Что относится к биологическим факторам: биологический фактор

Содержание

биологический фактор

Биологические факторы — это все возможные влияния, которые испытывает живой организм со стороны окружающих его живых существ.[ …]

Биологические факторы. В естественных условиях обитания микроорганизмы растут совместно с другими микроорганизмами, с растениями и животными. Между всеми этими группами организмов устанавливаются определенные взаимоотношения. Враждебные отношения называются антагонистическими, а обоюдополезные — симбиотическими. Могут быть и нейтральные отношения.[ …]

Биологическому фактору и биохимическим процессам принадлежит важная роль в соленакоплении, особенно в степных и пустынных условиях.[ …]

Биологические факторы. Различные виды организмов образуют сложные сообщества — биоценозы, представляющие собой не случайное скопление организмов, а организованную систему с многообразными типами взаимоотношений между представителями отдельных видов. Основными типами взаимоотношений между микроорганизмами являются симбиоз, Метабиоз и антагонизм. [ …]

Биологические факторы связаны в основном с воздействием микроорганизмов (бактерий и вирусов), которые попадают в природную среду вблизи предприятий по производству кормовых и пищевых добавок, дрожжей, аминокислот, антибиотиков. В результате прямого воздействия загрязненного микроорганизмами воздуха могут возникать аллергические заболевания, изменения иммунобиологической реактивности организма. В атмосферном воздухе может также находиться большое количество веществ природного происхождения, представленных частицами плесени, растительными волокнами, цветочной пыльцой и способных вызывать аллергические реакции у людей с повышенной чувствительностью.[ …]

Биологические факторы — это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных.[ …]

Биологические факторы являются самыми обычными и быстродействующими факторами. Можно указать, например, на роль бизонов, численность которых ранее составляла десятки миллионов голов, в развитии биоценозов американских прерий.

Огромную роль в этом процессе играет и такой экологический фактор, как межвидовая конкуренция.[ …]

К биологическим факторам риска относятся генетические и приобретенные в онтогенезе особенности организма человека. Известно, что некоторые болезни чаще встречаются в определенных национальных и этнических группах. Существует наследственная предрасположенность к заболеванию гипертонической болезнью, язвенной болезнью, сахарным диабетом и другими болезнями. Для возникновения и течения многих болезней, в том числе сахарного диабета, ишемической болезни сердца, серьезным фактором риска является ожирение. Существование в организме очагов хронической инфекции (например, хронического тонзиллита) может способствовать заболеванию ревматизмом.[ …]

К биологическим факторам самоочищения водоема относятся водоросли, плесневые и дрожжевые грибки. Однако фитопланктон не всегда положительно воздействует на процессы самоочищения: в отдельных случаях массовое развитие сине-зеленых водорослей в искусственных водоемах можно рассматривать как процесс самозагрязнения.

[ …]

Из биологических факторов, влияющих на развитие азотобактера, следует прежде всего отметить почвенные микроорганизмы. Они могут оказывать влияние на жизнедеятельность азотобактера в почве косвенно, изменяя, например, pH или окислительно-восстановительные условия, и непосредственно, вырабатывая питательные и биологически активные вещества. Так, активирующее влияние целлюлозоразрушающих и маслянокислых микроорганизмов на развитие азотобактера и его антагонистические отпошения с представителями почвенной микрофлоры отмечали многие советские и зарубежные исследователи. Биоценоз микроорганизмов, формирующийся в условиях той или иной почвы, меняется в значительной степени под влиянием растительного покрова. И азотобактер как член биоценоза также зависит от этого фактора. С помощью метода радиоавтографии установлено, что при нанесении меченных по фосфору клеток азотобактера на семена зерновых культур клетки обычно концентрируются вокруг растущей корневой системы проростков.[ …]

Одними из биологических факто

Оценка биологического фактора при проведении специальной оценки условий труда медицинских работников. Г. Ж. Склеменов, Л. В. Южанинова (№4, 2016)

Г.Ж. Склеменов

Начальник управления труда министерства труда и социального развития

Краснодарского края

 

Л.В. Южанинова

Консультант отдела государственной экспертизы условий труда управления труда министерства труда и социального развития Краснодарского края

 

Biological factors in the study of medical staff conditions of work

 

G. J. Sklemenov,

Head of the Department of Labor, the Ministry of Labor and Social Development of the Krasnodar Territory

L. V. Yuzhaninova,

 Consultant of the state expertise of working conditions, the Ministry of Labor and Social Development of the Krasnodar Territory

 

Для медицинских работников биологический фактор является профессиональным фактором, опасным для здоровья. Риск получения профессионального заболевания, связанного с заражением инфекционным заболеванием, у медицинских работников, даже при условии соблюдения санитарно-гигиенических требований, остается высоким. Биологический фактор вызывает более 60% профессиональных заболеваний у медиков. Анализ основных причин возникновения профессионального заболевания, вызванного биологическим фактором среди медицинских работников в России за 2004 — 2014 годы, проведенный ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда», показал, что причиной в половине случаев возникновения профзаболевания является профессиональная деятельность с инфекционными агентами, в остальных случаях причиной послужило несовершенство технологического процесса, нарушение требований охраны труда, несовершенство средств индивидуальной защиты, их не применение или отсутствие. Без учета воздействия биологического фактора при проведении специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах медицинских работников невозможно объективно оценить их  условия труда.

Вступивший в силу с 21 февраля 2015 года приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «О внесении изменений в методику проведения специальной оценки условий труда и классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов» установил, что теперь на рабочих местах медицинских работников для установления класса условий труда при проведении специальной оценки условий труда в обязательном порядке должен оцениваться биологический фактор.

В целях обеспечения единого подхода к проведению специальной оценки условий труда, а также адекватного установления компенсаций медицинским работникам, предоставляемых в большинстве случаев за счёт средств регионального бюджета, в данной статье на основании разъяснений Минтруда России по данному вопросу (письма от 15.04.2015 года №15-2/ООГ-2172,         от 21.05.2015 года № 15-1/ООГ-2856, от 07.07.2015 года № 15-1/ООГ-3687,       от 18.03.2016 года № 15-1/В-871, от 02.06.2016 года №15-1/ООГ- 2023,              от 23.06.2016 года № 15-1/В-2043) постараемся прояснить ситуацию с оценкой биологического фактора.

Принципиальное отличие от требований аттестации рабочих мест, в соответствии с которыми биологический фактор оценивался при контакте с его источником, Методикой проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н, (далее – Методика) данный фактор оценивается только при работе с патогенными микроорганизмами.

Выявление наличия на рабочих местах медицинского персонала  работ с патогенными микроорганизмами зависит именно от вида, осуществляемой   профессиональной деятельности.

В соответствии с действующей на сегодняшний день Методикой оценка условий труда на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, при воздействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется в соответствии с приложением № 9 к Методике независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения инструментальных измерений.

Статьей 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская деятельность – профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В пункте 3 Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденного приказом Минтруда России от 24 января 2014 года. №33н, указано, что патогенные микроорганизмы – возбудители определенных инфекционных заболеваний.

По действующим санитарным нормам патогенные микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания, делятся на 4 группы (I-IV группы).

Например, к патогенным микроорганизмам IV группы относятся вирусы, вызывающие ОРВИ, передающиеся воздушно-капельным путем, носителями которых является практически каждый пациент, обратившейся за медицинской помощью.

С этими микроорганизмами IV группы патогенности встречаются в процессе своей профессиональной деятельности практически все медицинские работники, в обязанности которых входит оказание медицинской помощи и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, при этом условия труда на этих рабочих местах оцениваются с классом 3.1.

Классами 3. 2 и 3.3 оцениваются условия труда при работе с микроорганизмами II и III группы патогенности, вызывающие такие заболевания как – туберкулез, СПИД, бешенство, сибирская язва, тиф, холера и т.д.

Смертельно опасная I группа патогенности, вызывающая  смертельные заболевания, такие как лихорадка Эбола, оспа и чума. При работе с этими микроорганизмами условия труда оцениваются 4 классом, то есть – опасные условия труда.

Выявление наличия на конкретных рабочих местах медицинских работников работ с патогенными биологическими агентами определенной группы патогенности зависит от вида осуществляемой ими профессиональной деятельности и от способа передачи инфекции. При этом класс условий труда устанавливается в зависимости от группы опасности патогенных микроорганизмов, которая определяется в соответствии с Классификатором биологических агентов, вызывающих болезни человека, по группам патогенности, приведенным в приложении СП 1.3.3118-13 «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности (опасности)». В рамках специальной оценки условий труда данные санитарные правила применяется только в целях определения группы патогенности микроорганизмов, иные положения данных правил не применяются.

Рассмотрим вопрос, возникающий при оценке условий труда медицинского персонала учреждений общей врачебной практики (стационаров, больниц, амбулаторий, общих и стоматологических поликлиник, психоневрологических диспансеров и т.д.), оказывающих медицинскую помощь больным, инфицированным патогенными микроорганизмами I-III группы патогенности.

В соответствии с Методикой оценка факторов производственной среды и трудового процесса (в том числе и по биологическому фактору) должна проводиться в ходе осуществления штатных производственных процессов и (или) штатной деятельности работника и работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.

Следует иметь в виду, что профессиональная деятельность медицинского персонала учреждений общей практики не направленна на лечение заболеваний, вызванных микроорганизмами I-III группы патогенности. Как правило, при выявлении больного, инфицированного микроорганизмами I-III группы патогенности, он направляется в специализированное медицинское учреждение для оказания соответствующей медицинской помощи.

Следовательно, относить условия труда большинства медицинских работников учреждений общей практики по биологическому фактору к классу 3.2 и выше, приравняв их к условиям труда работников, работающих с инфицированными биологическими жидкостями, или в специализированных медицинских учреждений (инфекционного, противотуберкулезного, кожно-венерологического профиля) в обязанности которых входит лечение пациентов, инфицированных микроорганизмами I-III группы патогенности — недопустимо.

Например, СПИД, парентеральный гепатит передаются от человека к человеку только парентерально (через половой контакт или кровь). Поэтому, нахождение таких больных в терапевтическом стационаре или отделении, на приеме в поликлинике у врачей — терапевта, окулиста, физиотерапевта и т.п., не представляет опасности заражения данного медицинского персонала этими инфекционными заболеваниями.

Напротив, у некоторых медицинских работников по специфике  выполнения работ возможен контакт с инфицированной кровью, биологической жидкостью (хирурги, акушеры-гинекологи, анестезиологи-реаниматологи, операционные сестры, акушерки, медицинские сестры процедурных) и имеется вероятность инфицирования некоторыми болезнями, прежде всего – парентеральных вирусных гепатитов В и С, СПИДа и сифилиса. Несмотря на соблюдение санитарно-гигиенического режима, проведения дезинфекционно-стерилизационных мероприятий и использования средств индивидуальной защиты (резиновых перчаток, масок медицинских, очков защитных) при проведении медицинских манипуляций: инъекций, заборе биологического материала для анализов, выполнении полостных операций, вероятность травмирования  указанного медперсонала остается всегда, и как следствие, заражение инфекционными заболеваниями, передающимися через кровь от больного. Возможность заражения для данной группы медицинских работников инфекционными заболеваниями при выполнении функциональных обязанностей должна учитываться при оценке биологического фактора на их рабочих местах.

Таким образом, оценка биологического фактора проводится строго индивидуально на каждом рабочем месте медицинского работника с учетом его профессиональной деятельности (должностных обязанностей), а также с учетом механизма передачи инфекции.

В заключении хочется отметить, что окончательное решение об идентификации (выявлении) какого-либо фактора производственной среды и трудового процесса как потенциально вредного и (или) опасного производственного фактора принимается экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, с последующим утверждением результатов идентификации комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

При оценке биологического фактора эксперт и комиссия по СОУТ должны учитывать: направления и виды медицинской деятельности организации, задачи структурных подразделений, должностные инструкции и иные документы, регламентирующие обязанности работника, результаты ранее проводимых на данном рабочем месте исследований и измерений биологического фактора при осуществлении производственного контроля за условиями труда, а также документальное подтверждение фактической занятости конкретного медицинского работника на работах с определенным видом патогенного микроорганизма. 

Документальным подтверждением фактической занятости конкретного медицинского работника на работах с определенным видом патогенного микроорганизма может являться утвержденный главным врачом перечень профессий и должностей, оказывающих медицинскую помощь пациентам, инфицированным микроорганизмами IIII группы патогенности, с указанием вида микроорганизмов. Считаем, что составление данного перечня входит в компетенцию эпидемиолога организации и согласно части 2 пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан предоставить организации, проводящей СОУТ, данный перечень, который характеризует условия труда на рабочих местах. Наличие данного перечня в большинстве случаев поможет избежать возникновения конфликтных ситуаций между работодателями, работниками и экспертом, когда по результатам проведенной СОУТ устанавливаются работникам гарантии и компенсации и вносятся изменения в коллективные договоры. Эксперт на основании изучения полученных документов и согласно приложению СП 1.3.3118-13 определяет группу патогенности и в соответствии с  приложением № 9 Методики относит условия труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора.

В зависимости от установленного кл

Биологические факторы

В естественной среде микроорганизмы развиваются в сложных сооб­ществах, состоящих из различных видов, между которыми устанавливают­ся определенные взаимоотношения. Характер этих взаимоотношений зави­сит от биологических особенностей развивающихся видов, количества и доступности питательных веществ, физического состояния среды. Взаимо­отношения между микроорганизмами могут быть разделены на симбиотические — симбиоз, метабиоз, сателлитизм и конкурентные — антагонизм, па­разитизм, хищничество.          ,

Симбиотические взаимоотношения микроорганизмов.

Симбиоз — это взаимоотношения двух различных видов, которые при сожительстве поддерживают развитие друг друга и совместно развиваются лучше, чем каждый в отдельности. Примером бактериального симбиоза является сов­местное развитие аэробов и анаэробов в естественной среде. Аэробные микроорганизмы поглощают кислород и тем самым создают условия для развития анаэробов.

Метабиоз — взаимоотношения, при которых продукты обмена од­ного вида микроорганизмов служат питательным материалом для другого. Так, аммиак, выделяющийся в результате жизнедеятельности аммонификаторов, представляет собой необходимый субстрат для развития нитрификаторов.

Сателлитизм — взаимоотношения между видами, когда микроорганизм-сателлит выделяет в среду ростовые вещества — витамины, ами­нокислоты, стимулирующие развитие другого вида.

Классическим примером симбиотических взаимоотношений является совместное существование в кефирных зернах молочнокислых бактерий и молочных дрожжей. Кефирные зерна применяют для получения кефира. Совместное существование дрожжей и молочнокислых бактерий не слу­чайно. Дрожжи лучше развиваются в слабокислой среде, к тому же они используют для своей жизнедеятельности продукт обмена молочнокис­лых бактерий — молочную кислоту. Это благоприятно отражается и на раз­витии молочнокислых бактерий, так как снижается чрезмерная кислот­ность среды. Дрожжи, кроме того, обогащают среду витаминами, а из отмирающих дрожжевых клеток в субстрат переходят продукты авто­лиза — азотистые вещества, необходимые для молочнокислых бактерий.

Конкурентные взаимоотношения микроорганизмов. Антаго­низм — взаимоотношения между микроорганизмами, когда один микро­организм подавляет развитие или вызывает полную гибель другого. В основе антагонизма микроорганизмов лежат разные причины: недостаток питательных веществ, физико-химическое изменение среды (подкисление или подщелачивание, потребление кислорода), выделение в среду токси­ческих веществ. Существует три формы антагонизма: пассивный, насиль­ственный и активный.

Пассивный антагонизм — взаимоотношения между микроорганизмами, когда при использовании одних и тех же питательных веществ преимущест­во получает тот вид микроорганизма, который обладает большей биологи­ческой активностью. Так, при одновременном высеве в среду бактерий и актиномицетов первые подавляют развитие вторых.

Насильственный антагонизм — взаимоотношения между микроорга­низмами, когда при недостатке питательных веществ бактерии, образующие протеолитические ферменты, используют в качестве пищи клетки других бактерий. Так, Lactobacteriumacidophilum при недостатке углеводов в питательной среде выделяла протеолитические ферменты, лизирующие (растворяющие) Streptococcuslactis.

Активный антагонизм подразделяется на два вида. Первый вид харак­теризуется накоплением в среде продуктов обмена (спиртов, кислот, щело­чей) , которые резко изменяют активную кислотность среды и тем самым подавляют развитие других видов микроорганизмов. Например, некоторые микроскопические грибы образуют лимонную кислоту, которая подавляет жизнедеятельность большинства сапрофитных бактерий. Молочнокислые бактерии являются антагонистами по отношению к гнилостным микроорганизмам, так как продукт их жизнедеятельности — молочная кислота вызы­вает гибель возбудителей гниения.

Второй вид характеризуется выделением во внешнюю среду специфи­ческих антибиотических веществ — антибиотиков, которые губительно дей­ствуют на рост и размножение других микроорганизмов. Действие антибио­тиков может быть бактериостатическим (в отношении бактерий) и фунгистатическим (в отношении грибов), т. е. задерживающим рост, и бактери­цидным или фунгицидным, т. е вызывающим гибель клеток. Взаимодей­ствие антибиотика с клеткой микроорганизмов может изменить проницае­мость клеточной стенки, вызвать лизис (растворение) клетки в результате нарушения ее осмотического барьера, нарушить один или несколько ферментативных процессов, оказывающих влияние на обмен веществ. К нас­тоящему времени открыто, выделено и изучено свыше трех тысяч различ­ных антибиотиков.

Способностью вырабатывать антибиотики обладают некоторые виды микроорганизмов (грибы, актиномицеты, бактерии), животных, растений. Так, широко известный антибиотик пенициллин получают из микроскопи­ческих грибов рода Penicilliurn. Наибольшее число антибиотиков с широким спектром действия (способные вызывать гибель разных групп микро­организмов) обнаружено у актиномицетов. Одним из них является биоми­цин, который используется в рыбной промышленности для увеличения сро­ков хранения охлажденной рыбы.

К антибиотикам бактериального происхождения относится низин, выде­ленный из Streptococcuslactis. Низин активен по отношению ко многим грамположительным бактериям. Его используют в пищевой и рыбной про­мышленности, в частности в качестве консерванта при производстве ик­ры рыб и других продуктов.

Антибиотики растительного происхождения называются фитонцидами. Так, антибиотик аллицин, выделенный из чеснока, подавляет развитие грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов. Фитонцидной активностью в отношении разных групп микроорганизмов обладают веще­ства, содержащиеся в пряностях.

Из антибиотиков животного происхождения наибольшее применение получили лизоцин, обладающий литическим действием на грамположительные болезнетворные и сапрофитные бактерии, и экмолин, выделенный из тканей рыб, активный в отношении возбудителей пищевых отравлений.

Паразитизм подразделяется на два вида: без контакта с клеткой-жертвой и при контакте с клеткой-жертвой. К первому виду относится ли­зис грибов микобактериями под действием гидролитических экзоферментов. Второй вид характеризуется обязательным внедрением паразита в дру­гой организм, например бактериофагия. В последнее время выделены но­вые внутриклеточные паразиты микроорганизмов.

Хищничество — взаимоотношения между микроорганизмами, когда одни хищники умерщвляют других (жертву) в течение короткого времени. К ним относятся хищные грибы — нематофаги, которые ловят нематод (беспозвоночных животных) с помощью специальных ловчих колец (колец мицелия).

Биологические ⚠️ и социальные свойства человека: определение, как развивается взаимосвязь

Что такое биосоциальная природа людей

Говоря о биосоциальной природе человека, уместно употребить высказывание «Человек рождается как биологическое существо, а развивается – как социальное».

Сущность человека имеет двойственный характер. Человеческому организму свойственны определенные физиологические процессы и потребности, обусловленные природой и присутствующие с момента рождения. Жизнью в обществе объясняется становление личности и приобретение социально значимых качеств, реализация иных потребностей, не связанных с природной средой.

Биосоциальная природа – это неразрывное сочетание биологического и социального начал в человеке, отличающее его от всех живых существ.

Человек как биологическое и социальное существо

Человек, являясь частью природы, обладает рядом биологических свойств.  Его организм состоит из органов и систем, постоянно взаимодействующих и функционирующих по определенным правилам. Кроме этих характеристик, человек обладает инстинктами: пищевой, инстинкт самосохранения, родительский. Отказаться от удовлетворения физиологических потребностей организма человек не в состоянии, но, в отличие от животных, он способен действовать вопреки инстинктам (совершить подвиг ради спасения других людей, отказаться от еды в пользу голодающего и т. п.).

Указанные примеры свидетельствуют о проявлении социального начала и подчинении разуму. Человек – единственное существо, наделенное разумом, а потому многие биологические процессы часто обусловлены требованиями социума. В сравнении с другими организмами, человек может преобразовывать окружающий мир и адаптироваться к различным условиям. Полноценное развитие личности происходит только среди других людей в процессе деятельности (учебной, трудовой). Жизнь в обществе способствует возникновению таких потребностей как общение, уважение и признание, труд, познание.

Основные факторы антропогенеза человека

Этап эволюционного развития, в ходе которого произошло выделение «человека разумного» из всех млекопитающих, процесс формирования его физического типа, первичное речевое и деятельностное развитие человека, называют антропогенезом.

Для данного процесса характерны факторы:

  • биологические;
  • социальные.

К первой группе относят:

  • мутации;
  • изоляцию;
  • популяционные волны;
  • борьбу за существование;
  • естественный отбор.

Существование в условиях дикой природы на первоначальном этапе своего развития требовало от человека определенных качественных характеристик, которые позволяли бы успешно вести борьбу за выживание. Так, сформировавшееся прямохождение способствовало увеличению обзора и более быстрой реакции на появление опасности. Руки, не задействованные в передвижении, отныне могли выполнять иные функции: хватание, броски, труд. Человек научился изготавливать первые орудия труда, что стало ключевым его отличием от животных.

Развитие головного мозга, стоп, кистей рук – всем этим явлениям содействовали биологические факторы.

Труд стал уже социальным фактором развития человечества. К этой группе факторов относят:

  • речь;
  • мышление;
  • социальный образ жизни.

Благодаря первым орудиям, изготовленным людьми, удалось совершенствовать трудовую деятельность. Копья и гарпуны облегчали охоту и рыболовство, делая эти занятия более результативными. Совместный труд и охота объединяли коллектив людей, а необходимость противостоять зверю способствовала формированию речевого аппарата. Свои действия охотники должны были согласовывать друг с другом, а также передавать знания более молодым людям. Поэтому постепенно в древнем сообществе складывается членораздельная речь, упрощающая взаимоотношение членов социума.

Очевидна связь биологических и социальных факторов. Возникновению речи способствовала также наследственная изменчивость, а речевой аппарат и труд обусловили дальнейшее развитие головного мозга.

Биологические особенности

Человек считается существом, занявшим высшую ступень в эволюции животного мира. Он обладает рядом биологических признаков, подтверждающих его природное происхождение:

  1. Прямохождение. Млекопитающие не передвигаются на двух конечностях, им удобнее задействовать в процессе все четыре конечности. Человек – исключение.
  2. Развитые кисти рук. Человек предрасположен к мелкой моторике, в отличие от животного.
  3. Отсутствие большого количества волос на теле. Кожа человека выглядит более уязвимой в сравнении с кожей животных.
  4. Развитый головной мозг. Его объем увеличился за несколько тысячелетий в три раза.
  5. Речевой аппарат. Человек приспособлен к произнесению членораздельных звуков, благодаря биологическим изменениям, происходившим на протяжении долгих лет.

Множество потребностей человека продиктованы природой: в еде, воде, воздухе, сне, отдыхе.

Социальные особенности

Процесс становления личности называется социализацией, так как тесно связан с социумом. Невозможно развитие человека вне коллектива людей. Благодаря погружению в общественную жизнь, человек приобретает разум и сознание, свободу и чувство ответственности, учится быть полезным окружающим и готовым к труду.

Можно выделить следующие социальные особенности человека:

  1. Речь. Посредством речи человек способен передавать информацию последующим поколениям, учиться, общаться.
  2. Сознание. Отражает реальный мир через мысли человека, его чувства, переживания.
  3. Мышление. Позволяет разумно воспринимать происходящее в мире, анализировать, делать выводы, искать рациональные решения проблем.
  4. Культура. Искусственная среда, демонстрирующая уровень развития человечества, способная сохранять и приумножать его достижения.
  5. Труд. Умение изготавливать орудия труда и применять их в практической деятельности – фактор, обусловивший наиболее интенсивное социальное развитие.
  6. Творчество. Потребность в создании чего-либо принципиально нового, не существовавшего ранее – важнейшее отличие человека от животных.

Как развивается взаимосвязь, схема

По вопросу происхождения человека существует два типа абсолютно противоположных друг другу концепций. Первый подход – биологизаторский, второй – социологизаторский. У каждого варианта есть свои сторонники и множество интересных аргументов о соотношении биологического и социального.

Биологизаторские концепции делают акцент на эволюционных предпосылках природы человека. Представители этого подхода утверждают, что большая часть психических и социальных качеств индивида закладывается биологически. Эволюция человека, освоение им социальных ролей и функций обусловлена биологическими характеристиками, и ни в коей мере не подчиняется социальным факторам. Одним из ярких сторонников биологизаторских концепций был физиолог И.П. Павлов.

Представители социологизаторского подхода дают иную трактовку происхождению и развитию человека. Согласно их мнению, первичны в становлении личности именно социальные факторы, только общество создает человека. Биологические характеристики лишь сопровождают жизнедеятельность человека. Одним из сторонников такого подхода выступал Карл Маркс.

Большинство современных специалистов сходится во мнении, что человек – существо с двойственной природой. В нем одинаково присутствуют биологические и социальные признаки. Их взаимосвязь и взаимодействие можно изобразить в виде следующей схемы.

Источник: yandex.ru 

Биологическое начало выступает предпосылкой к существованию индивида, а сущность человека в полной мере выражают социально значимые качества.

Биологические опасные и вредные производственные факторы

Инфоурок › Другое ›Презентации›Биологические опасные и вредные производственные факторы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Биологические опасные и вредные производственные факторы

2 слайд Описание слайда:

Биологические опасные и вредные производственные факторы характерны для работающих агропромышленного комплекса, здравоохранения и некоторых других категорий работающих, чья деятельность связана с биологическими объектами. При нарушении требований по охране труда  у работающих указанных категорий могут возникать заболевания и травмы, вызванные растениями, животными, больными людьми.

3 слайд Описание слайда:

Биологическая безопасность: Весьма актуальна для работающих, занятых производством и использованием биологических препаратов в медицине, ветеринарии и сельском хозяйстве, производящих работы, требующие соприкосновения с водой, почвой в местах возможного обитания вредных микроорганизмов, а также проведении научно-исследовательских работ соответствующей направленности.

4 слайд Описание слайда:

Биологическая безопасность: Безопасность при работе с биологическими объектами, представляющими производственную опасность, обеспечивается выполнением требований, предъявляемых к производственным процессам, производственному оборудованию, средствам защиты, а также системой специальных профилактических мероприятий. Производственные процессы должны допускать возможность обеззараживания или обезвреживания территории, помещений, оборудования, транспортных средств, одежды и средства защиты, контроля за условиями труда и соблюдением гигиенических требований, а также исключать неблагоприятное воздействие на работающих с биологическими объектами и др.

5 слайд Описание слайда:

Средства защиты от воздействия биологических факторы должны соответствовать требованиям  ГОСТ 12.4.011 «Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация». К ним относятся: оборудование и препараты для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации;    оградительные устройства;  герметизирующие устройства;  устройства для вентиляции и очистки воздуха;  знаки безопасности.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Система специальных профилактических мероприятий должна обеспечивать: создание у работающих с патогенными микроорганизмами активного или пассивного иммунитета;  нормирование продолжительности работы во вредных условиях труда;  повышение сопротивляемости организма работающих (лечебно-профилактическое питание и др.).

8 слайд Описание слайда:

К биологическим вредным и опасным факторам относятся: Патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, грибки) и продукты их жизнедеятельности Макроорганизмы животного и растительного мира.

9 слайд Описание слайда:

Патогенные микроорганизмы : Патогенные микроорганизмы — возбудители инфекционных болезней чрезвычайно малы по размерам, не имеют цвета, вкуса, запаха и поэтому не определяются органами чувств человека. В зависимости от размеров, строения и биологических веществ они подразделяются на классы, из которых помимо вирусов наибольшее значение имеют бактерии, риккетсии и грибки.

10 слайд Описание слайда:

Патогенные микроорганизмы : Бактерии представляют собой разнообразные по форме одноклеточные микроорганизмы размерами от 0,5 до 10 мкм. Размножаются простым поперечным делением, образуя через каждые 28-30 мин. две самостоятельных клетки. Под воздействием прямых солнечных лучей, дезинфицирующих веществ и высокой температуры (свыше 60° С) бактерии быстро погибают. К низким температурам малочувствительны и свободно переносят замораживание до -25° С. Некоторые виды бактерий для выживания способны покрываться защитной капсулой или превращаться в споры.

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Патогенные микроорганизмы : Грибки — одно или многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения, отличающиеся от бактерий более сложным строением и способом размножения. Споры грибков высокоустойчивы к высушиванию, воздействию солнечных лучей и дезинфицирующих средств. Заболевания, вызываемые патогенными грибками, характеризуются поражением внутренних органов с тяжелым и длительным течением.

13 слайд Описание слайда:

Макроорганизмы животного ,человека и растительного мира: Поражение человека микроорганизмами приводит к инфекционным заболеваниям. Возбудители инфекционных заболеваний, проникая в организм, находят там благоприятную среду для развития. Быстро размножаясь, они выделяют ядовитые продукты (токсины), которые разрушают ткани, что приводит к нарушению нормальных процессов жизнедеятельности организма. В период инкубации идет размножение микробов и накопление токсичных веществ без видимых признаков заболевания. Носитель их заражает возбудителями различные объекты среды.

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

Макроорганизмы животного ,человека и растительного мира: Возбудители инфекционных болезней проникают в организм человека через пищеварительный тракт, слизистые оболочки, поврежденные части кожи в результате укусов зараженных насекомых. Наиболее типичные признаки инфекционных заболеваний — озноб, жар, повышение температуры. При этом возникает головная боль, боли в мышцах, суставах, недомогание, тошнота, понос. Нарушается сон, ухудшается аппетит.

16 слайд Описание слайда:

Макроорганизмы животного ,человека и растительного мира: Некоторые заболевания передаются человеку через зараженные корма и другие продукты и материалы, бывшие в соприкосновении с больными животными или загрязненные их испражнениями. Так, например, туляремия, поражающая преимущественно грызунов (мышей, крыс, зайцев, кроликов, сурков, сусликов), может передаться человеку при переноске сена, зерна и других злаков, если вследствие длительного открытого хранения их заразили больные грызуны. Переносчиками инфекции могут служить кровососущие членистоногие: комары, слепни, блохи, клещи. К профессиональным инфекциям специалистов геолого-географического факультета можно отнести весенне-летний клещевой энцефалит, если заражение им произошло при работе в тайге или других местностях, насыщенных клещами — переносчиками данного заболевания.

17 слайд Описание слайда:

Клещевой энцефалит: Инкубационный период продолжается 3—31 день. В течении болезни различают несколько фаз: 1. начальная фаза, протекающая с выраженным общетоксическим синдромом; 2. фаза неврологических расстройств, характеризующаяся поражением центральной и периферической нервной систем; 3. фаза исходов, в которую возможны выздоровление с постепенным восстановлением или сохранением остаточных неврологических нарушений, формирование хронических вариантов или гибель больных.

18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание:3

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Специалист в области охраны труда

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагог

Биологические и социальные факторы развития ребёнка

ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни.

Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту.

Всесторонне развитая гармоничная личность – вот та цель, тот желаемый результат, который с тех пор, как человечество стало задумываться над воспитанием подрастающего поколения, над своим будущим, выступал в качестве ведущей идеи, идеала, к которому стоило стремиться и ради которого стоило жить.

Цель воспитания — это ожидаемый результат деятельности, направленной на формирование личности человека. Цель выступает мотивом такой деятельности.

Цель – «воспитание всесторонне развитой личности» — является по сути своей идеальной, нереальной целью воспитания.

История развития общества, изучение закономерностей развития индивида показало, что в равной степени все стороны личности не могут быть развиты.

Идеальная цель нужна, она является ориентиром на возможности человека и помогает сформулировать задачи воспитания в различных направлениях многогранной личности.

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

1.1. Биологические факторы в развитии ребенка

На развитие ребенка оказывают влияние различные факторы. Самым первым и значимым фактором до появления ребенка на свет является биологический фактор. Биологический фактор находит своё развитие во внутриутробном состоянии.

Основополагающим показателем выступает биологическая наследственность. Биологическая наследственность включает в своё содержание общие показатели. Наследственность индивидуальна для каждого представителя человечества. Она позволяет отличать и различать у каждого представителя человечества не только внутренние, но и внешние характеристики.

Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть — это то, что роднит человека с его родителями. Это могут быть внешние признаки: телосложение, цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы.

Родители по наследству передают своему ребенку некие особенности и качества личности. Передача наследственных качеств формируют генетическую программу.

Огромная значимость наследственности состоит в том, что она служит источником получения человеческого организма, нервную систему, мозг,
органы слуха.

Внешние факторы позволяют отличить одного человека от другого. Специфика нервной системы, передаваемая по наследству, развивает определенный тип нервной деятельности. Влияние наследственности насколько велика, что она способна формировать определенные способности в различных видах деятельности. Данная способность формируется на основе природных задатков.

Исходя из данных физиологии и психологии, можно сделать вывод о том, что при рождении у ребенка приобретаются не способности, а всего лишь задатки к какой-либо деятельности.
Однако для развития и раскрытия определенных задатков необходимо создать благоприятную атмосферу, для правильного развития.
Наследственность включает в себя не только благоприятные, положительные стороны для развития ребенка, не редко по наследству ребенку передается ряд болезней. Причина данных заболеваний: нарушение наследственного аппарата (гены, хромосомы).

В современном мире на правильное развитие ребенка влияет не только наследственность, но и губительное влияние оказывает сама окружающая среда.

  Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономер

Население | биология и антропология

Население , в биологии человека — общее количество жителей, занимающих определенную территорию (например, страну или мир) и постоянно изменяемых за счет увеличения (рождение и иммиграция) и потерь (смерти и эмиграции). Как и в случае с любой другой биологической популяцией, размер человеческой популяции ограничен поставками пищи, влиянием болезней и другими факторами окружающей среды. На человеческое население также влияют социальные обычаи, регулирующие воспроизводство, и технологические достижения, особенно в медицине и здравоохранении, которые снизили смертность и увеличили продолжительность жизни.

население мира

График расчетной численности населения мира с 1700 по 2000 год, с прогнозами численности населения до 2100 года.

Encyclopædia Britannica, Inc.

Немногие аспекты человеческого общества столь же фундаментальны, как размер, состав и скорость изменения их населения. Такие факторы влияют на экономическое процветание, здоровье, образование, структуру семьи, преступность, язык, культуру — действительно, практически все аспекты человеческого общества затрагиваются демографическими тенденциями.

Изучение человеческих популяций называется демографией — дисциплина с интеллектуальным происхождением, уходящая корнями в 18 век, когда было впервые признано, что человеческая смертность может рассматриваться как явление со статистическими закономерностями. Демография представляет собой мультидисциплинарную сеть, черпая идеи из экономики, социологии, статистики, медицины, биологии, антропологии и истории. Его хронологический охват обширен: ограниченные демографические данные за много веков назад и надежные данные за несколько сотен лет доступны для многих регионов.Современное понимание демографии позволяет прогнозировать (с осторожностью) изменения численности населения на несколько десятилетий вперед.

Основные компоненты изменения численности населения

На самом базовом уровне компонентов изменения численности населения действительно немного. Замкнутая популяция (то есть та, в которой не происходит иммиграции и эмиграции) может изменяться в соответствии со следующим простым уравнением: численность населения (закрытая) в конце интервала равна численности населения в начале интервала плюс рождений в течение интервал, за вычетом смертей во время интервала.Другими словами, только увеличение количества рождений и уменьшение количества смертей может изменить замкнутую популяцию.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Однако население стран, регионов, континентов, островов или городов редко закрывается таким же образом. Если предположение о замкнутости населения ослаблено, въезд и выезд могут увеличивать и уменьшать численность населения так же, как рождаемость и смерть; таким образом, популяция (открытая) в конце интервала равна населению в начале интервала плюс рождений в течение интервала, минус смертей, плюс прибывающие, минус выехавшие.Следовательно, для изучения демографических изменений необходимы знания о рождаемости (рождении), смертности (смертности) и миграции. Это, в свою очередь, влияет не только на размер и темпы роста населения, но и на состав населения с точки зрения таких характеристик, как пол, возраст, этнический или расовый состав и географическое распределение.

Демографы различают плодовитость, лежащий в основе биологический потенциал воспроизводства, и фертильность, фактический уровень достигнутого воспроизводства. (Смущает, что эти английские термины имеют противоположные значения по сравнению с их параллельными терминами во французском языке, где Ferrité — это потенциал, а fécondité — реализованный; аналогичные неоднозначные употребления также преобладают в биологических науках, тем самым увеличивая вероятность недопонимания.) Разница между биологическим потенциалом и реализованной фертильностью определяется несколькими промежуточными факторами, включая следующие: (1) большинство женщин не начинают воспроизводить потомство сразу после наступления половой зрелости, что само по себе не происходит в фиксированном возрасте; (2) некоторые женщины, способные к деторождению, никогда этого не делают; (3) некоторые женщины становятся вдовами и больше не выходят замуж; (4) различные элементы социального поведения сдерживают рождаемость; и (5) многие человеческие пары сознательно выбирают ограничение своей фертильности с помощью полового воздержания, контрацепции, абортов или стерилизации.

Величину разрыва между потенциальной и реализованной фертильностью можно проиллюстрировать, сравнив самые высокие известные показатели фертильности с показателями типичных женщин Европы и Северной Америки в конце 20 века. Хорошо изученной группой с высокой рождаемостью являются гуттериты Северной Америки, религиозная секта, которая считает регулирование рождаемости грехом, а высокую рождаемость — благословением. Известно, что женщины-гуттериты, вышедшие замуж в период с 1921 по 1930 год, в среднем имели 10 детей на женщину. Между тем, женщины в большей части Европы и Северной Америки в 1970-х и 1980-х годах имели в среднем по два ребенка на женщину, что на 80 процентов меньше, чем у гуттеритов.Даже в высокоплодородных популяциях развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки рождаются дети гораздо быстрее, чем у гуттеритов.

Общий вывод из таких свидетельств достаточно ясен: в большинстве стран мира человеческая фертильность значительно ниже биологического потенциала. Это строго ограничено культурными нормами, особенно теми, которые касаются брака и сексуальности, а также сознательными усилиями супружеских пар по ограничению деторождения.

Достоверные свидетельства исторических моделей рождаемости в Европе доступны еще в 18 веке, а оценки были сделаны для нескольких более ранних веков. Такие данные для неевропейских обществ и для более ранних человеческих популяций гораздо более фрагментарны. Европейские данные показывают, что даже при отсутствии широко распространенного целенаправленного регулирования рождаемость в разных обществах существенно различалась. На эти различия сильно повлияло социально детерминированное поведение, например, в отношении моделей брака.Начиная с 18 века во Франции и Венгрии, резкое снижение рождаемости произошло в более развитых странах Европы и Северной Америки, и в последующие два столетия почти во всех этих странах произошло снижение рождаемости на 50 процентов. С 1960-х годов рождаемость намеренно снижалась во многих развивающихся странах, и в самой густонаселенной Китайской Народной Республике произошло очень быстрое снижение.

Нет споров относительно факта и масштабов такого снижения, но теоретическое объяснение этого явления оказалось неуловимым.(См. Ниже Популяционные теории.)

Биологические / физиологические факторы

Теоретики различаются по порядку появления паттернов реакций.

Вегетативная нервная система. Вегетативная нервная система (ВНС) состоит из двух компонентов: симпатическая нервная система (СНС) и парасимпатическая нервная система (ПНС) . При активации СНС подготавливает тело к действиям в аварийных ситуациях; он контролирует железы нейроэндокринной системы (щитовидная железа, гипофиз и надпочечники).Активация SNS вызывает выработку эпинефрина (адреналина) надпочечниками, усиление кровотока в мышцах, учащение пульса и другие реакции готовности. И наоборот, ПНС функционирует, когда тело расслаблено или находится в состоянии покоя, и помогает организму накапливать энергию для будущего использования. Эффекты ПНС включают повышенную активность желудка и снижение притока крови к мышцам.

Ретикулярная активирующая система. Ретикулярная активирующая система (РАС) — это сеть нейронов, которая проходит через ядро ​​заднего мозга в средний и передний мозг.Было продемонстрировано, что электрическая стимуляция РАС вызывает изменения электрической активности коры (измеряемой электроэнцефалограммой), которые неотличимы от изменений электрической активности, наблюдаемых при наличии внешних раздражителей (таких как громкие звуки). Считается, что RAS сначала пробуждает кору, а затем стимулирует ее бодрствование, чтобы она могла более эффективно интерпретировать сенсорную информацию.

Лимбическая система. Лимбическая система включает переднего таламуса , миндалевидного тела , перегородку , гиппокамп , поясную извилину и структуры, которые являются частями гипоталамуса (рисунок).Слово лимбический означает «граница» и описывает эту систему, потому что ее структуры, кажется, образуют грубую границу по внутреннему краю головного мозга. Исследования связывают лимбическую систему с такими эмоциями, как страх и агрессия, а также с побуждениями, в том числе с едой и сексом.

PPT — Презентация PowerPoint по биологическим факторам, скачать бесплатно

  • Биологические факторы Важные вопросы Почему биологические факторы важны? При каких условиях у человека наиболее высока вероятность развития шизофрении? Какая связь между повреждением мозга и эмоциональными или поведенческими расстройствами? Как темперамент может повлиять на взаимодействие ученика и учителя? Какое значение имеют биологические факторы для образования?

  • Обращение к биологическим факторам как причинное объяснение • Знание биологических факторов имеет значение для профилактики и лечения.• Однако биологические факторы влияют на поведение только во взаимодействии с факторами окружающей среды.

  • Генетика • Генетика влияет как на желаемое, так и на нежелательное поведение. • Примеры поведения с сильными генетическими компонентами: • преступность, дефицит внимания, гиперактивность, шизофрения, депрессия, расстройство Туретта, аутизм и тревожность. • Поведенческие характеристики определяются как генетическими, так и средовыми факторами (например, социальным обучением). • В случае шизофрении: • Чем ближе отношения между ребенком и родственником-шизофреником, тем выше риск развития этого состояния.• Однако, если у человека появляется родственник-шизофреник, риск шизофрении определяется стрессовой обстановкой или употреблением наркотиков.

  • Генетика • Заболевания, вызванные генетическими факторами, могут быть излечимы. • Последствия для генетических факторов: • Генетические факторы влияют на многие эмоциональные или поведенческие расстройства; • Однако роль, которую играет генетика, все еще неясна.

  • Дисфункция, вызванная повреждением головного мозга • Мозг может быть травмирован до, во время или после рождения.• Длительная высокая температура, инфекционные заболевания, гипоксия, черепно-мозговые травмы (ЧМТ) и структурные аномалии, вызванные заболеваниями или лекарствами, — все это потенциальные причины повреждения мозга. • Повреждение головного мозга может вызвать: • Нарушения обучаемости, гиперактивность, импульсивность, невнимательность и преступность среди несовершеннолетних, а также другие нарушения.

  • Дисфункция, вызванная повреждением головного мозга • Травматическая травма головного мозга (ЧМТ): • Повреждение головного мозга, вызванное внешней силой. • Не результат врожденного состояния.• Влечет за собой пониженное или измененное состояние сознания. • Неврологическая или нейроповеденческая дисфункция возникает в результате травмы. • Последствия ЧМТ зависят от: • того, какие части мозга повреждены, • серьезности повреждения, • возраста человека, когда произошло повреждение, и • получаемого медицинского, психологического и образовательного лечения.

  • Дисфункция, вызванная повреждением головного мозга Возможные последствия ЧМТ: • Неподходящие манеры • Быстрая утомляемость, разочарование и / или гнев • Раздражительность • Депрессия • Непонимание юмора и социальных ситуаций • Беспокойство • Внезапные и перепады настроения • Настойчивость

  • Расстройство аутистического спектра • Расстройство, вызванное дисфункцией мозга.• Природа биохимической аномалии неизвестна. • Основная особенность — качественное ухудшение социального взаимодействия. • Спектр аутистических расстройств включает: • Синдром Аспергера • Расстройство Ретта • Дезинтеграционное расстройство в детстве • Первазивное расстройство развития — не указано иное (PDD-NOS)

  • Недоедание, аллергия и другие проблемы, связанные со здоровьем • Результат недоеданием, в конечном итоге, является задержка роста мозга, необратимое повреждение мозга, умственная отсталость.Ожидаются апатия, социальная изоляция и неуспеваемость. • Гипогликемия, недостаток минералов и аллергия могут влиять на поведение. • Существует мало доказательств того, что питание и аллергия вызывают эмоциональные или поведенческие расстройства.

  • Темперамент • Люди склонны предсказуемо реагировать на различные обстоятельства. • Темперамент объясняет многие из этих реакций. • Темперамент определяется биологическими факторами и факторами окружающей среды.

  • Темперамент • Девять категорий характеристик темперамента (Thomas, Chess, & Birch, 1968).• Уровень активности • Ритмичность • Подход или отстранение • Приспособляемость • Интенсивность реакции • Порог отзывчивости • Качество настроения • Отвлекаемость • Продолжительность внимания и настойчивость

  • Значение для педагогов • Педагоги должны понимать роль генетики и факторов окружающей среды в формировании у ребенка плохого поведения. • Медицина может сыграть значительную роль в лечении расстройства; тем не менее, лечение следует контролировать, используя прямые наблюдения за студентом.

  • PPT — БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ PowerPoint Presentation, скачать бесплатно

  • БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ • роль генов в повышении риска развития большой депрессии • роль нейротрансмиттеров серотонина и норадреналина в большой депрессии • функция антидепрессантов в управлении

  • ГЕНЕТИКА • Генетическая связь депрессии очевидна из • исследований семей • исследований близнецов • исследований усыновления

  • Семейные свидетельства • Наличие родственника первой степени (родителя или брата или сестры), страдающего депрессией, кажется фактор риска депрессии.• Один родитель с депрессией, риск развития депрессии у потомства — 25-30% • Два родителя с депрессией, риск развития депрессии у потомства возрастает примерно до 70%

  • Исследования близнецов • Большая депрессия чаще возникает у обоих члены однояйцевых близнецов, чем неидентичные близнецы. • Согласно одному исследованию, если один из близнецов страдает большой депрессией… • 46% -ный шанс, что у другого разовьется большая депрессия (идентичный) • 20% -ный шанс, что у другого разовьется большая депрессия (неидентичный)

  • Исследования усыновления • Wender et al.(1986) изучали биологических родственников приемных людей, которые были госпитализированы по поводу тяжелой депрессии. • У этих родственников была гораздо более высокая частота тяжелой депрессии, чем в контрольной группе без депрессии

  • Пока не ясно, КАК гены влияют на развитие депрессии . • Социальные и психологические факторы также влияют на шанс.

  • НЕЙРОТРАНСМИТТЕРЫ • Считается, что в депрессию вовлечены два нейротрансмиттера: норадреналин и серотонин.• Считалось, что низкий уровень этих нейромедиаторов приводит к депрессии, а высокий — к мании.

  • Когда нейротрансмиттеры высвобождаются пресинаптическим нейроном в синаптическую щель, они перемещаются к постсинаптическому нейрону. Любые избыточные нейротрансмиттеры «возвращаются» или «реабсорбируются» пресинаптическим нейроном в процессе, известном как обратный захват.

  • Серотонин • Взаимодействует с аппетитом, режимом сна и настроением.• Низкий уровень, связанный с • грустным и тревожным настроением, голодом, нарушениями цикла сна • Низкий уровень серотонина был обнаружен в спинномозговой жидкости депрессивных пациентов (McNeal, 1986)

  • норадреналин • Привлекает внимание, настороженность, состояние возбуждения и реакция на стресс

  • АНТИДЕПРЕССАНТНЫЕ ЛЕКАРСТВА • Лекарства, предназначенные для облегчения симптомов большой депрессии • Часто назначаются вместе с другими психотерапевтическими средствами • Может пройти 2-6 недель, прежде чем они станут «активными» • Показатель того, что могут быть задействованы другие факторы

  • Типы нейротрансмиттеров классифицируются в зависимости от того, предназначены ли они для увеличения : • И серотонина, и норадреналина в головном мозге • ТОЛЬКО серотонин — наиболее распространен в Австралии • ТОЛЬКО норадреналин

  • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) • Блокируют реабсорбцию серотонина пред -синаптические нейроны, высвобождающие нейротрансмиттер.• Затем нормальный или относительно высокий уровень серотонина может накапливаться в синапсе и влиять на активность постсинаптического нейрона

  • Рис. 8.16 p264

  • Биологические, поведенческие и социальные факторы, влияющие на здоровье — Здоровье и поведение

    В первые годы научной медицины большинство клиницистов и исследователей мыслили только в терминах единственной причины: конкретных агентов, вызывающих определенные болезнь.Например, считалось, что инфекция возникла только в результате распространение бактерий, в то время как другие виды плохого здоровья могут возникнуть в результате вирусы, токсины, несчастные случаи или недостатки в генетической структуре человека. Более свежий исследования подчеркивают взаимосвязь между здоровьем и поведением, психологические и социальные переменные.

    Признание того факта, что стресс связан с сердечно-сосудистыми заболеваниями или с другие проблемы со здоровьем стали обычным явлением.Однако исследования также показывают много взаимных связей между центральной нервной системой, которая распознает и записывает опыт; эндокринная система, которая производит гормоны, управляющие многие функции организма; и иммунная система, которая организует ответы на инфекции и другие проблемы.

    Точно так же давно признано, что определенные виды поведения связаны с повышенным риском конкретных заболеваний и связанных состояний.Например, употребление табака, употребление алкоголя, недостаточная физическая активность, некоторые сексуальные методы, а также диеты с высоким или низким содержанием клетчатки были признаны нездоровый. Однако менее широко признана связь между социально-экономический статус и здоровье, или влияние социальных сетей, текущих или ожидаемый статус занятости и личные убеждения. Недавние исследования не только документирует важность этих факторов, но также описывает некоторые из задействованные механизмы,

    Часть первая рассматривает некоторые из наиболее важных событий по этим темам.Глава 2 посвящена взаимодействия биоповеденческих факторов со здоровьем, в главе 3 рассматриваются поведенческие факторы риска и Глава 4 описывает роль социальных факторов риска.

    2. Биоповеденческие факторы в отношении здоровья и болезней

    3. Поведенческие факторы риска

    4. Социальные факторы риска

    Границы | Биологическая стабильность питьевой воды: факторы, методы и проблемы контроля

    • 1 Группа экологической биотехнологии, Департамент биотехнологии, Факультет прикладных наук, Технологический университет Делфта, Делфт, Нидерланды
    • 2 Департамент микробиологии окружающей среды, Eawag — Швейцарский федеральный институт водных наук и технологий, Дюбендорф, Швейцария
    • 3 Отделение биологических и экологических наук и инженерии, Центр опреснения и повторного использования воды, Научно-технический университет имени короля Абдаллы, Тувал, Саудовская Аравия
    • 4 Wetsus — Европейский центр передового опыта в области устойчивых водных технологий, Леуварден, Нидерланды

    Биологическая стабильность питьевой воды относится к концепции обеспечения потребителей питьевой водой из крана такого же микробиологического качества, что и произведенная на водоочистных сооружениях.Однако неконтролируемый рост бактерий может происходить во время распространения в водопроводах и водопроводах помещения и может приводить к гигиеническим (например, развитие условно-патогенных микроорганизмов), эстетическим (например, ухудшение вкуса, запаха, цвета) или эксплуатационным (например, загрязнению или биокоррозия труб) проблемы. Питьевая вода содержит различные микроорганизмы, которые конкурируют за ограниченное количество доступных питательных веществ для роста. Рост бактерий и их взаимодействие регулируются такими факторами, как (i) тип и концентрация доступных органических и неорганических питательных веществ, (ii) тип и концентрация остаточного дезинфицирующего средства, (iii) присутствие хищников, таких как простейшие и беспозвоночные, (iv) условия окружающей среды, такие как температура воды, и (v) пространственное расположение микроорганизмов (объемная вода, отложения или биопленка).Условия очистки и распределения воды в водопроводах и помещениях влияют на каждый из этих факторов и формируют характеристики бактериального сообщества (численность, состав, жизнеспособность) в системах распределения. Для лучшего контроля бактериальных сообществ в процессе производства и распределения питьевой воды необходимо более глубокое понимание взаимодействия бактерий в системах распределения и воздействия условий окружающей среды. В этой статье проводится обзор (i) существующих знаний о факторах контроля биологической стабильности и (ii) того, как на эти факторы влияют условия производства и распределения питьевой воды.Кроме того, (iii) концепция биологической стабильности обсуждается в свете опыта использования хорошо зарекомендовавших себя и новых аналитических методов, позволяющих проводить высокопроизводительный анализ и всестороннюю характеристику бактериальных сообществ в питьевой воде. Мы обсудили, как знания, полученные с помощью новых технологий, улучшат проектирование и мониторинг систем очистки и распределения воды, чтобы поддерживать хорошее микробиологическое качество питьевой воды вплоть до крана потребителя. Предлагается новое определение и методологический подход к биологической устойчивости.

    Введение

    Всемирная организация здравоохранения [ВОЗ] (2006) заявила, что «вода, поступающая в систему распределения, должна быть микробиологически безопасной и в идеале также должна быть биологически стабильной». Существует общее мнение, что термин «биологическая стабильность» в этом контексте относится к концепции поддержания микробиологического качества воды от точки производства питьевой воды до точки потребления (Rittmann and Snoeyink, 1984; van der Kooij, 2000). Нежелательные изменения микробиологического качества питьевой воды могут иметь неблагоприятные последствия для системы распределения и потребителей.Например, во время распределения чрезмерный рост бактерий может привести к ухудшению качества питьевой воды с точки зрения безопасности (например, патогены), восприятия потребителем (например, изменение цвета) и эксплуатационных аспектов (например, биокоррозия; Szewzyk et al., 2000; Vreeburg et al., 2004; Sun et al., 2014). Изменения микробного качества воды являются результатом сложных взаимодействий между различными организмами (бактериями, вирусами, простейшими, высшими организмами), регулируемых: доступом к доступным питательным веществам, ограничивающим рост, реакцией на условия окружающей среды, такие как температура воды, наличие потенциально остаточного дезинфицирующего средства. и другие ингибирующие вещества, прикрепление бактерий к стенкам трубы, отложение частиц, повторное взвешивание осадка и образование биопленки.Цель концепции биологической стабильности заключается в том, чтобы минимальное изменение качества воды происходило во время распределения питьевой воды или, по крайней мере, не до такой степени, которая влияет на безопасность или эстетическое восприятие потребителя или вызывает техническую неисправность. Чтобы достичь этого и ограничить рост бактерий во время транспортировки, питьевая вода распространяется во многих странах с остатками дезинфицирующих средств, с использованием различных веществ (например, свободного хлора, диоксида хлора, монохлорамина) в различных концентрациях (Servais et al., 1995; ЛеШевалье и др., 1996; Гиллеспи и др., 2014). Однако неблагоприятные последствия для здоровья побочных продуктов дезинфекции и изменения вкуса воды побудили несколько стран выбрать распределение воды без добавления дезинфицирующего средства в производимую питьевую воду (Vital et al., 2012a; Lautenschlager et al., 2013; Perst и др., 2014). В последнем случае минимальное изменение качества воды достигается, во-первых, за счет контроля качества воды с помощью стратегии экстенсивной очистки воды, а во-вторых, за счет распределения воды в хорошо обслуживаемых системах трубопроводов (van der Kooij, 2003).

    В течение последних трех десятилетий был разработан ряд методов оценки способности воды поддерживать рост бактерий, чтобы обеспечить поддержку водохозяйственным предприятиям в улучшении условий очистки и распределения воды в контексте биологической стабильности (van der Kooij et al. , 1982; Servais et al., 1989). Кроме того, в нескольких исследованиях рассматривалось влияние отдельных факторов, связанных с распределением, на изменения качества питьевой воды (дополнительная таблица S1). Параллельно с методологическими и экспериментальными достижениями в этой области были разработаны определения биологической стабильности, а также методы и подходы к рассмотрению этой концепции (Rittmann and Snoeyink, 1984; Sibille, 1998; van der Kooij, 2000, 2003; Lautenschlager et al., 2013). В последние годы появились высокопроизводительные аналитические и молекулярные методы, позволяющие детально охарактеризовать бактериальные сообщества в воде (для обзора см. Douterelo et al., 2014), а распределительные сети были исследованы с учетом все более экологического подхода, в какие взаимодействия между организмами исследуются (Berry et al., 2006; Proctor, Hammes, 2015).

    Целью настоящего документа является обзор существующих знаний, будущих проблем и возникающих идей, направленных на достижение и мониторинг биологической стабильности питьевой воды в полномасштабных системах распределения.Мы изучаем существующие определения и подходы к решению проблемы биологической стабильности, выделяем пробелы в информации и предлагаем обновленное определение и стратегию оценки и мониторинга биологической стабильности.

    Проблемы, связанные с ростом бактерий в системах распределения питьевой воды

    Наличие бактерий в питьевой воде как таковое не является проблемой, пока не присутствуют патогенные организмы: в питьевой воде есть бактерии, даже в относительно большом количестве (от 10 3 до 10 6 клеток / мл), без последствий для здоровья человека (Hoefel et al.

    alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *