Обучение детей дошкольного возраста: Особенности обучения детей дошкольного возраста

Содержание

Особенности обучения детей дошкольного возраста

Особенности обучения детей дошкольного возраста

Так как дошкольные учреждения теперь еще называются и образовательными, то и внимание к обучению дошкольников носит позитивный характер. Если обучение в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук, то в дошкольном образовательном учреждении дети лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться и слышать педагогов и воспитателей, воспринимать задание и выполнять его, словом, понимать учебную задачу.

На занятиях у дошкольников формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.

Особенность обучения дошкольников проявляется и в том, что дети этого возраста, тем более малыши, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи, с чем они не могут выполнять поставленную педагогом задачу.

Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное обучение, целый ряд дидактических игр и обязательно систематически возвращаться к пройденному учебному материалу. Однако постепенно следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и способам его выполнения.

Еще одна особенность обучения связана с тем, что у дошкольников в силу слабости нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

126

В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит воспитатель или педагог. Во избежание этого нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая детям лишь самое основное. 

Специфика обучения детей дошкольного возраста заключается и в том, что их учебная деятельность тесно связана с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Так, мотив обучения будет для ребёнка более действенным в том случае, если в процессе обучения предлагается что-то сделать для игры.

Педагог должен создавать обстановку доброжелательности, уважение к каждому ребенку. Важно поощрять успехи детей, отмечать достижения каждого, оказывать своевременную помощь, вместе с тем не лишая ребенка самостоятельности.

Характеризуя специфику познания ребенком окружающего мира, К.Д. Ушинский подчеркивал, что дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще. Это определяет еще одну особенность процесса обучения – оно должно строиться на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дети дошкольного возраста оперируют наглядными, образными представлениями. Поэтому обучение дошкольников обязательно должно быть наглядным.

Спецификой обучения детей в детском саду является и то, что оно осуществляется не на уроках, как в школе, а в разных формах.

Основной формой организации обучения детей в детском саду является занятие. Оно организуется и проводится воспитателем, а в последнее время и педагогом-специалистом, которые определяют в соответствии с избранными программами воспитания и обучения детей содержание, методику и технологию занятий с детьми различных возрастных групп.

В режиме дня дошкольного учреждения для каждой возрастной группы определяется время проведения занятий, как правило, это утренние часы.

На занятиях дети систематически усваивают знания, формируют умения и навыки, а самое главное – в процессе занятий развивается творчество детей. У воспитанников формируется отношение к людям, к миру. Постепенно складываются компоненты учебной деятельности.

На любом занятии с дошкольниками можно выделить три основных части:

Первая часть – введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети. В этой части воспитанники настраиваются на выполнение определенной работы или ее части.

Вторая часть занятия – самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

В этой части воспитатель смотрит, как действуют дети, все ли идет верно, у кого возникают трудности, кто нуждается в помощи, в напоминании, в дополнительной помощи, просто в поддержке или в поощрениию.

Третья часть занятия, заключительная – анализ выполнения задания и его оценка. В этой части также следует активизировать детей. Во-первых, оценивать надо результат, а не поведение детей, во-вторых, оценивать всю группу, а не отдельных детей, в-третьих, сначала следует оценивать все положительное и только после этого фиксировать, что не удалось выполнить. Делать это надо тактично, чтобы не подорвать уверенность ребенка в своих возможностях, не подорвать его интерес к познавательной деятельности.

Обучение детей дошкольного возраста — образовательный процесс


Обучение детей дошкольного возраста и весь образовательный процесс в рамках дошкольных учреждений рассматривается подробно Н.В. Абрамовских, Е.Н. Степановой, Л.В. Поздняк и другими учеными. Они воспринимают обучение детей дошкольного возраста и образование в детском саду целостной системой воспитания, которая содержит в себе формирование личности детей, их развитие, воспитательный и учебный процессы. Сюда же входят различные методики преподавания, формы и условия.

Для педагогики существенным шагом является то, что процаесс образования и обучение детей дошкольного возраста признаны системой, состоящей из множества элементов.

Обучение детей дошкольного возраста в ДОУ

Существуют следующие принципы организации процесса образования в детских садах:

  1. Обучение детей дошкольного возраста требует учета особенностей каждого ребенка, связанные с его возрастом и индивидуальным личностным развитием. Также нужно учитывать интересы детей.
  2. Образовательные и воспитательные задачи нужно решать совместно друг с другом.
  3. Нужно учитывать, что ведущей деятельностью для детей этого возраста является игра. Также необходимо чередовать деятельность детей.
  4. Педагог обязан таким образом строить свое взаимодействие с каждым ребенком, чтобы это отражало его уважение к нему.
  5. Нужно создавать условия, которые положительно влияют на процесс формирования разных способностей у детей.
  6. Нужно обеспечить педагогов ДОУ всеми условиями для формирования их компетентности и уровня мастерства.
  7. Нужно стимулировать всех участников образовательного процесса к выполнению принципов из декларации прав детей.

И.П. Подлаская считает, что необходимо четко выделять отдельные элементы системы. Это позволит проанализировать существующие в ней связи и проследить за отношениями между ними. А это позволит усовершенствовать практику процесса образования.

Это значит, что чтобы управлять процессом образования, необходимо иметь системный подход.

Для этого нужно глубоко теоретически анализировать процесс образования в детском саду и обучение детей дошкольного возраста, как структуру, в которой есть определенные закономерности.

Во время образовательного процесса педагог целенаправленно обучает детей, развивает их личностные качества, воспитывает их, помогает детям учиться самообразованию.

Организованный педагогический и воспитательный процесс в детском саду – это система отношений между педагогом и ребенком, которая ставит перед собой цель — обучение детей дошкольного возраста, воспитание каждого ребенка как полноценно развитую личность и обучить его необходимым социальным навыкам.

В результате ребенок развивается разносторонне. Он совершенствуется в физическом отношении, улучшается его эстетическое и художественное восприятие, познавательная активность. У него формируется социальная и личностная позиция.

Значение образовательного процесса

Значение образовательного процесса заключается в том, чтобы создать условия, максимально подходящие для своевременного запуска программы формирования личности. Как процесс обучение детей дошкольного возраста должно быть направлен на достижение конкретных целей и задач.

Он должен быть постепенным и проходить разные этапы. Также нужно помочь ребенку приобрести опыт в разных видах деятельности.

Процесс образования в детском саду имеет те же принципы, что и образовательный процесс в общем. У него та же структура. Также логика его построения не отличается. Однако есть и некоторые специфические особенности, характерные для обучения детей в детском саду. Эти особенности связаны с возрастом детей, закономерностью их развития в дошкольный период.

Более того, в каждом учреждении  обучение детей дошкольного возраста чем-то уникально. Даже в пределах одной группы в одном учреждении к каждому ребенку существует свой подход. В проектировании образовательного процесса в любом учреждении принимают участие несколько сторон. Свою роль вкладывает государство. Очень многое зависит от родителей детей, самих дошкольников. Но ключевая роль, конечно же, лежит на воспитателе.

Основные модели образовательного процесса

Чтобы определить, какая модель образовательного процесса будет наиболее оптимальна в детском учреждении, нужно изучить основные модели, которые сегодня существуют в детских садах и успешно практикуются:

1. Учебная.

Сегодня эта модель является одной из самых распространенных в детских образовательных учреждениях. Принцип этой модели заключается в том, чтобы разделить разные учебные методики и каждую отдельную методику выстраивать на собственной логике.

Взрослый в этой модели играет роль учителя. Он полностью проявляет инициативу в том, что и как будут делать дети. Он направляет их деятельность практически все время их нахождения в пределах детского сада.

Для осуществления этой модели заранее жестко программируется обучение детей дошкольного возраста и образовательная среда с помощью различных методик. Сам процесс образования основан на дисциплине. Он во много напоминает урочную школьную форму.

Предметная среду в группе организована так, чтобы поддерживать проводимые занятия. Поэтому каждый предмет играет роль учебного пособия. Учебная модель привлекательна тем, что она высоко технологична, педагог может ее легко понять и применить.

Также у учителей есть множество конспектов, выпущенных методистами и практиками. Поэтому он может легко найти материал для занятий.

2. Комплексная тематическая

Эта модель несколько отличается от предыдущей. Она основана на том, что основой содержания является тема. Эта тема преподносится детям в эмоциональной форме и сообщается в виде знаний. Причем дети не просто получают готовые знания, они как бы получают их во время своей собственной деятельности, переживают ее.

Педагог уже играет роль не учителя, а партнера для детей, чем становится на планку ближе к ним психологически.

Педагог, действующий в рамках этой модели, более свободен в своих подходах. Он может проявлять творческие методики.

Сам воспитатель определяет, какие темы нужно внедрить в занятия. Также он сам организует систематичность образовательного процесса. Обучение детей дошкольного возраста строится таким образом, чтобы не просто развивать личность ребенка, а расширять его представления об окружающем мире.

Эта модель особенно популярна у детских логопедов. Так как отбирать темы и творчески реализовывать их во время занятий, нужно иметь большой педагогический и творческий потенциал.

3. Предметная средовая.

Образовательный процесс строится на принципах проецирования на предметной среде. Педагог организует предметную среду в группе. Он подбирает развивающие материалы, побуждает детей пробовать с ними взаимодействовать.

Хорошо раскрывает суть этой модели – модель Монтессори.

Этот подход делает ставку на саморазвитие дошкольника, ограничивая его образование предметной средой. Поэтому в образовательном процессе отсутствует систематичность. Кругозор ребенка резко сужается. При этом педагог не нуждается в том, чтобы творчески организовывать процесс воспитания.

Модель строится на технологичных решениях.

На чем строится обучение детей дошкольного возраста в рамках детского сада?

Выделим две группы:

  • формы работы с дошкольниками, адекватные их возрастным способностям. Сосредоточенность на развитии всех типов деятельности ребенка, особенно на игре, так как именно она является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
  • обучение детей дошкольного возраста строится таким образом, что они взаимодействуют со взрослыми. Они играют вместе, читают вместе, общаются, выполняют различные физические упражнения, занимаются музыкой, проводят исследования, узнают что-нибудь новое.

Образовательная программа

Обучение детей дошкольного возраста в пределах детского сада основывается на принятой в учреждении образовательной программе. Она разрабатывается самостоятельно, но при этом основана на требованиях, изложенных в государственном стандарте.

ДОУ придерживается политики, диктуемой государством, старательно выполняя законодательство в сфере образования.

Программа, принятая в рамках образовательного учреждения направляет содержание процесса, его организацию в определенное русло. Дети должны развиваться культурно, должны повышать собственную физическую культуру, интеллектуально развиваться, расти в личных качествах.

Также нужно создавать предпосылки для учебной деятельности, нужно обеспечивать детям социальный рост, помогать их сохранять свое здоровье, как физическое, так и психическое.

Также образовательная программа предусматривает, какие планируются промежуточные и итоговые результаты деятельности детей в рамках ДОУ, как осуществляется мониторинг достижений дошкольниками этих результатов, как часто нужно проводить этот мониторинг и каким образом.

Детский сад реализует программу образования как во время общеразвивающих занятий, так и во время компенсирующих занятий.

Образовательный процесс управляется в диалектическом единстве со стилем отношений между субъектами. При этом считается, что наиболее динамичен в этом отношении стиль, ведь он определяется каждым участником процесса индивидуально.

Таким образом, образовательный процесс — это система отношений между педагогом и ребенком, которая ставит перед собой цель воспитать в нем полноценно развитую личность и обучить его необходимым социальным навыкам.

В результате ребенок развивается разносторонне. Он совершенствуется в физическом отношении, улучшается его эстетическое и художественное восприятие, познавательная активность. У него формируется социальная и личностная позиция.

Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Важность обучения с ранних лет

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.

Занятие рисованием в садике

На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.

Домашнее обучение с родителями

Ответственным этапом в организации дошкольного об

15 эффективных советов по воспитанию дошкольников – Развитие ребенка

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *