Когда приучать к горшку мальчика: когда нужно, со скольки лет

Содержание

когда нужно, со скольки лет

Если вы решили, что настало время приучить малыша к горшку, можете воспользоваться одной из проверенных методик, позволяющих это сделать за неделю или даже за несколько дней.

Как приучить ребенка к горшку: основные рекомендации

Наберитесь терпения – каким бы хорошим ни был выбранный способ приучения к горшку, в любой момент все может пойти не по плану. Ребенок может испугаться или не понять, что от него хотят, поэтому все действия совершайте с максимальным спокойствием, чтобы не внушить малышу страх перед горшком.

Как приучить ребенка к горшку — вопрос, требующий сосредоточенности

Ознакомьтесь с основными рекомендациями, которые помогут сделать процесс приучения максимально простым и быстрым:

  1. Не думайте, что ребенок совсем ничего не понимает. Познакомьте его с горшком, объясните, зачем он нужен и что с ним нужно делать.
  2. Оптимальное время для усаживания на горшок – после еды, перед сном, после сна и перед походом на улицу.
  3. Не надевайте на ребенка подгузники – он понимает, для чего они нужны, и будет делать свои дела именно в них.
  4. Поставьте горшок в определенное место и не убирайте его оттуда. Место должно быть комфортным для малыша.
  5. Если ребенок сходил в туалет не в горшок, спокойно объясните ему, почему так нельзя делать. Ни в коем случае нельзя кричать и применять физическую силу.
  6. Когда ребенок начнет ходить в горшок, хвалите его каждый раз.
  7. Если ребенок не хочет сидеть на горшке, сопротивляется или плачет, не удерживайте его насильно.

Также не забывайте, что привычки, сформированные в детстве, остаются на всю жизнь. Горшок должен стоять в уединенном месте, где нет других людей.

Подходящий возраст для приучения ребенка к горшку

Официально считается, что начинать приучение к горшку можно с 18 месяцев. Однако контролировать мочеиспускание малыш начинает уже с года. Если ребенок в состоянии понять, зачем нужен горшок, и уже готов с ним «подружиться», приучение можно начать и раньше.

Также при необходимости можно подождать, чтобы не травмировать психику малыша непонятными ему претензиями.

Как правило, девочки обучаются пользованию горшком раньше мальчиков. Малыши, которые отличаются чрезмерной активностью и повышенной возбудимостью, требуют немного больше времени. Также часто не готовы к горшку дети, которые постоянно находились в подгузниках.

О готовности приучаться к горшку могут говорить следующие факторы:

  • малыш свободно наклоняется и садится на корточки, а также легко встает из этого положения;
  • ребенок способен самостоятельно убирать мелкие игрушки, у него присутствует реакция на родительскую речь;
  • ребенок способен выражать свои желания простыми словами и звуками;
  • во время сна непроизвольное мочеиспускание не происходит, а во время активности малыш способен сдерживать позывы около 2 часов;
  • ребенку некомфортно, если он находится во влажной одежде.

Присмотритесь к поведению малыша – если он готов к приучению к горшку, вы это заметите. Не сравнивайте его с другими детьми. Каждый человек индивидуален и каждому требуется разное количество времени для развития.

Какой горшок лучше купить

Прежде чем осваивать способы приучения к горшку, уделите время выбору подходящего аксессуара. Не смотрите только на его внешний вид – каким бы милым и ярким ни был горшок, он может оказаться некомфортным для малыша. Если вы только начинаете приучение к горшку, отдайте предпочтение классической модели, поскольку яркие и необычные предметы могут отпугнуть малыша. Когда ребенок привыкнет к такому туалету, можно будет выбрать модель поинтереснее.

Методика приучения к горшку действует практически на каждого ребенка

Горшок должен быть устойчивым. Дети активны не только когда бегают, но и когда сидят. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок случайно не перевернул туалет. Пластиковые модели без швов, зазубрин, липкости и шероховатости являются оптимальными.

Мальчикам лучше выбирать овальный горшок с выступом впереди, а девочкам – круглый, без выступа. Это связано с физиологическим строением их половых органов. Если вы выбираете модель для путешествий, отдайте предпочтение горшку с крышкой или в виде контейнера.

Приучение за 7 дней: подходящая методика

Быстрое приучение к горшку позволяет существенно сэкономить финансы на покупке памперсов. Одна из систем позволяет это сделать за неделю. Правила этого метода актуальны в отношении детей от полутора лет. Малыш должен понимать простые слова родителей, уметь самостоятельно снять с себя штаны и знать, как называются части тела. Каждый день связан с определенными действиями родителей.

В первый день с ребенка снимают подгузник, приговаривая при этом, что он «уже большой и сильный», «пора надевать трусики». В течение дня малышу нужно периодически показывать горшок и сажать его туда. Ребенок должен провести на горшке примерно 10 минут и сходить в него. Чтобы у него не возникало желание встать с горшка, можно увлечь его играми. Этот день нужно потратить на то, чтобы ребенок понял, зачем нужен горшок.

Также ему можно показать туалет для взрослых и объяснить, зачем он нужен.

Во второй день нужно закрепить навыки, полученные ранее. Не ругайте ребенка за оплошности – они будут на первых порах в любом случае.

На третий день ваша главная цель – не сорваться и не надеть на малыша подгузники даже при выходе на улицу. Это часть приучения – ребенку не комфортно в мокрой одежде, поэтому он будет стараться сдерживать позывы, а значит, быстрее научится ходить на горшок. Периодически спрашивайте ребенка, не хочет ли он сходить в туалет – так вы сформируете в нем привычку обращать внимание на свои ощущения в теле и сообщать о своем желании.

С четвертого по седьмой день ребенок, в своем большинстве, уже сам ищет горшок. Однако время от времени у него нужно спрашивать, не хочет ли он в туалет, и напоминать о том, что в штаны ходить нельзя. Многие дети, заигравшись, просто забывают о позывах к мочеиспусканию.

Приучение за 3 дня: ряд рекомендаций

В течение 3 дней также можно приучить малыша к горшку, но вам придется постараться. В первый день не надевайте на него памперсы – можете надеть трусики или обойтись без белья. Как можно чаще находитесь рядом с ребенком, и как только он соберется сходить в туалет, сразу же подставляйте горшок. Цель этого дня – на подсознательном уровне сформировать связь между желанием сходить в туалет и горшком. Если малыш удачно сходил в туалет, похвалите его, если нет, оставьте эту ситуацию без внимания. Нельзя ругать ребенка ни в коем случае.

Подходящий возраст для приучения к горшку индивидуальный в каждом случае

На второй день выведите малыша на прогулку без подгузника. Горшок можно взять с собой, а можно – гулять рядом с домом, чтобы в любой момент иметь возможность вернуться домой и усадить ребенка на горшок.

На третий день необходимо совершить две прогулки. Дома ребенок уже должен самостоятельно ходить на горшок, ваша цель – чтобы он просился на него и во время прогулок. Это достаточно сложные дни как для родителей, так и для малыша, зато после этого ребенок будет полностью готов к детскому саду.

Что делать, если ребенок забыл о горшке: повторное приучение

Иногда случается, что ребенок ранее ходил на горшок, а теперь не хочет этого делать. Чтобы устранить проблему, нужно выявить ее причину, которой может стать:

  • семейные конфликты – так ребенок проявляет свои «бунтарские» качества. Нужно наладить внутрисемейную обстановку;
  • изменения в привычной жизни, например, рождения братика или сестрички, переезд – эти события могут «сбить с толку» ребенка, и он перестанет выполнять привычные ранее действия. Нужно дать понять, что ничего страшного не произошло, проводить с ним больше времени.
  • кризис трехлетнего возраста – это период, во время которого ребенок может перестать слушаться родителей. В норме он должен закончиться через 1-2 месяца.
  • болезни – если малыш болеет, его организм настроен только на борьбу с патологией, и поэтому ребенок может отказываться от горшка. Необходимо бросить все усилия на борьбу с болезнью.

Нельзя заставлять ребенка ходить в горшок. Нужно действовать мягко, без каких-либо принуждений.

Также родители могут допустить ряд ошибок, из-за которых ребенок попросту будет бояться горшка. Например, если его постоянно ругают из-за оплошностей, если новый горшок ему не понравился или если его постоянно беспокоят запоры. Выяснив причину, из-за которой появилась проблема, постарайтесь ее устранить, а затем снова повторите период обучения.

Помните, что ребенок обязательно должен уметь ходить на горшок, когда поступает в садик – это одно из условий приема. Не стоит начинать приучение рано, но и сильно медлить с этим тоже нельзя – постарайтесь выбрать максимально благоприятный период.

Читайте далее: как выбрать горшок для мальчика

Когда и как приучить ребенка к горшку. С какого возраста можно?

Закрыть
  • Болезни
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови и кроветворных органов
    • Болезни эндокринной системы
    • Психические расстройства
    • Болезни нервной системы
    • Болезни глаза
    • Болезни уха
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни органов пищеварения
    • Болезни кожи
    • Болезни костно-мышечной системы
    • Болезни мочеполовой системы
    • Беременность и роды
    • Болезни плода и новорожденного
    • Врожденные аномалии (пороки развития)
    • Травмы и отравления
  • Симптомы
    • Системы кровообращения и дыхания
    • Система пищеварения и брюшная полость
    • Кожа и подкожная клетчатка
    • Нервная и костно-мышечная системы
    • Мочевая система
    • Восприятие и поведение
    • Речь и голос
    • Общие симптомы и признаки
    • Отклонения от нормы
  • Диеты
    • Снижение веса
    • Лечебные
    • Быстрые
    • Для красоты и здоровья
    • Разгрузочные дни
    • От профессионалов
    • Монодиеты
    • Звездные
    • На кашах
    • Овощные
    • Детокс-диеты
    • Фруктовые
    • Модные
    • Для мужчин
    • Набор веса
    • Вегетарианство
    • Национальные
  • Лекарства
    • Антибиотики
    • Антисептики
    • Биологически активные добавки
    • Витамины
    • Гинекологические
    • Гормональные
    • Дерматологические
    • Диабетические
    • Для глаз
    • Для крови
    • Для нервной системы
    • Для печени
    • Для повышения потенции
    • Для полости рта
    • Для похудения
    • Для суставов
    • Для ушей
    • Желудочно-кишечные
    • Кардиологические
    • Контрацептивы
    • Мочегонные
    • Обезболивающие
    • От аллергии
    • От кашля
    • От насморка
    • Повышение иммунитета
    • Противовирусные
    • Противогрибковые
    • Противомикробные
    • Противоопухолевые
    • Противопаразитарные
    • Противопростудные
    • Сердечно-сосудистые
    • Урологические
    • Другие лекарства
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
  • Врачи
  • Клиники
  • Справочник
    • Аллергология
    • Анализы и диагностика
    • Беременность
    • Витамины
    • Вредные привычки
    • Геронтология (Старение)
    • Дерматология
    • Дети
    • Женское здоровье
    • Инфекция
    • Контрацепция
    • Косметология
    • Народная медицина
    • Обзоры заболеваний
    • Обзоры лекарств
    • Ортопедия и травматология
    • Питание
    • Пластическая хирургия
    • Процедуры и операции
    • Психология
    • Роды и послеродовый период
    • Сексология
    • Стоматология
    • Травы и продукты
    • Трихология
    • Другие статьи
  • Словарь терминов
    • [А]

3 фактора успешности, 5 этапов, лучшие методики от детских психологов

Последнее обновление статьи:

 

В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.

Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в 9 месяцев спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.

Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Факторы успешности

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

  1. Первостепенную роль играет уровень развития органов, которые непосредственно участвуют в избавлении организма от метаболических продуктов: мочевой пузырь, мочевыводящий канал, прямая кишка, брюшная мускулатура, анальный и уретральный сфинктеры.
  2. Не менее важна и степень сформированности центральной нервной системы, в первую очередь, коры больших полушарий.
  3. Ещё одним важным условием можно назвать степень активности близких родственников, то есть их желание научить ребёнка ходить в туалет.

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют

Как правильно приучить мальчика к горшку?

Несмотря на то что сейчас активно используются подгузники, а не пеленки, многие родители с нетерпением ожидают момента, когда их ребенок начнет взрослеть. Во второй год жизни одним из этапов воспитания является приучение ребенка к горшку. Особые трудности, как показывает практика многих молодых родителей, возникают при необходимости приучить к горшку мальчика. Нужно помнить, что такая задача вполне посильна, главное, проявить терпение.

Главные аспекты

Изначально стоит заметить, что процесс обучения ребенка новым для него навыкам должен базироваться на обобщенном опыте. Например, можно подумать над тем, каким образом мотивировать ребенка. Также нужно понимать, насколько важным является процесс соблюдения графика обучения. Если он будет нарушаться, не стоит надеяться на возможность быстрого избавления от подгузников.

На первоначальном этапе необходимо дождаться признаков, свидетельствующих о готовности мальчика использовать горшок. Несмотря на то что среди педиатров и детских психологов отсутствует единогласное мнение относительно возраста ребенка, подходящего для обучения, большинство специалистов сходятся во мнении, что приучение нужно начинать в возрасте 1,5- 2 лет.

Оптимальным вариантом является обращение внимания на ряд особенностей, сигнализирующих о готовности мальчика к столь радикальным для него изменениям. Рассмотрим наиболее значимые из них.

Особенности физиологического характера

Речь идет о том, что готовый к обучению ребенок должен выпускать необходимое для его возраста количество жидкости, иметь сформированные, а также вполне предсказуемые испражнения, и оставаться сухим как минимум в течение 2 часов (например, во время дневного сна).

Особое значение имеет правильная координация движений, важно, чтобы малыш ходил и бегал без приложения дополнительных усилий.

Признаки поведения

Если мальчик готов к обучению столь специфического типа, он должен уметь спокойно усидеть на одном месте хотя бы в течение нескольких минут. Также важно, чтобы ребенок имел все навыки, помогающие снять, а также надеть штанишки. Многие родители отмечают, что о своем стремлении справить нужду мальчик может сигнализировать, показывая определенные знаки (как правило, в каждом случае они строго индивидуальны) и демонстрируя отвращение к грязному подгузнику. Также наблюдается заинтересованность в туалетных процедурах, которые имеются у взрослых людей.

Познавательные признаки

Мальчик в обязательном порядке должен иметь представление относительно того, какие действия совершаются взрослыми при посещении туалетной комнаты. При наличии у ребенка соответствующего интереса, можно более подробно рассказать ему обо всех особенностях на понятном языке.

Ранее уже было обращено внимание на то, что ребенок будет пользоваться горшком только при условии соответствующих мотивирующих факторов. К одним из них можно причислить наличие красивого горшка. Поэтому каждый родитель, отличающийся серьезным стремлением приучить ребенка к посещению горшка, должен обеспокоиться подобным вопросом.

Помимо внешней привлекательности, необходимо акцентировать внимание как на психологическом, так и физическом комфорте. Нужно заметить, что ребенок должен чувствовать себя удобно и самостоятельно. Некоторые мальчики не хотят менять свои привычки по причине того, что они боятся провалиться в унитаз и не чувствуют себя в устойчивом положении.

Важно выбирать ту модель горшка, сидя на которой, малыш сможет ножками чувствовать определенную поверхность. Это позволит снизить сильную тревожность.

Что же касается дополнительных параметров, то взрослым необходимо самостоятельно обратить на них внимание.

Например, в последнее время значительной популярностью пользуются горшки, имеющие выступ для мочи. Благодаря наличию данного элемента, вполне реально защитить пол от разбрызгивания жидкости. Нужно помнить, что если сам предмет будет сделан не совсем качественно, у ребенка могут возникнуть отрицательные ассоциации, что в дальнейшем создаст проблемы в стремлении как можно быстрее приучить его к горшку. Некоторые модели оснащены съемными элементами, которые предотвращают разбрызгивание.

Выбирая горшок, необходимо ориентироваться не только на собственные пожелания и бюджет, но еще и на интересы ребенка. Детские психологи отмечают, что только в случае, если малыш проявляет интерес к тому или иному варианту горшка, можно надеяться, что по прошествии совершенно непродолжительного периода можно будет достигнуть необходимого результата.

Одним из условий результативного приучения сына к горшку является обеспечение их предварительного знакомства. Например, можно оставить данный прибор среди игрушек. Таким образом, ребенок изначально продемонстрирует заинтересованность, посидит на нем, поймет, что ничего страшного в использовании нет.

Еще одной уловкой, которую допустимо использовать, является «персонализация» горшка. Допустимо при помощи маркера написать имя малыша или придумать новому предмету определенное название (точно так же, как и любимым игрушкам), приклеить понравившуюся картинку. Многие родители не разрешают ребенку сидеть на горшке в одежде и совершают одну из наиболее распространенных ошибок.

Как мама, так и папа ребенка должны иметь четкое представление относительно того, что рассматриваемый переход представляет собой длительный, весьма напряженный и беспрерывный процесс. Все получится только при условии, что все данные действия не будут прерываться.

Что делать?

Обучение тонкостям мочеиспускания у мальчиков рекомендуется начинать после достижения 2 лет. В том случае если каждый поход в туалет завершается истериками, нельзя оказывать на ребенка психологическое давление, так как это может быть чревато еще большим осложнением ситуации. Стоит подробнее остановиться на правилах, которые помогут справиться с приучением.

  • Для каждого мальчика неоспоримым авторитетом является папа (или другой близкий родственник, которому можно доверять, например, дедушка, старший брат). По этой причине желательно, чтобы все основные навыки изначально были продемонстрированы им.
  • Каждый раз при мочеиспускании необходимо поднимать горшок поближе к гениталиям мальчика, чтобы ему было удобно попасть в емкость. Постепенно расстояние между детским туалетом и органом ребенка надо уменьшать.
  • Одним из эффективных вариантов является приобретение съемного детского писсуара, который должен быть установлен на максимально приемлемую для ребенка высоту.
  • Возле унитаза необходимо установить небольшую возвышенность (при условии, что она должна отличаться достаточной устойчивостью) для того чтобы малышу было максимально удобно справлять свою нужду и не зависеть при этом от взрослых.
  • Проводить обучение лучше всего в теплое время года, когда ребенок одет достаточно легко. В противном случае можно столкнуться с рядом проблем из-за присутствия многих вещей. На первоначальных этапах необходимо помогать ребенку.
  • Многие родители отмечают, что мальчикам больше всего нравится мочиться на травку. Именно поэтому все соответствующие процедуры рекомендовано проводить во время отдыха на природе.

Чтобы научить мальчика писать стоя, нужно не только показать, как это делается. За каждый успешный этап рекомендуется хвалить ребенка, говорить ему о том, что он все сделал правильно. А вот за промахи ругать нельзя, так как малыш делает это неосознанно.

Важно: если вы решили начать обучение, пользуйтесь подгузниками только во время прогулки. Мокрые штаны дома никому не понравятся, и у ребенка появится дополнительный стимул как можно скорее обучиться новому умению.

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, процесс приучения мальчика к тому, чтобы писать стоя, имеет значительное количество нюансов, которые в обязательном порядке должны учитываться.

Приучение в раннем возрасте

Процесс приучения мальчика к горшку можно начинать с учетом индивидуальных особенностей с более раннего возраста, например, с 8 месяцев. Правда, в таком случае необходимо принимать во внимание целую совокупность особенностей.

С целью максимальной результативности, рекомендуется начинать приучать и в теплое время года. Это обусловлено тем, что существует возможность прогулок без подгузников. Также можно использовать вариант, когда горшок берется с собой на прогулку и ставится в наиболее приемлемом для этого месте. Такие действия могут практиковаться только тогда, когда ребенок не боится определенных мест и не стесняется посторонних людей. В противном случае существует вероятность нанести малышу психологическую травму.

Маленькие дети достаточно чувствительны к перепадам температуры. Именно поэтому необходимо, чтобы горшок был приятным для восприятия. Отдавайте предпочтение предметам, изготовленным из пластика. Учитывая то, что ребенок до года может быть довольно привередливым, крайне важно иметь два горшка. В данном случае наблюдается эффект, который напоминает взаимодействие с игрушками.

Так как горшок воспринимается многими детьми как игрушка, лучше всего предложить варианты для выбора. Естественно, подобный шаг требует значительных материальных затрат, но воспринимайте это как своеобразную оплату в погоне за желанием обеспечить быстрое взросление ребенка.

За пару дней до того как оставить ребенка без подгузника, необходимо запомнить примерное время, когда он испражняется и частоту мочеиспусканий. Также важно обратить внимание на то, каким образом происходит выражение основных эмоций.

О том, как и когда приучать детей к горшку, смотрите в следующем видео.

Как приучить ребенка к горшку?

В первые годы жизни дети осваивают много разных навыков, среди которых есть и управление своими физиологическими потребностями. Взрослеющий малыш довольно быстро овладевает горшком, если он готов к приучению, а родители действуют правильно.

C какого возраста приучать ребенка к горшку: советы специалистов

В связи с распространением одноразовых подгузников многие родители получили возможность отложить вопрос знакомства малыша с горшком на более позднее время. И хотя существует некоторое число приверженцев раннего высаживания, большинство родителей учитывает рекомендации педиатров в отношении начала освоения горшочных дел. Эти рекомендации основаны на физиологической готовности ребенка.

Современные врачи советуют подождать возраста, в котором дети смогут сознательно контролировать выделительную функцию. Этим возрастом считают 18-24 месяца.

Конечно, некоторые дети могут овладеть горшочной наукой раньше полутора лет, а у кого-то не получается контролировать мочеиспускание и в возрасте старше двух лет, но именно в этом временном промежутке большинство малышей способно достаточно быстро освоить горшок при условии наличия готовности к данному навыку.

Подробнее о мнении специалистов читайте в статье «Комаровский: как приучить ребенка к горшку».

Критерии готовности

Родители могут оценить, насколько готов организм ребенка к приучению, по таким критериям:

  • Эпизоды мочеиспусканий и дефекаций ребенка происходят с определенным установившимся интервалом.
  • Малыш пребывает в чистом сухом подгузнике по полтора-два часа.
  • Кроха знает, как называются разные предметы гардероба и части тела.
  • Ребенок понимает, что означают слова «покакать» и «пописать».
  • Если подгузник ребенка стал мокрым или загрязнился, малыш показывает свое недовольство.
  • Кроха учится или уже научился надевать штанишки и трусы, а также снимать их.
  • Малыш умеет показать жестом, звуками или словами свое желание сходить в туалет.

Выбор горшка — важный шаг на пути к приучению

Нынешний ассортимент горшков в детских магазинах поражает своим разнообразием и вызывает некоторые трудности в покупке подходящего изделия. Вы можете увидеть горшки разных расцветок и с некоторыми дополнительными функциями, например, в виде игрушки или с музыкой.

Все специалисты единогласны в том, что горшок следует подбирать с учетом комфорта для ребенка. Это значит, что малышу должно быть на нем удобно. При этом покупать музыкальные горшки и изделия в виде игрушек педиатры не советуют, так как выступают против формирования ассоциации с игрой.

Лучшим выбором будет обычный горшок, при покупке которого следуйте таким рекомендациям:

  • Подбирайте горшок в соответствии с возрастом и ростом ребенка. Аксессуар не должен быть ни слишком низким, ни излишне высоким.
  • Предпочтительнее модели из пластика, поскольку они не холодные.
  • Убедитесь, что аксессуар достаточно устойчивый.
  • Желательно, чтобы у горшка имелась небольшая спинка. При этом он не должен напоминать стул, чтобы ребенок не путал этот предмет гигиены с обычным стулом.
  • Пусть ребенок сядет на новый горшок, а вы посмотрите на расположение спины малыша по отношению к линии бедер, а также расположение бедер по отношению к голеням. Важно, чтобы везде образовывались прямые углы, тогда усилия ребенка во время использования горшка будут направлены в нужную сторону.
  • Девочке покупайте круглый горшок, а для мальчиков предпочтительнее такой предмет гигиены с овальной формой. Кроме того, маленьким мужчинам следует присматривать изделия, у которых спереди имеется небольшой выступ.
  • Неплохим выбором станет горшок со съемным сиденьем, которое в будущем можно будет применять в качестве накладки на обычный унитаз.

Действенные методики и этапы обучения

Решив научить ребенка ходить на горшок, запаситесь терпением и уделяйте крохе достаточно внимания. Первое знакомство с новым предметом гигиены не должно напугать малыша. Покажите горшок крохе и продемонстрируйте его назначение с помощью плюшевой игрушки или куклы.

Если ребенок раньше постоянно был в памперсе, его рекомендуют снять. Это важно, так как поможет ребенку познакомиться с собственным телом, а также отметить связь между позывом в туалет и его результатом.

Чтобы процесс прошел быстрее и легче, стоит:

  • Действовать систематически.
  • Держать горшок на видном месте.
  • Пристально наблюдать за поведением ребенка.
  • Надевать на малыша минимум одежды.
  • Всегда высаживать после еды и после пробуждения.
  • Ласково хвалить, подчеркивая то, что сухие и чистые трусики – это хорошо.

В процессе обучения не следует:

  • Ругать ребенка и наказывать его.
  • Слишком бурно радоваться и награждать малыша за каждую удачную попытку.
  • Включать кран, чтобы звук журчащей воды «помог» ребенку.
  • Усаживать на горшок силой.
  • Сажать ребенка, если он уже научился делать это самостоятельно.
  • Начинать приучение во время болезни.
  • Ровняться на детей соседей и родственников, ведь каждый ребенок развивается индивидуально.

Как приучить к горшку за 7 дней?

Существует простая семидневная методика приучения к горшку детей старше 1,5 лет, которые хорошо понимают слова родителей и умеют снимать трусики.

Ее опробовали многие мамы, подтвердив эффективность такого подхода:

  1. В первый день нужно сразу после пробуждения утром снять с ребенка памперс, надеть на кроху трусики, подчеркнув, что в них ходят все взрослые, после чего посадить малыша на горшок. Нужно постараться, чтобы кроха просидел на нем десять минут. Если такая попытка не будет результативной, высаживайте ребенка каждые 15 минут. Если результат оказался неудачным, не ругайтесь, а переоденьте ребенка и продолжайте часто предлагать горшок.
  2. Во второй день не занимайте малыша какими-либо активными занятиями и прогулками, а уделите внимание закреплению навыка положительного общения с горшком.
  3. В третий день, собираясь с крохой на прогулку, предложите посидеть на горшочке, а во время самой прогулки чаще интересуйтесь, не хочет ли ребенок в туалет. Можно захватить горшок на улицу или сходить с малышом в кустики.
  4. К четвертому дню и родители, и ребенок уже примерно знают, когда требуется посидеть на горшке. Нужно чаще напоминать о нем ребенку, а каждую удачу отмечать похвалой.

За 3 дня

Как известно, «дорога» к горшку у большинства деток длительная, но бывают ситуации, когда малыша приходится поторопить, например, перед поездкой или началом посещения детского сада. Для таких ситуаций разработана экспресс-методика, требующая всего несколько дней. Отметим, что данный метод позволяет приучить ребенка находиться без подгузника только в период бодрствования, поскольку полный отказ от памперса требует намного больше времени.

Также для успеха экспресс-обучения важно, чтобы ребенок был знаком с горшком заранее (примерно за 2 недели) и периодически слышал от родителей о его назначении и предстоящих переменах, отказе от подгузников и новом красивом белье. Кроме того, данная методика подойдет лишь в случае физиологической готовности ребенка.

  1. В первый день ребенку снимают подгузник, как только малыш проснулся утром. Кроха будет целый день бегать дома без одежды или в трусиках, а взрослые должны постоянно быть рядом, держа горшочек наготове. Заметив, что ребенок начал писать или собирается покакать, нужно сразу же усадить малыша на горшок. Это поможет ребенку установить взаимосвязь между такими его действиями и высаживанием. Все «попадания» отмечаем похвалой, а любые осечки не замечаем. Ваша цель – привить положительное отношение к горшку и понимание необходимости высаживания на него. Перед сном ребенку одевается подгузник.
  2. Во второй день планируют одну прогулку без подгузника. Отправляться на улицу стоит сразу же после того, как малыш успешно сходил на горшок. Обязательно нужно взять с собой чистую одежду. Непременно хвалим ребенка за все удачные «дела».
  3. В третий день выходим гулять без подгузника дважды. При этом высаживаем кроху на горшочек перед каждой прогулкой и сразу же, как вернулись с улицы.

Отличается ли приучение мальчиков к горшку от девочек?

Многие мамы мальчиков задумываются о том, чтобы сразу приучать сына использовать горшок стоя, но специалисты рекомендуют усаживать мальчишек на горшок, как и девочек. Это важно для понимания ребенком предназначения горшка и более успешного овладения таким навыком. Чтобы кроха не путался, первое время советуют предлагать ребенку делать все дела сидя.

Как обезопасить мебель?

Поскольку в период освоения горшка «аварии» случаются довольно часто, на диваны и кресла можно постелить дополнительные покрывала, сложенные полотенца либо одноразовые пеленки. Также рекомендуется убрать с пола ковер, поскольку вытирать лужи удобнее с твердой гладкой поверхности.

Как научить ребенка проситься на горшок?

Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и как только заметили, что кроха захотел в туалет, сразу высаживайте на горшок. Вы можете понять желание малыша по его поведению, например, малыш притихает или прячется, начинает кряхтеть и краснеть. Сделав свои дела в горшочек и получив от мамы похвалу и улыбку, ребенок быстрее свяжет свои позывы с результатом, и вскоре будет проситься сам.

Отказываемся от подгузника на улице

Как только навык использования горшка в домашних условиях стал у ребенка устойчивым, нужно переходить к следующему этапу – учить кроху пребывать без подгузников во время прогулки. Это предпочтительно делать в теплый период.

Руководствуйтесь такими советами:

  • Предложите крохе посидеть на горшке перед прогулкой.
  • Можете взять горшок с собой на улицу, если ребенок категорически против ходить в кусты.
  • Положите в сумку запасные штанишки, трусы и носочки, а еще лучше – несколько таких комплектов.
  • Если на улице произошла «авария», доброжелательно объясните ребенку, что его штанишки стали мокрыми и их придется переодевать, а в следующий раз лучше «полить травку» или сходить на горшок вовремя.
  • Когда кроха во время прогулки просится на горшок, обязательно хвалите и обнимайте.
  • Вернувшись домой, снова предложите ребенку сходить на горшок.

Вскоре ребенок научится терпеть во время прогулки и вы сможете оставлять горшок и запасную одежду дома.

Отменяем ночные подгузники

Со временем, когда ребенок научился использовать горшок по назначению в дневное время, малыш сам начинает просыпаться ночью из-за позывов в туалет. Это лучшее время, чтобы отказаться от одноразового подгузника.

Если малыш не спал в подгузнике раньше, то он начинает вставать в ночное время по нужде намного раньше деток, которые ночевали в памперсе. У большинства деток появившийся к 2-летнему возрасту контроль мочеиспусканий позволяет им спать ночью без посещения туалета. Но, пока кроха просыпается ночью и писает в подгузник, отказываться от него нецелесообразно. Родителям лишь следует ежедневно предлагать ходить на горшочек перед сном.

Возможные причины неудач

На этапе освоения ребенком горшка могут возникать разные трудности, например:

  • Сильный дискомфорт из-за режущихся зубов может мешать крохе вовремя реагировать на свое желание сходить на горшок. Эта же причина может вызывать «аварии» во время любой болезни ребенка.
  • Малыш может сильно увлечься игрой и не заметить переполнение мочевого пузыря.
  • Из-за кризисов развития карапуз может протестовать против каких-либо действий взрослого.
  • Ребенок может начать бояться горшка, если родители занялись задачей освоения этого предмета гигиены слишком активно, ругают ребенка за промашки и не обращают внимание на неготовность к данному навыку.

Когда может понадобиться повторное приучение?

Карапуз, успешно освоивший горшочную науку, может внезапно перестать ходить в туалет по нескольким причинам:

  • Из-за внешних стрессовых факторов, например, после переезда, рождения маленького братика или сестрички, поступления в сад, посещения новой группы в саду и подобных причин.
  • Из-за кризиса трех лет. В этом возрасте детки часто делают все наперекор, показывая, что они уже взрослые и самостоятельные.
  • Из-за проблем в семье, например, развода родителей или их частых ссор.
  • Из-за заболеваний или режущихся зубов.

В любом случае важно сначала выяснить возможную причину и повлиять на нее, а после этого приступать к повторному терпеливому обучению ребенка «общению» с горшком.

Когда обращаться к специалистам?

Выявить разные урологические проблемы у маленьких деток бывает непросто, но, если родители отметили слишком частые эпизоды мочеиспускания в дневное время, отсутствие контроля мочеиспусканий днем у ребенка старше 3 лет, а также сохранение непроизвольного мочеиспускания ночью у ребенка старше 5 лет, стоит обратиться к специалисту.

Сначала следует проконсультироваться с педиатром и сдать общие анализы, после чего показать малыша урологу. Этот специалист осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования, и если урологических патологий не обнаружат, тогда ребенка направят к невропатологу.

О том, как стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Доктор Комаровский — как приучить ребенка к горшку: с какого возраста приучать, важные принципы правильного приучения

Освоение малышами горшка является одной из животрепещущих тем практически для всех родителей. Всем хочется, чтобы ребенок научился пользоваться этим предметом быстро и легко, но мнения насчет возраста, когда начинать учить кроху справлять нужду в горшок, а также насчет самого процесса приучения встречаются самые разные. Давайте узнаем, что говорит о такой важной теме популярный врач Евгений Комаровский, как он относится к раннему приучению и на что советует обратить внимание родителям, проходящим вместе с крохой путь от подгузника к самостоятельному посещению туалета.

Важные факторы

Известный педиатр напоминает, что только что родившийся малыш не умеет контролировать ни дефекацию, ни мочеиспускание. Этими процессами управляют безусловные рефлексы, и именно их со временем родители должны сделать условными. Для успешности данной задачи, по мнению Комаровского, следует учесть такие факторы:

  1. Насколько развит мозг ребенка (его кора).
  2. Насколько развиты органы, ответственные как за мочеиспускание, так и за дефекацию. Речь о прямых мышцах живота, прямой кишке и мочевом пузыре, а также их сфинктерах.
  3. Насколько активно родственники хотят приучить ребенка пользоваться горшком.

Оценивая такие факторы, популярный врач делает вывод, что более раннее начало приучения связано с прикладыванием больших усилий со стороны взрослых. В то же время, чем лучше физиологически развит ребенок, тем быстрее и безболезненнее он освоит горшок.

Раннее приучение или выработка рефлекса?

По словам Комаровского, большое число родителей, отличающихся активность и массой терпения, способно добиться определенных успехов в освоении ребенком горшочной науки еще до конца первого года жизни. Популярный врач не видит ничего удивительного в том, что малыши девяти, восьми и даже семи месяцев учатся мочиться и ходить по большому после услышанных из уст мамы или папы «пи-пи» и «а-а».

Благодаря многократному повторению таких звуков родители формируют у деток условный рефлекс, однако Комаровский делает акцент на том, что такой рефлекс – это не совсем то, чего хочет добиться каждый взрослый от ребенка, осваивающего горшок.

Рефлекс выглядит как «слова родителей — наполненный мочевой пузырь – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь – горшок». Это значит, что стимулировать мочеиспускание должно физиологическое явление (полный мочевой пузырь), а не словесные раздражители со стороны взрослого.

Комаровский отмечает, что в большинстве случаев подобного раннего приучения на втором году жизни появляются трудности с мочеиспусканием. Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать. Родственники недоумевают, но все дело в том, что у малыша как раз начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с родительскими «пи-пи».

Комаровский не видит ничего плохого или зазорного в том, чтобы знакомить ребенка с горшком с раннего возраста, как и в том, чтобы экономить подгузники. Он просто отмечает, что все успехи в освоении горшочной науки до определенного возраста являются временными и сопровождаются большим числом промашек.

В каком возрасте ребенок может контролировать мочеиспускание?

Комаровский акцентирует родительское внимание на факте, что контроль выделительных функций детским головным мозгом ориентировочно появляется в возрасте 2,5-3 лет. Доктор не отрицает, что некоторые удачи в контроле мочеиспусканий возможны и намного раньше, однако большинству родителей стоит ожидать стойких успехов в «общении» с горшком не раньше двухлетнего возраста.

Нормы, установленные специалистами

В приучении деток к горшку Комаровский советует родителям ориентироваться на такие физиологические нормы:

  1. Ребенок начинает контролировать выделительные процессы после года, а активное «созревание» нервной системы и органов выделительной системы происходит на втором году жизни.
  2. Появление у детей устойчивого контроля над мочеиспусканием и дефекацией отмечают в среднем в возрасте 22-30 месяцев.
  3. Формирование в раннем детском возрасте стойких условных рефлексов заканчивается к 3 годам.

На основе таких норм известный педиатр подчеркивает, что возрастом для знакомства детей с горшком является диапазон от 1 до 3 лет.

О том, когда стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Для более легкого освоения ребенком горшка Комаровский советует до начала процесса обучения отметить у своего малыша признаки, подтверждающие его готовность к приобретению данного навыка как с физиологической, так и с психологической стороны:

  • Ребенок должен уметь показать родителям свое «хочу в туалет» словом, звуком или жестом.
  • У ребенка уже должен быть такой режим дефекации, который можно назвать стабильным.
  • Малыш должен дольше полутора часов пребывать в сухом подгузнике.
  • Ребенок должен знать части тела, а также названия предметов гардероба.
  • Также ребенок должен понимать, что означают слова «покакал» и «пописал».
  • Если подгузник мокрый/запачканный, ребенок должен показывать свои отрицательные эмоции по этому поводу.
  • Ребенок должен стремиться или уметь самостоятельно снимать одежду.
  • Также ребенок должен хотеть или уметь самостоятельно заходить в туалет и выходить из него.

Как приучать: основные принципы

Готовым к приучению должен быть не только ребенок, но и взрослые, которые его окружают. Им следует понимать, что общаться с малышом в период перехода от подгузников к туалету придется намного больше. Вырабатывать новые навыки лишь в вечернее время или в выходные не получится.

Начинать учить кроху ходить на горшок следует в условиях, когда вся семья здорова и у всех хорошее настроение. Лучшим периодом Комаровский называет лето, так как одежды на ребенке меньше, а высыхают постиранные вещи намного быстрее.

Знакомиться с горшком следует в моменты, когда вероятность успешного мочеиспускания в него особенно высока. Такими моментами является период после еды и после сна, а также когда взрослый отмечает особые изменения поведения, указывающие на желание ребенка помочиться.

Если попытка освоить горшок была успешна, кроху нужно очень бурно хвалить, а при неудаче важно не огорчаться или хотя бы не показывать свои отрицательные эмоции малышу.

Фиксировать внимание ребенка следует не только на горшке, но и на всех манипуляциях до мочеиспускания, а также после него. Малыш должен видеть, как вы достаете горшок и как его открываете, понимать, как нужно снять трусы и одеть их обратно, узнать, куда выливается содержимое горшка, как он моется, как закрывается и куда отправляется до следующей «встречи». Из всех этих действий стоит сделать игру, при этом постараться, чтобы процесс был связан с положительными эмоциями.

Когда у малыша уже получается успешно пользоваться горшком по своему желанию, переходим к организации «встреч» и с учетом распорядка дня, например, усаживаем ребенка перед прогулкой, а также перед ночным сном до того, как отправиться в кровать.

Не следует сразу же отказываться от подгузников после первых успехов освоения горшка. Держите дома несколько штук на случай длительной поездки или прогулки.

Также поначалу можно оставлять спать малыша в подгузнике ночью и даже в дневной сон. Если малыш проснулся сухим, сразу высаживаем его на горшок и обращаем его внимание на сухость подгузника, при этом хвалим.

Совершенно не важно, какой формы будет горшок, какого он будет цвета и будут ли в нем какие-либо «прибамбасы». Комаровский лишь отмечает, что ребенок не должен воспринимать горшок в качестве игрушки, поэтому не следует поощрять игру с горшком, когда он не используется по назначению.

Важными нюансами при выборе горшка популярный доктор называет качество и экологичность материала, из которого сделан горшок, удобство изделия (предпочтительнее модели со спинкой), а также соответствие размера.

Еще одним непринципиальным моментом Комаровский называет вопрос – лучше приучать к горшку или сразу к использованию унитаза с детским сиденьем? Известный педиатр лишь подчеркивает, что на первых порах применение горшка более удобно.

Смотрите также передачу доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку.