Развитие воображения у детей-дошкольников: особенности формирования фантазии в детском возрасте, возможные отклонения и нарушения, советы родителям
В повседневной жизни воображение – это то, чего не существует на самом деле, т.е. то, что для нас, взрослых, не имеет значения. С точки зрения психологии – это умение представлять объект, который отсутствует перед глазами или вообще не существует в действительности.
информацияДетская фантазия лучше всего развивается в процессе игры. Играя, кроха придумывает разные ситуации, примеряет на себя или игрушки, разнообразные вымышленные образы. Так происходит развитие творческого воображения у детей.
Как развивается фантазия у детей
В возрасте 3 лет у малышей начинают проявляться первые элементы фантазирования. Благодаря тому, что к этому возрасту карапуз уже накопил некоторые знания, у него есть благодатная почва для этого. Так, зная, что кушают при помощи ложки и вилки, малыш может кормить свои игрушки, используя другой предмет, к примеру, спичку или лопатку. Карапуз в возрасте трех лет уже слушает небольшую сказку, эмоционально сопереживая ее героям. Это связано с тем, что он может живо представить себе, что происходит. Но это воображение еще очень бедно, и прочно связаны с той информацией, которую воспринимает кроха.
- На первый взгляд может показаться, что лучше всего воображение развито у детей именно в дошкольном возрасте, но на самом деле у них еще очень много умений не задействовано. Маленький фантазер может поразить взрослых немыслимыми умозаключениями, которые мы сочтем за очень богатую фантазию. Но, на самом деле, это больше связано с тем, что карапуз еще плохо понимает окружающий его мир. Именно поэтому вы можете услышать от ребенка лет пяти, что, когда он болел, пришел доктор и вставил ему пружинку, чтобы он снова бегал.
- Воображаемые образы детей непостоянны и легко превращаются из одной вещи в другую. Так, сегодня качелька у вас во дворе будет машиной для вашего чада, а уже завтра станет его космическим кораблем, а еще через час это будет уже маленький кораблик. Такие быстрые смены образов помогают крохе с легкостью направлять свою фантазию в разные русла.
- Малыши еще не умеют планировать свою деятельность и воплощать в жизнь что-то задуманное заранее. Так, начиная рисовать, юный художник никогда не скажет вам, что он нарисует, потому что полет фантазии настигает его в самом процессе рисования.
информацияДети более старшего возраста обладают большей целенаправленностью. Они уже могут планировать свою игру наперед или осуществляют свои творческие задумки, следуя плану.
Возможные нарушения в развитии воображения
Воображение детей порой имеет некоторые нарушения.
- Малыши могут быть чрезмерно ориентированы на предметы, т.е. без опоры на визуальный образ не могут нарисовать себе образ в голове. Так, карапузу проще узнать какой-то предмет, чем представить его.
- В другом случае поведение детей может быть основано только на прежнем опыте. В своих действиях эти детки не опираются на воображаемые ситуации, а руководствуются только случаями из своей жизни. Часто от них можно услышать: «Я слышал как…», «Мне мама говорила что…». Такие малыши хорошо себя чувствуют в уже знакомых им ситуациях, а если перед ними стоит новая задача – теряются.
- Третью разновидность нарушений воображения можно охарактеризовать тем, что дети часто заменяют выдуманными образами и ситуациями реальную жизнь. Если таким детям показать картинку и попросить рассказать, о том, что на ней изображено – рассказы будут очень подробными, детальными, часто даже не совпадать с деталями, изображенными на рисунке.
Советы родителям
В основе развития воображения у детей лежит несколько принципов:
- творческую деятельность карапуза начинают развивать тогда, когда у него уже хорошо сформированы речь и мышление;
- нужно подбирать те развивающие методики, которые будут интересны крохе;
- нужно обязательно поощрять ребенка высказывать и предлагать свои идеи.
важноОбучая малыша принимать решения, нужно обратить его внимание на возможные последствия его действий.
Конечно, нужно не забывать о том, что успешным ваше обучение будет только тогда, когда вы превратите его в увлекательную игру. Во время игр с карапузом используйте наглядные примеры для вашего совместного творчества. Выбирая книгу для чтения, отдайте предпочтение книге с большими и красочными картинками. Сейчас не так важно понять суть сказки, пусть малыш старается вносить в нее свои изменения. Главное – давать карапузу возможности расширять свои познания.
Если вы планируете забаву для своего малыша – запасайтесь реквизитом. Это может быть все, что вам угодно. Тут уж вам на помощь придет ваша собственная фантазия, и тогда коврик превратится в ковер-самолет, маленькие цветные бусины станут драгоценными кристаллами, а комнатные цветы обратятся дремучим лесом.
Поощряйте карапуза к играм с вымышленными героями. Когда кроха самостоятельно придумывает сценарий своей игры и ее героев у него развиваются навыки взаимодействия и общения и стимулируется речь. Обыгрывая разные игровые ситуации, кроха учится выражать свои эмоции и понимает, что многое зависит от него самого и его действий. Кроме того, еще одним положительным моментом таких вымышленных игр является самодисциплина ребенка. Ведь он уж точно не станет нарушать правила игры, которые сам придумал.
Заключение
Конечно, развитие воображения карапуза может происходить и самостоятельно без помощи взрослых, но роль родителей в этом очень важна. Помните о том, что не следует смеяться над вечными выдумками карапуза. Они помогают развивать креативность его мышления, а это в будущем станет для него залогом успеха.
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось. Существуют следующие этапы развития воображения: Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения. Складывается новый способ действия с предметами заместителями — полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.
Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.
В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.
|
Статья «Развитие воображения у дошкольников в игре» Воображение характеризуется, как познавательный психический процесс создания новых образов на основе воспринятых ранее, а также вновь полученных знаний, позволяющий предвидеть результаты деятельности. Выделяют четыре основных вида воображения: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное [5]. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека [5].
Изначально у ребенка появляется воссоздающее воображение, а затем на его основе, посредством накопленного жизненного опыта и развития мышления, формируется творческое воображение. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется [5]. Репродуктивное воображение характеризуется воспроизведением реальности в том виде, какова она есть на самом деле. Несмотря на то, что здесь также присутствуют фантазийные элементы, такое воображение в большей степени отражает восприятие или память, чем творчество. Таким образом, воображению принадлежит одно из основных мест среди познавательных процессов человека в общем, и ребенка дошкольного возраста в частности. Особенно важно развивать воссоздающее и творческое воображение. При развитии воссоздающего воображения ребенку предлагается мысленно представить себе то, о чем ему рассказывают, читают, или же в какой последовательности он будет выполнять задание. С целью развития творческого воображения ребенка следует побуждать к поиску решения задачи, подталкивать к маленьким открытиям, просто учить фантазировать. Например, летом на прогулке педагог предлагает детям рассказать, какой была берёза весной, а затем мысленно вообразить, как она будет выглядеть осенью, зимой. По мнению отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготского, В.В. Давыдова и др.), развивать воображение необходимо внутри содержательных видов деятельности, к категории которых относится и игровая деятельность, являющаяся ведущей у детей дошкольного возраста. Игра, по мнению С.Л. Новоселовой, представляет собой особую форму познания окружающей действительности. Игровая деятельность, как и любая другая, осуществляется в процессе решения определенных задач. Особенность игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, характеризуется неопределенностью предполагаемого результата и необязательностью его достижения [4]. В игре, по мнению А.К. Бондаренко, умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить действия того человека, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается в поиске средств воплощения игрового замысла. Например, прежде чем отправиться в железнодорожное путешествие, необходимо соорудить поезд и др. Так в игре развиваются творческие способности ребенка-дошкольника [2]. Наличие творческого воображения в игровой деятельности доказывается тем, что обычно дети в одной сюжетной игре объединяют различные впечатления — комбинируют увиденное с образами, взятыми из книг, мультфильмов и др. Творческое воображение ребенка, отмечает А.К. Бондаренко, особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле. Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатление, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок [1]. С.Л. Новоселова констатирует, что в игре старшие дошкольники способны придать любому предмету игровой замысел, и тогда этот предмет выполняет отведенные ему функции при развертывании сюжета игры и ролевом взаимодействии детей в воображаемой игровой ситуации. Но в некоторых случаях игру воображения прерывает слишком пристальное внимание воспитателя. Чтобы творческое воображение детей во время игры не иссякло, а наоборот, проявлялось все ярче, воспитатель должен незаметно, тактично способствовать совершенствованию сюжета. В любой игре проявляются ростки детской фантазии. Их необходимо замечать, заботливо ухаживать за ними, беречь и уважать. По утверждению О.М. Дьяченко, игры детей дошкольного возраста должны быть достаточно разнообразными, и значительное место в их игровой деятельности должно принадлежать именно творческим играм, предполагающим самостоятельную организацию, планирование и направление игры детьми. Особенно полезны в этом отношении творческие игры-драматизации, когда дети разыгрывают какую-либо хорошо знакомую сказку. В этом случае возникает необходимость представить себе сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия сказочных персонажей. Творческие игры способствуют формированию у дошкольников таких особенностей детского воображения, как подвижность образов, умение отступить от шаблонов, готовых образцов, создать новое, оригинальное произведение, придумывать различные варианты одной и той же темы. Именно эти специфические особенности, а не только конкретные знания и умения, и определяют уровень творческого воображения ребенка-дошкольника, который проявляется во всех сферах его жизнедеятельности [3]. Сюжетно-ролевая игра способствует формированию способности, которая характеризует воображение взрослого человека — действовать полностью в плане образов, представлений. Такой плавный переход к внутренней, относительно свободной от внешней действительности, деятельности воображения, происходящий в игре, способствует формированию ещё одной специфической особенности детского воображения – подчинение его определенному замыслу, следование заранее намеченному плану. Именно благодаря этой особенности появляются первые детские законченные сочинения — стишки, сказки, загадки. Итак, игра способствует формированию тех общих качеств воображения, которые необходимы для детского творчества. А также раскрывают перед ребенком-дошкольником смысл творческой деятельности — не следовать готовым образцам, штампам, шаблонам, а искать как можно больше своих собственных уникальных решений, направлять свое воображение на поиск нового, неизведанного. Литература:
|
Развитие воображения у детей | Талантики
“Он у нас такой фантазер, такой выдумщик!” – что имеют в виду взрослые, говоря так о ребенке?
На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Образы памяти – это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, конечно же, это образ памяти. А если ребенок рассказывает, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это образ воображения.
Воображение имеет несколько степеней активности. Самая низкая степень проявляется во сне, когда мы воспринимаем какие-либо картины или образы независимо от своего желания.
У Юры спрашивают “Откуда сны приходят?” Он отвечает:
Детское воображение
– Будешь мечтать и вспоминать, что было, и это тебе приснится.
– Где находится сон, когда ты его видишь?
– В глазах.
– Они у тебя открыты или закрыты?
– Закрыты, потому что он там сидит и все вспоминает, и там шевелится, и все как по правде.
Воображение оказывается более активным в грезах. Грезы обычно содержат образы того, к чему человек стремится, что является приятным и заманчивым.
Шестилетний Дима играет с мешочком, набитым монетами, и говорит: “Когда мы будем жить на новой квартире, я дам папе деньги, он на них купит машину. Мы заведем себе дачку. Ты, мама, будешь нам командовать: “Съездите и привезите лук, капусту”. Мы и привезем”.
Еще более активный уровень воображения обнаруживается при чтении, прослушивании художественной литературы, музыки, просмотре картин. Это воссоздающее воображение: на основе словесного описания, условного изображения или слухового восприятия создается образ. Воссоздание того или иного образа зависит, с одной стороны, от того, насколько ярко, выразительно и четко словесное описание или условное изображение. С другой стороны, воссоздание образа связано с уровнем развития воображения человека, а также с его знаниями и опытом. Так, на музыкальном занятии дошкольникам предлагается назвать, какой образ при прослушивании звучащей мелодии возникает: так ступает медведь или летит комарик, так щебечет птичка или гремит гром?
Высший уровень развития воображения проявляется в творчестве. Творческое воображение – это создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. Одним из наиболее известных приемов творческого воображения является агглютинация (от греч. “склеивание”). С помощью этого приема созданы сказочные и мифологические персонажи русалки (голова и тело девушки, хвост рыбы, а волосы – зеленые водоросли), кентавра (торс мужчины, ноги животного), избушки на курьих ножках и т. п.
Другой прием творческого воображения – акцентирование – это выделение, подчеркивание какой-то части предмета, образа, что делает его непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное в данном конкретном образе. Этим часто пользуются карикатуристы, изображая, например, любителя поесть с большим животом. Акцентирование, перенесенное на весь образ, увеличивает его – это гипербола – или уменьшает – это литота. Примером гиперболизации является Голова, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу. Примером литоты являются такие сказочные персонажи как Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка.
Дети, конечно же, не знают названий приемов творческого воображения, но активно используют их, придумывая персонажей для своих рисунков, сказок, стишков. Учатся они этим приемам из художественных произведений, с которыми их знакомят взрослые. Уловив суть создания сказочных образов, старшие дошкольники начинают их использовать и в собственных творениях.
Некоторые считают, что воображение у детей более развито, чем у взрослых. Но это не так. Ведь у детей еще мало знаний и опыта, поэтому исходный материал, из которого они создают образы, гораздо беднее, чем у взрослых, а также менее разнообразны комбинации создаваемых образов. Однако если сравнивать роль воображения в детстве и зрелом возрасте, то, конечно же, в жизни ребенка воображение проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое нарушение реальности, чем у взрослого.
Воображение детей развивается в игре. Действуя с реальными предметами, малыш начинает придумывать нереальную ситуацию. Например, ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Причем важно, чт
Важность творчества в дошкольном образовании
Когда мы рассматриваем основные навыки, необходимые детям для успешной учебы, мы в основном думаем об основных навыках: говорении, чтении, письме, счете и так далее. Многие родители считают, что творчество — это внутренняя способность определенных людей с необычными талантами. На самом деле это не так — творчество не имеет ничего общего с артистическими или музыкальными талантами. Это способ мышления и самовыражения. Речь идет об открытии и изобретении нового, что побуждает нас проявлять изобретательность и изобретательность.
Kids — прирожденные новаторы с ярким воображением и уникальной манерой самовыражения. С самого раннего возраста дети проявляют способность бросать вызов, задавать вопросы и открывать. В погоне за новыми идеями они открывают свой разум и сердце, экспериментируют с идеями и налаживают связи. У детей есть способность видеть вещи с новой точки зрения, улавливать проблему, о существовании которой никто не может даже подумать, и принимать необычное, но эффективное решение для ее решения.
Каждый ребенок рождается творческим и одаренным, но эту способность можно ограничить, если у детей нет места для творческого поведения и высвобождения своей творческой энергии.Им нужны возможности и материалы, дающие творческий опыт. Творческие занятия для детей бесконечны. Чем более разнообразный и многогранный опыт получают дети, тем более широкий диапазон творческого самовыражения они приобретают в ранние годы.
Важность творчества для развития ребенка
Поощрение детей пробовать новые вещи и идеи является решающим фактором их интеллектуального, физического и эмоционального роста. Все, что дети испытывают и изучают о себе, влияет на их дальнейшее развитие.
• Физическое развитие
Различные виды декоративно-прикладного искусства помогают детям стимулировать движение, развивать мелкую моторику, контроль и координацию. Когда дети манипулируют инструментами и исследуют конструкцию и сборку, они неосознанно участвуют в физическом взаимодействии с миром. Они используют чувства, чтобы узнавать об окружающей среде и связываться с тем, что они уже знают. Например, во время рисования или раскрашивания бумаги дети узнают, как держать кисть и управлять ею, а также определяют свои предпочтения относительно использования правой (или левой) руки.
• Эмоциональное развитие
Дети младшего возраста могут использовать различные искусства и инструменты для выражения своих мыслей, которые они еще не могут выразить устно. Таким образом, искусство может помочь детям высвободить свои чувства, поместив их в определенное произведение искусства. Такие занятия также позволяют детям гордиться своими достижениями и овладевать окружающей средой, когда они что-то создают. Кроме того, дети обретают уверенность в своих силах и повышают самооценку.
• Интеллектуальное развитие
На базовом уровне они развивают концентрацию и способность измерять и сортировать предметы. Чтобы разобраться в окружающем мире, дети задают себе несколько основных вопросов и занимаются деятельностью, которая способствует пониманию некоторых основных понятий. По мере взросления дети учатся критически мыслить и решать проблемы. В этом отношении творческая учебная программа для дошкольных учреждений учит молодых учеников рассматривать альтернативы, анализировать их и решать, как применять их в соответствующем контексте.
• Социальное развитие
Находясь вместе в творческой среде, дети учатся делиться и взаимодействовать друг с другом. Это основные аспекты социального обучения. Пение, танцы и актерское мастерство подразумевают развитие необходимых социальных навыков, таких как общение, сочувствие и уважение.
Искусство и ремесла для развития творческих способностей детей
• Изобразительное искусство
Детям младшего возраста нравится экспериментировать с красками, тестом, глиной, клеем и бумагой, чтобы рисовать основные фигуры и формы.Такие изобразительные искусства, как рисование, рисование и конструирование, тесно связаны с детским зрительным восприятием и когнитивной обработкой.
По мере того как дети развиваются художественно и приобретают навыки изобразительного искусства, они развивают свое мастерство от сочетания простых форм и фигур до сознательного моделирования. На самом деле дети могут экспериментировать с пластилином, но ничего особенного не производят. Ребенку важно знать, что то, что он скроет, великолепно, даже если это всего лишь линия на бумаге. В детском творчестве не может быть плохого опыта.Они исследуют мир уникальным образом — все, что они создали, достойно быть произведением искусства.
• Музыка
Обучение музыке — неотъемлемая часть творческой программы дошкольного образования . Детям присуща любовь к музыке. Им нравится петь и слушать мелодичные песни с повторами и ритмами. Пение помогает детям почувствовать разницу между медленным и быстрым, громким и тихим. Во время занятий музыкой они знакомятся с музыкальными инструментами и развивают понимание того, как производится звук и как он изменяется (в зависимости от музыкального инструмента).Благодаря музыкальной творческой деятельности для детей молодые ученики учатся самоконтролю и концентрации, а также развивают чувство командной работы.
• Танец
Дети всегда активны, и занятия танцами — хороший способ превратить их неиссякаемую энергию в нечто творческое и ритмичное. Танцевальные движения помогают детям развивать воображение и крупную моторику, поскольку они трясутся и машут под музыку. Дополнительную ценность для детского танцевального опыта могут дать такие материалы, как ленты и растяжки, шарфы и браслеты.
• Драма
Детям нравится драма как форма самовыражения, особенно когда они достигают возраста начальной школы. На этом этапе развития у детей есть сильное воображение, и они готовы участвовать в небольших драматических постановках. Дошкольники обычно используют песни и рассказы как краеугольный камень своей драматической пьесы. Исполнительское искусство в качестве активных участников или зрителей помогает детям развивать воображение и осмысливать мир как таковой.Дети также могут участвовать в ролевых играх, которые подразумевают разыгрывание историй с игривым экспериментированием идей и эмоций.
Детский творческий потенциал проявляется, когда они постоянно знакомятся с новыми вещами вокруг себя. Креативность можно поощрять с помощью разнообразных игровых действий, задействующих как можно больше органов чувств. Будучи творческими по натуре, детям нужно физическое пространство и время, чтобы выражать себя, справляться со своими чувствами и вести себя творчески во всем, что они делают.
ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сказки имеют решающее значение для развития воображения детей. Они просто демонстрируют мирские истины, касающиеся людей и окружающего их мира. Сказки и рассказы знакомят ребенка с смыслом существования, показывают ему цели, заранее установленные людьми, учат правильному поведению и, более того, знакомят детей с нравственными нормами, которые поощряются обществом. Поэтому изображение реального мира в сочетании с фантастическими явлениями в сказках заставляет ребенка ко многим размышлениям и представлениям.Фантазии, вдохновленные сказками, дают детям возможность представить эффекты собственного творчества, изобретая новые истории или трансформируя уже знакомые литературные произведения.В целом, знания детей о реальности объективны. Тем не менее, благодаря воображению, они способны его усвоить и освоить, т.е. понять по-своему. Когда дети слушают сказки, их содержание часто глубоко затрагивает детей, и в то же время их воображение развивается и принимает новые формы.Таким образом, сказки влияют на эмоциональное, физическое и умственное развитие ребенка. В частности, это находит отражение в формировании творческих процессов, вдохновленных описанием приключений главных героев сказок. Посредством слушания дети изменяют свое понимание литературного произведения, которое им читают, и тренируют способность связывать отдельные события. Одновременно они развивают навыки концентрации и внимания, что особенно важно для дальнейшего образования и обучения.
Воображение — неотъемлемый элемент жизни каждого ребенка, поскольку оно позволяет ему пересекать границы реального мира; следовательно, оказаться в фантастическом, воображаемом времени, как любимый персонаж ребенка. Кроме того, художественная литература учит ребенка различать добро и зло, правду и ложь, и благодаря этому дети ищут нравственную характеристику, то есть справедливость. Следовательно, детская литература — это фактор, включающий в себя всевозможные детские переживания и связанные с ними чувства.
В статье представлено исследование влияния сказок на развитие воображения дошкольников.
А более поздняя версия этой статьи находится в печати для Б. Сподека и О. Сарачо (Ред.), Справочник по исследованиям в области образования детей раннего возраста . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум. Эта версия © 2004 Кельвин Зайферт. Все права защищены. Когнитивный Развитие и воспитание детей раннего возраста пользователя
Кельвин Л. Зайферт, Университет Манитобы Это Глава посвящена тому, как когнитивное развитие маленьких детей может быть затронуты программами для детей младшего возраста. Следовательно, это , а не описывает «все», что психологи знают или верят о когнитивных развитие у маленьких детей.Другие уже предлагали общие обзоры тщательно и вдумчиво; см., например, Том 3 Справочника детской психологии (Mussen, Flavell, & Markman, 1998), или более Британский том Когнитивное развитие в детстве (Госвами, 2002). Поскольку у меня есть только одна глава, над которой нужно работать, я обязательно быть более избирательным в выборе тем, уделяя особое внимание центральным вопросам дошкольному и начальному образованию.Поэтому некоторые читатели могут найти глава удручающе несбалансированная. Они могут спросить, почему я сократил или пропущенные темы, которые привлекают больше внимания на других форумах. Или они могут с другой стороны, интересно, подробно ли описаны определенные события в этой главе действительно считается «когнитивным развитием», поскольку в других местах темы иногда классифицируются как некогнитивные. Поскольку автор, я беру на себя ответственность за любые подобные разочарования. Но я попробую чтобы убедить вас, что избирательность уместна и является ценой актуальность для дошкольного образования. Мой гид предполагается, что дошкольное образование не касается маленьких детей как таковые, а о том, как учителя и дети формируют отношения которые взаимно влияют друг на друга и особенно влияют на детей. Я предполагаю, что если я учусь в раннем детстве, я не буду удовлетворен просто зная и наблюдая за поведением и способностями детей в целом или моего детского класса в частности.Я также хочу на сделать что-нибудь с моими знаниями, даже если что-то просто означает воскликнуть, насколько я доволен достижениями своих детей. Как учитель, я, конечно, часто буду делать больше: я могу заниматься детей в дальнейшей деятельности, которая расширяет их интересы, мотивы и способности. Но чтобы называть себя учителем молодежи, я должен подключить с ними каким-то образом, что означает взаимодействие, связь и прикосновение к их живет ценным образом. Учитывая это перспектива и с учетом потребностей педагогов дошкольного образования, определенные теории и темы о человеческих изменениях и функционировании «продвигаются» по ценности в ущерб другим. Как правило, теории, выделяющие социальное влияние или совместные процессы более полезны для учителей детей младшего возраста, чем точки зрения, исключающие человеческое взаимодействие картина. Ряд классических различий станет более полезным, если интегрированы, а не разделены: классические различия между умом и тело, например, или между мыслью и чувством, индивидуум и социальный мир, или наблюдение и вмешательство (Seifert, 2001).Эти двоичные файлы не исчезнут в этой главе, но их будет больше. полезно для нас как педагогов, если мы помним их взаимозависимость, особенно в мирах маленьких детей. Интеграция классических двоичных файлов изменяет как мы думаем о «познании», превращая когнитивное развитие в больше проектов, которыми поделились с другими, и меньше одного отмеченного дистанцированием от социального, эмоционального или физического. Принятие реляционный взгляд на когнитивное развитие имеет очевидный смысл |
Тенденция и динамика коммуникативно-речевого развития ребенка дошкольного возраста
Ключевые слова: коммуникативно-речевое развитие, умственные, когнитивные, лингвистические и личностные качества речи, языковая компетенция
Абстрактные
В статье представлена характеристика коммуникативно-речевого развития ребенка в единстве поведенческих, познавательных и творческих качеств речи. Реализован комплексный подход к оценке состояния активности личности и самореализации ребенка через генезис речи. В работе представлены критериальные оценки, диагностическое обследование уровня речевого развития ребенка с позиции коммуникативной направленности, авторская методика исследования в единстве эмоционально-волевых, познавательных и творческих качеств речи. Проанализированы основные основы коммуникативно-речевого развития ребенка во взаимосвязи компонентов характеристик конативного, когнитивно-лингвистического, личностного уровней, возрастные особенности развития компетенции ребенка в сфере речи. общение обобщено.Творческие достижения младшего дошкольника обеспечивают формирование таких личностных качеств, как коммуникативная направленность к окружающему миру, открытость опыту взрослых и сверстников, что приводит к повышению познавательной сложности речевого поведения детей среднего дошкольного возраста. . Когнитивно-лингвистический уровень достижений ребенка связан с усвоением отношений «человек-ситуация» и отношения «языковая форма-значимость». Язык становится объектом манипуляции и осознания. Формирование различных форм речевого выражения, адекватных ситуации и партнерскому окружению, обеспечивает ребенку осознание потребностей общения, дальнейшее развитие и усложнение познавательных форм взаимодействия, развитие способов и процессов мышления и творчества. в речевом общении.
Загрузки
Данные для скачивания пока недоступны.
Ссылки
Хомский, Н. (2002). О природе и языке (стр. 45–60). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. doi.org/10.1017/CBO9780511613876
Дэнби, Сьюзан Дж. (2002). Коммуникативная компетентность маленьких детей. Австралийский журнал раннего детства, 27 (3), 25–30. http: //www.earlychildhoodaustralia.org.a …
Фромм, Э. (1992). Человек для себя. Исследование психологической проблемы этики.Исследование психологических проблем этики. Минск: «Коллегиум».
Хермер-Васкес, Л., Моффет, А., и Мункхольм, П. (2001). Язык, пространство и развитие когнитивной гибкости у людей: случай двух задач пространственной памяти. Познание, 79, 263–299. PMID: 11165214
Херфорд, Дж. Р. (2007). Истоки смысла. Язык в свете эволюции. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Калмыкова, Л., Новикова, Г. (2018). Психолингвистические феномены «знание языка» и «знание про мову»: проблемы спиввидности j функцонування в мовленни дитей [Электронный ресурс] / / Психологистические феномены «знание языка» и «знание языка»: проблемы взаимоотношений и функционирования в детской речи.Психолингвистика — Психолингвистика, 23 (1), 99–118. DOI: 10.5281 / zenodo.1211606
Харченко, Н. (2017). Мовна особистость дошкольника: особенности развития в процессе слушания. Psyxolingvistyka — Психолингвистика, 21 (1), 171–185. doi.org/10.5281/zenodo.1088464
Эволюция языка и развитие человека. Брайан Мак-Уинни Университет Карнеги-Меллона (2005). В D. Bjorklund & A.Пеллегрини (ред.) Истоки социального разума: эволюционная психология и развитие ребенка (стр. 383–410). Нью-Йорк: Guilford Press. Получено с: http://www. inf.ed.ac.uk/teaching/courses/cnl/MacWhinney_05.pdf
Максименко, С. (2000). Генетическая психология. Методологическая рефлексия проблемы развития в психологии. Методическое отражение проблем развития в психологии. Москва: Рефл бук.
Пиаже, Ж. (1959). Язык и мысли ребенка (Marjorie and Ruth Cabain, Trans.). Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол.
Пироженко, Т. (1999). Мовленневое развитие дошкольника. Киев: Грайлик [на украинском языке].
Пироженко, Т. (2002). Мовленнева генеза в индивидуальном измерении. Проблемы загальной та педагогічной психологии — Проблемы общей и педагогической психологии (Том IV, Глава 7), (с. 192–199) [на укр.
Пироженко, Т. (2003). Психологическое развитие ребенка дошкольного возраста: опыт работы современного дошкольного учреждения.Запорожье: ООО «Ліпс». [на украинском языке].
Пироженко Т.А., Тищенко С.П. (1992). Особенности генезиса образа «Я» дошкольников при воздействии на них неблагоприятной социально-экологической обстановки. Киев [на русском языке].
Пироженко, Т. (2010). Коммуникативно-мовленневый рост дошкольника. Тернополь: Мандрівец [на укр.
Сорока, И.А. (2017). Развитие навыков обучения 21 века на уроках английского языка (стр. 201–204). Киев: КПИ им. Игоря Сікорского, «Политехніка».
Томаселло, М. (2000). Обладают ли маленькие дети синтаксической компетенцией взрослых? Познание, 74 (3), 209–253.
Томаселло, М. (2008). Истоки человеческого общения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Выготский, Л. (1986). Мысль и язык (Козулин, Алексей, Пер.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Просмотры аннотации: 303 Загрузок в PDF: 211
Как цитировать
Пироженко Т., & Сорока, I. (2018). Тенденция и динамика коммуникативно-речевого развития ребенка дошкольного возраста. ПСИХОЛИНГВИСТИКА , 24 (1), 289-303. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2018-24-1-289-303
ТЕКСТ 1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ [1988 .., .. —
ТЕКСТ 1. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дошкольные учреждения — первое звено в системе образования и воспитания.
Ясли, детские сады и детские сады-ясли (общие и специализированные), а также другие дошкольные учреждения создают наиболее благоприятные условия для воспитания дошкольников и помогают семье.
В СССР дошкольные учреждения рассчитаны на детей до семи лет. Дети делятся на возрастные группы: ранние (1-, 2- и 3-летние), младшие (3- и 4-летние), средние (4- и 5-летние), старшие (5-летние). и 6-летние) и подготовительные (6- и 7-летние).
Дошкольные учреждения воспитывают детей в тесном взаимодействии с семьей, защищают и укрепляют их здоровье, прививают им элементарные практические навыки и любовь к работе, способствуют их эстетическому воспитанию, готовят к школе, воспитывают в духе уважения старших, любовь к социалистической Родине и родному краю 1 .
Руководство и укомплектование дошкольными учреждениями независимо от ведомственной подчиненности осуществляют Министерство образования СССР, Министерства образования союзных республик и их местные органы.
Лечебно-профилактические мероприятия для детей осуществляют организации здравоохранения, укомплектовывающие дошкольные учреждения врачами.
Государственное дошкольное образование в СССР отвечает интересам как общества, так и семьи. Помогает женщинам выполнять общественно полезную работу и повышать уровень образования.
В то же время государственное дошкольное образование играет важную роль как составная часть всей советской системы народного образования, являясь ее первым этапом, обеспечивающим всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения.
Особое внимание в последние годы уделяется совершенствованию образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Педагогический коллектив детских садов успешно решает задачи коммунистического воспитания детей.
Развитие умственных способностей ребенка остается важнейшей задачей. Советский опыт убедительно доказывает, что дошкольники обладают огромной способностью к обучению. Его своевременное и планомерное развитие поистине бесценно для всего последующего процесса воспитания и обучения.
Сегодня особое значение приобретает нравственное воспитание дошкольников. Так, Программа дошкольного воспитания, разработанная НИИ дошкольного образования АПН СССР, направлена на воспитание в детях таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к старшим, трудолюбие. Дошкольные учреждения в последнее время успешно решают эту задачу.
Подготовка детей к школе в последние годы стала систематической и целенаправленной.Количество детей, переходящих из детского сада в школу, год от года увеличивается. Все больше внимания уделяется подготовке учителей для дошкольных учреждений.
Вопросы
1) Какие заведения составляют первое звено в системе образования и воспитания?
2) На какие возрастные группы делятся дети в дошкольных учреждениях СССР?
3) Государственное дошкольное образование в СССР отвечает интересам и общества, и семьи?
4) Остается ли развитие умственных способностей ребенка важнейшей задачей?
5) Какое образование дошкольников сегодня имеет особое значение?
Примечание
1.родной язык —
5 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЕТЯМИ В ШКОЛУ | Добавляем: помощь детям в изучении математики
следующее: «Дети на разных этапах обучения не могут усвоить одно и то же содержание. Например, они не могут узнать о числе, пока не достигнут конкретной операционной стадии [примерно в возрасте от 7 до 11 лет, по словам Пиаже] ». 2
Дети дошкольного возраста на самом деле довольно много знают о числе до поступления в школу.
Исследования, проведенные за последние 25 лет, однако, показывают, что дошкольники на самом деле довольно много знают о числах, прежде чем они пойдут в школу. Большая часть этих знаний связана с их пониманием счета. Даже для дошкольников процесс подсчета набора предметов не является полностью механическим занятием, а определяется их математическим пониманием.
Счет и происхождение концепции числа
Младенцы демонстрируют числовые способности почти со дня рождения, 3 и некоторые младенцы младше шести месяцев показали, что они могут выполнять элементарные операции сложения и вычитания. 4 Эти способности позволяют предположить, что число является фундаментальным компонентом мира, который знают дети. Влияет ли и как эта ранняя чувствительность к числам на последующее математическое развитие, еще предстоит показать, но дети входят в мир подготовленными к тому, чтобы замечать число как свойство своего окружения.
Многое из того, что дети дошкольного возраста знают о числах, связано с их развивающимся пониманием и мастерством счета. Подсчет набора объектов — сложная задача, включающая мышление, восприятие и движение, большая часть сложности которой скрыта от привычки.Подумайте, что вам нужно сделать для подсчета набора объектов: подсчитываемые предметы должны быть идентифицированы и отличаться от предметов, которые не нужно подсчитывать, а также от тех, которые уже были подсчитаны. Элементы подсчитываются путем объединения каждого в пару с каким-либо словесным представлением (обычно числовым именем). Необходим указывающий акт, который соединяет каждый объект в пространстве со словом, сказанным во времени. Наконец, вам нужно понять, что в результате подсчета получается число, которое представляет, сколько вещей в наборе, которое было подсчитано.
Компетентный счет требует владения символической системой, умения со сложным набором процедур, требующих указывать на объекты и обозначать их символами, а также понимания того, что некоторые аспекты счета просто условны, а другие лежат в основе его математической полезности. Мы обсуждаем вопросы, связанные с грамотным счетом, в том числе с изучением названий номеров, в разделе, посвященном свободному владению процедурами, ниже. В этом разделе мы обсуждаем понимание детьми концептуальных аспектов счета.Это разделение несколько искусственно, потому что счет — хороший пример того, как переплетаются различные направления математической подготовки.
.