кто онлайн

  • пользователей нет
  • 40 гостей

Эл.очередь

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 



Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением  деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»

 

 

Рабочая программа

«Юный пешеход»

Для воспитанников 5-6 лет

 

СОГЛАСОВАНО:

на педагогическом совете

МАДОУ №2

Протокол №___

«___» ___________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ №2

____________О.Г. Иванова

«___» ___________20___г.

 

 

 

 

 

 

Авторы – составители:

Я.А. Киршина

Е.В. Меркель

Ю.А. Романенко

г. Ленинск-Кузнецкий

2013

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  2. Содержание программы ……………………………………...…..….6
  3. Учебно-тематический план ……………………………….........……7
  4. Требования к уровню подготовки воспитанников……….….……..8
  5. Мониторинг …………………....……………………….……………9
  6. Список средств обучения…………………………………………....12
  7. 7. Список литературы ……………….……………………………...….13
  8. Приложения………………….…….……………….………………..14

 

 



 

 

 

Пояснительная записка

Современные города очень быстро развиваются и растут, увеличивается количество автомашин и интенсивность движения на дорогах. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах будут увеличиваться  и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Часто в результате дорожно-транспортных происшествий страдают дети и не всегда только по вине водителей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Цель программы – формирование у воспитанников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

  • Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  • Уточнить и расширить представления о транспортных средствах.
  • Продолжить знакомить с дорожными знаками.
  • Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Сроки реализации программы – 1 год.

Режим занятий – 1 занятия в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут.  36 занятий в год.

Количество детей – 15 человек.

Формы и приемы работы:

  • игра;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • наблюдение, экскурсия;
  • рассматривание;
  • чтение художественной литературы.

Ожидаемый результат

  • овладение базовыми правилами поведения на дороге;
  • анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
  • формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование устойчивого познавательного интереса;
  • формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
  • привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Способ проверки результатов работы: мониторинг (май).

Программа включает следующие основные принципы:

  • принцип воспитывающего обучения предполагает, что на протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание – обучающим;
  • принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка;
  • принцип научности предполагает подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование безопасного поведения на дорогах научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника;
  • принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • принцип осознанности процесса обучения предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции;
  • принцип последовательности предполагает построение обучения с постепенным усложнением в строгой системе и последовательности, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение Правил безопасного поведения на дороге;
  • принцип интеграции дает возможность творчеству и сокращает учебную нагрузку;
  • принцип социальной безопасности предполагает, что воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

Раздел I. Транспорт.

1. Тема: «История  создания  транспорта». Цель: формирование знаний об истории  создания  автомобиля.

2. Тема: «Виды  транспорта». Цель: формирование представлений о разнообразии видов транспорта.

3. Тема: «Легковой транспорт». Цель: расширение знаний о легковых автомобилях.

4. Тема: «Грузовой транспорт». Цель: расширение знаний о грузовых автомобилях.

5. Тема: «Пассажирский транспорт». Цель: закрепление знаний о видах общественного транспорта.

6. Тема: «Машины специального назначения». Цель: расширение знаний о машинах специального назначения.

7.  Викторина «В мире транспорта». Цель: повторение пройденного материала для проверки уровня знаний.

Раздел II. Работа водителя.

Цель: расширять у воспитанников знания о труде водителя.

Раздел III. Улицы города.

Цель: расширять у воспитанников представления о безопасном поведении на улицах.

Раздел IV. Дорога.

Цель: ознакомление детей с разными видами движения на дороге.

Раздел V. Дорожные знаки.

Цель: учить детей различать дорожные знаки.

Раздел VI. Мы – пешеходы

Цель: расширять знания воспитанников о правилах пешеходов.

Раздел VII. Мы – пассажиры

Цель: уточнить знания  детей о правилах поведения в общественном транспорте, воспитание уважительного отношения к окружающим.

Учебно-тематический план

Название раздела и наименование тем

Количество

часов

1

Раздел I. Транспорт.

10

1.1.

«История  создания  транспорта»

1

1.2.

«Виды  транспорта»

1

1.3.

«Легковой транспорт»

2

1.4.

«Грузовой транспорт»

2

1.5.

«Пассажирский транспорт»

1

1.6.

«Машины специального назначения»

2

1.7.

Викторина «В мире транспорта»

1

2.

Раздел II. Работа водителя.

3

3.

Раздел III. Улицы города.

3

4.

Раздел IV. Дорога.

4

5.

Раздел V. Дорожные знаки.

6

6.

Раздел VI. Мы – пешеходы

5

7.

Раздел VII. Мы – пассажиры

5

 

Всего

36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки воспитанников

Воспитанник должен знать правила дорожного движения:

  • переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играть на дороге или около проезжей части;
  • переходить улицу только по пешеходному переходу;
  • знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Воспитанник должен уметь:

  • с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
  • различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
  • называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
  • отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Воспитанник должен иметь представление:

  • о работе водителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мониторинг

Вопросник 1

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое дорога?

 

2

Что такое тротуар?

 

3

Как нужно ходить по тротуару?

 

4

Кого называют пешеходом?

 

5

Почему нельзя ходить по проезжей части?

 

6

Где можно переходить улицу?

 

7

Для чего нужен светофор?

 

8

Какие бывают светофоры?

 

9

Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

 

10

Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

 

11

Кто управляет машиной?

 

Вопросник 2

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку?

 

2

Должен ли ребенок быть внимательным, играя во дворе?

 

3

Почему нельзя играть на проезжей части?

 

4

Почему нельзя играть около проезжей части?

 

5

Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

 

6

Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

 

7

Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?

 

8

Почему нельзя кататься с горки коло проезжей част и даже если машин нет?

 

9

Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?

 

10

Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? 
Почему оно безопасное?

 

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

 

2

Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

 

3

Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

 

4

Как пассажир должен вест и себя в транспорте?

 

5

Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

 

6

Что еще нельзя делать в автобусе?

 

Список средств обучения:

  • уголок дорожного движения ;
  • транспорт различного функционального назначения;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт»;
  • мультимедийное оборудование (компьютеры, проектор, экран);
  • видеомагнитофон, телевизор;
  • компьютерные игры, учебные программы, видеофильмы;
  • настольные игры по ПДД;
  • электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров;
  • набор дорожных знаков;
  • плакаты «Дорога и её составные части»;
  • плакаты «Дорожная разметка»;
  • плакаты «Правила для пешеходов»;
  • плакаты «Правила для велосипедистов»;
  • плакаты «Дорожные ситуации - “ловушки”»;
  • плакаты «Дорожные знаки»;
  • плакаты «Регулирование дорожного движения»;
  • методическая литература для воспитателей;
  • учебная литература для воспитанников;
  • сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;
    • площадка для практических занятий по правилам дорожного движения.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Н. С. Голицына  «Перспективное планирование  в детском саду старшая группа» (реализация ФГТ в ДОУ).
  2. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  4. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
  5. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  6. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Основные понятия и термины

Автобусная, трамвайная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Приложение 2

Спортивный праздник "Мы – пешеходы!"

Цель:

Организация активного досуга  дошкольников.

Задачи:

  • закрепить знания правил дорожного движения;
  • совершенствовать основные виды движений детей;
  • воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: обручи, конструктор, машины, картинки с изображением дорожных знаков, кубики, коляски, бумажные полоски.

Предварительная работа.

  • изучение правил дорожного движения и правил поведения на улице и в общественном транспорте;
  • чтение книг о видах транспорта, об участниках дорожного движения;
  • беседа об этических нормах поведения на улице и в общественном транспорте;
  • украшение спортивной площадки шарами, флажками, плакатами дорожной тематики;
  • заучивание стихов, используемых в сценарии;
  • создание эмблем командам, кругов для игры (красный, желтый, зеленый);

Ход праздника.

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами окунёмся в интересный, но не безопасный мир дороги. Ведь на улице нас подстерегает множество опасностей и неожиданностей. А чтобы их избежать, надо соблюдать особые правила - Правила дорожного движения! Сейчас наши ребята покажут, как они их знают и соблюдают. Давайте их встретим дружными аплодисментами.

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий: Сегодня в соревнованиях участвуют две команды. Давайте познакомимся с ними поближе.

Капитан: «Команда!»

Дети: «Дорожные знаки»

Капитан: «Наш девиз»

Дети:

«Мы поможем и расскажем

Честь по чести, что и как.

Мы дорогу вам укажем,

Уважайте каждый знак»

Капитан: «Команда!»

Дети: «Светофор»

Капитан: «Наш девиз»

Дети:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день и ночь –

Зелёный, жёлтый, красный.

Ведущий:

Ну, вот и познакомились.

Ведущий:

Дорогие ребята, мы желаем вам:

Максимум спорта, максимум смеха!

Только так вы добьётесь успеха.

И пусть победит сильнейший! Вперёд!

1 ребенок:

На дорогах с давних пор есть хозяин - Светофор!

Перед вами - все цвета. Нам представить их пора!

2 ребенок

Никому проходу нет

Если вспыхнул этот свет! - показывает кружок красного цвета

3 ребенок:

Осторожность не мешает

Этот свет предупреждает! - показывает кружок жёлтого цвета

4 ребенок:

Каждый должен знать ответ

На какой идти им свет? - показывает кружок зелёного цвета.

Дети: Зелёный

1 Эстафета "Собери светофор"

Напротив каждой команды расположены детали для светофора. По свистку первый участник в команде бежит и берет одну деталь, несет ее к команде, затем второй участник в команде и т.д.  когда все детали будут собраны остальные участники в команде собирают светофор и несут его к уже к собранному светофору. Побеждает команда быстрее всех собравшая светофор.

Ведущий:

По асфальту шуршат шины –

Едут разные машины.

Есть машины легковые,

По размерам небольшие.

Очень быстро они мчатся –

Даже птице не угнаться!

2 Эстафета "Машины"

Каждой команде дается по одной машине и перед командой ставятся кубики на одинаковом расстоянии. По сигналу первый в команде садится на машину и перебирая ногами катится вперед объезжая каждый кубик. Доезжает до светофора и возвращается на машине по прямой. Передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, участники которой быстрее выполнят задание.

Ведущий:

Вот ещё одна загадка.

По обочине дороги

Как солдатики, стоят.

Все мы с вами выполняем,

Всё, что нам они велят.

Дети: Дорожные знаки.

3 эстафета «Собери дорожный знак»

Ведущий:

Предлагаю проверить наших участников.

Каждой команде даются разрезанные картинки с дорожными знаками. Задача каждой команды как можно быстрее и правильнее собрать дорожный знак.

Ведущий:

А теперь мои ребятки,

Отгадайте-ка загадки.

Что за чудо этот дом,

Окна светятся кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином?

Дети: Автобус.

Ведущий: Давайте на нем прокатимся! Команды на старт!

4 эстафета «Автобус»

Первый ребенок (капитан) имитирует водителя держа обруч перед собой. По свистку бежит до светофора и возвращается к команде. Следующий в команде берется за водителя и бежит с ним до светофора и обратно, и т.д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет в один «Автобус» всех участников в команде.

Ведущий:

Ребята, а вы знаете, где нужно переходить дорогу?

Дети: Да, на пешеходном переходе.

Ведущий: Правильно, молодцы!

5 эстафета «Пешеходный переход»

Каждой команде даются белые полоски и коляски. По сигналу первый участник бежит и приклеивает полоску на палас перед командой, затем бежит обратно передавая эстафету следующему участнику. Следующие участники выполняют все тоже самое. После того как в команде закончатся белые полоски  7- 12 участники бегут по одному по сделанной «пешеходной дорожке» с коляской до светофора и возвращаются обратно. Побеждает команда быстрее выполнившая задание.

Ведущий:

Это что тут? Ой, ой, ой!

Переход здесь под землёй!

Так смелей иди вперёд.

Трусишь ты напрасно.

Знай! Подземный переход -

Самый безопасный!

6 эстафета «Подземный переход»

Дети бегут по пешеходному переходу,  и пролезают в обруч, передают эстафету по руке.

Ведущий: Пришло время подвести итоги наших соревнований.

За ловкость силу и сноровку,

Упорный труд на тренировках,

За собранность, стальные нервы,

И за стремление быть первым,

За мужество и за терпенье,

Талант, напор и вдохновенье

И за прекрасный результат,

Который лучше всех наград.

Примите медали.

Вручение наград.

Ведущий:

Если Правила движения

Выполняют все вокруг,

Не к чему тогда сомненья –

Помни это, юный друг!

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кроткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Конспект занятия

Тема: « Какой бывает транспорт?»

Цель занятия: формирование навыков безопасного поведения на доро  гах.

Задачи:

Обучающая:

  • раскрыть значение транспорта в жизни людей;
  • формировать представление детей о разных видах транспорта;
  • познакомить с правилами  поведения в общественном транспорте;

Развивающая:

  • развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, память, смекалку и речевую активность;
  • умение по описанию (загадке) узнавать вид транспорта;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающая:

  • вырабатывать усидчивость;
  • воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Материал к занятию:

  • карточки с разным видом транспорта;
  • иллюстрации и изображением неба, воды, земли;
  • диск с фильмом «Виды транспорта»;
  • поговорки, загадки;

Ход:

Педагог - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Наш маршрут г. Ленинск - Кузнецкий. Но как же нам попасть в Ленинск - Кузнецкий? (Предполагаемые ответы детей: вызывать такси, доехать на автобусе, или на поезде.) Это наземный транспорт.

Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами?

(Предполагаемые ответы детей: Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.).

Педагог – Хорошо.  А теперь помогайте мне говорить, кто управляет каким транспортом. Водитель водит машину, пилот водит –...самолёт, космонавт управляет –… (ракетой), капитан управляет -…(кораблём), машинист ведёт -…(поезд), велосипедист управляет -…
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.
Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д.. Дети, а вы знаете как себя вести в пассажирском транспорте? (Предполагаемые ответы детей: не шуметь, вежливо, не отвлекать

водителя, не бегать по автобусу или электрички, уступать место пожилым людям, приобретать билеты…)
Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д.(объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта).
Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре?  Больному? Если что-то случилось?
Мы столько узнали о транспорте. На какие группы можно разделить транспорт? 
Педагог делает вывод:

Транспорт: водный, воздушный, наземный.

  • Водный транспорт (морской и речной): теплоход, катер, баржа и т.д.
  • Воздушный транспорт: самолет, вертолет.
  • Наземный транспорт: автобус, легковые автомобили, трамвай, троллейбус, грузовые машины, поезда и т.д..

Педагог - мы поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт».

Игровая задача: закреплять в сознании детей представление о видах транспорта.

Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, найдёт этот вид транспорта на картине и положит её на иллюстрацию: «ВОДА», «ЗЕМЛЯ», «НЕБО».

Загадки:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром. (Самолет)

Под водой железный кит –

Днем и ночью он не спит,

Днем и ночью под водой

Охраняет наш покой. (Подводная лодка)

 

Какой конь землю пашет,

А сена не ест? (Трактор)

Дом - чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай)

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.          (Автобус)

 

Что такое - отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колеса на резине. (Троллейбус)

 

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы –

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

( Грузовики)

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем! (Велосипед)

 

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.        ( Экскаватор)

 

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина. ( Пожарная машина)

 

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка.

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.             (Поезд, паровоз)

 

Чтобы он тебя повез,

Не попросит он овес.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит ... (Автомобиль)

 

Педагог:
Посмотрите, какие машины к нам приехали. Все они разные! Сейчас каждый стол возьмет себе по машинке и будет их разукрашивать, но с одним условием:

  1. Первый стол берет себе только наземный транспорт.
  2. Второй стол берет воздушный транспорт.
  3. Третий стол берет водный транспорт.

Какие замечательные машины у нас получились!

Итог занятия: Какие виды транспорта вы знаете? Кого перевозит пассажирский транспорт, а что перевозит грузовой? Какие профессии связаны с машинами? Как правильно вести себя в общественном транспорте?




.