кто онлайн

  • пользователей нет
  • 69 гостей

Эл.очередь

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 

Система физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ

МАДОУ № 2 функционирует с 2012 года

Перед педагогическим коллективом встала проблема высокой заболеваемости воспитанников, которая составляла 23 дня на одного ребенка в год. Данный показатель превышал средний по городу в 4 раза.

Для решения этой проблемы педагогический коллектив разработал программу «Детский сад – территория здоровья», которая привела коллектив к переосмыслению работы с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью. В результате системной работы и итогового мониторинга физического развития можно с уверенностью сказать, что наша система физкультурно – оздоровительной работы дает положительный результат. За последний год уменьшилось количество дней, пропущенных по болезни в 20 раз на сегодняшний день составляет 2,1 дня на 1 ребенка.

Систему физкультурно - оздоровительной работы вы можете видеть на слайде. Система делятся на 6 направлений:

1. физкультурно – оздоровительная работа

2. лечебно – профилактическая

3. дополнительная оздоровительная работа

4. просветительская работа

5. межведомственное взаимодействие

6. коррекционная работа

Остановлюсь более подробно.

Физкультурно – оздоровительная работа

Физкультурные занятия по развитию двигательной активности проводит инструктор по физической культуре, занятия проходят по расписанию 2 раза в неделю. В каждой возрастной группе общая продолжительность занятия различна и зависит от возраста воспитанников.

В план работы инструктора физической культуры включены оздоровительные мероприятия, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья:

· утренняя гимнастика с элементами корригирующей гимнастики

· физкультурные занятия по программе ДОУ

· физкультурные занятия на спортивной площадке

· индивидуальная работа по развитию движений – проводится 2 раза в неделю с подгруппой детей. В данную группу дети отбираются по результатам мониторинга физического развития, группа состоит из 12 воспитанников разного возраста.

· пешие походы 1 раз в неделю в летний период - на тропу здоровья, которая оборудована на территории ДОУ

· оздоровительный бег – на свежем воздухе

· недели здоровья – проходят 2 раза в год (апрель, декабрь)

· спортивные праздники, физкультурные развлечения, проводятся согласно годовому плану

Лечебно – профилактическая работа

Предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма. Сотрудниками ДОУ была разработана система закаливающих мероприятий, в нее вошли:

· ежедневные прогулки – 2 раза в день

· утренняя гимнастика без носков - в период весна, лето, осень

· сон без маек – круглый год

· «Рижский метод закаливания» проводится в сентябре, октябре, ноябре – используется 3 дорожки, выстилаются на полу в следующей последовательности: соленая, смоченная обычной водой и сухая.

· Контрастные воздушные ванны – декабрь, январь, февраль,

· Обширное умывание – март, апрель, май

· Контрастное обливание – июнь, июль, август

· профилактика плоскостопия - после сна ежедневно

· гимнастика после сна

· зрительная гимнастика – на занятиях

· дыхательная гимнастика - на занятиях

· точечный массаж

· полоскание полости рта – сентябрь, декабрь, март, июнь

· оксолиновая мазь - в период вспышки гриппа

· витаминизация 3-его блюда ежедневно

· люстра Чижевского – 2 раза в год

· увлажнитель, ионизатор воздуха – 2 раза в год

· использование фитонцидов (лук, чеснок) с сентября по апрель

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд требований.

1. Провести комплексную оценку здоровья ребёнка.

2. Определить тип и дозировку закаливания.

3. Скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания.

НЕОБХОДИМО учитывать противопоказания к закаливанию организма:

Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки;

Менее двух недель после обострения хронического заболевания;

Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьёй;

Протест или страх ребёнка;

Температура окружающего воздуха ниже нормы.

При организации закаливания учитывают индивидуальные особенности ребёнка.

Правильно организованная система закаливания:

Поддержит температурный баланс тела (гомеостаз);

Нормализует поведенческие реакции ребёнка;

Снизит инфекционно-воспалительные заболевания; улучшит показатели физического развития;

Повысит уровень физической подготовленности воспитанников.

Дополнительная оздоровительная работа

Проводится согласно плана графика, услугами МАДОУ№2 может воспользоваться любой желающий за цену установленную административным постановлением Л-Кузнецкого городского округа.

В нее вошли такие мероприятия как:

· витаминотерапия - 6 раз в год, обхват воспитанников за 4 кв.2013 составил - 46% (150 – 20 раз)

· кислородный коктейль - 4 раза в год, обхват воспитанников за 4 квартал 2013 составил-67% за 1 кв. 2014 г.- 67% (150 – 10 раз)

· физиопроцедуры - по направлению врача, обхват за 1 кв. 2014г. – 22% (20)

· массаж - 1 раз в год по желанию за 2013г. -13%

· соляная пещера - 4 раза в год за 4 кв. 2013 – 83% за 1 кв.2014 г. -60%, 30% воспитанников оздоровлены из других образовательных организаций города. (30-120-60)

· спортивные игры (футбол) - проводит тренер- преподаватель спортивной школы с воспитанниками старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю в холодный период в спортивном зале ДОУ в теплый на футбольном поле, обхват воспитанников за 4кв. 2013г. составил 21%, за 1 кв.2014г. – 24%. (50)

· хореография - занятия проводит хореограф2 раза в неделю обхват воспитанников за 4кв. 2013г. составил 27%, за 1 кв.2014г. – 39%.(80)

Просветительская работа

Проводится с целью повышения компетентности педагогов и родителей по формированию у воспитанников представлений о роли здоровья в жизни человека, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления своего здоровья.

· Проведение инструктажей и консультаций для сотрудников

· Педагогические советы, посвященный вопросам оздоровления

· Консультации для родителей «Если хочешь быть здоров, закаляйся»

· Беседы с воспитанниками о здоровье и здоровом образе жизни

· Организация наглядных форм профилактики, пропаганды и агитации

· Выпуск газет о здоровье

· Привлечение родителей к физкультурно-оздоровительным мероприятиям ДОУ

· Родительские собрания, рассматривающие вопросы формирования здоровья

· Консультации, практикумы для родителей, знакомящие с новыми методами оздоровления.

Межведомственное взаимодействие с другими спортивными организациями города

Весь процесс образования рассчитан на совместную работу детского сада и семьи, и их взаимодействию с другими спортивными организациями города.

Привлечение к здоровому образу жизни через экскурсии во:

· Дворец спортивной гимнастики

· Ледовый дворец

· Лыжно – спортивный комплекс

· Водной мир

· Детско-юношеская спортивная школа№2

· Стадион «Шахтер»

На экскурсии дети знакомятся со спортивными секциями, которые работают в этих учреждениях и смотрят тренировочные занятия по различным видам спорта.

В рамках межведомственного взаимодействии в детском саду проводятся занятия по ОФП (общая физическая подготовка) - занятия проводит тренер – преподаватель спортивной школы 2 раза в неделю по 30 мин. С детьми 6-7 лет на сегодняшний день группа составляет 30 человек. И наши воспитанники являются постоянными участниками всех спортивно- массовых мероприятий в рамках программы «ДРОЗД»

Самый главный девиз в нашей работе по взаимодействию, пропаганда здорового образа жизни и ориентация детей на посещение спортивных секций. На сегодняшний день с нашего детского сада 56% детей посещают спортивные секции города.

Коррекционная работа

Ежедневно в план работы музыкального руководителя и учителя – логопеда включены коррекционно - логопедические и музыкально – оздоровительные мероприятия, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях:

· Музыкально – ритмические оздоровительные игры

· Валеологические песенки – распевки

· Артикуляционные гимнастики

· Речевые игры

· Музыкальные занятия с акцентом на эмоционально – психологическую коррекцию (Музыкотерапия)

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна, используют ее в качестве фона для занятий.

В работе учителя - логопеда используются здоровьесберегающие технологии такие как:

· Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики

· Сказкотерапия

· Су – джок терапия

Это метод лечения с использованием кистей и стоп.

Использование су-джокмассажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

· Биоэнергопластика

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель- логопед продолжает давать четкий образец движения.

Организация питания.

Залогом здоровья детей является здоровая пища, четырех разовый режим питания, что предполагает обеспечение организма содержанием белков, углеводов, жиров, соответственно каждой возрастной группе, полноценным поступлением с пищей витаминов и минеральных веществ, что способствует повышению защитных сил организма, направленных против инфекций и интоксикации, нормализации обмена веществ.

Ежедневное преобладание овощных блюд в рационе дня овощи, фрукты, фруктовый сок, кисломолочная продукция, овощные салаты, витаминизация третьих блюд. В меню включены компоты из ягод, чай с лимоном, отвар шиповника и аскорбиновая кислота.

В результате системной работы в учреждение за последние год изменилось отношение к здоровью в целом. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах, будем продолжать работу в этом направлении.