, дети позн-т мир посредством действия и восприятие.
2)стадия конкретных аппераций от 2 до 11 лет, дети форми-р понятия.
а)доапперационная ст.2-6лет. Дети не умеют устанавливать причинно-следственные связи. Формирование образа возможных действий с предметом.
б)апперациональная ст. 6-11лет. Эгоцентризм мысли, способность к логическому мышлению.
3)с 12 формальные операции. Способность к обстрактному рассуждению.
33. Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым.
Форма общения – деятельность общения на опред-м этапе ее развития. Выд-т след.формы общения:
1)ситуативно-личностное – младенцы 1 –го г.жизни, кот. не овладели хвататель-ми движениями, его отношения с окруж.миром связаны в взаимоотношениями с близкими взрослыми, кот-ые удовлятв-т его первичные органич-ие потребности
2) ситуативно-деловая – 6м – 2 года, общение на фоне практич-го взаимодействия реб-ка и взрослого и связь коммуникативной деятет-ти с таким взаимодействием,
3)внеситаутивно-познавательная – 3-5 лет, она разверт-ся на фоне познават-й деят-ти детей, направленной на установление чувственно невоспринимаемых взаимосвязей в физ-м мире. Нужды познавательной деят-ти детей приводят к тому, что потребности реб-ка обогащаются в потребностью в уважении взрослого. След.признак этой формы – появление первых вопросов реб-ка о предметах и их разнообразных взаимосвязях. Характерной особенностью этой формы, кот-ая отличается от ее первых двух, явл-ся внеситуативность, точнее:
а)внеситуативен материал той деят-ти, в кот.включено общение (познание ребенка направлено на предметы и явления),
б) в актах общения дети постигают и оценивают свойства другого чел-ка и свои собственные, это св-ва: информированность, находчивость и ум.
Важнейшим средством коммуникации на уровне этой формы становится речь, потому что она открывает возможность выйти за пределы 1-й части ситуации и осуществить теорит-ое сотрудничество. Также поддержка взрослого, его постоянная помощь стан-ся важным условием развития мышления детей.
4)внеситуативно-личностная форма – 6-7 лет – высшей формой коммуникативной деят-ти, наблюдаемой в дошкл.детстве явл-ся вне-сит.личн общение реб-ка с взрослыми. Она служит целям познания соц-го, а не предметного мира, мира людей, а не вещей. Поэтому это общение сущест-т самостоятельно и представляет собой коммуникативную деят-ть. Также это общение формир-ся на основе личностных мотивов, побуждающих детей к коммуникации, и на фоне разнообразной деят-ти: игровой, трудовой и познав-ой. Такое общение для детей имеет бол.жизненое значение, т.к. позволяет им удовлетворить нужду в познании себя, др-х людей и взаимоотношений между людьми. Также здесь реб-к стремится обяз-но добиться взаимопонимания с взрос-ми и сопереживания. Ведущими мотивами этой форме общения явл-ся личностые мотивы. Взрослый чел-к как особая человеч-ая личность – то основное, что побуждает реб-ка искать с ним контакты. Разнообразие и сложность отношений, кот-ые складыв-ся у дошк-в с разными взрослыми, приводит к иерархизации соц.мира реб-ка и к дфференцированному представлению о разных св-х одного, отдельно взятого чел-ка. Таким образом, общение реб-ка с окружающими взрослыми людьми представл-т собой сложную деят-ть, имеющую свой предмет, потребности и мотивы.
Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.
В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом). Эгоцентризм обусловливает не только такую особенность детской логики, как нечувствительность к противоречию, но и ряд других: синкретизм (тенденция связывать все со всем), трансдукцию (переход от частного к частному, минуя общее), несогласованность объема и содержания.
Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.
Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме. Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений, соответствующих такой материальной структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии является конструирование постоянного объекта, то есть понимание независимого от субъекта существования объектов.
Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются. Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физической причинности, а ограничивается скорее ассоциациями по смежности. Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет собой абсурдные выдумки или является результатом их желания оправдаться любой ценой.
Стадия конкретных операций характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.
Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.
В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.
Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?
Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.
Теория когнитивного развития
Теория когнитивного развития основана на развитии человеческого интеллекта. Центральная концепция теории состоит в том, что дети активно конструируют собственное познание или знания в результате своих независимых исследований.
Оксана Кузьмина / доллар фотоклуб
Жан Пиаже
Теория когнитивного развития была предложена Жаном Пиаже, известным своими работами в области развития ребенка.Исследования Пиаже столкнулись с популярным движением бихевиоризма того времени. Он выступал против бихевиористского представления о том, что ребенок является пассивным получателем знаний и что его развитие регулируется наградами и наказаниями.
По его словам, дети активно участвуют в создании собственного понимания. Это достигается посредством наблюдения, физической активности, такой как игры, как в помещении, так и на открытом воздухе, и взаимодействия с другими людьми. Считается, что принципы эволюционной биологии повлияли на Пиаже в развитии его теории.
Когнитивное развитие
Главный аргумент теории состоит в том, что человеческий разум, также известный как когнитивные структуры, является адаптацией, которая гарантирует, что наши шансы на выживание высоки, обеспечивая нам правильную «пригодность» для мира. Это означает, что человеческий интеллект — это адаптация, сформированная и сформированная нашим опытом, которая гарантирует, что мы знаем, как действовать соответствующим образом в окружающей среде, чтобы выжить.
Но эта концепция не обязательно верна, поскольку повторный опыт показывает, что знания любого отдельного человека не всегда идеальны.Часто доступная информация могла быть результатом неправильных предположений, недопонимания или неверных фактов. Например, дети могут изначально полагать, что их образ мышления — единственный способ мышления Вселенной, но это неверно. Только позже они понимают, что у других разные точки зрения.
Помня об этих фактах, Пиаже предложил детям постоянно пересматривать существующие знания или понимание мира, чтобы они лучше соответствовали реальности.Следовательно, когнитивное развитие — это, по сути, процесс пересмотра, когда ребенок пытается восстановить равновесие между его / ее когнитивными структурами и физической и социальной реальностью. Это приводит к качественным изменениям в мыслительном процессе ребенка, что приводит к формированию восприятий и предвзятых представлений.
Этапы когнитивного развития по Пиаже
Согласно Пиаже, каждый ребенок проходит разные периоды развития, называемые стадиями. На каждом этапе ребенок имеет уникальный образ мышления, который является результатом качественно схожих структур знаний.
1. Сенсомоторная стадия развития (Рождение –2 года)
На этой стадии действия младенца в мире решают, как он о нем думает. Младенцы используют круговую реакцию, что означает, что, когда они случайно генерируют новый опыт своей двигательной активностью, они пытаются повторно воспроизвести это событие методом проб и ошибок. Они изучают новые модели поведения в процессе подражания и копируют поведение окружающих их вещей.
2. Предоперационная стадия (2 года — 7 лет)
Как только действия ребенка начинают становиться более организованными, он может использовать символические представления для мышления и может выполнять операции мысленно.
3. Бетонный этап эксплуатации (7 лет — 12 лет)
На этом этапе мышление ребенка приобретает логический характер. Его мышление привязано к конкретной реальности. Теперь дети могут находить решения концептуальных проблем, манипулируя данными, используя свои логические конкретно-операционные навыки.
4. Формальная операционная стадия (от 12 лет)
На этом этапе подросток теперь может мыслить независимо и исследовать возможные или гипотетические реальности. Эти подростки решают проблемы, начиная с возможных решений, а затем рассуждая, чтобы прийти к настоящему решению.
Применение теории
Согласно Пиаже, для эффективного обучения детей лучше позволить им экспериментировать с ситуациями самостоятельно.Процесс манипулирования символами и поиска ответов на собственные вопросы поможет им учиться лучше, чем просто говоря, что делать и как это делать.
Критика
Психологи развития критиковали Пиаже за то, что он не придает значения различным социальным и культурным факторам, которые могут влиять на когнитивное развитие ребенка. Они также не соглашались с тем, что ребенок учится в одиночестве.