Нарушение внимания у детей: Нарушения внимания у детей. Признаки нарушения внимания у ребенка и как ему помочь?

Содержание

Нарушения внимания у детей. Признаки нарушения внимания у ребенка и как ему помочь?



«Он такой невнимательный, постоянно отвлекается, всё забывает!» — часто жалуются родители первоклассников, да и детей постарше. Действительно, нарушение внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста — серьезная проблема.

Невнимательный ребенок плохо усваивает информацию, отстает в обучении. Часто не может довести до конца ни одно дело, потому что постоянно отвлекается. Чрезмерно подвижный ребенок, не способный усидеть на месте, будет, конечно, хорошо развит физически, но умственное его развитие часто отстает от более усидчивых сверстников.

Отчего зависит усидчивость и внимание ребенка? Это врожденные свойства или их надо развивать? С чем связана невнимательность? Это болезнь или недостаток воспитания?

Нарушения внимания — лечить или воспитывать?

Часто родители считают, что ребенок непоседливый и невнимательный, потому что «я сам был таким в детстве». То есть им кажется, что свойства внимания передаются ребенку генетически, как группа крови. Или, наоборот, родители возмущаются: «И в кого он такой уродился?!». Подразумевается, что свойства внимания являются врожденными, как цвет волос.

Частично они правы. Действительно, ребенок получает при рождении тип высшей нервной деятельности, так называемый темперамент. И сангвинику, шустрому, подвижному, легко переключающемуся, намного труднее будет сосредоточиться на одном деле, чем флегматику. Но значит ли это, что надо «махнуть рукой» и оставить непоседу в покое? Отнюдь! Воспитание должно помочь ребенку скорректировать то, что дала природа. Специальные развивающие занятия помогут шустрому ребенку удерживать внимание достаточно долгое время, не отвлекаясь, а спокойного научат переключаться с одного предмета на другой. Необходимо развивать у детей произвольное внимание (способность сосредоточиться на предмете волевым усилием), увеличивать объем внимания, его концентрацию, распределение между несколькими объектами.

Однако бывает так, что все усилия родителей и воспитателей не приносят желаемого результата. Даже наоборот — чем больше занимаются с ребенком, чем больше требуют от него, тем более рассеянным он становится, еще чаще отвлекается, а его успехи в обучении совсем сходят «на нет». Что это?

Оказывается, есть такие нарушения внимания, которые требуют вмешательства врача и специального лечения. Синдром рассеянного внимания и гиперактивность диагностируют примерно у 3–7% детей. Мальчики страдают этим заболеванием несколько чаще девочек. При этом у девочек синдром дефицита внимания может наблюдаться и без гиперактивности.

Как отличить болезнь от невоспитанности, лени? Какие признаки должны насторожить родителей и побудить их обратиться к врачу?

Признаки нарушения внимания у детей

Американские психологи выделяют 9 признаков дефицита внимания:

  • Ребенок не способен удерживать внимание на деталях, часто допускает ошибки из-за небрежности, рассеянности.
  • Часто кажется, что ребенок не слушает то, что ему говорят.
  • С трудом удерживает внимание во время выполнения заданий и игр
  • Ребенок не доводит до конца порученные ему дела, не может выполнить простые инструкции.
  • У ребенка трудности с самоорганизацией, он не может организовать свою деятельность.
  • Ребенок не любит заданий, требующих сосредоточенности, умственных усилий.
  • Во время занятий ребенок часто отвлекается на посторонние предметы.
  • Ребенок часто теряет ключи, ручки, карандаши и т. п.
  • Проявляет забывчивость в повседневных делах.

Если вы замечаете у ребенка по крайней мере 6 из этих признаков и они сохраняются несколько месяцев — это повод обратиться к врачу-невропатологу для назначения медикаментозного лечения.

Как помочь ребенку с нарушением внимания?

Во-первых, чем раньше родители заметят, что у ребенка проблемы со вниманием, тем проще их исправить. Для дошкольников есть специальные развивающие игры на внимание. Специальные упражнения окажутся полезными и для школьников, повышая способность к концентрации, увеличивая объем внимания.

Во-вторых, необходимо рационально организовать жизнь ребенка дома:

  • Детям с нарушением внимания особенно важно соблюдать режим дня. Это может показаться трудным. Не отчаивайтесь! Двигайтесь к цели маленькими шажками. Приучайте ребенка вставать в одно и то же время, сразу умываться, чистить зубы. Когда ребенок привыкнет к утреннему ритуалу, можно добавлять в него следующие элементы, например, зарядку. Занятия с детьми тоже должны основываться на доведенных до автоматизма привычках — в одно и то же время, в одном месте. Установите ритуал начала занятия — например, наведение идеального порядка на рабочем столе. Все это поможет ребенку сосредоточиться.
  • У ребенка должно быть свое «рабочее место», где ему никто не мешал бы и было как можно меньше отвлекающих факторов. Проследите, чтобы ребенок не сидел напротив окна, не слышал и не видел работающий телевизор. В его поле зрения не должно быть лишних предметов, только те, что относятся к его занятию в данный момент.
  • Старайтесь свести к минимуму ситуации, требующие от ребенка долго сохранять неподвижность, например, очередь на прием к врачу, дорога. При необходимости заранее продумайте, чем вы развлечете ребенка, чтобы он не скучал.
  • Старайтесь, чтобы ребенок не переутомлялся и не перевозбуждался. Ограничьте просмотр телевизора и компьютерные игры. Для малышей желательно сократить до минимума контакты с посторонними людьми, особенно шумные компании.
  • Чаще хвалите ребенка за успешное выполнение заданий. Даже если получилось не все, всегда можно похвалить за какое-то отдельное достижение. Не ругайте за неудачи. Лучше вместе обсудите, как можно было сделать лучше.
  • С детьми постарше можно использовать списки, памятки.
  • Помогает ребенку сконцентрироваться простой кухонный таймер или песочные часы. Вы даете ребенку задание, которое он должен выполнить наперегонки со временем. После выполнения такого упражнения обязательно дайте ребенку несколько минут расслабиться, подвигаться.

И последний совет родителям. Нарушение внимания у детей- не ваша вина. Но только от вас зависит, как ребенок справится с этой проблемой. Помогите своему ребенку стать внимательным и усидчивым!



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉

Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉


Понравился материал? Поддержите — сделайте репост! Мы стараемся для вас 😉

Gnomik.ru ©

признаки, что у вашего малыша есть СДВ, что делать и как его лечить.



Ваш кроха — настоящий непоседа, сметающий всё на своем пути, подобно урагану? Его сложно уложить спать, заставить доесть тарелку супа и убрать за собой игрушки? Каждый родитель сталкивается с проблемой, когда справиться с собственным ребенком становится практически невозможно. Мамы и папы надеются, что с возрастом малыш станет более спокойным и научится контролировать свое поведение. Большие надежды возлагаются на детский сад и школу: находясь в группе, считают родители, ребенок быстро научится основам правильного поведения. Зачастую именно здесь многие родители впервые сталкиваются с диагнозом «Синдром дефицита внимания».

Как проявляется синдром дефицита внимания у детей?

Любящие родители считают чрезмерную энергичность ребенка, его непослушание и неспособность следовать элементарным правилам поведения всего лишь возрастными особенностями. В подавляющем большинстве случаев это действительно так, поскольку здоровая активность и непосредственность — признаки правильного развития ребенка. Как в таком случае отличить естественную детскую непоседливость от синдрома дефицита внимания?

О нарушении внимания у ребенка говорят следующие признаки:

  • не может долго удерживать внимание во время игры или при выполнении какого-либо действия, требующего усидчивости и сосредоточенности;
  • с трудом выполняет определенные правила и инструкции, что обычно мешает выполнению домашнего задания в школе;
  • не замечает обращенные в его адрес слова;
  • легко отвлекается от выполнения какого-либо задания, с трудом возвращаясь к прерванной работе;
  • у ребенка постоянно теряются различные предметы, необходимые для игр, учебы или домашних дел;
  • в повседневной жизни ребенок проявляет забывчивость;
  • всеми способами старается избежать деятельности, требующей сосредоточенного внимания;
  • не способен концентрировать внимание на деталях, вследствие чего постоянно делает ошибки при выполнении школьных или других заданий;
  • у ребенка возникают проблемы при попытках организовать какую-либо деятельность или игру.

Наиболее вероятно наличие у ребенка синдрома дефицита внимания, если в его поведении присутствуют как минимум шесть из перечисленных признаков.

Чаще всего синдром дефицита внимания у детей сопровождается гиперактивностью в сочетании с импульсивностью. Об этом может говорить присутствие в поведении ребенка следующих признаков:

  • кисти и стопы ребенка пребывают в постоянном движении;
  • ребенок неусидчив, часто покидает свое место в ситуациях, когда это запрещено правилами, например, на уроке в школе или занятии в детском саду;
  • постоянно двигается без всякой цели, даже если окружающая обстановка не располагает к излишней активности;
  • ребенок не признает тихие, спокойные игры и занятия;
  • много разговаривает, часто проявляя неуместную болтливость;
  • отвечая на вопрос, часто перебивает и начинает говорить, не дослушав фразу до конца;
  • проявляет нетерпение, не способен придерживаться очереди в играх и других ситуациях;
  • прерывает разговоры других детей и взрослых, вмешивается в их дела, обращая внимание на себя.

Диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» подразумевает наличие у ребенка как минимум шести из вышеперечисленных признаков.

Диагностика заболевания

Достоверное установление диагноза усложняется отсутствием объективных методов диагностики, потому требует особо тщательного подхода. Основным этапом диагностического процесса является опрос родителей и самого ребенка, а также отстраненное наблюдение за ним. Широко используются специальные опросники, которые заполняются родителями, педагогами в школе или воспитателями в детском саду.

Психолог проводит обследование с целью установления уровня интеллектуального развития, а также выявления нарушений различных школьных навыков, соответствующих возрасту ребенка. На основании полученных данных врач может диагностировать заболевание, в обязательном порядке учитывая следующие критерии:

  • симптомы мешают процессам социальной адаптации, обучения и коммуникации;
  • первые признаки заболевания отмечаются в раннем дошкольном возрасте и присутствуют не менее шести месяцев;
  • проявление симптомов не зависит от места нахождения ребенка, то есть поведение одинаково дома и в детском саду, или школе.

Также при постановке диагноза врач-педиатр и невролог должны исключить наличие иных заболеваний, проявлениями которых могут быть симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Родителям стоит помнить о том, что диагноз может быть поставлен только врачом. Не нужно делать поспешные выводы со слов всезнающей соседки или воспитателя в детском саду, которые норовят «наградить» диагнозом активного малыша. Следует отметить, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагностируется у ребенка в возрасте не менее 6 лет.

Причины заболевания

На сегодняшний день специалистами не называется точная причина, по которой у ребенка возникает синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Большинство врачей сходятся во мнении, что данное заболевание заложено генетически. Кроме этого, существует ряд факторов риска, сопровождающих будущую маму во время беременности, а также влияющих на ребенка в первые годы жизни.

  • Неправильный образ жизни мамы в период беременности: употребление алкоголя, курение, приём некоторых лекарств, стрессы и недостаток физической активности. Именно поэтому женщина должна отказаться от всех вредных привычек, выполнять все предписания врача, правильно питаться. Прогулки на свежем воздухе и зарядка во время беременности также положительным образом сказываются на внутриутробном развитии малыша.
  • Нарушения в развитии головного мозга новорожденного в результате асфиксии, а также последствия различных родовых травм.
  • Микроклимат в семье — наличие конфликтов между родителями, алкоголизм членов семьи, неблагоприятное окружение ребенка.

Лечение синдрома дефицита внимания у детей

В нашей стране практически каждый пятый ребенок получает диагноз «синдром дефицита внимания», лечение данного заболевания проводится комплексно и включает в себя психотерапевтические методы, а также педагогическую и нейропсихологическую коррекцию.

Медикаментозное лечение применяется только в очень тяжелых случаях, поскольку риск развития побочных эффектов достаточно велик. Только опытный врач-невролог сможет подобрать лекарственные препараты с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания.

Социальная адаптация очень важна для ребенка с диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», лечение этой болезни потребует помощи педагогов детского сада и школы. Возможно, ребенку понадобится специальная программа обучения и особая система поощрений. Также опытный педагог может сгладить конфликтную ситуацию в коллективе или пересадить ребенка ближе к своему месту.

Главную роль в лечении ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью играют родители. Именно от их поведения зависит успех исцеления. Родителям следует правильно организовать режим дня своего ребенка, а также придерживаться определенной линии поведения, не допускающей крайностей: проявления чрезмерной мягкости или, напротив, предъявления завышенных требований и применения системы жестких наказаний.

Корректируя поведение ребенка, родители должны придерживаться следующих рекомендаций:

  • разработайте систему вознаграждений: за свои достижения ребенок может получать какие-либо знаки отличия (звезды, галочки). По достижению определенного количества знаков его можно премировать игрушкой, походом в зоопарк или кинотеатр;
  • позвольте ребенку выбрать домашние дела, которые он должен выполнять каждый день: выносить мусор, гулять с собакой, поливать цветы;
  • составьте вместе с ребенком распорядок дня, четко придерживайтесь обозначенных в нем пунктов;
  • по возможности заведите домашнее животное. Собака или кот успокаивает ребенка, воспитывает в нем чувство ответственности;
  • дайте ребенку возможность расходовать накопившуюся энергию, в этом помогут занятия спортом, длительные прогулки на свежем воздухе;
  • не позволяйте ребенку долгое время играть в компьютерные игры и засиживаться перед телевизором;
  • сохраняйте спокойствие в любой ситуации, ваше поведение должно быть примером для ребенка.

Помните, ваш ребенок — уникален, просто ему нужна особая поддержка и забота. Не отворачивайтесь от проблемы, вооружитесь знаниями, заручитесь поддержкой врачей, педагогов и членов семьи. Вместе вы сможете раскрыть потенциал ребенка, облегчить его взаимодействие с другими людьми и подарить полноценную, полную ярких событий жизнь.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉


Понравился материал? Поддержите — сделайте репост! Мы стараемся для вас 😉

Gnomik.ru ©

причины, синдромы, лечение — Колесо жизни

Дети – это наше продолжение, «цветы жизни», отражение нас самих. Они такие разные и каждый ребенок по-своему особенный. Кто-то – тихий и спокойный, а кто-то – активный и очень подвижный.

Именно о гиперактивных детях, неусидчивость которых выходит за пределы психологической нормы, пойдет речь в данной статье.

Какого ребенка называют гиперактивным?

Давайте разберемся, если у ребенка зашкаливает запас энергии, он всем интересуется, но вместе с тем обладает способностью слушать ответы на свои вопросы – это не гиперактивность, это развитый познавательный интерес.

Гиперактивный синдром – это синдром, при котором процессы возбуждения нервной системы значительно превосходят процессы торможения. Данные особенности напрямую зависят от чрезмерного проявления эмоций, проявляются чаще всего у детей раннего возраста, реже – у подростков.

Гиперактивный синдром почти всегда объединяется с синдромом дефицита внимания (СДВ), образуя так называемый синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), поэтому психологи часто используют данную аббревиатуру для обозначения комплекса данных симптомов.

В зависимости от возраста, признаки гиперактивности у детей имеют разный характер:

  • В возрасте 1-2 года, у детей, склонных к гиперактивности, проявляется повышенная нервозность, плаксивость, которая переходит в затяжные истерики, нарушение сна, раздражительность.
  • В 3-4 года наблюдается импульсивность действий, неспособность завершить начатую игру, нарушения мелкой моторики, и тонких дифференцированных движений кисти руки, а также, проявления неконтролируемой агрессии.
  • В 5-6 лет родители наконец-то начинают бить тревогу, ведь ребенок не способен осваивать программу детского сада, которая является необходимым компонентом в подготовке ребенка к школе, начинает ярко проявляться СДВ, а также нападения неконтролируемой ярости и истерики.
  • Позже, 7,8-9,10 лет все вышеперечисленные проявления значительно усиливаются, что приводит к неспособности усвоить азы школьной программы, появляются признаки социальной дезадаптации, развивается делинквентное поведение, а также ярко выраженная лабильность эмоций.

Важно своевременно обнаружить проявления гиперактивного синдрома, ведь чем раньше диагностировать проблему, тем эффективнее будет коррекционная работа по ее нивелированию.

Причины и классификация синдрома гиперактивности

Чтобы правильно классифицировать разновидности гиперактивного синдрома, следует знать причины его возникновения:

  • Перинатальные, или внутриутробные – хронические заболевания матери, химическое воздействие на мать во время беременности, курение, алкоголизм будущих родителей, инфекционные заболевания будущей матери, травмы во время беременности, наличие фактора угрозы выкидыша и т. д.
  • Натальные – затяжные роды, кровоизлияния, асфиксия, использование дополнительных средств во время родов, таких как щипцы или вакуум, препараты, стимулирующие родовую деятельность, стремительные роды, кесарево сечение.
  • Постнатальные – уровень экологического загрязнения места обитания, тяжелые болезни ребенка в первые три года жизни, такие как менингит, энцефалит и др.

Существует международная классификация болезней (МКБ — 10) согласно которой, гиперактивность относится к разделу «Эмоциональные нарушения и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» в более узком смысле — располагается в подразделе «Расстройства активности и внимания» – F90.0, а также «Гиперкинетическое расстройство поведения» – F90.1

Синдром гиперактивности имеет несколько разновидностей, в соответствии с американской классификацией болезней DSM-IV, выделяют:

  • Синдром, который сочетает дефицит внимания и гиперактивность – встречается чаще всего.
  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания – может быть симптомом более серьезных нарушений ЦНС, или индивидуальной чертой характера личности.
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности – чаще встречается у девочек, проявляется в виде патологической мечтательности и «выпадение» из реальности.

Важно правильно дифференциально диагностировать тип нарушения определенного ребенка, для разработки эффективной индивидуальной коррекционной программы.

Гиперактивный ребенок: лечение и нивелирования симптомов

К сожалению, в основном, на момент постановки диагноза, ребенок уже учится в начальной школе, что значительно усложняет коррекционную работу с ним.

Если вашему ребенку поставили диагноз СДВГ, следует четко придерживаться назначенного врачом лечения.

Среди возможных видов медицинской помощи наиболее распространенными являются: нейропсихологическая коррекция, фармакотерапия, холдинг-терапия, поведенческая терапия, Босс-терапия.

Важно помнить, что различными видами медицинской помощи занимаются разные специалисты. Например, все, что касается психолого-коррекционной работы – выполняет психокоррекционный педагог или психотерапевт, а фармакологические назначения имеет право предоставлять только психиатр, невропатолог или невролог.

Важно осознать, что гиперактивный ребенок имеет огромный запас энергии, которую нужно направить в мирное русло. Поэтому в тандеме со специализированной помощью должна быть физическая нагрузка, которая соответствовала бы уровню проявлений гиперактивности. Например, это может быть:

  • занятия спортом;
  • танцы;
  • боевые искусства;
  • туризм и тому подобное.

Дополнительно подобные занятия научат регулировать негативные поведенческие реакции, а также повысят уровень внутренней дисциплины.

Тут будет размещена реклама

Практические советы родителям гиперактивного ребенка

Работа с родителями гиперактивного ребенка состоит, во-первых, в помощи им осознать, что их ребенок имеет отклонения от нормы.

Очень часто родители ищут отговорки по типу: «Он просто избалован», «Всыпать ему и все пройдет», «Это ребенок индиго, вы не понимаете» и т. д. Это не что иное, как психологическая защита родителей, поэтому важно мягко подвести к осознанию проблемы, ради самого ребенка и его благополучия. Главное – осознать, что гиперактивность – не приговор, этот синдром довольно легко снивелировать.

Во-вторых, со стороны родителей требуется колоссальный запас терпения, важно окружить ребенка вниманием и заботой. Крик – это ваш враг, подобная реакция, только вызовет у ребенка агрессивный ответ и только усложнит ситуацию.

Особенно важно правильно и дозированно подавать материал или инструкцию выполнения определенной задачи, при необходимости – максимально сократить информацию и повторить ее несколько раз, пока вы не убедитесь, что ребенок сконцентрировался и вас услышал.

Читайте также: Переходной возраст: совместный путь

В-третьих – старайтесь создать благоприятную среду развития ребенка. Избегайте стрессовых ситуаций и конфликтов в семье, придерживайтесь режима дня, четко следуйте инструкциям и советам врача о питании и приеме препаратов, добавьте в рацион успокаивающие чаи из мелиссы, ромашки или мяты.

При соблюдении назначенного лечения в сочетании с благоприятной средой и вашей заботой, ребенок научится контролировать собственные поведенческие реакции и ничем не будет отличаться от ребенка без СДВГ.

А главное – любите своего малыша таким, какой он есть, не ставьте психологических блоков, ни в коем случае не стесняйтесь его и все у вас будет хорошо!

Спасибо, что помогли сделать качество статей лучше!

Особенности организации внимания у детей с СДВГ

Автор Предложить Статью На чтение 12 мин. Опубликовано Обновлено

Особенности организации внимания у детей с СДВГ

Одним из базовых компонентов селективного внимания является контроль сенсорных каналов. При изучении этого компонента внимания возникают трудности дифференциации нарушений собственно внимания с сенсорными дефицитами. Для того, чтобы отделить специфические сенсорные нарушения от нарушений, связанных с процессами регуляции и контроля, необходимо проводить сравнительные исследования внимания при приеме и анализе информации различных модальностей (intermodal comparison). В обзорной работе А. Какаце и Д. МакФерлана, посвященной исследованию нарушения слухового внимания, представлены данные, указывающие на то, что гиперактивные дети хуже, чем дети контрольной группы, справляются с выполнением заданий на селективное и распределенное внимание, а комфортный уровень звучания для таких детей выше, чем для детей в норме. В работе Г. Веди и соавт. показано, что при слуховой модальности сигнала нарушения внимания выражены сильнее, чем для других сенсорных модальностей. В работах А. Заметкина и соавт. на взрослых испытуемых и подростках с СДВГ было продемонстрировано снижение метаболизма в левой передней лобной области во время выполнения слухового continuous performance test (СРТ). С другой стороны, существует большое количество работ (более 20 обзоров только за последние годы), содержащих данные о нарушениях селективного внимания в зрительной модальности у детей и взрослых с СДВГ. Более того, есть работы, в которых подчеркивается более выраженный характер нарушений внимания при гиперактивности именно для зрительной модальности по сравнению со слуховой. В работе Л. Йонкман и соавт. использовались два теста на бдительность (зрительный и слуховой), а также тест на зрительное обнаружение. Дети с СДВГ показали достоверно больше ошибок обнаружения (в виде опережения) в зрительном тесте на бдительность, чем дети контрольной группы; по параметрам бдительности в слуховой модальности они не отличались от контрольной группы. Тот факт, что при СДВГ не выявлено однозначного нарушения селективного внимания в какой-то одной модальности, еще раз указывает на то, что если и уместно говорить о специфических для этого синдрома нарушениях процессов переработки информации, то эти нарушения лежат в сфере контроля и регуляции, а не в сфере сенсорики.

Как указывалось выше, на нейроанатомическом уровне у детей с СДВГ в ряде исследований была обнаружена некоторая дефицитарность правого полушария. Проявляется ли это каким-то образом в организации внимания? Ответ на этот вопрос можно найти в экспериментах с исследованием внимания к левому и правому полуполям зрения (visual field examination). Широко распространенной является парадигма М. Познера, когда стимулы предъявляются в правое и левое полуполя зрения, существует центральная точка фиксации и центральные подсказки: валидный, невалидный, нейтральный ключи. При применении этой парадигмы у детей с СДВГ в большинстве исследований обнаружены трудности опознания тестовых сигналов, предъявляемых в левое поле зрения (правому полушарию). М. Малой и соавт. сообщают о большем времени реакции у детей с СДВГ (по сравнению с нормой) при предъявлении стимулов в левое поле зрения. При этом лечение метилфенидатом оказывает терапевтический эффект в виде уменьшения разницы во времени реакции в разных полях зрения. Дж. Свансон и соавт. использовали версию парадигмы М. Познера с подсказкой, появляющейся в правом или левом поле зрения для тестирования детей с диагнозом СДВГ в сравнении с группой нормы. Они обнаружили, что дети с СДВГ демонстрируют достоверно более длительные времена реакции на стимулы с длительной задержкой между невалидной подсказкой и тестовыми сигналами в том случае, если они предъявлялись в правое полуполе зрения. К. Картер и соавт. изучали влияние эндогенных и экзогенных подсказок — ключей и получили, на первый взгляд, результат, противоречащий полученному группой Дж. Свансена — меньшую эффективность внимания к стимулам слева. Различия в результатах этих двух исследований могут быть связаны с особенностями экспериментальных парадигм — в исследовании Дж. Свансена и соавт. подсказка и стимул предъявлялись в правое или левое поля зрения, а у Картера и соавт. подсказка предъявлялась в центральное поле зрения. В более поздней работе с использованием центральной подсказки Дж. Свансон и соавт. получают результат, аналогичный результату К.Картера и соавт. Вывод, который делается в работе К. Картера и соавт. соответствует более поздним выводам Дж. Свансена и соавт.: у детей с СДВГ нарушены функции правого полушария. О более низких показателях избирательного внимания при предъявлении стимулов в левое поле зрения у детей с СДВГ по сравнению с контрольной группой сообщается в работе С. МакДональд и соавт., аналогичные отклонения у взрослых обнаружены в исследовании Дж. Эпштейн и соавт.

Следовательно, по результатам экспериментальных психологических исследований можно говорить о преобладании дисфункции правополушарных механизмов селективного внимания у детей с СДВГ.

Важным компонентом избирательного зрительного внимания является способность к активному поиску значимого сигнала в зрительном поле (visual scanning)). Активное сканирование зрительного поля — сложная функция, которая может страдать при нарушении таких процессов, как регуляция движений глаз, поддержание внимания, нарушения программирования деятельности и одностороннее невнимание (neglet) при дисфункции одного из полушарий. При тестировании этого аспекта внимания на экране предъявляются матрицы (горизонтальные и вертикальные ряды) стимулов с центральной точкой фиксации, среди которых находится тестовый, отличающийся от остальных каким-то одним признаком. Например, квадрат с открытой верхней стороной среди квадратов с другими открытыми сторонами или определенная буква среди других букв. Применение бланкового варианта вербального теста на сканирование зрительного поля у взрослых с СДВГ позволило обнаружить трудности сканирования левого поля зрения в этой группе испытуемых по сравнению с контролем. Дж. Кошак и соавт. исследовали детей с СДВГ в возрасте 9-12 лет с помощью батареи когнитивных тестов внимания. По многим тестам дети с СДВГ не отличались от контрольной группы или выполняли задания быстрее. Вместе с тем, тест на сканирование зрительного поля выявил большее время реакции и большее стандартное отклонение времен реакции на сигналы, расположенные слева от точки фиксации у детей с СДВГ.

Движения глаз — существенный компонент избирательного внимания. Именно поэтому регистрация движений глаз является достаточно распространенным методом исследования процессов селекции. Одним из подходов в исследовании внимания с помощью регистрации движения глаз является изучение саккад (быстрых движений, которые непосредственно участвуют в акте зрения). Параметры саккад могут служить количественной мерой внимания и рабочей памяти. Существует множество различных манифестаций нарушений саккадических (прерывистых) движений глаз (СГД), зависящих от локализации мозговых поражений: паралич СГД при поражениях среднего мозга, увеличение латентности СГД (скрытого состояния) вследствие дорсолатеральных поражений теменной коры и дефицит фиксации при поражении фронтальных (лобных) зрительных полей. Помимо саккадических движений глаз исследуют так же и антисаккады — движение глаз в симметричную к зрительному сигналу точку противоположного полуполя зрения. Подготовка антисаккад требует значительного усиления процессов пространственного внимания, что отражается в большей реактивности вызванных потенциалов мозга во фронтальных и теменных областях правого полушария. С. Каирней и соавт., сопоставляя данные по изучению движений глаз при выполнении различных тестов на внимание, приходят к выводу, что их характер варьирует от теста к тесту у детей с СДВГ разных возрастов и зависит от проведенного лечения. Другие авторы, изучавшие данную проблему, не обнаружили нарушений как саккадических, так и антисаккадических движений глаз у детей с СДВГ. В работе К. Амана и соавт. дети с СДВГ демонстрировали наличие небольшого количества глазных движений, в отличие от не гиперактивных детей, а Д. Муноц и соавт. зарегистрировали значительное возрастание количества таких движений как в группе леченых, так и в группе нелеченых детей с СДВГ. Т. Коулд и соавт. обнаружили, что дети с СДВГ совершают значительно больше длинных саккад. Многие авторы сообщают о невозможности отличить группу испытуемых с СДВГ по латентности саккадических движений глаз как от контрольной группы, так и от группы пациентов с шизофренией (взрослые испытуемые). В то же время при сравнении детей трех групп: с синдромом Туаретга, с синдромом Туаретта и СДВГ, и детей контрольной группы С. Мостовски и соавт. наблюдали у детей с СДВГ наибольшую латентность просаккад. Этими же авторами отмечен больший разброс латентностей саккад у нелеченых детей с СДВГ в отличие от леченых.

Исследуя возрастную динамику саккадических движений глаз у детей с СДВГ (7-15 лет), К.Кляйн и соавт. обнаружили увеличение с возрастом времени реакции при про — и антисаккадических движениях глаз, увеличение доли ошибок, увеличение количества ранних ответов и уменьшение доли быстрых (точных) движений в тестах просаккадических глазных движений. Дефицит фиксации в виде возрастания времени реакции и количества ошибок при исследовании как саккадических так и антисаккадических ДГ, особенно при нецентральном положении стимула, отмечен многими исследователями. Вместе с тем, не выявлены различия при исследовании саккадических движений глаз в заданиях, связанных с использованием памяти. Несмотря на противоречивость данных исследований микродвижений глаз, они еще раз говорят о нарушении процессов избирательного внимания у детей с СДВГ.

Бдительность (vigilance) — способность произвольно поддерживать внимание в течение длительного времени. В заданиях при исследовании бдительности (с большими интервалами между стимулами) или поддержания внимания (с короткими интервалами между стимулами) испытуемый должен реагировать на редкие релевантные сигналы в ряду нерелевантных или на смену регулярной последовательности сигналов. Эти тесты могут быть акустическими, зрительными или смешанными. Характерным примером такого теста является СРТ — continuous performance task. В оригинальной версии теста испытуемому предъявляется последовательность букв или цифр в случайном порядке в течение 10-20 мин. Испытуемый должен нажать на кнопку, если появляется тестовый редкий стимул, например, буква «X», или нажимать нужно только в том случае, когда букве «X» предшествует буква «А». В качестве стимулов могут использоваться также цифры, геометрические фигуры или изображения животных.

Основная масса исследователей отмечают нарушение этого компонента внимания у детей с СДВГ (невнимательного и комбинированного типов), однако встречаются данные, указывающие на отсутствие различий с нормой для внимания к стимулам какой-то определенной модальности, например — слуховой. Сравнительное изучение сформированности различных компонентов внимания (бдительности и тормозного контроля (inhibitory control)) у детей 3,5 — 7 лет с риском развития СДВГ показало, что они страдают в равной степени. Это, по мнению авторов, означает, что в основе СДВГ лежит не дефицит тормозного контроля, а более общие нарушения регуляции. В то же время в исследованиях детей с преобладанием гиперактивности/импульсивности часто сообщается об отсутствии различий с группой нормы по данному компоненту внимания или о меньшей выраженности этих нарушений у данной группы детей с СДВГ. Р. Таннок и соавт. сообщают о положительном влиянии терапии стимуляторами, в частности метилфенидатом, на время реакции и поведение детей с СДВГ при выполнении заданий на бдительность.

Бдительность как компонент внимания тесно связана с рабочей памятью (working memory), т.к. сохранение в рабочей памяти информации, необходимой для осуществления длительной деятельности, требует поддержания определенного уровня произвольного внимания. Согласно концепции Р.А. Баркли, рабочая память, как один из основных компонентов управляющих функций, неизбежно должна страдать у детей с СДВГ. Исследованием рабочей памяти у детей с СДВГ занимались многие научные коллективы. Согласно их данным, дети с СДВГ хуже, чем их здоровые сверстники, решают задачи как на вербальную, так и на невербальную рабочую память. Они плохо справляются с такими заданиями, как повторение цифр (в прямом и обратном порядке), устный счет, удержание материала в период отсрочки, а также заданиями на зрительно-пространственную память, где необходимо запомнить пространственное расположение объекта. Нарушения рабочей памяти у детей с СДВГ имеют неспецифический характер, что позволяет связать их прежде всего с трудностями поддержания внимания.

Таким образом, при изучении организации внимания, так же как и при изучении морфофункциональных особенностей мозга и когнитивных процессов, исследователи сталкиваются с неоднородностью явления, которое обозначается термином «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Анализ специальной литературы, посвященной особенностям внимания у детей с СДВГ, показывает, что в тех случаях, когда нарушение диагностируется как невнимательность или невнимательность в сочетании с гиперактивностью, могут страдать самые различные аспекты внимания.

Современные нейрофизиологические и психофизиологические концепции рассматривают внимание, как процесс, функцией которого является контроль и регуляция деятельности. Эта функция осуществляется с помощью специализированных мозговых систем (источников внимания или регуляторных систем), которые оказывают модулирующее избирательное влияние на структуры мозга, участвующие в ее реализации, формируя, таким образом, функциональные системы. Данные, накопленные в нейрофизиологии и психофизиологии, позволяют выделить различные классы модулирующих (регуляторных) систем мозга, которые обеспечивают основные компоненты внимания. Так, общий уровень бодрствования (активационный компонент) обеспечивается преимущественно системами неспецифической активации ствола головного мозга, поддержание необходимого уровня активности (мотивационный компонент) — взаимодействием лимбических структур с высшими регуляторными центрами — медиальными областями лобной доли и передней цингулярной извилиной, а избирательная обработка релевантного сигнала (информационный компонент) — системами, включающими глубинные образования (гиппокамп, таламус, базальные ганглии) и ассоциативные зоны коры (теменные и префронтальные).

Данные о роли различных модулирующих систем мозга в обеспечении основных компонентов внимания с одной стороны, и разнообразие дефицитов внимания у детей с СДВГ с другой, позволяют предположить, что в основе различных форм этого синдрома могут лежать особенности функционального состояния или функциональной зрелости глубинных регуляторных структур мозга.

В связи с этим наиболее оптимальным для целей дифференциального изучения механизмов, а в дальнейшем и диагностики, различных форм СДВГ у детей представляется сочетание анализа особенностей организации внимания с исследованием функционального состояния и степени функциональной зрелости мозгового субстрата процессов регуляции и контроля — модулирующих систем мозга разного уровня.

Произвольное внимание. Развитие произвольного внимания, нарушения и коррекция

В статье представлена классификация нарушений произвольного внимания и рассмотрен вопрос- Как развить произвольное внимание?

Внимание проявляется не само по себе, а в процессе проявления таких познавательных функций, как мышление, восприятие, память. Оно является показателем динамики происходящих психических процессов, поэтому развитое произвольное внимание – непременное условие качественного выполнения любого дела.

Развитие произвольного внимания ребёнка

Важнейшую роль в развитии произвольного внимания ребёнка играет… игра. Именно она вызывает эмоциональный интерес, т.е. стимулирует непроизвольное внимание, на основе которого затем выстроится внимание произвольное. Во время игры у ребёнка формируются основные элементы волевых действий, таких как постановка цели, принятие самостоятельного решения, составление плана действий и его выполнение, приложение усилий для преодоления препятствий и, наконец, оценка конечного результата своих действий.

Развитие речи у ребёнка-дошкольника способствует развитию восприятия и формированию произвольного внимания. Уровень формирования речи напрямую связан с уровнем развития произвольного внимания, и поэтому игры на формирование речи благоприятствуют развитию произвольного внимания. Во время игры условия и требования, озвученные взрослым, помогают ребёнку овладеть произвольным вниманием.

Развивая произвольное внимание, не обойтись без воспитания силы воли, и в этом вопросе педагогам и родителям важно проявлять разумную требовательность. Разумеется, строгость и требовательность старших не должны вызывать у ребёнка страх, ведь в противном случае результат окажется плачевным – от нежелания заниматься до душевной травмы и комплекса неполноценности.

Однако опираться только на интерес в работе с детьми старшего дошкольного возраста тоже нельзя. Их нужно научить сосредоточиваться на занятиях, которые необходимы, даже если они не вызывают интереса. Неумение работать приведёт к плохому усвоению материала на последующих занятиях в школе. Ребёнок может понимать, что быть внимательным – это важно, но этого недостаточно, произвольному вниманию нужно учиться. Для дошкольника это означает научиться:

  • принимать все усложняющиеся инструкции,
  • удерживать их, сохраняя внимание, в течение всего занятия,
  • развивать в себе навыки самоконтроля.

Игры на произвольное внимание

Развитие произвольного внимания происходит постепенно, по мере развития каждого из его свойств (устойчивости, распределения, объёма, концентрации, переключаемости). Эти свойства развиваются независимо друг от друга, и их освоение неравномерно.

Для развития произвольного внимания с успехом используются разные виды игр. Это могут быть подвижные игры на внимание, развивающие разные его свойства или игры на произвольное внимание, предполагающие внимательность, усидчивость, неподвижность.

Ниже мы приводим несколько игр, хотя не сомневаемся, что при желании Вы без труда найдёте сколько угодно игр, подходящих для именно Ваших обстоятельств.

Игра «Бывает – не бывает»

Эта игра развивает слуховое внимание и помогает научиться распределению внимания. Для игры понадобится мяч. В ходе игры взрослый произносит короткое высказывание и бросает мяч. Ребёнок должен поймать его, если то, о чем говорил взрослый, бывает. Если такого не бывает, мяч ловить не нужно. Например, можно использовать такие высказывания:

  • Мышка бежала, кошку поймала.
  • Зелёный крокодил по лесу бродил.
  • В вазе у Наташки расцвели ромашки.
  • Над рекой росла метла.
  • Под кустом сидит лиса.
  • На кувшинке лягушка позвонила подружке.
  • Иван принёс проросший овёс
  • и так далее.

Не обязательно использовать рифмы, можно придумывать на ходу: «муха сочиняет пьесу», «Витя рассыпал игрушки» и т.д.

Игра «Найди меня».

Для этой игры понадобится раздаточный материал – листы с буквами, напечатанными без пробелов. Кто скорее отыщет спрятанное слово, тот и молодец. Кто найдёт больше всех слов, тот и выиграл. Например:

араимтсьвлрпаратинакинооатмтил

миаоаоплисаполеконьаттьилилвал

сливамтмтмтароперокашатитилпли

делсимимиимоаонебоводатеньмта

итдыняселорткепакошкамбаньавти

Как вариант, для детей постарше можно использовать одно длинное слово, с тем чтобы из его букв составить новые слова – такой вариант хорошо подходит для игры двоём. В этом случае после окончания заданного времени (например, один из игроков скажет: «Стоп!») игра останавливается, игроками называются найденные слова, все совпавшие вычёркиваются, и побеждает тот, у кого в результате слов останется больше. Взрослый (или словарь) поможет удостовериться, что слова существуют и написаны грамотно.

Игра «Что исчезло?»

Для игры понадобится не менее семи-восьми разных мелких предметов. Взрослый называет каждый из них их и коротко характеризует. Затем просит ребёнка закрыть глаза, убирает один из предметов и предлагает открыть глаза, посмотреть и вспомнить, чего не хватает.

Нарушения произвольного внимания

Нарушения произвольного внимания затрудняют или даже делают невозможным восприятие и изучение объекта окружающего мира. Причины нарушения произвольного внимания могут быть разными. Среди них:

  • стрессы;
  • интоксикация;
  • перенесённые инфекционные заболевания;
  • сосудистые нарушения головного мозга;
  • нейро-эндокринные процессы;
  • атрофические и дегенеративные изменения структур головного мозга;
  • органические поражения мозга.

При истощении нервной системы у любого человека может возникнуть астеническое состояние. Причиной, как правило, служат перенапряжения разного рода, истощающие нервную систему. Это могут быть и хронические недосыпания, и переживания, и умственные перегрузки, и ослабившие организм перенесённые инфекции, и интоксикация. В этом случае человеку трудно сконцентрировать внимание, сосредоточиться на выполнении задания, его раздражают и отвлекают любые посторонние звуки.

Слабая устойчивость внимания, рассеянность часто отмечаются у пожилых людей, это связано с началом проявления склероза сосудов головного мозга. Локальные поражения лобных долей головного мозга приводит к трудностям с переключением внимания.

Классификация нарушений произвольного внимания отражает нарушение его отдельных функций:

  • Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте. Это нарушение концентрации внимания.
  • Уменьшение объема воспринимаемой информации – ограничение её количества. Это нарушение объема внимания.
  • Скачкообразность, лабильность внимания – постоянная смена занятий и интересов. Это нарушение устойчивости внимания.
  • Инертность (малоподвижность) внимания – проявление нарушения его переключаемости или патологическая фиксация на чём-то.
  • Истощаемость внимания – нарушение его интенсивности в процессе работы.

Коррекция произвольного внимания

Поскольку нарушения произвольного внимания в большинстве случаев имеют временных характер и связаны с физическими и эмоциональными перегрузками, при правильном подходе можно достичь хороших результатов в коррекции. С этой целью используются методы психолого-педагогической коррекции, иглорефлексотерапия, электростимуляция коры и подкорковых структур мозга токами малой интенсивности, ноотропы, стимуляторы мозговой активности. Помочь выявить проблему и назначить лечение должен врач (невролог, психиатр), основываясь на тщательном предварительном обследовании.

Особо хочется остановиться на проблеме коррекции нарушений произвольного внимания у старших дошкольников, ведь без хорошо развитого произвольного внимания они не смогут усвоить необходимую информацию на занятиях. Для успешной коррекции произвольного внимания необходимо прежде всего выявить причины и факторы невнимательности. Это могут быть:

  • слабая мотивация;
  • недостаточные волевые качества;
  • недостаток базовых учебных знаний и умений;
  • неумение планировать;
  • неумение контролировать свою деятельность;
  • недостаточность психических функций;
  • нарушение динамики психических процессов.

Выявив причины, можно работать над коррекцией произвольного внимания. Прежде всего она будет направлена:

  • на повышение психической активности ребёнка;
  • на развитие способности регулировать психическую деятельность;
  • формирование желательной модели поведения;
  • на коррекцию эмоциональных отклонений.

Так, дети с психической истощаемостью нуждаются в контроле: нагрузки должны правильно распределяться и чередоваться. Такие дети нуждаются в достаточных паузах для отдыха и в «физкультминутках» для физической разрядки. Объем заданий должен повышаться постепенно, с учётом улучшения состояния. Если родители и педагоги всё делают правильно и нагрузка рассчитана адекватно, то наградой станет повышение работоспособности ребёнка и проявление активности и интереса на занятиях.

Для коррекции произвольного внимания у детей с повышенной тревожностью следует прежде всего устранить ситуации, которые их беспокоят, приводя к эмоциональному перенапряжению. Это могут быть устные ответы перед всем классом (с места или у доски). Такие дети нуждаются в ободрении, похвале, повышении самооценки, воспитании уверенности в себе и в своих силах. Проверять задание у таких детей желательно индивидуально, в устном или письменном виде.

Дети, имеющие дефицит знаний и умений и невнимательные по этой причине, нуждаются в заданиях, соответствующих их возможностям.

Гиперактивные дети для коррекции произвольного внимания нуждаются в организации рабочего места на глазах у родителя или педагога, при этом на рабочем столе не должно быть отвлекающих внимание предметов. Время от времени они нуждаются в движении, и их нельзя в этом ограничивать, но можно разумно использовать эту особенность: на занятиях такой ребёнок может собрать тетради, или вымыть доску, или принести мел.

При повышенной психической истощаемости, слабой воле и низкой мотивации учебный материал можно подавать, связывая его с той информацией, которая для ребёнка значима. Пусть ребёнок, самостоятельно или со взрослым, подумает, как в жизни ему могут пригодиться те или иные знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Элементы соревнования, игры, поощрения в виде флажков, баллов и т. д. помогают мотивировать таких детей и улучшают произвольное внимание.

Одной из причин нарушений произвольного внимания у детей может быть недостаточный психический тонус. В этом случае внимание быстро истощается, а умственная работоспособность снижается. В этом случае полезно использовать самомассаж, дыхательные упражнения, растяжки, релаксацию, упражнения на стабилизацию общего тонуса тела.

Роль родителей в коррекции произвольного внимания ребёнка крайне велика: от них требуется терпение и особый подход, спокойное поведение, умение избежать конфликта, доверительные и доброжелательные взаимоотношения с ребёнком, позитивность.

Профилактика нарушений произвольного внимания предусматривает тренировку основных его параметров: интенсивности, объема, устойчивости, переключаемости, концентрации.

Развивать внимание никогда не поздно! В игровой форме, с удовольствием и пользой для себя, можно его тренировать с помощью специальных упражнений на внимание ,которые в виде развивающих игр предлагает для Вас Битрейника.

Желаем Вам успехов в саморазвитии и воспитании!

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей: диагностика и лечение | #01/10

Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских неврологов, психиатров и педиатров, но также педагогов и психологов [1–5].

Русскоязычное название СДВГ является адаптированной версией англоязычного термина «расстройство с дефицитом внимания/гиперактивностью» (attention deficit/hyperactivity disorder). СДВГ — широко распространенное состояние среди детей, достигших старшего дошкольного и школьного возраста. Тот факт, что СДВГ не относится к инвалидизирующим заболеваниям, вовсе не означает, что при нем отсутствует необходимость в терапии.

СДВГ — это название этиологически гетерогенной группы нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста. Эти изменения поведения сопровождаются нарушением внимания и гиперактивностью (у детей старше пяти лет), потенциально приводящими к неуспеваемости (нарушения обучения), антисоциальному поведению, снижению качества жизни [1–5]. В настоящее время установлена нейробиологическая природа СДВГ, частично изучен его патогенез.

По современным представлениям, генетическая опосредованность СДВГ свойственна от 40% до 75% случаев болезни [1, 2]. Биохимическим субстратом в патогенезе СДВГ являются нарушения катехоламинового обмена. Средовое воздействие и влияние иных факторов (недоношенность, низкая масса тела при рождении, курение матери во время беременности и т.?д.) признается, но считается менее значимым [2].

По мнению Zuddas A. и соавт. (2005), психосоциальные факторы окружения взаимодействуют с генетической предрасположенностью к СДВГ, вызывая биологическое повреждение [6]. СДВГ можно рассматривать в качестве исхода перинатального поражения нервной системы или дефекта формирования стереотипа поведения у детей с нарушениями психомоторного развития. В первом случае налицо средовые воздействия внутриутробного окружения (включая гипоксию, воздействие на плод бактериальных, вирусных и иных патогенов), а во втором основную роль играют факторы окружения в постнатальной жизни ребенка.

Средовые факторы, предположительно оказывающие влияние на формирование СДВГ, можно условно разделить, во-первых, на эндогенные и экзогенные, а во-вторых, на пренатальные и постнатальные. К пренатальным факторам формирования СДВГ относятся следующие: гестационные (отягощенный акушерско-гинеколoгический анамнез, токсикозы, гестозы, угроза прерывания беременности и т. д.), курение матери во время беременности, родовая травма (акушерская), воздействие на плод инфекционных патогенов (вирусов, бактерий, вирусно-вирусных и вирусно-бактериальных ассоциаций), токсическое воздействие на плод (тяжелых металлов, интоксикантов растительного и синтетического происхождения и др.), внутриутробная гипоксия плода (острая и/или хроническая), нарушения нейрохимических и/или нейрофизиологических параметров ЦНС, резус-конфликт (внутриутробное формирование стойкого титра специфических антител), внутриутробные нейроинфекции.

Постнатальные факторы формирования СДВГ: недоношенность, морфофункциональная незрелость, задержка внутриутробного развития (ЗВУР), искусственное вскармливание, интранатальная или постнатальная аноксия/аcфикcия/гипоксия, специфические паттерны воспитания в семье, особенности индивидуального темперамента, алиментарные дефициты (витаминов, минеральных веществ, других нутриентов), имитационное поведение детей, особенности церебрального метаболизма различного генеза (дофамина, серотонина, глюкозы и др.), морфометрические особенности ЦНС (мозжечка, базальных ганглиев, других церебральных структур), нарушения функций щитовидной железы и других эндокринных органов, токсические факторы, эмоциональные сложности в отношениях между родителями, воспитание и проживание во внесемейных условиях («институциональных»), а также лечение СД

Расстройство дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) у взрослых — Симптомы и причины

Обзор

Расстройство дефицита внимания / гиперактивности у взрослых (СДВГ) — это расстройство психического здоровья, которое включает в себя сочетание постоянных проблем, таких как трудности с вниманием, гиперактивность и импульсивное поведение. Взрослый ADHD может привести к нестабильным отношениям, плохой работе или учебе, низкой самооценке и другим проблемам.

Хотя это называется взрослым СДВГ , симптомы начинаются в раннем детстве и продолжаются во взрослой жизни.В некоторых случаях СДВГ не распознается или не диагностируется, пока человек не станет взрослым. Взрослые ADHD симптомы могут быть не такими четкими, как ADHD симптомы у детей. У взрослых гиперактивность может уменьшаться, но борьба с импульсивностью, беспокойством и трудностями с вниманием может продолжаться.

Лечение для взрослых ADHD аналогично лечению для детей ADHD . Лечение ADHD для взрослых включает в себя лекарства, психологическое консультирование (психотерапию) и лечение любых психических состояний, которые возникают вместе с ADHD .

Продукты и услуги

Показать больше продуктов от Mayo Clinic

Симптомы

Некоторые люди с СДВГ имеют меньше симптомов с возрастом, но у некоторых взрослых по-прежнему наблюдаются серьезные симптомы, мешающие повседневному функционированию. У взрослых основными характеристиками ADHD могут быть трудности с вниманием, импульсивность и беспокойство. Симптомы могут варьироваться от легких до тяжелых.

Многие взрослые с СДВГ не знают, что у них он есть — они просто знают, что повседневные задачи могут быть проблемой.Взрослым с СДВГ может быть трудно сосредоточиться и расставить приоритеты, что приводит к пропуску сроков и забытым встречам или социальным планам. Неспособность контролировать импульсы может варьироваться от нетерпеливого ожидания в очереди или вождения в пробке до перепадов настроения и вспышек гнева.

Взрослый СДВГ Симптомы могут включать:

  • Импульсивность
  • Дезорганизация и проблемы приоритезации
  • Плохие навыки управления временем
  • Проблемы с сосредоточением на задаче
  • Проблемы с многозадачностью
  • Чрезмерная активность или беспокойство
  • Плохое планирование
  • Низкая терпимость к разочарованию
  • Частые перепады настроения
  • Проблемы с выполнением и выполнением заданий
  • Горячий нрав
  • Проблемы, связанные со стрессом

Какое типичное поведение и что такое СДВГ?

Практически каждый в какой-то момент своей жизни имеет некоторые симптомы, похожие на ADHD .Если ваши трудности возникли недавно или возникали лишь изредка в прошлом, вероятно, у вас нет ADHD . СДВГ диагностируется только тогда, когда симптомы достаточно серьезны, чтобы вызвать постоянные проблемы в более чем одной области вашей жизни. Эти стойкие и разрушительные симптомы можно проследить до раннего детства.

Диагностика СДВГ у взрослых может быть трудной, потому что некоторые симптомы СДВГ похожи на симптомы, вызванные другими состояниями, такими как тревожность или расстройства настроения.И многие взрослые с СДВГ также имеют по крайней мере еще одно психическое заболевание, такое как депрессия или тревога.

Когда обращаться к врачу

Если какой-либо из перечисленных выше симптомов постоянно нарушает вашу жизнь, поговорите со своим врачом о том, есть ли у вас СДВГ .

Специалисты в области здравоохранения могут диагностировать и контролировать лечение ADHD . Найдите поставщика, который имеет подготовку и опыт ухода за взрослыми с СДВГ .

Причины

Хотя точная причина СДВГ не ясна, исследования продолжаются. Факторы, которые могут быть задействованы в развитии СДВГ , включают:

  • Генетика. ADHD может передаваться в семьях, и исследования показывают, что гены могут играть определенную роль.
  • Окружающая среда. Определенные факторы окружающей среды также могут увеличить риск, например воздействие свинца в детстве.
  • Проблемы при разработке. Проблемы с центральной нервной системой в ключевые моменты развития могут иметь значение.

Факторы риска

Риск СДВГ может увеличиться, если:

  • У вас есть кровные родственники, такие как родитель или брат или сестра, с СДВГ или другим психическим расстройством
  • Ваша мать курила, употребляла алкоголь или наркотики во время беременности
  • В детстве вы подвергались воздействию токсинов из окружающей среды, таких как свинец, который в основном содержится в краске и трубах в старых зданиях
  • Вы родились недоношенными

Осложнения

ADHD может усложнить вам жизнь. ADHD был связан с:

  • Плохая успеваемость в учебе или работе
  • Безработица
  • Финансовые проблемы
  • Беда с законом
  • Злоупотребление алкоголем или другими веществами
  • Частые автомобильные аварии и прочие аварии
  • Нестабильные отношения
  • Плохое физическое и психическое здоровье
  • Плохая самооценка
  • Попытки самоубийства

Сосуществующие состояния

Хотя ADHD не вызывает других психологических проблем или проблем развития, вместе с ADHD часто возникают и другие расстройства, которые затрудняют лечение.К ним относятся:

  • Расстройства настроения. Многие взрослые с СДВГ также страдают депрессией, биполярным расстройством или другим расстройством настроения. Хотя проблемы с настроением не обязательно связаны напрямую с ADHD , повторяющаяся картина неудач и разочарований из-за ADHD может усугубить депрессию.
  • Тревожные расстройства. Тревожные расстройства довольно часто встречаются у взрослых с СДВГ . Тревожные расстройства могут вызывать непреодолимое беспокойство, нервозность и другие симптомы.Тревога может усугубиться проблемами и неудачами, вызванными СДВГ .
  • Другие психические расстройства. Взрослые с СДВГ подвержены повышенному риску других психических расстройств, таких как расстройства личности, прерывистое взрывное расстройство и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
  • Нарушения обучаемости. Взрослые с СДВГ могут набрать более низкие баллы на академическом тестировании, чем можно было бы ожидать с учетом их возраста, интеллекта и образования.Нарушения обучаемости могут включать проблемы с пониманием и общением.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — симптомы

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) можно разделить на 2 типа поведенческих проблем: невнимательность и гиперактивность и импульсивность.

Большинство людей с СДВГ имеют проблемы, которые попадают в обе эти категории, но это не всегда так.

Например, у некоторых людей с этим заболеванием могут быть проблемы с невнимательностью, но не с гиперактивностью или импульсивностью.

Эта форма СДВГ также известна как синдром дефицита внимания (СДВ). СДВ иногда может оставаться незамеченным, потому что симптомы могут быть менее очевидными.

Симптомы у детей и подростков

Симптомы СДВГ у детей и подростков четко выражены и обычно становятся заметными в возрасте до 6 лет.Они возникают более чем в одной ситуации, например, дома и в школе.

Невнимательность

Основными признаками невнимательности являются:

  • короткая продолжительность концентрации внимания и легко отвлекается
  • совершают ошибки по неосторожности — например, в школе
  • кажутся забывчивыми или теряют что-то
  • неспособность выполнять задания утомительные или требующие много времени
  • кажущиеся неспособными слушать или выполнять инструкции
  • постоянно меняющиеся действия или задачи
  • испытывающие трудности с организацией задач

Гиперактивность и импульсивность

Основными признаками гиперактивности и импульсивности являются:

  • неспособность сидеть на месте, особенно в спокойной или тихой обстановке
  • постоянно ерзает
  • не может сосредоточиться на задачах
  • чрезмерное физическое движение
  • чрезмерно разговаривает
  • не может дождаться своей очереди
  • действовать, не думая
  • прерывание разговоры
  • незначительное или полное отсутствие ощущения опасности

Эти симптомы могут вызывать серьезные проблемы в жизни ребенка, такие как неуспеваемость в школе, плохое социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, а также проблемы с дисциплиной.

Сопутствующие состояния у детей и подростков с СДВГ

Хотя это не всегда так, у некоторых детей могут также быть признаки других проблем или состояний, помимо СДВГ, например:

  • тревожное расстройство, которое заставляет вашего ребенка сильно беспокоиться и нервничать времени; он также может вызывать физические симптомы, такие как учащенное сердцебиение, потливость и головокружение
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) — это определяется негативным и деструктивным поведением, особенно по отношению к авторитетным фигурам, таким как родители и учителя.
  • расстройство поведения — это часто включает в себя тенденцию к крайне антисоциальному поведению, например кражи, драки, вандализм и причинение вреда людям или животным
  • депрессия
  • проблемы со сном — затруднение засыпания по ночам и нерегулярный режим сна
  • расстройство аутистического спектра ( ASD) — это влияет на социальное взаимодействие, общение, интересы и поведение
  • эпилепсия — состояние, которое поражает мозг и вызывает повторяющиеся припадки или припадки
  • Синдром Туретта — состояние нервной системы, характеризующееся сочетанием непроизвольных шумов и движений (тики)
  • трудности в обучении — например, дислексия

Симптомы у взрослых

У взрослых симптомы СДВГ определить труднее.Во многом это связано с отсутствием исследований взрослых с СДВГ.

Поскольку СДВГ является нарушением развития, считается, что он не может развиться у взрослых, если впервые не проявится в детстве.

Но известно, что симптомы СДВГ часто сохраняются с детства до подросткового возраста, а затем и во взрослой жизни.

Любые дополнительные проблемы или состояния, с которыми сталкиваются дети с СДВГ, такие как депрессия или дислексия, также могут сохраняться во взрослой жизни.

К 25 годам примерно у 15% людей с диагнозом СДВГ в детском возрасте по-прежнему сохраняется полный спектр симптомов, а у 65% все еще есть некоторые симптомы, влияющие на их повседневную жизнь.

Симптомы у детей и подростков иногда также применяются к взрослым с возможным СДВГ.

Но некоторые специалисты говорят, что то, как невнимательность, гиперактивность и импульсивность влияют на взрослых, может сильно отличаться от того, как они влияют на детей.

Например, у взрослых гиперактивность имеет тенденцию к снижению, а невнимательность — к ухудшению по мере того, как возрастает давление взрослой жизни.

Симптомы СДВГ у взрослых также гораздо более тонкие, чем у детей.

Некоторые специалисты предложили в качестве списка симптомов, связанных с СДВГ у взрослых, следующее:

  • Беспечность и невнимание к деталям
  • Постоянное начало новых задач до завершения старых
  • Плохие организационные навыки
  • неспособность сосредоточиться или расставляйте приоритеты
  • постоянно терять или терять вещи
  • забывчивость
  • беспокойство и нервозность
  • трудности с сохранением тишины и разговоры вне очереди
  • выпаливание ответов и частое прерывание других
  • перепады настроения, раздражительность и вспыльчивость
  • неспособность справляться со стрессом
  • крайнее нетерпение
  • рисковать в деятельности, часто практически не заботясь о личной безопасности или безопасности других — например, опасное вождение

Сопутствующие состояния у взрослых с СДВГ

Как и СДВГ у детей и подростков, СДВГ у взрослых может возникать наряду с рядом связанных проблем или состояний.

Одно из самых распространенных — депрессия. Другие состояния, которые могут быть у взрослых наряду с СДВГ, включают:

  • расстройств личности — состояния, при которых человек значительно отличается от обычного человека с точки зрения того, как он думает, воспринимает, чувствует или относится к другим людям. настроение, которое может колебаться от одной крайности к другой
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) — состояние, которое вызывает навязчивые мысли и компульсивное поведение

Поведенческие проблемы, связанные с СДВГ, также могут вызывать такие проблемы, как трудности в отношениях и социальном взаимодействии.

Последняя проверка страницы: 30 мая 2018 г.
Срок следующей проверки: 30 мая 2021 г.

О СДВГ — симптомы, причины и лечение

Загрузить информационный бюллетень

Каждый может время от времени сидеть на месте, обращать внимание или контролировать импульсивное поведение. Однако для некоторых людей проблемы настолько распространены и постоянны, что мешают работе во всех аспектах их жизни: дома, в учебе, в обществе и на работе.

Расстройство дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) — это нарушение нервного развития, которым страдают 11 процентов детей школьного возраста. Симптомы сохраняются во взрослом возрасте более чем в трех четвертях случаев. СДВГ характеризуется несоответствующим развитию уровнем невнимательности, импульсивности и гиперактивности.

Люди с СДВГ могут быть очень успешными в жизни. Однако без выявления и надлежащего лечения СДВГ может иметь серьезные последствия, включая неуспеваемость, семейный стресс и разрушение, депрессию, проблемы во взаимоотношениях, злоупотребление психоактивными веществами, правонарушения, случайные травмы и отказ от работы.Раннее выявление и лечение чрезвычайно важны.

Медицинская наука впервые задокументировала у детей невнимательность, импульсивность и гиперактивность в 1902 году. С тех пор этому расстройству было дано множество названий, включая минимальную дисфункцию мозга, гиперкинетическую реакцию детства и синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее. В соответствии с системой классификации Пятое издание (DSM-5) «Руководства по диагностике и статистике» данное расстройство было переименовано в синдром дефицита внимания / гиперактивности или СДВГ.Нынешнее название отражает важность аспекта невнимательности расстройства, а также других характеристик расстройства, таких как гиперактивность и импульсивность.

Симптомы

Обычно симптомы СДВГ возникают в раннем детстве. Согласно DSM-5, несколько симптомов должны присутствовать до 12 лет. Многие родители сообщают о чрезмерной двигательной активности в раннем возрасте, но симптомы СДВГ трудно отличить от типичной импульсивности, невнимательности и активного поведения. для детей до четырех лет.При постановке диагноза у детей должно быть шесть или более симптомов расстройства; подростки 17 лет и старше и взрослые должны иметь по крайней мере пять из присутствующих симптомов. В DSM-5 перечислены три проявления СДВГ — преимущественно невнимательный, гиперактивно-импульсивный и комбинированный. Симптомы для каждого адаптированы и суммированы ниже.

СДВГ преимущественно невнимательное представление

  • Не уделяет внимания деталям или допускает ошибки по неосторожности
  • С трудом удерживает внимание
  • Кажется, не слушает
  • С трудом выполняет инструкции
  • Имеет трудности с организацией
  • Избегает или не любит задачи, требующие постоянных умственных усилий
  • Теряет вещи
  • Легко отвлекается
  • Забывчивый в повседневной деятельности

СДВГ преимущественно гиперактивно-импульсивное проявление

  • Непоседы руками или ногами или корчится на стуле
  • С трудом может оставаться на месте
  • Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее возбужденное состояние у взрослых
  • Затруднения в ведении деятельности спокойно
  • Действует так, как будто приводится в движение двигателем; взрослые часто будут чувствовать внутри себя, как будто их ведет двигатель
  • Говорит слишком много
  • Вытесняет ответы до того, как вопросы будут заполнены
  • Проблемы с ожиданием или по очереди
  • Прерывает или вторгается в работу других людей

СДВГ комбинированная презентация

  • Человек соответствует критериям невнимательности и гиперактивно-импульсивных проявлений СДВГ.

Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому дети могут соответствовать различным представлениям по мере взросления.

Неясные ярлыки для СДВГ

В 1994 году название расстройства было изменено таким образом, что многих смутило. С тех пор все формы синдрома дефицита внимания официально называются «синдромом дефицита внимания / гиперактивности», независимо от того, есть у человека симптомы гиперактивности или нет. Несмотря на то, что это официальные названия, многие профессионалы и непрофессионалы все еще используют оба термина: ADD и ADHD.Некоторые используют эти термины для обозначения старых подтипов; другие используют ADD просто как более короткий способ ссылки на любую презентацию.

Степень тяжести симптомов

Поскольку симптомы СДВГ влияют на каждого человека в разной степени, DSM-5 теперь требует, чтобы специалисты, диагностирующие СДВГ, включали степень тяжести расстройства. Степень тяжести расстройства может меняться в зависимости от проявления в течение жизни человека. Клиницисты могут обозначить степень тяжести СДВГ как «легкую», «умеренную» или «тяжелую» в соответствии с критериями DSM-5.

Легкая : присутствует несколько симптомов, помимо количества, необходимого для постановки диагноза, и симптомы приводят к незначительным нарушениям в социальных, школьных или рабочих условиях.
Умеренная : Присутствуют симптомы или функциональные нарушения от «легкой» до «тяжелой».
Тяжелая : присутствует множество симптомов, превышающих количество, необходимое для постановки диагноза; некоторые симптомы особенно серьезны; или симптомы приводят к заметным нарушениям в социальных, школьных или рабочих условиях.

С возрастом симптомы могут уменьшаться, меняться или принимать различные формы.Взрослые, у которых сохраняются некоторые симптомы СДВГ в детстве, но не все, могут быть диагностированы как имеющие СДВГ в период частичной ремиссии.

СДВГ на протяжении всей жизни

Дети с СДВГ часто испытывают задержки в самостоятельном функционировании и могут вести себя моложе своих сверстников. Многие дети, страдающие СДВГ, также могут иметь небольшие задержки в речи, моторике или социальном развитии, которые не являются частью СДВГ, но часто возникают одновременно. Они, как правило, плохо переносят разочарование, им трудно контролировать свои эмоции и часто испытывают перепады настроения.

Дети с СДВГ подвержены риску потенциально серьезных проблем в подростковом и взрослом возрасте: неуспеваемость или задержки в учебе, проблемы с вождением, трудности со сверстниками и социальными ситуациями, рискованное сексуальное поведение и злоупотребление психоактивными веществами. Могут быть более серьезные негативные формы поведения с сосуществующими состояниями, такими как оппозиционно-вызывающее расстройство или расстройство поведения. Девочки-подростки с СДВГ также более склонны к расстройствам пищевого поведения, чем мальчики. Как отмечалось выше, СДВГ сохраняется от детства до подросткового возраста в подавляющем большинстве случаев (50–80 процентов), хотя со временем гиперактивность может уменьшаться.

Подростки с СДВГ представляют собой особую проблему. В эти годы возрастает потребность в учебе и жизни. В то же время эти дети сталкиваются с типичными для подростков проблемами, такими как зарождающаяся сексуальность, обретение независимости, преодоление давления со стороны сверстников и проблемы вождения.

Более 75 процентов детей с СДВГ продолжают испытывать серьезные симптомы во взрослом возрасте. В раннем взрослом возрасте СДВГ может быть связан с депрессией, расстройствами настроения или поведения, а также злоупотреблением психоактивными веществами.Взрослые с СДВГ часто справляются с трудностями на работе, в личной и семейной жизни, связанными с симптомами СДВГ. У многих непостоянная производительность на работе или в карьере; испытывают трудности с повседневными обязанностями; испытывать проблемы в отношениях; и может иметь хроническое чувство разочарования, вины или вины.

Люди с СДВГ также могут иметь трудности с поддержанием внимания, исполнительной функции и рабочей памяти. В последнее время дефицит исполнительной функции стал ключевым фактором, влияющим на успехи в учебе и карьере.Управляющая функция — это способность мозга определять приоритеты и управлять мыслями и действиями. Эта способность позволяет людям обдумывать долгосрочные последствия своих действий и более эффективно направлять свое поведение во времени. Люди, у которых есть проблемы с исполнительной функцией, могут испытывать трудности с выполнением задач или могут забывать о важных вещах.

Сопутствующие заболевания

Более двух третей детей с СДВГ имеют по крайней мере еще одно сопутствующее заболевание.Любое расстройство может сосуществовать с СДВГ, но некоторые расстройства возникают чаще. Эти расстройства включают оппозиционные вызывающие и поведенческие расстройства, тревогу, депрессию, тиковые расстройства или синдром Туретта, злоупотребление психоактивными веществами, нарушения сна и неспособность к обучению. Когда присутствуют сосуществующие условия, академические и поведенческие проблемы, а также эмоциональные проблемы могут быть более сложными.

Эти сопутствующие расстройства могут продолжаться в течение всей жизни человека. Необходим тщательный диагноз и план лечения, учитывающий все присутствующие симптомы.

Причины

Несмотря на многочисленные исследования, исследователям еще предстоит определить точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться в семьях. Более 20 генетических исследований показали, что СДВГ передается по наследству. И все же СДВГ — сложное заболевание, которое является результатом взаимодействия множества генов.

Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:

  • Воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
  • преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
  • черепно-мозговая травма

Ученые продолжают изучать точную связь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что многие факторы могут иметь значение.

Ранее ученые полагали, что материнский стресс и курение во время беременности могут увеличить риск СДВГ, но новые данные начинают ставить под сомнение это убеждение. Однако необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, есть ли ссылка.

Следующие факторы НЕ являются известными причинами, но могут усугубить симптомы СДВГ у некоторых детей:

  • слишком много смотрю телевизор
  • ест сахар
  • семейный стресс (бедность, семейный конфликт)
  • травматических переживаний

Симптомы СДВГ сами по себе могут способствовать семейному конфликту.Несмотря на то, что семейный стресс не вызывает СДВГ, он может изменить то, как СДВГ проявляет себя, и привести к дополнительным проблемам, таким как антиобщественное поведение.

Проблемы в воспитании или стилях воспитания могут улучшить или ухудшить СДВГ, но они не вызывают расстройство. СДВГ — это явно расстройство головного мозга. В настоящее время ведутся исследования с целью более точного определения задействованных областей и путей.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *