Одной левой: почему опасно переучивать левшу
13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождалась множеством мифов и споров. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Чем же левша отличается от правши? Стоит ли переучивать ребенка, если он пишет левой рукой? Чем опасно такое вмешательство? Об этом рассказывает психолог Сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.
Левша, правша или амбидекстр?
Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Если ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша».
Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой и левой. Их называют амбидекстрами.
В специальной литературе выделяют понятия «графическое функциональное превосходство» и «бытовое функциональное превосходство». Как правило «графические левши» оказываются «бытовыми левшами». Аналогичная ситуация и у правшей. Но бывают дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Например, ребенок может почти одинаково использовать в бытовых действиях и правую, и левую руку, но графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполнять правой рукой или, наоборот, левой.
Леворукий и левша — синонимы?
В быту детей, которые чаще всего пользуются левой рукой, называют левшами. Вместе с тем левшой можно назвать и левоногого, левоухого, левоглазого. Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.
Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей), под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).
Таким образом, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, можно с уверенностью утверждать, что он леворукий, однако говорить о том, что ребенок левша, можно только в том случае, когда ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, что встречается чрезвычайно редко.
В каком возрасте определяется ведущая рука?
Определить ведущую руку можно начиная с четырех-пяти лет. До двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение. Если приглядеться, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор, можно увидеть, что одна рука (ведущая) движется активно, а другая удерживает предмет.
Стоит ли переучивать левшей?
Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.
Чем опасно переучивание?
Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.
Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность.
Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.
Три способа определить, левша ребенок или правша
- «Переплетение пальцев рук» — предложите ребенку сложить руки в замок. Задание должно выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
- «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
- «Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Если ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука — левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Левшей опасно переучивать «на правую руку» — Российская газета
— Возьмите карандаши в правую руку! — говорила детям воспитательница в саду.
Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали «на правую руку» и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала «неодинаковость» левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.
Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.
А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.
Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам.
И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка — левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания «на правую руку» ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей «левшей» вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша — 17 процентов, если родители правши — 2 процента. Среди близнецов левшей — больше всего.
Мозг знает, что делает
Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.
Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое — правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие — человек становится правшой, если доминантное правое — левшой.
Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно — доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое — левой рукой и ногой. У левшей же — все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями — так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.
Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный — левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что «правое» лицо больше похоже на отца, «левое» — на мать.
Чем они отличаются?
Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.
Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя «в рамках».
Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши — к точным.
«Левые» вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция — характерная черта левшей — политиков и ученых.
А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.
Кто я?
Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей «левизне». Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:
— Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?
— Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?
— Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?
— Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым — ведущий.
Большие проблемы маленьких
Весь мир устроен «справа», поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на «большинство». Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.
Кстати, леворукий малыш и читать пытается справа налево. Поэтому чтобы научить его воспринимать текст, понадобятся время и терпение.
Еще одна проблема маленького левши — ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.
Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.
Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш «неправильный». Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.
Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша «ведущий» глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.
Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать — потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:
— Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:
— Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;
— Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;
— Лучшая тренировка — крутить-вертеть карандаш в руке.
Почему левшу не нужно переучивать?
Ребёнок упорно берёт ложку левой рукой. Зубную щётку тоже. И карандаш, и ластик. «Как же он будет в школе? Может, переучить, пока не поздно?» — обязательно спросит кто-нибудь из родственников. Современные педагоги, психологи, врачи считают, что не надо. Почему? Спросим нейропсихолога.
Анастасия Горбунова, клинический психолог, нейропсихолог Детского центра коррекции и развития «Жёлудь»
В современном мире, к счастью, все реже встречаются переученные левши. О вреде переучивания известно уже давно — во многих источниках пишут о физиологических и психологических последствиях этого процесса. С точки зрения нейропсихологии левшество — это не то, какая рука у ребёнка является ведущей, какой он предпочитает орудовать. Нет, это совершенно другая мозговая организация, которая заложена природой и не является каким-то отклонением.
В чём разница между правшой и левшой?
У левшей отделы мозга носят меньшую специализацию, у них иной тип взаимодействия между корковыми и подкорковыми системами мозга, иное межполушарное взаимодействие, а некоторые функции локализованы несколько иначе, чем у правшей.
Когда мы переучиваем левшу, мы всего лишь заставляем ребёнка орудовать другой рукой и влияем на левое полушарие, однако мы вовсе не меняем или перестраиваем его структуру мозга из левши в правшу! То есть переученный левша не станет правшой, он просто будет активнее использовать правую руку.
Какие последствия переучивания?
Переучивание приводит лишь к тому, что мозг левши «запутывается» в том, какие структуры за что должны отвечать. Переучивание снижает компенсаторные способности мозга и затрудняет когнитивные процессы. Это может привести к разным психофизиологическим сложностям, например:
- к проблемам пространственного восприятия,
- к речевым нарушениям,
- и к трудностям межполушарного взаимодействия.
В дальнейшем это может вылиться в школьные трудности, подкрепляемые психологическими и психосоматическими проблемами, которые возникают из-за стресса в ходе переучивания. Конечно, левши бывают крайне разные, поэтому последствия переучивания будут существенно отличаться у разных детей.
Просто леворукий?
Нейропсихологи различают левшей и леворуких ребят. Не все дети, которые предпочитают левую руку, — левши. Леворукость появляется, например, если в ходе пренатального развития или из-за сложных родов повреждается левое полушарие (например в следствие гипоксии). И это приводит к компенсаторному использованию левой руки, хотя при этом у ребёнка и остаётся мозговая организация правши.
В таких случаях необходимо смотреть индивидуально. В некоторых случаях нейропсихолог может посоветовать, например, не переучивать, но интенсивнее использовать правую руку, чтобы не «перетруждать» правое полушарие и более активно включать в работу левое. Но всё это очень индивидуально, определяется только в ходе нейропсихологической диагностики.
Что можно сделать, чтобы ребёнку, который пишет левой, было проще в школе?
Обратить внимание учителя и попросить посадить ребёнка с левой стороны парты: тогда он и его сосед-правша не будут мешать друг другу писать, постоянно сталкиваясь локтями.
Купить ручки, ножницы специально для левшей, сейчас такие продаются в обычных канцелярских магазинах.
Не комплексовать самим и не критиковать его за то. что что-то получилось не так аккуратно, как у отличника-правши.
Читайте также:
Мой ребенок — левша: как помочь ему использовать его возможности?
Ребенок-левша: особенности развития и обучения
Фото: Koliadzynska Iryna, Aleksei Potov/Shutterstock.com
Статья, после которой вы ни за что не станете заставлять ребенка-левшу пользоваться правой рукой
Нынешнему поколению школьников безумно повезло: никто не парится по поводу того, в какой руке они держат ручки и карандаши. Правша? Отлично! Левша? Да тоже без проблем. Зато лет …дцать назад маленьким левшам приходилось несладко: их буквально силком приучали пользоваться “правильной” рукой. И как вы думаете, они догадывались, к чему это может привести?
Специально для AdMe.ru я расскажу о том, как живется переученному левше. Ведь смена ведущей руки редко проходит без последствий.
«Надо делать так, как все»
Примерно на 6-м году моей жизни домашние спохватились, что я рисую и пытаюсь выводить первые каракули левой рукой, и дружно кинулись это исправлять. Предлог был следующий: «А что скажут в школе?!»
Конечно, зверств вроде зашитых слева карманов или привязанной руки не было. Просто из моей левой руки методично вытаскивали ложку, вилку, иголку, веник и прочие функциональные штуки. Вкладывали в правую и учили, «как надо».
Надо сказать, что я попала под самый финал разборок с левшами. Это было самое начало 90-х годов, когда ученикам понемногу стали предоставлять свободу выбора. Кстати, один из моих одноклассников спокойно писал левой рукой, и педагога это никоим образом не волновало.
Кляксы, суеверия и лень педагогов
Уже в более сознательном возрасте я стала задумываться, откуда пошло такое отношение к левшам. Есть множество версий на эту тему: от банального суеверия (левая рука — «от лукавого») до нежелания педагогов и родителей работать с ребенком, который не вписывается в общепринятые стандарты.
Есть любопытная версия, что традиция переучивать левшей связана с необходимостью писать перьевыми ручками. Раньше дети писали чернилами, которые могли размазаться, если случайно задеть написанное. А ведь левши ведут руку как раз над новой строкой.
Еще одну версию мне озвучила знакомая учительница. Звучало это следующим образом: «Правильно, что раньше переучивали. Представь, что в классе 30 детей, у каждого пропись и тетрадь в косую линеечку с классическим наклоном букв. Все пишут как надо, а с двумя-тремя учениками нужно отдельно возиться. Многим жалко времени, гораздо проще запретить писать левой рукой».
К чему это привело: курьез с ручкой
Старания родителей увенчались успехом: сейчас я пишу правой рукой. Ем, подметаю пол и пришиваю пуговицы тоже правой. Правда, не обошлось без мелких казусов. Попытка приучить меня держать ручку «как все», чтобы в школе не обращали внимания, не привела к желаемому результату.
Да, я держу ручку в правой руке. Но вот так.
Переучить меня держать ручку уже не удалось. В итоге я стала объектом повышенного внимания со стороны абсолютно всех учителей — от начальной школы и до выпускного класса. С моей природной застенчивостью это было настоящим шоком для меня. Однако природное упрямство все-таки победило.
На качестве письма подобное положение ручки совершенно не сказывается. Наоборот, в институте у меня развилась своеобразная скоропись, и я могла записывать лекции даже за самыми «быстрыми» преподавателями. А еще я могу писать зеркально и быстро читаю текст справа налево. И левой тоже могу писать. Почерк, конечно, похуже: все-таки я ее специально никогда не тренировала.
Вот так выглядит моя попытка писать обеими руками. Специально не тренировалась.
Удивительно, но мой сын, который долго не мог определиться, правша он или левша, взял ручку точно таким же образом (зато сразу в правую руку). Честное слово, не показывала и не учила. И вообще, я сейчас больше печатаю, чем пишу от руки. В 1-м классе ребенку пришлось выдержать кучу попыток переучивания. Поэтому я взяла ситуацию в свои руки. Есть такие магические фразы: «Ему так удобно», «Я сама пишу так же и до сих пор жива» и «Под мою ответственность».
Синяки от велосипеда и проблемы с парковкой
Передачи в машине приходится переключать правой рукой. Неудобно, но можно привыкнуть.
Со временем переученный левша привыкает жить в мире правшей. Тем не менее некоторые моменты остаются с ним на всю жизнь.
- Безумно тяжело резать овощи. До сих пор вспоминаю, как моя бабушка брала в руки картофелину и прямо на весу нарезала ее на ровные аккуратные полосочки для жарки. А у меня эту операцию получается проделывать только на разделочной доске.
- С началом велосипедного сезона у меня открывается сезон синяков на ногах. Я всегда спрыгиваю с велика на правую сторону, а подножка у него находится слева. Чтобы закрепить «железного коня» в устойчивом положении, мне приходится делать пируэт вокруг него, придерживая одной рукой за руль.
- Не умею танцевать, не хожу на групповые занятия по фитнесу. Сложно повторить за тренером даже простые движения. Когда смотрю на этот процесс в зеркале, мне автоматически хочется двигаться в обратную сторону.
- Ненавижу работу в стиле «кружок умелых рук» — от вышивания до бисероплетения.
- Сложно выполнять действия, когда я не вижу своих рук. Например, застегивать цепочку. А в детстве я доводила родню до белого каления «неумением» заплетать косу.
- Те же проблемы с координацией возникли, когда я пошла учиться на права. На автодроме есть такие упражнения, как «параллельная парковка» и «заезд в гараж», когда нужно двигаться задним ходом. Сколько стоек я сломала, уму непостижимо. Ну и коробка передач на механике у нас была справа, ага.
Сейчас навык вождения тоже отработан до автоматизма, поэтому сдавать назад я уже не боюсь. А вот привычка странно переходить через дорогу осталась: сначала я смотрю направо, и только потом налево, а посреди дороги — еще раз направо (уже правильно).
Но если подумать, все не так уж плохо
Это были основные минусы. К прочим проявлениям праворукого мира я привыкла. Спокойно пользуюсь мышкой (но никогда не пользуюсь «правыми» цифрами на клавиатуре, только теми, что сверху), открываю консервные банки, жму нужную руку при встрече со знакомыми.
Левшой мне быть нравится. Есть в этом какая-то фишка — чувствовать себя не таким, как все. Периодически я проверяю, не пропала ли моя леворукость (а вдруг!), и успокаиваюсь: все в норме. По классическому тесту четырех букв я показываю ЛЛПЛ, и девушка на этой гифке у меня всегда вращается против часовой стрелки, указывая на более активную работу правого полушария.
А вы левша или правша? Как вы считаете, стоит ли переучивать маленьких левшей?
почему нельзя переучивать левшей – Москва 24, 13.08.2017
13 августа отмечается Международный день левшей. А еще 20 лет назад левши были чем-то из ряда вон выходящим. Детей, у которых замечали подобные склонности, упрямо переучивали. Сложно поверить, но и сейчас находятся семьи, которые пытаются исправить «леворукость» своего ребенка, почему-то полагая, что жить правше должно быть проще.
Редакция m24.ru выяснила, какие последствия могут быть у такой родительской «заботы».
Чем отличается левша от правши
Фото: depositphotos/itakdalee
Сегодня в мире левши составляют примерно 15 процентов населения, то есть левшой является каждый седьмой. Может, для кого-то будет неожиданностью, но рука, используемая для письма – это не точный индикатор лево – (право) – рукости. Можно встретить левшей, которым намного удобнее писать правой рукой. Но для выполнения большинства задач они используют левую руку. Самое известное подтверждение этому в истории – Чарли Чаплин, который даже на скрипке играл левой рукой, а писал только правой.
Кроме того, считается, что левши более впечатлительны, эмоциональны, у них часто меняется настроение. Все это легко объяснимо.
Не для кого не секрет, что у левшей иначе работает мозг: правое полушарие, которое отвечает за творчество, развито сильнее.
Не так давно британские ученые выявили, что левши даже целуются по-другому. Так, правши при поцелуе поворачивают голову вправо, а левши – влево. Правда, это касается лишь инициаторов поцелуя. Есть предположение, что наклон головы в ту или иную сторону зависит от распределения гормонов в полушариях мозга.
Причины леворукости
Фото: ТАСС/Александр Кондратюк
Тестостерон
Невропатолог Норман Гешвинд полагал, что если плод был подвергнут высоким дозам тестостерона до рождения, то это поспособствует развитию «леворукости». Высокое содержание тестостерона замедляет рост левого полушария. По его теории, леворукость гораздо чаще встречается у мужчин. Более того, Гешвинд считал, что левши больше других подвержены определенным заболеваниям иммунной системы.
Ультразвук
Другая популярная версия причины рождения левшей – теория «ультразвука». В ее основе – идея о том, что обследования с применением ультразвука могут затронуть мозг будущих детей и, в свою очередь, вызывать развитие леворукости.
Эволюция
По эволюционной теории асимметрии Вигена Геодакяна, праворукость и леворукость – это не патология, а нормальные, адаптивные фенотипы для стабильной и изменчивой среды.
Гены
В 2008 году британские ученые нашли «ген левшей», который играет ключевую роль при формировании речи и эмоций. А в 2012 году канадский исследователь Стенли Корен выявила: левши рождаются в основном в поздних браках. Так, у 30 – 35-летних родителей левшей рождается на 25 процентов больше, у 35 – 39-летних – уже на 69 процентов, а у 40-летних родителей вероятность появления на свет левши близка к 100 процентам.
Как раньше переучивали левшей
Фото: depositphotos/TatyanaGl
«Дети, возьмите ручку правой рукой», – настаивала воспитательница в детском саду. Родители в этом плане тоже не отставали: ультиматумы из серии «ешь правой, а то не получишь сладкого» были только цветочками в советских семьях.
Когда слов было недостаточно, родители переходили к действиям: в школьной форме, в куртках, пиджаках и даже в штанах ребенка они зашивали левые карманы, а носовой платок клали только в правый карман. Погремушки перекладывали из левой в правую руку, а обедать разрешали, только если ребенок правильно возьмет ложку. В СССР все это делалось ради «дисциплины» и «единообразия».
Из левши в правшу – какие последствия
Фото: depositphotos/noblige
Многочисленные исследования подтверждают: переучивания приводит к ухудшению не только психического, но и физического здоровья. Есть даже специальный термин «декстрастресс» – когда праворукая среда «давит» на левшу.
А среди последствий – различные невротические и неврозоподобные состояния, в частности, депрессия, страхи, ночной энурез, заикание, нарушение сна и аппетита, вялость, укачивание в транспорте, головные боли, и прочее – вплоть до эпилепсии.
Как развить сверхмозг
Фото: ТАСС/Игорь Кубединов
«Давно уже доказано, что «переделывания» ничего хорошим не заканчиваются. Я считаю, что лучше уж из правшей делать амбидекстров – людей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Это лучше, чем зацикливаться на одном полушарии», – считает нейропсихолог Андрей Чистяков.
По его словам, необходимо развивать оба полушария.
«В частности те, кто занимается музыкой, нагружают оба полушария. Тогда мы получаем так называемый «сложный мозг» – это пригодится в любом виде деятельности», – сказал врач.
Он также отметил, что возраст абсолютно не важен – мозг развивается постоянно. Просто в детстве все намного быстрее осваивается.
«Давно известен один из самых выигрышных методов развития двух полушарий: занятия музыкой. Среди нобелевских лауреатов по физике 95 процентов умеют играть на рояле. Это не шутки. Занимаясь музыкой, люди нарабатывают навыки, развивают когнитивные способности, внимание, память, мышление. Когда человек играет на музыкальном инструменте,его левая и правая руки полностью согласованы. Он приобретает навык перевода информации из одной модальности в другую: смотрит в ноты – играет – слышит музыку», – объяснил Чистяков.
Найдена «ДНК левши». Их мозг устроен иначе, чем у правшей
- Джеймс Галлахер
- корреспондент Би-би-си по вопросам науки и здоровья
Автор фото, Getty Images
Ученые обнаружили первые генетические коды, встроенные в молекулы ДНК, которые связаны со склонностью людей пользоваться преимущественно левой рукой.
Эти коды также включены в структуру и функционирование мозга (особенно на участках, ответственных за владение человека языком).
Исследователи из Оксфордского университета считают, что у левшей могут быть более развиты навыки вербального общения.
О чем говорят новые данные?
Примерно каждый десятый человек в мире — левша.
Исследования, проводившиеся в отношении близнецов, выявили: ДНК наследуется от родителей и играет определенную роль в предпочтении человеком той или иной руки.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Бывший президент США Барак Обама — левша
Команда исследователей обратилась к данным британского Биобанка, в хранилищах которого содержится полная информация о ДНК (последовательности генетического кода) 400 тысяч человек.
38 тысяч из них оказались левшами.
Ученым пришлось сравнить огромное количество генетических данных левшей и правшей, чтобы обнаружить области ДНК, определяющие склонность к использованию левой руки.
В исследовании, опубликованном в журнале Brain, говорится о четырех таких ключевых областях.
«Мы впервые узнали о том, что склонность к использованию левой или правой руки определяется генетически», — сказала Би-би-си одна из участниц команды исследователей, профессор Гвеналль Дуо.
Как это работает?
В последовательности генов, ответственных за формирование внутренней части клеток организма (цитоскелет, клеточный каркас, находящийся в цитоплазме клетки) были обнаружены изменения.
Такие же изменения, влияющие на цитоскелет улиток, приводят к тому, что у некоторых из них раковины закручены против часовой стрелки, то есть по сути это улитки-левши.
Автор фото, University of Nottingham
Подпись к фото,Джереми с одним из его отпрысков-правшей
Сканирование образцов данных участников британского Биобанка показало, что цитоскелет изменяет структуру белого вещества в мозге.
«Впервые мы смогли установить в отношении человека, что различия в цитоскелете, связанные с доминированием той или иной руки, видны и в строении мозга», — рассказала профессор Дуо, которая сама левша.
У участников исследования-левшей левое и правое полушария головного мозга были лучше связаны между собой и более скоординированы в областях, отвечающих за владение языком.
Ученые предположили, что у левшей могут быть лучше развиты вербальные навыки, хотя прямых доказательств этой теории пока нет.
Согласно результатам исследования, у левшей более высок риск развития шизофрении и менее — болезни Паркинсона, чем у правшей.
Наши представления о левшах изменятся?
Быть левшой непросто. «Во многих культурах левша считается злым человеком или неудачником, и это находит свое отражение в языке», — объясняет автор доклада, хирург, делающий операции на руках, профессор Доминик Фернисс.
Во французском языке слово «gauche» может означать одновременно «левый» и «неуклюжий». В английском языке слово «right» означает «правый» и «тот, кто прав».
Во многих европейских языках слово «право» не только является синонимом правильности, но также употребляется как «власть» и «правосудие», в большинстве славянских языков корень «прав» используется в словах, несущих значения правильности и правосудия.
«Наше исследование показывает, что быть левшой — значит всего лишь иметь определенное устройства мозга, ничего общего с удачей или злостью это не имеет», — добавляет Фернисс.
«Эта особенность обусловлена генетическими вариациями, которые мы выявили».
Так это конец истории?
До этого еще далеко.
Наилучшей теорией является предположение о том, что доминирование той или иной руки на 25% обусловлено генетически, а на 75% — окружающей средой и всем, что не относится к генетике.
Проведенное исследование смогло выявить лишь 1% этой генетической особенности левшей, и только среди жителей Британии.
Чтобы увидеть всю картину генетической предрасположенности человека к использованию левой руки, нужно провести гораздо больше исследований.
Почему переучивать ребенка-левшу опасно для его здоровья
О том, стоит ли переучивать детей-левшей, ходят споры уже не одно десятилетие. Одни считают, что ребенок сам решит, какой рукой ему удобнее писать и есть, другие наоборот, что нужно переучивать. Какое же мнение верное?
В природе существуют «выраженные правши» и «выраженные левши», то есть те, у кого ясно видно, какой рукой им удобнее пользоваться при совершении даже самых обычных действий. Часто «действующая» рука более ловко и быстро справляется с задачами, не вызывая у человека особых усилий. Еще существуют абмидекстры — это те, кто способен одинаково хорошо «владеть» обеими руками. Все три случая — нормальны.
Ведущая рука определяется у ребенка в возрасте 4-5 лет, иногда и раньше. Стоит присмотреться к тому, в какую руку он берет цветные карандаши, какой держит предметы, завязывает шнурки. Когда ребенка учат писать, если он берет ручку в левую руку, часто учителя или родители пытаются переучить его на правую. В дальнейшем это очень сильно сказывается на почерке — он становится неразборчивым, имеет наклон не в правую сторону или он вовсе отсутствует. Некоторые начинают просто писать печатными, так как потом сами не могут разобрать то, что написали.
Большинство людей — правши, поэтому кажется, что быть им удобнее, чем левшой. Однако в обычной жизни то, какая рука является ведущей, не вызывает особых сложностей у людей — каждый пользуется своим телом, почти никогда не задумываясь на тем, как он совершает действие. Например, как он переставляет ноги, идя по дороге, или вдыхает и выдыхает воздух. С руками такая же история.
Психологи советуют не переучивать левшей, если они сами того не хотят. На ребенке подобный подход обучения может сказаться очень негативно. Так, переучивание грозит нарушением в развитии. Например, часто переученный на правшу левша может допускать большое количество ошибок при письме («зеркалить», пропускать, заменять буква). Также он может сильно сжимать ручку до сведения мышц или держать ее неправильно — все это приведет к сдавливанию нервов или сосудов.
Как написано выше, левши иногда сами не понимают свой почерк, не говоря уже о других людях. В школах некоторые учителя заставляют детей переписывать работы, если почерк им не понятен, а ребенок-левша будет вынужден делать это чаще остальных. Кроме неуверенности в себе, со временем это может вызвать нервный тик, заикание, головные боли на фоне стресса.
Если ребенок изначально пишет левой, даже неразборчиво, при желании он сможет написать все аккуратно, то есть так, чтобы и он сам, и посторонние люди могли прочесть его работу. Поэтому стоит уделять внимание не тому, какой рукой пишет ребенок, а его почерку и ментальному здоровью, пишет Департамент труда и соцзащиты Москвы.
Читайте также: первый раз в первый класс — почему школьник может потерять интерес к учебе.
Взлет и падение интригующей теории
Бладштейн, О. (1959). Заикание для профессиональных рабочих. Чикаго: Национальное общество инвалидов
детей и взрослых.
Бобрик Б. (1995). Узловатые языки: заикание в истории и поиски лекарства. Лондон: Саймон и
Шустер.
Брейн, W. R. (1945). Речь и руки. Ланцет, 249, 837–841.
Брюнгельсон, Б. (1935). Метод заикания. Журнал аномальной и социальной психологии,
30 (2), 194–198.
Брюнгельсон, Б. (1940). Исследование латеральности заикающихся и нормальных ораторов. Социальный журнал
Психология, 11, 151–155.
Брюнгельсон Б. и Кларк Т. Б. (1933). Леворукость и заикание. Journal of Heredity, 24,
387–390.
Брюнгельсон Б. и Резерфорд Б. (1937). Сравнительное исследование латеральности заикающихся и не заикающихся
человек. Журнал нарушений речи, 2,15–16.
Bu
chel, C., & Соммер, М. (2004). Что вызывает заикание? ПЛоС Биол, 2 (2), E46.
Кларк, М. М. (1957). Левша: характеристики латеральности и их образовательные последствия.
Лондон: Лондонский университет печати.
Corballis, M.C., & Beale, I.L. (1983). Двойственный разум: нейропсихология левого и правого.
Чикаго: Нельсон Холл.
Корен С. (1992). Синдром левши: причины и последствия левши. Новый
Йорк / Торонто: Free Press / Максвелл Макмиллан, Канада.
Кориа И. Х. (1931). Природа и аналитическое лечение заикания. Труды Американской ассоциации коррекции речи
, 1,51–156.
Дин, К. Р., & Браун, Р. А. (1977). Более свежий взгляд на распространенность заикания в
Соединенных Штатах. Журнал нарушений беглости речи, 2 (2), 157–166.
Дринкуотер, Х. (1924). Ребенок-левша (буква). Британский медицинский журнал, 1 (3312), 1113.
Старейшина, W. (1924). Ребенок-левша.Британский медицинский журнал, 2 (3315), 80–81.
Фенихель О. (1931). Hysterien und Zwangsneurosen. Вена: Междунар. Psycho-analytischer Verlag.
Фенихель О. (1945). Психоаналитическая теория неврозов. Нью-Йорк: WW Norton & Co.
Foundas, A. L., Bollich, A. M., Corey, D. M., Hurley, M., & Heilman, K. M. (2001). Аномальная
анатомия областей речи и языка у взрослых с постоянным заиканием в развитии.
Неврология, 57 (2), 207215.
Фаундас, А. Л., Боллих, А. М., Фельдман, Дж., Кори, Д. М., Херли, М., и Хейлман, К. М. (2004).
Атипичная анатомия височной плоскости при заикании: связь с отсроченной слуховой обратной связью.
Неврология, 63, 1640–1646.
Foundas, A. L., Corey, D. M., Angeles, V., Bollich, A. M., Crabtree-Hartman, E., &
,, Heilman, K. M. (2003). Атипичная церебральная латеральность у взрослых с постоянным развитием
заикание. Неврология, 61, 1378–1385.
Гарнизон, К.С. (1938). Проблемы, связанные с левшой. Peabody Journal of Education, 15 (6),
325–332.
Харрис, Л. Дж. (1990). Культурные влияния на ручность: историческая и современная теория и
свидетельств. В С. Корен (ред.), Левша: поведенческие последствия и аномалии (стр. 195–
258). Оксфорд, Великобритания: Северная Голландия.
Heilpern, E. (1941). Случай заикания. The Psychoanalytic Quarterly, 10,95–115.
Хилдрет, Г. (1950). Развитие и тренировка доминирования рук: IV. Развивающие
проблемы, связанные с ручностью. Педагогическая семинария и журнал генетики
Психология, 76,39100.
Ja
ncke, L., Hanggi, J., & Steinmetz, H. (2004). Морфологические различия мозга у взрослых
заикающихся и не заикающихся. BMC Neurology, 4 (1), 23.
Johnson, W., & Duke, L. (1935). Изменения руки, связанные с появлением или исчезновением
заикания: шестнадцать случаев. Журнал экспериментального образования, 4 (2), 112–132.
692 KUSHNER
Загружено [Университетом Эмори] в 06:50, 19 ноября 2012 г.
обучение — Левша переквалифицируется, чтобы играть на гитаре правой рукой
Ну и у меня тоже очень похожая история. Будучи прирожденным левшой, я начал играть на обычной правой гитаре в перевернутом положении. И да, я не делал никаких изменений в струнах. Так что, по сути, для меня «неудачная игра» означала EBGDAE, а не обычный EADGBE. Так что я начал бренчать в противоположном направлении.Например, паттерн вниз-вниз-вниз-вниз для меня был вверх-вверх-вверх. И, естественно, все формы аккордов для меня были перевернуты. Я продолжал эту практику около 6-7 месяцев, в течение периода, когда я вырос от абсолютного новичка до продвинутого игрока.
Это было моей историей до сих пор, но теперь я серьезно подумываю о том, чтобы перейти на обычного праворукого гитариста. С течением времени, когда гитара стала более зрелой, я почему-то начал чувствовать, что этот перевернутый метод игры представляет больше препятствий, чем преимуществ.Хотя мне кажется естественным играть таким образом, и именно поэтому я начинал так как новичок, всегда были изменения, которые мне приходилось вносить во время обучения. Например, большинство онлайн-уроков игры на гитаре, которым стоит следовать, в первую очередь предназначены для правшей, а для левшей иногда упоминаются мимолетные упоминания. Все формы аккордов перевернуты, и это начинает вызывать проблемы по мере появления более сложных. Например, я мог легко справиться с зеркальным отображением мажорных аккордов A, D, E, G, C и многих второстепенных, но затем Когда я натолкнулся на аккорды вроде B7, C7 Gsus, я просто не мог добиться зеркального отображения этих форм своей беспокойной рукой. В некоторых случаях я едва мог держать мизинец на самой толстой струне, но это не идеально. Я думаю, что эти формы аккордов были созданы для определенной руки, и использование для них другой руки — это просто импровизированная аранжировка, которая начнет разваливаться по мере того, как все становится более сложным.
Я также чувствую, что бренчание «вверх» по своей сути отличается от звучания, даже когда вы ударяете по одной и той же последовательности струн. Может быть, это сила тяжести, помогающая движению вниз, или физиологическая структура мышц наших рук, я не знаю, но у меня есть ощущение, что звук другой, и эта разница становится более заметной по мере того, как вы улучшаете свои игровые навыки.И, наконец, решающий аргумент, который заставил меня изменить мою «игровую маневренность», пришел, когда я изучал электрогитары, собираясь купить ее когда-нибудь в будущем. Как я видел, ручность становится еще более заметной с электрогитарой, когда все ручки регулировки громкости и регуляторы расположены в неудобном положении для игры вверх ногами. Возможно, есть возможность разобрать и переустановить всю гитару, но это все равно означает, что мне придется заново учить свои формы аккордов и образцы бренчания.Так что, если мне придется пройти через это изменение, я бы предпочел пойти еще дальше и изменить свою игру и ладонь, так как в этом случае я не буду ограничен индивидуальными гитарами для левой руки и у меня будет широкий выбор гитар на выбор.
С учетом всего сказанного, изменение моей игровой руки все равно будет означать, что мне придется начинать все заново, как новичку, с нуля. Получите все эти мозоли на пальцах еще раз, заново изучите все формы аккордов, изменения аккордов, модели бренчания. Похоже, что искренние усилия, которые я приложил последние 6-7 месяцев, смываются на ветер.И самое болезненное — возвращаться от того, кто умеет играть на полуприличной гитаре, к тому, кто этого не умеет.
Но я думаю, лучше опоздать, чем никогда. На данный момент это вопрос повторного изучения того, что я узнал за последние 6-7 месяцев, но, возможно, это лучше, чем потратить годы и затем достичь точки невозврата.
Это была моя история, но позвольте мне подчеркнуть, что нужно играть так, как им нравится. В конце концов, конечная цель — получить от этого удовольствие, а это не просто механическое упражнение, которое можно выполнять только определенным образом.
Добро пожаловать в мир левшей
Трудно точно сказать, сколько левшей в мире, но по оценкам большинства исследований, они составляют от 10 до 20% населения. Почему это меньшинство людей использует левую руку? Как левши выживают в мире, созданном для правшей?
Загадочный мир левшей
Ученые сходятся во мнении, что разница между левшей и правшей заключается в мозге.В мозгу правшей доминирует левое полушарие, тогда как у левшей все наоборот. Доминантное полушарие управляет более структурированными функциями, такими как письмо и речь.
Но почему более 80% населения имеют доминирующее левое полушарие? Было бы более логично, если бы мы все были правши, все левши или даже если бы мир был разделен пополам, 50/50. У нас до сих пор нет ответа на этот вопрос.
Жизнь в мире правшей
Долгое время левшей переучивали на правшей.Инструменты, посуда, повседневные задачи, обучение в школе: эргономика всего оборудования была разработана, а ручки установлены только для правшей. Таким образом, левши должны были адаптироваться и преодолевать то, что считалось аномалией или даже инвалидностью.
Левшей, которых заставляли пользоваться правой рукой, чтобы казаться нормальными, называли «смещенными левыми». Только в 1947 году министерство образования Франции выпустило отчет, в котором осудили детей-левшей, которых «заставляли писать правой рукой».Сообщение? Левша — это не инвалидность, это просто факт.
Постепенный учет потребностей
Постепенно бизнес начал интересоваться левшами. Ведь от 10 до 20% населения (а значит, и потребителей) — это немаловажный рынок! Более того, в начале 2016-2017 учебного года министерство образования Франции попросило «комиссию по школьным принадлежностям» учесть «проблемы, с которыми сталкиваются ученики-левши, в частности их потребность в специализированном оборудовании».
В результате теперь вы можете найти ножницы, точилки для карандашей и геометрические инструменты, предназначенные для левшей. Вы также можете найти более необычные предметы, такие как бумеранги, кастрюли с носиками, гитары и штопоры, вращающиеся в противоположном направлении. Наконец-то левшам больше не нужно приспосабливаться!
История беспристрастности показывает, как отношение может повлиять на научные выводы
Ховард И. Кушнер
Johns Hopkins University Press
2017
216 pp.
Приобрести этот товар сейчас
Что заставляет некоторых людей быть левшами? Рукоятка — это уникальная человеческая черта? Являются ли левши более склонными, чем другие люди, быть творческими гениями или страдать когнитивными нарушениями? Историк Ховард Кушнер поднимает эти и другие вопросы в своей новой книге On the Other Hand .
В первую очередь история исследования руки, книга также имеет повестку дня: показать, что на научные выводы повлияло социальное отношение к руке. В самом деле, личные взгляды исследователей могут исказить их интерпретацию научных данных, и об этом ясно сказано в книге Кушнера, хотя и не так, как предполагал автор.
Сегодня быть левшой — предмет гордости в западном мире. Однако исторически левая рука ассоциировалась с атавизмом или коррупцией, и ее использование не поощрялось, а то и жестоко наказывалось. Кушнер сообщает, что в начале 1900-х годов, например, дети зулусов, которые не могли вспомнить, чтобы есть их правая рука, погружали левую руку в кипящую воду.Менее крайние меры по «переобучению» прирожденных левшей были распространены в Соединенных Штатах еще в 1940-х годах и все еще практикуются в некоторых частях Индии, Африки и Азии.
В нескольких главах Кушнер исследует биологические основы руки. Он убедительно развенчивает миф, в который до сих пор верят многие нейробиологи, о том, что у левшей языковые функции, как правило, локализованы в правом полушарии головного мозга, и прослеживает столетние попытки обнаружить происхождение левши. Кушнер отмечает, что тенденция исследователей искать либо генетические, либо экологические причины ручности отражает более широкие тенденции к объяснению человеческого поведения с точки зрения природы или воспитания, которые меняются от одной эпохи к другой.
Однако его ясный взгляд на обширную научную литературу затуманивается, когда Кушнер переходит от вопросов о мозге и генах к более социально значимым вопросам. Несмотря на то, что он сосредоточен на ручности и психических расстройствах, он не участвует в исследованиях, показывающих, что левши чаще страдают депрессией, наиболее распространенным психическим расстройством в Соединенных Штатах (1).А в последней главе он изо всех сил пытается дискредитировать исследования, связывающие руки с шизофренией и аутизмом, — в ущерб книге.
Чтобы оценить доказательства этих связей, Кушнер использует два недавних крупномасштабных метаанализа, по одному для каждого расстройства (2, 3). Его основная критика обоих исследований заключается в том, что они показывают статистические связи между психическим расстройством и неправшей, в отличие от леворукости как таковой. Он утверждает, что сравнение показателей заболеваемости у правшей и не правшей представляет собой «ловкость рук»: «тактику», которую используют исследователи для «обоснования публикации» результатов, которые в противном случае не были бы опубликованы.
Важно отметить, что Кушнер утверждает, что «ни одно из исследований, включая те, которые обсуждались [в его книге], не смогло продемонстрировать, что одна только леворукость связана с шизофренией [или] аутизмом». Он заключает, что использование «часто расплывчатой категории неправши» «позволило продолжить исследования предполагаемой патологии левшей, тогда как ориентация исключительно на левшей устранила бы это направление исследований».
У этого аргумента есть серьезные проблемы.В целом, нет ничего плохого в категории «неправша», которую можно определить с той же степенью точности (или неточности), что и категории «правша».
Кушнер утверждает, что связь между леворукостью и психическим заболеванием ложна, но так ли это?
Наиболее проблематично то, что Кушнер фактически ошибается в отношении данных, на которых основывается его аргумент, по крайней мере, в случае аутизма. В метаанализе, который осуждает Кушнер, исследователи не анализировали левши и смешанные руки отдельно, но они предоставили все данные, необходимые для этого.Используя тот же статистический тест, который использовался в исследовании, я провел этот анализ, который показал, что уровень леворукости был на самом деле значительно выше в выборке с аутизмом, чем в выборке здоровых людей.
Кушнер, по-видимому, мотивирован желанием заключить, что левши на самом деле нормальны и что леворукость не является патологией. Но даже если у левшей статистически выше вероятность развития аутизма или других расстройств, это не означает, что левша является патологией.Хорошо известно, что у мужчин больше шансов заболеть аутизмом, чем у женщин, однако мужское начало обычно не считается патологией.
Кушнеру удается показать, что леворукость подвергается стигматизации и подавлению, но он не может показать, что все связи между правосторонностью и болезнью являются ложными или что выводы исследователей основаны на «культурных нормах» относительно «ненормальности» левшей. Отрицая продемонстрированную связь между ручным управлением и психическими расстройствами, Кушнер может надеяться предотвратить использование научных результатов для оправдания предрассудков.Но проблема не в науке, а в том, как люди могут ее использовать. И, как показывает увлекательная история Кушнера, предубеждение против «зловещей» руки редко основывается на науке.
Список литературы
К. Денни, Латеральность: асимметрии тела и познания мозга 14, 246 (2009)
I. Sommer et al., Brit. J. Psychiatr. 178, 344 (2001)
A. L. Rysstad, A. V. Pedersen, J. Autism Dev. Disord.46, 1110 (2016)
Об авторе
Рецензент находится в Департаменте человеческого развития Корнельского университета, Итака, Нью-Йорк 14853, США.
Влево или вправо? Наука, лежащая в основе ручного управления
Приходилось ли вам когда-нибудь сидеть за одним концом стола, чтобы не удариться локтями о других в ресторане? У вас постоянно появляются чернильные пятна на нижней части руки, когда вы пишете слева направо? Или вам сложно резать ножницами?
Друзья, для одних это могут быть глупые сценарии, но для других эта борьба реальна. Есть группа людей, которые ответили утвердительно на эти вопросы и точно знают, о чем я говорю.
13 августа объявлен Международным днем левшей. Как здорово, что есть особый день, чтобы отпраздновать 10 процентов населения?
Я с готовностью признаю, что нахожусь в этих 10 процентах. Мне знакомо чувство, когда я сижу в конце стола с пятнами и пытаюсь использовать ножницы. Однако для меня большая честь быть частью этой особой группы людей.После исследования Международного дня левшей я чувствую себя обязанным поделиться с вами историей и наукой о нас, левшах.
Зловещие левшаВы никогда не подумаете, но долгое время левши считались изгоями общества и зловещими (ВРЕМЯ). Фактически, одно из определений зловещего , которое дает Merriam-Webster, — «. . . , относящиеся к чему-либо или расположенные слева или слева от чего-либо »(Merriam-Webster).
В средние века левши жили в постоянном страхе быть обвиненными в колдовстве. TIME упоминает: «Сам дьявол считался левшой, и его и других злых духов всегда вызывали с помощью жестов левой руки». Достаточно интересно то, что если вы просматриваете множество изображений, на которых изображен Дьявол, Дьявол обычно левша (все, что левша).
Кроме того, в середине 20-го века, если вы были левшами, считалось, что у вас есть отклонения в развитии, и вас переучивали писать правой рукой (Кварц).
Слава богу, я не жил ни в один из этих периодов! Конечно, времена изменились.
Но как насчет науки, стоящей за вашей ручкой?
Почему право или почему лево?Помимо невероятно важного и глубокого «курица или яйцо?» Загадка заключается в реальности, которую мы все хотим знать: как мы становимся правшами или как мы становимся левшами.
Дело в том, что мы не знаем, но есть некоторые исследования, которые помогают нам лучше понять.
Например, ученые из Великобритании и Нидерландов исследовали взаимосвязь между нашей рукой и генетическим кодом. Их исследования показывают, что определенная последовательность генов, известная как PCSK6, вероятно, связана с определением того, почему мы левши или правши (наука о людях). Это происходит еще до рождения ребенка!
Еще один момент, который следует учитывать, — это то, что ручность в некоторой степени определяется генами ваших родителей. Исследования показывают, что около 25% рук может передаваться по наследству, а это означает, что может быть много других факторов, которые помогают определить, какую руку вы используете (Границы для молодых умов).
Другая теория о том, почему мы можем быть левыми или правшами, связана с подражанием нашему окружению в очень раннем возрасте. Я уверен, что все мы слышали это раньше: «Вы не можете быть тем, чего не видите». Дети склонны учиться, подражать и копировать своих родителей и опекунов. Если родитель левша, возможно, дети просто имитируют то, что видят, пока использование левой руки не станет привычкой.
По общему мнению, ваша рука, правая или левая, также могла быть определена строго случайным образом.
Помогает ли вам быть левшой в спорте?Еще одна информация показывает, что правша вы или левша — это прямое отражение структуры вашего мозга и того, как он действует в различных обстоятельствах. У мозга два полушария; Исследования показывают, что полушария левшей, как правило, взаимодействуют друг с другом быстрее и эффективнее, чем полушария правшей (NCBI). Более быстрый и эффективный мозг приводит к более быстрой реакции и времени обработки.
Некоторые считают, что это дает преимущество левшам в соревновательных видах спорта, таких как бейсбол. Некоторые из великих бейсболистов Америки — Бейб Рут, Лу Гериг и Тай Кобб — были левшами. Удивительно, но, хотя только 10-15 процентов населения мира — левши, статистика показывает, что колоссальные 25 процентов всех игроков Высшей бейсбольной лиги — левши (Live Science). Возможно, это связано с более быстрым временем соединения в мозгу.
Однако нельзя сказать, что левши — единственные выдающиеся спортсмены, потому что есть и потрясающие спортсмены-правши. Я точно не получил этого гена! Но исследования показывают, что левша может помочь вам в спорте и других физических нагрузках.
По ту сторону загадки левши и правшиЕсли бросить взгляд на все проведенные исследования нашей уникальной руки, то мы увидим тот факт, что все мы обладаем способностью к обучению, независимо от того, правши мы или левши.
Сегодня день празднования всех особых левшей, но не забудьте помочь всем вашим ученикам практическим, умным обучением.Вовлеките их в дела, которые задействуют обе стороны мозга и обе руки. Позвольте им потерпеть неудачу и позвольте им думать.
Подробнее о Дне левшей.
Источники:
«Почему ты правша или левша?»
«Ваш левый мозг»
«Величайшие левши всех времен»
«Как левши думают и чувствуют по-другому»
Две трети мира все еще ненавидят левшей | Умные новости
Изображение: imelda
Есть еще несколько неприятных вещей, связанных с левшой. Но, по крайней мере, в Америке мы почти перестали заставлять левшей учиться пользоваться правой рукой. Но это не везде так. Китай, например, утверждает, что левши менее одного процента студентов. Если бы это было правдой, это было бы странно: средний мировой показатель левшей составляет 10–12%. Исследование, опубликованное в журнале Endeavour , недавно подняло этот вопрос: почему в Китае нет левшей? Исследователи также изучили Индию и исламские страны и обнаружили, что почти две трети левого населения мира сталкиваются с дискриминацией.
В генетике людей, живущих в Китае, нет ничего особенного, что снижает вероятность того, что они левши. Американцы китайского происхождения с такой же вероятностью будут левшами, как и любые другие американцы. Левши в Китае фактически меняют свои доминирующие руки. Зачем? Потому что им просто труднее придерживаться своей естественной доминирующей руки, чем людям в Европе или Соединенных Штатах. Многие китайские иероглифы требуют правой руки, сообщает Discovery News.
В других странах клеймо левшей все еще существует.Отчеты Discovery News:
Во многих мусульманских частях мира, в некоторых частях Африки, а также в Индии левая рука считается грязной рукой, и считается оскорблением предлагать эту руку кому-либо, даже чтобы помочь. Дискриминация левшей насчитывает тысячи лет во многих культурах, в том числе и на Западе.
Даже слово «левый» происходит от слова «лыфт», что означает сломанный. Немецкие слова «linkisch» также означают неуклюжий. Русское слово «левья» ассоциируется с ненадежностью.Синонимы слова «левый» в китайском — «странный», «неправильный» и «неправильный».
И давно были всякие способы «переучить» левшей. Статья в журнале The Lancet объясняет использованные «научные» обоснования:
Методы, используемые для получения этого результата, часто были извилистыми, включая связывание левой руки сопротивляющегося ребенка, чтобы обездвижить его. Типичным аргументом, оправдывающим такую практику, является письмо 1924 года в British Medical Journal , в котором одобряется «переобучение» левшей писать правой рукой, потому что в противном случае левша рискует «отставать в умственном развитии; в некоторых случаях… настоящее слабоумие ».Еще в 1946 году бывший главный психиатр Управления образования города Нью-Йорка Абрам Блау предупреждал, что без переобучения дети-левши рискуют серьезно нарушить развитие и обучаемость, и настаивал на том, что «детей в ранние годы следует поощрять усыновлять. ловкость… чтобы лучше подготовиться к жизни в нашем правостороннем мире ».
В то время как сегодня в Соединенных Штатах и Европе дети-левши не подвергаются наказанию и переобучению, подобные предубеждения все еще существуют во многих частях мира, доказывая, что правши столь же зловещи, как и левши.
Подробнее с сайта Smithsonian.com:
Моя кошка — правша или левша?
Мы зависимы от доминирующей стороны нашего тела
Понравилась статья?
ПОДПИШИТЕСЬ на нашу рассылку новостей
День левшей | 13 августа
13 августа Левши повсюду могут радоваться, ведь сегодня Международный день левшей! В мире, который создан в основном для правшей, в этот день отмечают 10% населения мира, которое полагается на свою левую руку при выполнении большинства задач. Это также важный день, так как он повышает осведомленность о борьбе левшей и побуждает предприятия адаптировать предметы повседневного обихода и делать их доступными и доступными для левшей.
ФонИменно в августе 1976 года, в пятницу 13-го числа, Интернационал левшей впервые объявил 13 августа днем празднования левшей.
Но Международный день левшей начался только в 1992 году в Великобритании, организованный Клубом левшей.Этот день был настолько популярен среди американцев, что дата была добавлена в национальный календарь как неофициальный праздник. Цель этого дня — рассказать общественности о недостатках, с которыми ежедневно сталкиваются левши.
Исторические левшиСегодня большая часть проблем, с которыми левши сталкиваются в повседневной жизни, связана с эргономическими проблемами, такими как столы, предназначенные только для правшей, или такие предметы, как ножницы, измерительные ленты, спиральные записные книжки. открывашки, среди многих других, которые очень трудно использовать левшам.Кроме того, товары, предназначенные для левшей, намного дороже, чем доступные для всех. Короче говоря, предметы повседневного обихода не предназначались для левшей.
Однако в течение многих лет левши подвергались жесткой дискриминации и демонизации. В средние века левшей обвиняли в колдовстве, а на протяжении веков, вплоть до самых последних лет, левши ассоциировались с дьяволом, а в школах детей наказывали за то, что они писали левой рукой. и «переучили» пользоваться своими правыми руками.
Факты о левшах- 10% всего населения мира — левши, и хотя это может показаться не таким уж большим, это означает, что 760 миллионов человек во всем мире — левши. Кроме того, гораздо больше шансов стать левшой, если один из его родителей тоже.
- Считается, что левши более гибкие и адаптируемые, поскольку они часто сталкиваются с проблемами в мире, созданном для правшей. Левая рука также контролируется правым полушарием мозга, которое связано с эмоциями и творческими качествами, такими как музыка и искусство.
- Многие уважаемые и известные люди левши. В состав клуба входят президенты США Барак Обама, Рональд Рейган и Билл Клинтон, а также Джимми Хендрикс, одна из крупнейших рок-звезд в мире, известный тем, что играет на гитаре правой рукой левой рукой.
Если вы левша, то в этот день неплохо попробовать предложить своим друзьям-правшам 24 часа жить левшами, чтобы они знали, с какими трудностями вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
Лучший способ привлечь внимание к этому дню — поделиться информацией об этом в социальных сетях, написать своими словами о том, что значит быть левым, и поделиться этим со всем миром!
Вы также можете написать в канцелярские, технические и музыкальные компании и попросить их сделать товары для левшей доступными по доступной цене.