Как отучить подростка от компьютерных игр: Нужно ли отучать ребенка от компьютерных игр и соцсетей — Российская газета

Содержание

Нужно ли отучать ребенка от компьютерных игр и соцсетей — Российская газета

Не секрет, что мультимедийная индустрия делает все, чтобы привлечь как можно больше пользователей от мала до велика. Наши дети стали раньше знакомиться с компьютером, чем с горшком, а трехлетка, сосредоточенно водящий пальцем по экрану планшета, уже никого не удивляет. Родители более взрослых детей подчас хватаются за голову, безуспешно пытаясь оторвать чадо от монитора. Тем временем психиатры всерьез размышляют о том, можно ли считать зависимость от компьютерных игр медицинским диагнозом. «РГ» обсудила эту проблему с доктором медицинских наук, доцентом кафедры психиатрии Южно-Уральского государственного медицинского университета Андреем Мингазовым.

Андрей Ханифович, можно ли приравнять чрезмерную привязанность людей к компьютерам и смартфонам к вредным привычкам вроде курения и алкоголизма?

Андрей Мингазов: И да, и нет. Пристрастие к сигаретам и алкоголю — это виды химических зависимостей, или, говоря языком науки, аддикций, а зависимость от гаджетов и Интернета имеет нехимическую природу.

Так что она больше сродни склонности к азартным играм, трудоголизму, шопоголизму, религиозному фанатизму и так далее. Но объединяет их то, что любая аддикция вызывает изменение сознания. Человек как бы уходит из опостылевшей ему реальности в маленькую комнатку внутри своего «я» и там остается.

Интернет-зависимость уже описана как заболевание. Существуют ли методы ее лечения?

Андрей Мингазов: К сожалению, скорее нет, чем да. Эта зависимость лечится разными специалистами, но стандартов нет. Сейчас идут серьезные дискуссии о том, диагноз это или не диагноз, включать его в классификацию болезней или нет. Так, многие болезни могут вести к инвалидности. Но можно ли присваивать инвалидность в случае пристрастия к компьютеру? Вопрос с подвохом. Я считаю, что интернет-зависимость — это термин, который включает проявление очень большого числа различных аддикций (сексуальная, игровая, шопоголизм и др.), различающихся по степени тяжести и зависящих от склонностей конкретного человека, его возраста и жизненных обстоятельств.

Все ли дети и подростки эпохи новых технологий одинаково подвержены риску стать зависимыми от них?

Андрей Мингазов: Разберем два крайних типа человека: одного назовем гипертимом, другого — гипотимом. Тимия — это настроение. У гипертима настроение постоянно повышенное, он всегда находится на эмоциональном подъеме. Гипотим — его прямая противоположность. Таких детей легко отличить уже в детском саду: они, как правило, необщительны, замкнуты, часто плачут. Так вот, гипотимы более подвержены зависимостям, потому что они постоянно ищут способ повысить настроение, улучшить свое психофизическое состояние.

Чем больше в игре крови и насилия, тем равнодушнее к ним ребенок в жизни. И чем более реалистична игра, тем быстрее формируется психологическая защита в виде черствости

Механизм появления зависимости довольно прост: совершение определенного действия сопровождается яркой положительной эмоцией, особенно первое время. Человек понимает, что существует способ, с помощью которого можно довольно легко изменить свое психическое состояние. В дальнейшем он снова и снова воспроизводит это действие в надежде вернуть первоначальное состояние радости, эйфории. Однако, для того чтобы «радость» вновь пришла, «дозу» необходимо увеличивать. Так и формируются аддикции.

Как определить, есть у человека зависимость от компьютера или нет?

Андрей Мингазов:

Существует несколько компонентов, универсальных для всех видов аддикций: сверхценность, изменение настроения, рост толерантности, синдром отмены, конфликт с собой и окружающими, рецидивы. То есть если вашему ребенку важнее зайти в Сеть и посмотреть, сколько ему лайков поставили, чем сходить с друзьями погулять, если у него резко портится настроение, когда вы забираете у него гаджет, если со временем он все больше сидит, уткнувшись в монитор, и пытается уйти от разговоров о том, что он чрезмерно погружен в виртуальный мир, либо жалуется, что не может контролировать свое поведение, знайте, что у него, скорее всего, уже развилась зависимость и ему нужно помочь.

Но так ли уж опасны соцсети и компьютерные игры? Подчас кажется, что истории о том, что ребенок зарезал мать, не давшую ему вдоволь наиграться, не более чем страшилки.

Андрей Мингазов:

Зря вы так недооцениваете компьютерные игры. Они действительно способны очень серьезно изменить психическое состояние ребенка. У одного моего знакомого сын, школьник младших классов, увлечен игрой, в которой персонажи — аниматроники, роботы, одетые в костюмы животных. Сюжет игры до конца не ясен и вызывает споры даже у самих игроков. Вот один из вариантов: в пиццерию, где работают роботы, пробирается маньяк, завлекает детей в тайную комнату и убивает. Души убитых вселяются в аниматроников, и они мстят за гибель. Действие разворачивается в темных помещениях под музыку, полную скрипов, визгов, лязга и воя. Детские психиатры сходятся во мнении, что если у ребенка есть какая-то предрасположенность к психическим расстройствам, то с гораздо большей вероятностью они проявятся под воздействием подобных раздражителей.

Кроме того, любое сильное эмоциональное подстегивание, в том числе в компьютерных играх, вызывает как минимум истощение. То есть, если ребенок и не набрасывается на родных после ночи, проведенной за компьютером, он по меньшей мере будет валиться от усталости на школьных занятиях. И еще, чем больше в игре крови и насилия, тем равнодушнее к ним ребенок в жизни. В особенности если у него изначально проблемы с эмпатией (сопереживанием). И чем более реалистична игра, тем быстрее формируется психологическая защита в виде черствости. Конечно, этот вывод сложно подтвердить экспериментально, однако ни у кого не вызывает сомнения необходимость введения в играх возрастного ценза (6+, 16+, 18+ и т. д.). Психика очень легко обманывается, принимая виртуальную реальность за настоящую.

А что насчет социальных сетей?

Андрей Мингазов: Постоянное зависание в соцсетях грозит формированием клипового мышления. Мозг ребенка перестает усваивать все, кроме информационного «фастфуда» — картинок и цитат, часто вырванных из контекста.

Текст, в котором «многабукф», подросток, скорее всего, читать уже не станет — не привык. Его внимание постоянно переключается с одного образа на другой, он теряет способность сосредоточиться и углубиться в какой-либо предмет. Психолингвист Татьяна Черниговская говорит о том, что бездумное использование гаджетов отупляет. Происходит разделение общества на очень умных и примитивных. Умные читают книги, примитивные смотрят телевизор и уходят в соцсети.

Ключевой вопрос

Есть ли универсальный рецепт: как вытащить ребенка из виртуальной Паутины?

Андрей Мингазов: Как бы банально это ни звучало, но нам нужно восстанавливать навыки живого общения с детьми. Я предлагаю поставить перед собой одну задачу: проводить с ребенком минимум 15 минут в день (совместная подготовка уроков не считается). Можно использовать методику «Молодец»: пообщались с чадом, узнали, о чем болит его душа, — написали себе на бумажке букву «м». Назавтра сделали то же самое и дописали «о», потом «л», пока не соберете все слово трижды.

Так пройдет 21 день — как раз то время, которое, по мнению психологов, необходимо для формирования привычки. Постепенно вы научитесь выделять ребенку время, и, если организуете его правильно, сын или дочь тоже будут стремиться лишний раз побыть с вами.

На заметку

• Нельзя отучить ребенка от использования гаджетов, если родители сами проводят вечера, уткнувшись в них. Если в семье появляется зависимый ребенок, первое, что вы должны сделать, — показать ему личный пример отказа от гаджета.

• Чем больше у ребенка свободного времени, тем больше он зависает в соцсетях. Нужно разумно заполнять его досуг посещением кружков, секций.

• Нужно удовлетворить потребность ребенка в получении новой информации, заменив «фастфуд» чем-то интересным, но в то же время не поверхностным. Позаботьтесь, чтобы ваш отпрыск смотрел хорошее кино, слушал хорошую музыку, читал хорошие книги.

• Найдите занятие, которое и вам, и ребенку будет невероятно интересно. Тогда и он отвлечется от виртуальной реальности, и вы сами приятно проведете время.

• Если ребенок увлечен какой-то игрой, повысьте ее «ставку», сделайте максимально интересной не только для него, но и для других членов семьи. Например, если он играет в динозавров, сводите его в музей и покажите скелет настоящего ископаемого или купите копию клыка саблезубого тигра в качестве талисмана.

• Проводите вместе дома научные опыты, в игровой форме приучайте ребенка исследовать мир. Как шутит популяризатор науки Илья Колмановский, ученые — самые счастливые люди на свете, удовлетворяют свое любопытство за счет государства. Именно процесс удовлетворения любопытства дает выброс огромного количества дофамина — вещества, отвечающего за радость, когда мы делаем то, что нам нравится.

советы психолога — Амурская правда

Вместо запретов выясните, зачем ребенок погружается в виртуальный мир

Совет 1: Запреты не помогут

— Первое, что надо очень хорошо для себя понимать: запретами ситуацию не исправить никаким образом, — наставляет Елена Романцова. – Некоторые родители думают, что если отключат компьютер, заберут от него провод, мышку, это поможет. Но практика показывает — ребенок найдет другие способы поиграть, а это значит, что будет юлить, хитрить, всячески обходить жесткие запреты.

Способов сделать это масса: купить вторую мышку, взять провод у товарища или просто начать засиживаться у друга, якобы занимаясь уроками, а на самом деле проводя время за компьютером. Найти возможность погрузиться в виртуальную реальность вне дома в современном мире можно всегда.

— Родители иногда используют ограничения со всяческими угрозами, манипулируя ребенком: если что-то сделаешь, разрешу играть, а не сделаешь, не позволю. Это категорически неправильный путь. Он ведет к агрессии, разрыву взаимоотношений с родителями. К непониманию. В итоге родители становятся первыми врагами, — предупреждает психотерапевт.

Совет 2: Сделайте ребенка победителем

— Надо хорошо для себя понимать: если ребенок играет в компьютерные игры, зачем-то ему это надо. Ребенок находится в пространстве игры, это его реальность. Что-то он там делает, может быть, и не очень замечательные вещи с моральной точки зрения. Но он становится победителем, героем, проходя через серию неудач, совершенствуя свои навыки. В итоге ребенок получает то, чего не получает в реальной жизни — ощущение своей значимости, ощущение победы, ощущение того, что он супер, — говорит Елена Борисовна.

Поэтому условия, в которых ребенок сможет ощутить свою значимость и стать победителем, ему нужно создать в реальной жизни. В этом заключается задача родителей.

— Подросткам нужно получать где-то ощущение своей взрослости, побед. Как правило, родители не стараются смотреть на них как на уже взрослеюших ребят. Они все время чувствуют родительский пресс. Что бы ребенок ни делал, он все равно как-то не дотягивает. И вот эта заниженная самооценка, которую формируют родители, она, конечно, очень угнетает. Зато в компьютерной игре ребенок — герой-победитель, — подчеркивает врач.

Совет 3: Поймите и станьте другом

Дайте ребенку понимание, советует Елена Романцова. Поймите его как личность, именно этого маленькому человеку и не хватает. За этим пониманием он и уходит в компьютерный мир, причем не обязательно погружается в игры, затянуть могут и социальные сети. В виртуальном мире ребенок становится таким, каким хочет быть в реальной жизни.

— Ваш ребенок должен получать понимание и помощь, чтобы стать достойным похвалы и восхищения. Но это нужно делать не через принуждение и понукание, а через дружеское общение. Первое, что должен сделать родитель — стать другом своему ребенку. Причем понимать его нужно не только тогда, когда он успешен в учебе, но и тогда, когда он приносит двойки, а у учителей есть к нему нарекания. Понять ребенка — значит, общаться с ним, уделять больше внимания, — поясняет психотерапевт.

Узнавайте у своего чада, как прошел день, что запомнилось в школе, какие у него проблемы. Общение чрезвычайно важно.

— Когда ребенок будет видеть в родителе не врага и не надзирателя, который ходит и проверяет, сколько времени он уже сидит за компьютером, а увидит в маме или папе человека, желающего его понять, он уже по-другому будет относиться к его словам и начнет прислушиваться, — уверяет Елена Борисовна.

Совет 4: Сыграйте с ребенком

Задача родителя — выяснить, чего ребенку не хватает в реальном мире, зачем он уходит в виртуальный, и дать недостающее. Может быть, стоит даже немного поиграть с ним за компьютером, чтобы это понять, дает необычный совет психотерапевт.

— Самое главное — понять,  что в этой игре, которая так привлекает ребенка, для него важно? Что он выигрывает, играя в нее? Важно, что он там самый смелый, например, или самый ловкий, быстрый? Поговорите с ребенком, выясните, какой он герой в этой игре. И помогите ребенку обеспечить в реальной жизни эту ловкость, быстроту, это ощущение себя героем! — призывает специалист.

Совет 5: Уважайте своего отпрыска

Ребенок, как и любой человек, требует уважительного к себе отношения. Он имеет свои интересы и пристрастия.

— Уважайте ребенка. Не надо его жестко принуждать к чему-то, не поняв, почему ребенок этого делать не хочет. Ведь у нас есть право выбора, оно должно быть и у ребенка. И он может делать что-то другое, помимо того, что вы сейчас ему сказали сделать. В общении с детьми нужна гибкость, понимание и уважение, — учит врач.

Совет 6: Заинтересуйте совместным занятием

Вместо компьютерных игр предложите ребенку другое интересное занятие, найдите общие интересы. Например, организуйте для вас совместное времяпрепровождение на свежем воздухе, займитесь вместе спортом, найдите общее хобби.

— Ребенок будет заниматься тем, что ему интересно. Будет там, где он почувствовуте себя победителем. Ему важно ощущать, что он может победить, может раскрыть свой талант, быть лучшим. И родителю нужно вместо компьютерных игр предложить ребенку что-то иное, что даст такое ощущение, — замечает Елена Романцова.

Правда, если отношения между родителем и ребенком уже разрушены, это не поможет. И призыв «Выключи компьютер, пойдем покатаемся на коньках!» останется без ответа и не даст никакого эффекта. В таком случае нужно прежде всего наладить отношения.

Совет 7: Не справляетесь — идите к психологу

— Если ситуация такова, что родитель видит, что не справляется, надо идти к психологу или психотерапевту.  К компьютерной зависимости нужно относиться как к любой другой: табачной, алкогольной или наркотической. Принцип формирования любой зависимости один — она не возникает на фоне гармонии, а всегда появляется на фоне какой-то пустоты внутри, — подчеркивает Елена Романцова. — Что к алкоголю и наркотикам, что к компьютерным играм человек обращается, когда ему плохо, когда он не видит для себя комфортную ситуацию. И вот к этому комфорту он и приходит через зависимость, и вытянуть его оттуда очень сложно.

Именно поэтому так важно понять, чего ребенку не хватает в реальном мире и почему он уходит с головой в компьютерные игры.

РЕКОМЕНДУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

1. Гаджет детям не игрушка: благовещенский школьник объясняет родителям, почему подростки не выпускают из рук свои сотовые

2. Игрушки против планшетов: как отучить ребенка от компьютеров и гаджетов

3. Дети, воспитанные компьютером: мнение журналиста АП

4. Компьютерные страсти: наркомания или спорт?

Возрастная категория материалов: 18+


Материалы по теме
Как стать моржом: 7 советов новичкамК 2021 году все социальные объекты Амурской области подключат к скоростному интернетуПервая в Амурской области киберарена для геймеров открылась в БлаговещенскеБлаговещенск станет площадкой всероссийского турнира по World of Tanks VRЛайфхак. Выбираем шторы для кухни: тип и дизайнВо всех школах Белогорска проведут уроки кибербезопасностиДети в интернетеРостелеком запустил бета-версию игрового портала GamesКак научиться отжиматься: 5 советов слабым новичкамКак избавиться от икоты: станьте балериной, поспорьте на деньги или согрейте желудокКак научиться не опаздывать: 10 советов от психолога

Показать еще

Компьютерная зависимость у детей и подростков. Как лечить?

Если вы ищете полную информацию о компьютерной зависимости у детей и подростков, статья для вас.

Рекомендуется к прочтению каждому родителю, которого волнует будущее своих детей. Вне зависимости от их возраста.

Если вы не читали нашу статью о компьютерной зависимости – изучите её, затем вернитесь к этой теме.

Навигация по статье:

Компьютерные игры – уже доминирующий способ развлечения во всем мире. Не нужно ограничиваться домом, потому что возможности современных устройств позволяет играть везде. Портативные консоли, смартфоны и планшеты дают доступ к виртуальному миру вне зависимости от того, где находится человек.

Тотальное распространение компьютерных игр является следствием огромных денежных вливаний в популяризацию движения. Это – гонка за прибылью между компаниями разработчиков.

Глобализация сети Интернет и популяризация компьютерных игр имеют положительные моменты. Проблема компьютерной зависимости у детей и подростков – обратная сторона этого тренда. Дети и подростки не всегда знают, когда им следует перестать играть. Родители – не знают, чем занимаются дети за компьютером, и как должно выглядеть это взаимодействие.

Нам понятно беспокойство родителей, когда видеоигры становятся приоритетом № 1 в жизни ребенка. На второй план отходят спорт, хобби, общение с друзьями. Все чаще возникают споры относительно использования компьютера, ребенок постепенно теряет стремление реализовать себя в реальной жизни.

Не обманывайтесь тем, что наши дети пришли в Интернет позже американских. По данным Лаборатории Касперского, Россия обгоняет США и Европу по показателю интернет-увлеченности. Более половины несовершеннолетних постоянно находятся в Сети. Среди подростков (14-16) показатель вовлеченности составляет 68%.

Исследование проводилось в 2016 году, данные уже устарели почти на 3 года.

Почему компьютерные игры так нравятся детям и подросткам?

Видеоигры удовлетворяют естественные потребности детей и подростков.

Компьютерная игра – продукт, который создается для определенной аудитории, представители которой имеют свои вкусы и предпочтения. Невозможно сделать продукт, который подойдет каждому. Что привлекает одного, может быть скучно для другого. 

Теперь это не проблема.

Несмотря на то, что невозможно найти компьютерную игру, которая понравится всем, каждый может найти игру, которая понравится именно ему.

Рынок компьютерных игр огромен, выбирать есть из чего.

Дети прошлых поколений играли в казаков-разбойников, вышибалу, заморозку, прятки и просто войнушки. Сегодня дети очарованы возможностями современных реалистичных шутеров вроде Call of Duty, Battlefield, Counter Strike или мультяшного Overwatch.

Дети, которым нравится спорт, с большей вероятностью воплотят свои мечты в виртуальной FIFA или NBA. Любители автомобилей и скорости не смогут устоять перед серией NFS или Forza.

Подростки, интересующиеся фантастикой и исследованиями, скорее, увлекутся World of Warcraft, нежели чтением Властелина Колец или Гарри Поттера.

Дети, которые раньше строили конструкции из лего, могут реализовать свои замыслы в Minecraft, затратив на это гораздо меньше усилий.

И так во всем.

Онлайн-игры, социальные связи и привлекательность виртуального мира

Онлайн компоненты современных видеоигр не только расширяют возможности игрока. Именно многопользовательские компьютерные игры любых жанров с большей вероятностью вызывают компьютерную зависимость у детей и подростков.

Во время первого бума на видеоигры 80-х годов они создавались, в основном, для одного игрока. Игра требовала постепенного повышения концентрации, внимательности и координации рук и глаз в сочетании с получением наиболее высокого балла (вспомните Супер Марио, Змейку или Тетрис).

Даже тогда некоторые люди становились одержимые цифрами (баллами), но всерьез о зависимости детей или подростков от компьютерных игр заговорили в начале 2000-х, что совпало с появлением онлайн-игр.

Видеоигры перестали быть развлечением для одного. Игроки сами стали неотъемлемой частью высокодетализированных, непрерывно развивающихся, “живых” виртуальных миров. Геймеры создают своих уникальных персонажей, заключают союзы с другими игроками, ведут торговлю, создают собственные игровые цели.

Эти виртуальные миры некоторым нравятся больше, чем реальная жизнь. Онлайн-вселенные стали больше, чем просто играми – теперь они приблизились к реальному обществу с городами, валютой, классами, магазинами и услугами, историями и мифологиями, и даже, правоохранительными органами.

Почему дети и подростки становятся зависимыми от компьютерных игр

Видеоигры дают детям то, в чем они нуждаются в данный момент времени.

Например, возможность:

  • детального изучения и развития своих интересов в более привлекательном и визуально стимулирующем формате;
  • попробовать себя в новой роли или в форме непохожего на себя реального персонажа;
  • экспериментировать с вещами, реализация которых в реальном мире (пока) затруднительна или невозможна;тратить меньше ресурсов на увлечение, чем в реальной жизни.

И много чего еще!

Вовлечение подростка в компьютерную игру усиливается через социальные связи, вместе с которыми появляются обязательства перед другими игроками – товарищами по команде или клану.

Видеоигры создаются по определенным шаблонам, которые учитывают принципы психологического и поведенческого подкрепления, которые стимулируют игрока играть снова и снова.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Список популярных причин, которые приводят к компьютерной зависимости.


Хаос

В жизни подростка бардак. На него давят с разных сторон и все чего-то требуют: родители хотят одного, школа – другого, друзья – третьего. Подросток пытается угодить всем, только реализовать это трудно. В какой-то момент он перестает понимать, зачем он делает то, что делает, реальны ли его желания и стремления или навязаны извне. Компьютерные игры дают возможность найти то, что нравится ему, а не хотят другие.

Стресс

Впервые отвергла или бросила девушка, предал друг. Вокруг – несправедливость, в школе – предвзятое отношение. Мир не похож на тот, о котором рассказывали родители. Подросток копит отрицательные эмоции, которые должны как-то выйти. Поиграть в компьютер – доступный и безопасный способ сделать это.

Одиночество

Состояние, в котором подросток не может ни с кем поделиться своими истинными переживаниями. Родители могут быть дома, в соседней комнате может жить бабушка или дедушка, но он будет одинок, если думает, что его никто не понимает и не поддерживает.

Сеть перенесла большую часть нашего общения на виртуальное поле. Незнакомцу, который может даже не знать настоящего имени ребенка, проще рассказать о проблемах и, даже, получить от него поддержку.

Внутрисемейные конфликты

Сам факт дисбаланса в семье вынуждает подростка сбежать: на улицу, к друзьям или компьютеру.

Неодинаковое отношение к детям

Когда в семье несколько детей, они не будут одинаковыми. Это касается характера, поведения, здоровья и талантов. Если один ребенок проявляет себя где-то лучше, чем другой, – нельзя это показывать. Тем более, заострять на этом внимание или относиться лучше или хуже к кому-то из детей. Видеоигры дают возможность каждому почувствовать свою уникальность, найти и развить свои сильные стороны.

Завышенные ожидания

Если родители намекают ребенку на то, что ждут от него только лучших результатов, это может сломать его решимость. 

Побеждать всегда и во всем невозможно, если ребенок решит, что любовь родителей нужно заслужить, он будет бояться приносить плохие результаты, что в итоге может спровоцировать уход от реальности.


История из жизни


Мой школьный друг был обыкновенным парнем: неуды по поведению, сломанная мебель в школе, жалобы от девочек на дерганье за косички. У него был “изъян” – низкая успеваемость в школе. Сестра была полной противоположностью: идеальное поведение, отличница, призер городских олимпиад по физике и математике. Будучи девочкой, она реализовывала сценарий, которые родители написали для сына.

Казалось, все: от школьных учителей до родителей, считали своим долгом при случае упомянуть его сестру и поставить в пример.

Отношение посторонних людей пережить можно.

Но то, как поступали родные: давали ей больше карманных денег, одевали в лучшую одежду, покупали лучшие гаджеты – нет. Сколько было разговоров и упреков о его неполноценности…

Что дальше? Он закрылся в своей комнате и просидел за компьютерными играми почти 10 лет.

Мне удалось его вытащить. Он уехал в Питер и поступил в театральное училище. Плохое поведение и двойки по математике не помешали сделать то, что хочет он, а не ожидают родители.


Как много должен играть ребенок, чтобы говорить о наличии компьютерной зависимости?

Если вы читали статью о компьютерной зависимости, то знаете, что время, которое ребенок проводит за видеоиграми, не всегда будет верным ориентиром. Признаки компьютерной зависимости у детей и взрослых не отличаются, но могут проявляться разным образом.

 

Чем больше играет ребенок или подросток, тем вероятнее, что он играет слишком много. Крайние случаи зависимости от компьютерных игр у детей очевидны: некоторые тратят на видеоигры более 60 часов в неделю.

Учитывая возможность наличия ограничений на использование компьютера, на компьютерную зависимость у детей и подростков укажет не то, сколько времени они проводят в играх, а то, насколько компьютерные игры важны для них.

Родители обычно начинают беспокоиться, когда ребенок начинает играет от 15 до 30 часов в неделю. Это зависимость?

Выясните, как увлечение видеоиграми влияет на другие сферы жизни молодого человека.

Страдает ли учеба? Как часты конфликты с родителями на этой почве? Часто ли подросток ленится и отказывается выполнять просьбы родителей? Пренебрегает домашними обязанностями? Хорошо ли он спит? Проявляет интерес к другим видам деятельности или хобби? Как насчет реальных друзей – не геймеров?

Влияние компьютерных игр на успеваемость

Предположение, что компьютерные игры оказывают негативное влияние на успехи в учебе, не имеет подтверждения. Исследования не выявили взаимосвязи между периодическими игровыми сессиями и видимым изменением успеваемости детей.

Однако, у детей с компьютерной зависимостью снижение успеваемости почти всегда связано с чрезмерными посиделками за играми.

Какие психологические и социальные проблемы связаны с зависимостью подростков и детей от видеоигр?

Является ли компьютерная зависимость самостоятельным явлением или это симптом более серьезных внутренних проблем?

Компьютерная зависимость является самостоятельным явлением, но может указывать на наличие других нерешенных проблем: психологических или социальных.

Может ли компьютерная зависимость спровоцировать развитие настоящих психологических или психических патологий?

Может, но не обязательно спровоцирует.

Могут ли эти явления существовать независимо друг от друга?

Безусловно.

Признаки компьютерной зависимости у детей и подростков

Одержимость компьютерными играми

Самый очевидный признак компьютерной зависимости. Ребенок постоянно занят игрой. Он думают, читает, смотрит видео и говорит о ней даже когда не играет (но использует первую возможность, чтобы возобновить игру). Страдает концентрация и внимание, подросток мечтает об игре, когда он должен быть сосредоточен на другом (слушать учителя, делать домашнее задание, выполнять контрольную работу или готовиться к экзамену).

По мере того, как одержимость прогрессирует, подростки могут полностью игнорировать школьные или домашние обязанности, опаздывать на встречи и перестать проводить время с друзьями в реальном мире.


Ложь о времени, которое ребенок проводит за играми

Дети часто скрывают правду о том, сколько времени они проводят в видеоиграх. Особенно, если компьютер или игровая консоль находятся в спальне ребенка. Он скажет, что делал домашнее задание, когда на самом деле провел несколько часов за игрой. Некоторые специально просыпаются ночью, чтобы поиграть.


Потеря интереса к другим видам деятельности

Подростки и дети, которые становятся зависимыми от видеоигр, постепенно теряют интерес к вещам: спорту или другим хобби, которыми они когда-то увлекались. Пренебрежение учебой, если ранее ребенок учился хорошо, – первый признак пагубного влияния видеоигр.

Интерес к видеоиграм постепенно трансформируется в одержимость, потом, – зависимость. Если приятные в прошлом занятия утратили свою привлекательность для ребенка, стоит задуматься.

Если ребенок интересуется только компьютерными играми, это указывает на то, что “привычка” становится или уже стала нездоровой. Родители должны принять меры.


Социальная изоляция

Подростки и дети, которые любят видеоигры, заметно меняются. Недавно общительные подростки могут перестать проводить время с друзьями и семьей. Они могут заявить, что все лучшие друзья теперь в Интернете. Они могут показаться замкнутыми и антисоциальными. С большей вероятностью предпочтут видеоигры социальному взаимодействию.


Дипломатия – защита – нападение

Типичная цепочка поведения на разных этапах развития проблемы.

На ранних стадиях зависимости дети торгуются за игровое время и дают много обещаний, которые не выполняются. Разными способами выпрашивают себе разрешение на игру:

“Я сделаю все, что вы хотите, когда пройду уровень/закончу игру, подождите”.

Родители перестают верить обещаниям. Если спросить, почему они не выполняются, и он играет так много, подросток будет защищать своё увлечение:

“Сейчас все играют”.

”Другие играют еще больше”.

“Зато я не наркоман и не алкоголик, всегда дома”.

Когда это перестает работать и родители вводят ограничения, они могут быть встречены агрессией, враждебностью, ругательствами, оскорблениями и, даже, физическим насилием.


Раздражительность, тревожность и упадок настроения

Дети, которые вынуждены прекратить играть в течение некоторого времени, становятся раздражительными. Вместо того, чтобы найти другие занятия, позвонить друзьям или выйти на улицу, они будут думать, как восстановить доступ к компьютеру. Они будут говорить, что все занятия “скучные”. Трудно сосредоточиться, мешают мечты об игре.


Компьютерные игры как побег от реальности

Зависимость сопровождается использованием компьютера или другого устройства для ухода от реальных проблем или переживаний. Дети сбегают в игры от любой внешней опасности, реальной или надуманной. Вместо того, чтобы решать проблемы, их игнорируют.

В подобных случаях компьютерная зависимость у детей и подростков рассматривается как следствие причин, о которых мы говорили выше.

Если убрать причины, которые привели к зависимости это, скорее, не повлияет на компьютерную зависимость, потому что она уже будет существовать независимо.


Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных выше признаков, нужно принимать меры.

ЗАБЕРИТЕ ПОДАРОК!

Если форма для скачивания памятки не отображается – отключите блокировщик рекламы.

Две популярные ошибки родителей

Первая. Использование жестких ограничительных мер и введение “санкций” на использование компьютера, не предлагая ничего взамен. Закрывая подростку вход в виртуальный мир, вы вынуждаете его обороняться, становитесь врагом.

В 33% случаев родители не могут повлиять на ситуацию потому, что ребенок не идет на контакт с “врагом”.

Вторая. Родители намекают подростку, что он не в себе. Начинаются разговоры о походе к врачу или в поликлинику. Профиль подобных мест – психиатрия. Худшее, что вы можете сказать ребенку – что он ненормальный: физически либо морально. Главное условие успешности любой терапии – желание сотрудничать с врачом, которое вы не получите от ребенка. Вспомните себя в юности: хотели бы вы отправиться к “специалисту”?

Лечение компьютерной зависимости у детей и подростков

Правильное лечение компьютерной зависимости у детей и подростков начинается с поиска истинных мотивов, которые заставляют их отдавать приоритет виртуальной реальности.

Чтобы избавить ребенка от компьютерной зависимости, нужно изменить его образ жизни: сформировать новые привычки, избавиться от старых и надлежащим образом провести профилактические мероприятия, чтобы ситуация не повторилась в будущем.

Устраняются причины и вводится модерация на использование компьютера и других гаджетов. Формируется новая культура использования современных устройств.

Занимаясь компьютерной зависимостью подростков, мы работаем с родителями, которые сами выбирают способ трансформации ребенка. Мы не поддерживаем медикаментозное лечение.

НЕ МОЖЕТЕ РАЗОБРАТЬСЯ В НАЛИЧИИ ПРОБЛЕМЫ?

Пройдите короткий тест на компьютерную зависимость ребенка

Мы также знакомим родителей с правильной коррекцией компьютерной зависимости их несовершеннолетних детей


 

ПРОФИЛАКТИКА ИГРОВОЙ И КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

По результатам исследований специалистов американской Академии детских врачей, и досуг перед монитором изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках. Другая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир – потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Телевизор весьма опасен: он лишает детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Специалисты-психологи также связывают замеченный в последнее время рост речевых расстройств у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:

  • Увлечённость на стадии освоения.
    Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
  • Состояние возможной зависимости.
    Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
  • Выраженная зависимость.
    Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак. В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.

Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.

  • Клиническая зависимость.
    Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.
Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение, как при шизофрении. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей четко просматривается причинно-следственная связь между недостатками в воспитании и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера внутри семьи, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи – всё это приводит к уязвимости в развитии эмоциональной саморегуляции, низкой способности к быстрому восстановлению сил, неспособности контролировать свои чувства, лености, безответственности, социальной дезадаптации. Наличие таких результатов в воспитании детей должна насторожить родителей, т.к. в них кроется предрасположенность к различным проблемам, в том числе и к компьютерной зависимости.
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерная игра должна:

1. Развивать.
2. Не содержать бранных слов и выражений.
3. Не формировать циничного отношения к действительности.
4. Не содержать агрессивной информации.
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
6. Не учить противозаконным поступкам.
7. Не уродовать внешний облик человека.
8. Не содержать сексуальной тематики.

Цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.

Некоторые правила техники безопасности для родителей:

  • Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
  • Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
  • От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
  • Взрослым нежелательно работать за компьютером более 3 часов в день.
  • Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.

Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

  1. Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
  2. Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
  3. Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
  4. Прививать ребёнку семейное чтение.
  5. Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
  6. Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
  7. Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время.
  8. Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
  9. Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
  10. Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
  11. Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
  12. Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение в компьютер.
  13. Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  14. Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
  15. Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.

Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.

Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

Причины

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Стадии игровой зависимости

Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.

Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм. Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.

Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий. Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.

Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание. Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.

Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье. Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты. Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.

Сколько времени развивается патология?

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.

Механизм формирования игровой зависимости

Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.

Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.

Игровая зависимость у подростков и детей

Данная возрастная категория имеет в большинстве случаев зависимость от компьютерных игр, которая носит тяжелый характер. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры. Подростки часто отказываются от друзей, забрасывают учебу, становятся агрессивными. Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограниченности умственных способностей и распаду личности.

Лечение игровой зависимости

Нельзя рассматривать зависимость как самостоятельное заболевание, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней. Для лечения игровой зависимости используется психотерапия, медикаментозные препараты, а также гипноз. Очень важно применить комплексные меры. При игровой зависимости применяется также аутогенная тренировка, психосинтез, семейная и поведенческая психотерапия.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), проблем, лечение страхов. Успешно применяется метод гештальт-терапии, который помогает «закрыть гештальт», т. е. разрешить проблему.

Симптоматическая лекарственная терапия компьютерной игровой зависимости направлена на лечение депрессии, бессонницы, повышенной тревожности и раздражительности. При этом часто назначают растительные препараты успокоительного действия, но чаще всего специалисты назначают антипсихотики и транквилизаторы. Для стабилизации сна применяют снотворные препараты и антидепрессанты, которые снимают психоэмоциональное перевозбуждение и нормализуют настроение.

Лечение игровой зависимости должно быть комплексным

Профилактические методы

Профилактика данного заболевания также крайне важна, особенно в тех случаях, когда речь идет о возникновении игровой зависимости в подростковом и детском возрасте. Родителям при этом рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

По материалам сайтов psychologytoday.ru, syl.ru, hifi-expert.ru

Как оторвать ребенка от компьютерных игр?

Психологи рассказали какими способами можно отвлечь ребенка от компьютерных игр.

С появлением в каждом доме компьютеров и прочих гаджетов, у наших детей появилась новая страсть – к компьютерным играм. Мальчишки и девчонки готовыми часами просиживать штаны у экранов, отказываясь даже от еды и сна. Медики называют зависимость от игр болезнью и даже дали ей официальное название – игромания.

В наиболее запущенных случаях победить ее могут только специалисты. А если ваш ребенок не настолько увяз в мире игр, предлагаем попробовать самостоятельно оторвать чадо от компьютера.

Психологи рекомендуют внедрить пять новых правил в жизнь семьи, где растет ребенок, уже познавший радость игры.

Введите строгое правило – играть только после того как сделаны все дела. Причем важно, чтобы его соблюдал не только ребенок, но и взрослые (ведь они тоже любят зависнуть в виртуальном мире).

Устраивайте дни (а лучше недели) цифрового детокса. Попробуйте выделить 1-2 дня, когда никто из членов семьи не будет включать компьютер. Освободившееся время лучше посвятить настольным играм или на худой конец, просмотру семейного кино или мультфильма.

Запрограмируйте компьютер (или иной гаджет), чтобы он блокировался через один час непрерывной работы. Часто дети не в силах самостоятельно закончить игру.

Предложите ребенку вместо одного часа игры сделать ему массаж спины, длительностью один час. Как правило, от такого предложения мало кто отказывается. Это приятно и полезно для здоровья.

Подарите юному игроману качественный цифровой фотоаппарат и лицензионную программу для обработки фото. Это позволит переключить внимание ребенка с игры на другие более полезные функции компьютера. Не исключено, что увлекшись фотоискусством, он станет профессиональным фотографом.

Игровая зависимость: что это и как с этим бороться

Игровая зависимость: что это и как с этим бороться


Еще 30 лет назад родители жаловались, что у детей «одна улица на уме», что они слишком много времени проводят с друзьями. Многие современные мамы и папы были бы рады, если бы ребенок больше гулял на улице, а не сидел дома, не в силах оторваться от компьютера или смартфона. Родители XXI века всерьез беспокоятся о том, что, возможно, у их детей есть компьютерная, игровая или интернет-зависимость. Что это такое и как с этими проблемами бороться? Может ли увлечение компьютерными играми приводить к позитивным результатам? Своим мнением и советами для родителей делятся психолог и эксперт «Лаборатории Касперского».

Ольга Бочкова, руководитель и тренер «Академии детской безопасности», клинический психолог, детский игровой терапевт

Если у человека есть навязчивая потребность в использовании чего-то, например гаджетов, значит можно говорить о зависимости. Если он не может преодолеть свое патологическое пристрастие, контролировать свое влечение, то эта зависимость становится предметом пристального внимания врачей. Это научный подход, а в бытовом плане многое, что мы называем зависимостью, ею не является. Более того, многие ученые склонны выделять не просто компьютерную или интернет-зависимость, а отдельные ее разновидности: зависимость от игр, соцсетей, компульсивной проверки новой информации.

Что такое игровая зависимость и как ее распознать

«Если ваш ребенок играет в компьютерные игры более двух часов в день — он зависим от них». Вот такого признания ждут от меня родители. Но одного лишь этого признака мало, чтобы вести речь о зависимости.

Посмотрите, бывают ли у ребенка периоды отвлечения от игр? Может ли он хотя бы на пару часов забыть о существовании гаджетов и общаться с другими людьми в реальной жизни? Как часто он запускает приложения и каков потребляемый им трафик? Раздражен ли ребенок, если не может подключиться к интернету? Становится ли ребенок агрессивным, если вы просите его отвлечься от игры или вовсе остановить ее?

Ответы лишь на один-два вопроса не дадут вам полной информации о наличии зависимости. Только сочетание сразу нескольких факторов говорит о возможной болезни. Среди этих факторов обязательно будут и изменения в здоровье ребенка: ухудшение сна, аппетита, настроения вне игры.

У кого может быть эта проблема

Надо сказать, что чистой формой компьютерной и интернет-зависимости страдает каждый пятый из 100 человек. Сильнее всего подвержены развитию зависимости маленькие дети. Чем младше ребенок, тем быстрее он привыкает к гаджетам. В дошкольном возрасте родители сами подталкивают детей к зависимости: к нам очень часто обращаются родители, которые не могут отучить детей от постоянного просмотра видео от YouTube-блогеров. Самому маленькому ребенку с зависимостью в нашей практике было два года. При этом малыша в таком возрасте намного легче отвлечь от компьютера, чем более взрослого, для этого достаточно предложить совместную игру с родителями.

В школьном возрасте зависимости подвержены неуверенные в себе дети, ребята со сложностями в реальном общении и трудностями во взаимопонимании. В подростковом возрасте к этому добавляются сложности в общении с противоположным полом, завышенные ожидания от родителей или от окружения. На это накладывается отсутствие понимания со стороны родителей и родительского контроля.

Так, например, по данным «Лаборатории Касперского», чаще всего родители перестают контролировать время пребывания своих детей в гаджетах именно тогда, когда ребенок переходит из возрастной группы 10−12 лет в группу 13−15 лет. Ребенок предоставлен сам себе, родители заняты работой, ему скучно. Компьютер и игры, бесспорно, альтернатива скуке, они предложат всегда новый, меняющийся контент, который способен удержать у экрана надолго.

Как бороться с зависимостью

Как и любая другая зависимость, компьютерная, если это именно она, требует вмешательства врача-психиатра и психолога, полный компьютерный детокс, чуткое отношение родителей на протяжении всего периода борьбы с патологическим пристрастием в поиске интереса к реальной жизни.

Заметьте, что даже младший школьник, привыкший проводить время за компьютером, не сразу придумает, чем заняться самостоятельно. Ему нужна альтернатива, подсказанная родителями. Проанализируйте, от чего именно ваш ребенок больше всего зависит в интернете: игры, общение, соцсети, поиск информации, знакомства, и найдите для него интересную замену в реальности.

  • Расширяйте круг знакомств ребенка — ничто не заменит реальное общение.

  • Если ребенок испытывает трудности — выберите занятия, которые помогут ему наладить коммуникацию: театральный кружок, спорт.

  • Сделайте пребывание за компьютером полезным: курсы программирования вам в помощь.

  • Обратите внимание и на себя — сложно отучать ребенка от гаджетов, если вы сами проводите большую часть времени за компьютером. Здесь стоит выработать правила, которых будут придерживаться все члены семьи. Например, нет телефону за столом или в воскресенье — это компьютерный детокс.

  • Говорите с ребенком: выстраивайте доверительные, принимающие и понимающие отношения, знайте, что происходит у него в жизни, тогда вы скорее поможете избавиться ему от зависимости.

Мария Наместникова, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в интернете

Столкнувшись с тем, что компьютерные игры — это единственное, что интересует ребенка, родители нередко хотят решить вопрос радикально, лишив его доступа к гаджетам. Так делать бесполезно.

Запрещать или ограничивать?

Полностью ограничивать доступ ребенка к играм, в которых он заинтересован, неразумно и неуместно. По нашим данным, 9 из 10 школьников хотя бы время от времени играют в компьютерные игры, а запрет на них может сделать из ребенка белую ворону или даже исключить его из социальной группы. Особенно это касается мальчиков — из них 83% говорят о том, что проводят время в сети именно за игрой.

Мы рекомендуем регулировать продолжительность игры с помощью решений для детской онлайн-безопасности. Они позволяют лимитировать время работы с определенными группами приложений и конкретными программами. Если же речь о телевизионной приставке, то здесь вместо специальных решений вы можете воспользоваться настройками консоли. С помощью программ для детской онлайн-безопасности и внутренних настроек самих устройств можно ограничить выбор игр по возрастному рейтингу, например, запретить младшекласснику играть в игры с маркировкой 16+ и 18+. Это так же важно, как и время, проведенное ребенком за игрой.

Кроме того, мы рекомендуем ограничить доступ детей до 12−13 лет к массовым многопользовательским онлайн-играм. Именно они более рискованные в плане зависимости — такие игры «привязывают» детей социальными связями, проведенным в них временем и потраченными в игре деньгами.

Оптимальное время игры — согласно Ассоциации педиатров США и многим современным исследованиям — 1−2 часа в день, если ребенок может себе это позволить без ущерба для других, более важных дел (уроки, сон, еда, гигиена). Чем раньше вы установите это правило, тем лучше: если вы попытаетесь резко и внезапно ограничить время игры подростку, это спровоцирует конфликт.

Как любовь к играм может помогать в школе

Все игры в умеренном количестве полезны. Более того, по данным различных исследований, умеренное увлечение компьютерными играми в развлекательных целях позитивно коррелирует с высокими оценками по математике и естественным наукам. Австралийский ученый Альберто Поссо даже предположил, что все дело в том, что в играх детям постоянно предлагаются задачи, требующие умения быстро читать, логически мыслить и производить вычисления. Таким образом, играя, они тренируют эти навыки

Кроме того, обучающие игры могут в интересной форме объяснить ребенку сложные вещи и научить его чему-то новому. Геймификация обучения — это тренд, о котором уже говорят даже в школах, и обучающие игры полезны. Не забывайте, что и развлекательные игры в умеренном количестве не вредны, а ребенку наверняка хочется поиграть в то же, во что играют его лучшие друзья, а не только в «Веселый английский алфавит». Разумеется, всегда нужно помнить о возрастном рейтинге игры, поскольку ребенок может быть не готов воспринимать ее содержимое.

Какие перспективы открывает увлечение играми

Есть мнение, что пристрастие к играм, как любое хобби, может приносить пользу: якобы вчерашний геймер может стать успешным IT-специалистом, разработчиком игр или даже киберспортсменом. Отчасти это справедливо. Мне известны примеры, когда нормальное увлечение компьютерными играми в детстве или подростковом возрасте приводило к хорошим результатам: эти ребята становились замечательными экспертами, причем в самых разных областях.

У меня был опыт работы в игровой индустрии. Там в разработке нет людей, которые не играют. Современные мальчики (и девочки) нередко мечтают о том, как приложат свою руку к созданию новой популярной игры. И очень здорово, если их мечты сбудутся. В геймдеве (разработке игр) у меня был коллега — очень хороший программист, который научился писать код еще в младшей школе, потому что хотел создать свою собственную игру. И речь идет о школьнике из 90-х, изучавшем программирование своими силами, без «Википедии», за своим компьютером, работавшем еще на Windows 95! А лучшим дизайнером в команде (игровой дизайнер придумывает правила игры, рассчитывает разные величины — скорость движения персонажей, урон и так далее) был молодой человек, переигравший, кажется, во все возможные игры, вышедшие за последние 15−20 лет.

Киберспорт — это часть игровой индустрии, так что, с одной стороны, сбрасывать его со счетов не стоит, сейчас он активно развивается. С другой стороны, как и с любым профессиональным спортом, нужно понимать, что занимаются им сотни тысяч людей, а реально зарабатывают (пусть не миллионы, а хотя бы сотни или тысячи долларов) — просто сотни. К тому же киберспорт — это не просто страсть к игре, это реальный спорт — со значительными финансовыми вложениями (как в саму игру, так и в «железо»), тренировками, изучением механик, индивидуальным мастерством, слаженной работы команды, колоссальными затратами времени.

Поэтому не стоит предполагать, что если ребенок на обычном компьютере со своими одноклассниками бегает в Counter-Strike несколько раз в неделю и даже иногда побеждает, то это значит, что через пару-тройку лет он может внезапно «взойти на пьедестал», держа в руках миллионный чек. Ведь игра во дворовый футбол не гарантирует ребенку чемпионского титула FIFA. Как и реальный спорт, киберспорт требует принятия решения: «Я хочу заниматься этим профессионально». И тогда это другое время игры, другие вложения, другое отношение к процессу.

Но здесь очень важно понимать, что такие перспективы можно связывать лишь с нормальным, не болезненным увлечением играми. Игровая зависимость — это совсем другое дело. Это болезнь, которая требует участия специалистов. У зависимости нет никаких положительных сторон.

Читайте также:

Что такое кооперативные игры и как они развивают мозг вашего ребенка

«Я не согласен»: научите ребенка спорить

5 видов творчества, которые помогут ребенку пережить стресс

Фото: VGstockstudio/Roman Samborskyi/Elena Sherengovskaya

Как вывести ребенка из видеоигр

Как вывести ребенка из видеоигр