Модель образовательного процесса МАДОУ №2
Нормативно-правовая база:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности;
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 ощеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению воспитанников»;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Образовательный процесс в ДОУ строится, учитывая:
- Контингент воспитанников,
- Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников,
- Социальный заказ родителей (законных представителей).
При организации образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать таким образом цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приблежаясь к разумному «минимуму».
Образовательный процесс может быть условно подразделен на:
- Организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской детельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художственой , чтения);
- Образовательная деятельность, осуществляется в ходе режимных моменто;
- Самостоятельная деятельность детей;
- Взаимодействие с семьями по реализации ООП дошкольного образования.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрастах формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от кантингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и охватывать определенные направления развития и образования детей:
Основные направления развития детей и образовательные области
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
1. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности:
Игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарных бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, все виды деятельности учитываются в циклограмме.
Построение образовательного процесса на комплексно—тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляется многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывая специфику дошкольного учреждения.
Комплексно – тематическое планирование МАДОУ № 2
Месяц |
Неделя |
тема |
||||
1 младшая |
2 младшая |
средняя |
старшая |
подготовительная |
||
Сентябрь |
1 |
Мониторинг |
||||
2 |
||||||
3 |
«Детский сад и я» |
«Хлеб всему голова» |
||||
4 |
«Моя безопасность» - основы безопасности жизни, опасные ситуации |
|||||
Октябрь
|
1 |
«Осень золотая» |
||||
2 |
«Во саду ли в огороде» - сад, огород |
|||||
3 |
«Царство Лешего» - лес, деревья, кустарники |
|||||
4 |
«У медведя во бору» - дикие животные средней полосы России |
|||||
Ноябрь
|
1 |
«Мой дом» |
«Мой город, моя страна» |
«Россия – родина моя» |
||
2 |
«Что за чудо эти сказки» |
|||||
3 |
«Предметы, которые нас окружают» - классификация посуда, мебель, игрушки |
|||||
4 |
«Я и моя семья» |
|||||
Декабрь |
1 |
«Зимушка хрустальная» |
«Времена года, календарь. Зима» |
|||
2 |
«Человек в мире вещей» |
|||||
3 |
«Профессии» |
|||||
4 |
«Новогодние чудеса» |
|||||
Январь |
1 |
Каникулы |
||||
2 |
«Неделя зимних игр и забав» |
|||||
3 |
«Зверье мое» - домашние животные |
|||||
4 |
«Птичий двор» - домашние птицы |
|||||
Февраль |
1 |
«Моя безопасность» |
||||
2 |
«Водичка - водичка» |
«Обитатели морей и океанов» |
||||
3 |
«Я и мой папа» |
«Я и мой папа», день защитника Отечества |
||||
4 |
«Веселое путешествие» - транспорт, спецтехника
|
|||||
Март
р
|
1 |
«Милая мама» |
«Мама - слово дорогое» |
|||
2 |
«Знакомство с народной культурой традициями» |
|||||
3 |
«Цветущая Весна» |
«Времена года Весна» - живая не живая природа |
||||
4 |
«Крылатые друзья» - птицы |
|||||
Апрель |
1 |
«Будь здоров» |
«Здоровье» |
|||
2 |
«Цветы и травы» |
«Планета Земля» |
«Планета Земля, космос» |
«Солнечная система. Планеты. Земля. Космос» |
||
3 |
«Осторожно дорога» - транспорт |
«Дорожная безопасность» - улица, светофор, транспорт |
||||
4 |
«Искорка» - правила пожарной безопасности |
|||||
Май |
1 |
«Времена года. Лето» |
«Великая Победа» - история великой Отечественной войны. День Победы |
|||
2 |
Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся |
«Скоро в школу» |
||||
3 |
Мониторинг |
|||||
4 |
Мониторинг |
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность. Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Совместная деятельность взрослого и детей
|
Самостоятельная деятельность детей
|
1)Занятия (Непосредственно образовательная деятельность) Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов.
|
Актуальная предметно-развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемые к её построению.
|
Циклограмма воспитательно-образовательной деятельности в МАДОУ № 2
Физическое развитие |
Познавательное развитие- |
Речевое развитие |
Социально-коммуникативное развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
физическая культура |
ФЭМП |
чтение художественной литературы |
безопасность |
Художественное творчество |
здоровье |
Познавательно-исследовательская деятельность |
Развитие речи |
социализация |
музыка |
|
|
коммуникация |
труд |
Конструирование |
|
|
|
коммуникация |
|
ЧЕМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ
Дни недели |
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
|
Первая половина дня |
Утренняя гимнастика, гигиенические процедуры |
|||||
Наблюдение и трудовые поручения в уголке природы (П СК) |
Формирование культурно гигиенических навыков (Ф Р СК) |
Формирование навыков самообслуживания (Ф СК) |
Работа с книгой: чтение познавательной литературы (Р П) |
Психогимнастика (Ф СК) |
||
Индивидуальная работа по развитию (П СК ) ФЭМП |
Индивидуальная- работа по развитию речи (Р СК ) |
Индивидуальная работа по конструированию (Ф СК Р ) |
Индивидуальная работа по ИЗО деятельности (Х СК) |
Индивидуальная работа по сенсорике (Ф П) |
||
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики (Ф СК Х) Самостоятельная деятельность детей |
Строительно-конструктивные игры (Х СК) Самостоятельная деятельность детей |
Дидактические игры: природный, социальный мир, сенсорное развитие (П СК Ф) Самост. деятельность детей |
Дидактические игры: ОБЖ/ПДД (СК П Ф ) Самостоятельная деятельность детей |
Музыкально-хороводные игры (Х Р ) Самостоятельная деятельность |
||
Непосредственно образовательная деятельность |
||||||
Прогулка |
Наблюдение, экскурсии, трудовые поручения, подвижные игры с разной степенью подвижности (групповые, подгрупповые), индивидуальная работа по всем направлениям развития, самостоятельная игровая деятельность. |
|||||
Вторая половина дня |
Гимнастика после сна, закаливающие процедуры |
|||||
Непосредственно образовательная деятельность |
||||||
Ситуация общения по теме недели (СК П) |
Работа с бумагой бросовым, природным материалом, пластилином (Х СК) |
Ситуация общения: ЗОЖ (Ф СК Р ) |
Ситуация общения: беседа о труде взрослых (Р П СК) |
Бегай, прыгай, играй! (Ф СК) |
||
Игры по социально-эмоциональному развитию (CК Р) |
Сюжетно – ролевые игры (СК Р) |
Познавательно-исследовательская деятельность (П СК) |
Культурно-досуговая деятельность (Х Р) |
Режиссерские игры (Х Р) |
||
Знакомство с новыми дидактическими играми (П СК ) Самостоятельная деятельность детей |
Слушание музыки, музыкально-литературных произведений (Х СК Р) Самост. деят. детей |
Чтение художественной литературы (Р )
Самостоятельная деятельность детей |
Театрализованная деятельность (Х Р СК)
Самостоятельная деятельность детей |
Хозяйственно-бытовой труд (СК)
Самостоятельная деятельность детей |
||
Прогулка |
Наблюдение, экскурсии, трудовые поручения, подвижные игры с разной степенью подвижности (групповые, подгрупповые), индивидуальная работа по всем направлениям развития, самостоятельная игровая деятельность |
< Предыдущая |
---|