Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»
Рабочая программа
«Юный пешеход»
Для воспитанников 5-6 лет
СОГЛАСОВАНО: на педагогическом совете МАДОУ №2 Протокол №___ «___» ___________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ №2 ____________О.Г. Иванова «___» ___________20___г. |
Авторы – составители:
Я.А. Киршина
Е.В. Меркель
Ю.А. Романенко
г. Ленинск-Кузнецкий
2013
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………3
- Содержание программы ……………………………………...…..….6
- Учебно-тематический план ……………………………….........……7
- Требования к уровню подготовки воспитанников……….….……..8
- Мониторинг …………………....……………………….……………9
- Список средств обучения…………………………………………....12
- 7. Список литературы ……………….……………………………...….13
- Приложения………………….…….……………….………………..14
Пояснительная записка
Современные города очень быстро развиваются и растут, увеличивается количество автомашин и интенсивность движения на дорогах. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах будут увеличиваться и в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться всё более важной государственной задачей. Часто в результате дорожно-транспортных происшествий страдают дети и не всегда только по вине водителей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Цель программы – формирование у воспитанников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи:
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Уточнить и расширить представления о транспортных средствах.
- Продолжить знакомить с дорожными знаками.
- Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
Сроки реализации программы – 1 год.
Режим занятий – 1 занятия в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут. 36 занятий в год.
Количество детей – 15 человек.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- наблюдение, экскурсия;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Ожидаемый результат
- овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- развитие творческих способностей;
- формирование устойчивого познавательного интереса;
- формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Способ проверки результатов работы: мониторинг (май).
Программа включает следующие основные принципы:
- принцип воспитывающего обучения предполагает, что на протяжении всего дошкольного возраста обучение остается воспитывающим, а воспитание – обучающим;
- принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные возможности ребенка;
- принцип научности предполагает подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование безопасного поведения на дорогах научно обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) дошкольника;
- принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- принцип осознанности процесса обучения предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции;
- принцип последовательности предполагает построение обучения с постепенным усложнением в строгой системе и последовательности, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, изучение Правил безопасного поведения на дороге;
- принцип интеграции дает возможность творчеству и сокращает учебную нагрузку;
- принцип социальной безопасности предполагает, что воспитанники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Содержание программы
Раздел I. Транспорт.
1. Тема: «История создания транспорта». Цель: формирование знаний об истории создания автомобиля.
2. Тема: «Виды транспорта». Цель: формирование представлений о разнообразии видов транспорта.
3. Тема: «Легковой транспорт». Цель: расширение знаний о легковых автомобилях.
4. Тема: «Грузовой транспорт». Цель: расширение знаний о грузовых автомобилях.
5. Тема: «Пассажирский транспорт». Цель: закрепление знаний о видах общественного транспорта.
6. Тема: «Машины специального назначения». Цель: расширение знаний о машинах специального назначения.
7. Викторина «В мире транспорта». Цель: повторение пройденного материала для проверки уровня знаний.
Раздел II. Работа водителя.
Цель: расширять у воспитанников знания о труде водителя.
Раздел III. Улицы города.
Цель: расширять у воспитанников представления о безопасном поведении на улицах.
Раздел IV. Дорога.
Цель: ознакомление детей с разными видами движения на дороге.
Раздел V. Дорожные знаки.
Цель: учить детей различать дорожные знаки.
Раздел VI. Мы – пешеходы
Цель: расширять знания воспитанников о правилах пешеходов.
Раздел VII. Мы – пассажиры
Цель: уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, воспитание уважительного отношения к окружающим.
Учебно-тематический план
№ |
Название раздела и наименование тем |
Количество часов |
1 |
Раздел I. Транспорт. |
10 |
1.1. |
«История создания транспорта» |
1 |
1.2. |
«Виды транспорта» |
1 |
1.3. |
«Легковой транспорт» |
2 |
1.4. |
«Грузовой транспорт» |
2 |
1.5. |
«Пассажирский транспорт» |
1 |
1.6. |
«Машины специального назначения» |
2 |
1.7. |
Викторина «В мире транспорта» |
1 |
2. |
Раздел II. Работа водителя. |
3 |
3. |
Раздел III. Улицы города. |
3 |
4. |
Раздел IV. Дорога. |
4 |
5. |
Раздел V. Дорожные знаки. |
6 |
6. |
Раздел VI. Мы – пешеходы |
5 |
7. |
Раздел VII. Мы – пассажиры |
5 |
|
Всего |
36 |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Воспитанник должен знать правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
- не играть на дороге или около проезжей части;
- переходить улицу только по пешеходному переходу;
- знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Воспитанник должен уметь:
- с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
- различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
- называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
- отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.
Воспитанник должен иметь представление:
- о работе водителя.
Мониторинг
Вопросник 1
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Что такое дорога? |
|
2 |
Что такое тротуар? |
|
3 |
Как нужно ходить по тротуару? |
|
4 |
Кого называют пешеходом? |
|
5 |
Почему нельзя ходить по проезжей части? |
|
6 |
Где можно переходить улицу? |
|
7 |
Для чего нужен светофор? |
|
8 |
Какие бывают светофоры? |
|
9 |
Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал? |
|
10 |
Какие сигналы подает светофор для пешеходов? |
|
11 |
Кто управляет машиной? |
|
Вопросник 2
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку? |
|
2 |
Должен ли ребенок быть внимательным, играя во дворе? |
|
3 |
Почему нельзя играть на проезжей части? |
|
4 |
Почему нельзя играть около проезжей части? |
|
5 |
Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? |
|
6 |
Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? |
|
7 |
Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? |
|
8 |
Почему нельзя кататься с горки коло проезжей част и даже если машин нет? |
|
9 |
Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах? |
|
10 |
Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? |
|
Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? |
|
2 |
Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? |
|
3 |
Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным? |
|
4 |
Как пассажир должен вест и себя в транспорте? |
|
5 |
Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? |
|
6 |
Что еще нельзя делать в автобусе? |
|
Список средств обучения:
- уголок дорожного движения ;
- транспорт различного функционального назначения;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт»;
- мультимедийное оборудование (компьютеры, проектор, экран);
- видеомагнитофон, телевизор;
- компьютерные игры, учебные программы, видеофильмы;
- настольные игры по ПДД;
- электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров;
- набор дорожных знаков;
- плакаты «Дорога и её составные части»;
- плакаты «Дорожная разметка»;
- плакаты «Правила для пешеходов»;
- плакаты «Правила для велосипедистов»;
- плакаты «Дорожные ситуации - “ловушки”»;
- плакаты «Дорожные знаки»;
- плакаты «Регулирование дорожного движения»;
- методическая литература для воспитателей;
- учебная литература для воспитанников;
- сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;
- площадка для практических занятий по правилам дорожного движения.
Список литературы
- Н. С. Голицына «Перспективное планирование в детском саду старшая группа» (реализация ФГТ в ДОУ).
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волглград: ИТД «Корифей», 2009.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
Приложение 1
Основные понятия и термины
Автобусная, трамвайная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
Приложение 2
Спортивный праздник "Мы – пешеходы!"
Цель:
Организация активного досуга дошкольников.
Задачи:
- закрепить знания правил дорожного движения;
- совершенствовать основные виды движений детей;
- воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Оборудование: обручи, конструктор, машины, картинки с изображением дорожных знаков, кубики, коляски, бумажные полоски.
Предварительная работа.
- изучение правил дорожного движения и правил поведения на улице и в общественном транспорте;
- чтение книг о видах транспорта, об участниках дорожного движения;
- беседа об этических нормах поведения на улице и в общественном транспорте;
- украшение спортивной площадки шарами, флажками, плакатами дорожной тематики;
- заучивание стихов, используемых в сценарии;
- создание эмблем командам, кругов для игры (красный, желтый, зеленый);
Ход праздника.
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами окунёмся в интересный, но не безопасный мир дороги. Ведь на улице нас подстерегает множество опасностей и неожиданностей. А чтобы их избежать, надо соблюдать особые правила - Правила дорожного движения! Сейчас наши ребята покажут, как они их знают и соблюдают. Давайте их встретим дружными аплодисментами.
Дети под музыку входят в зал.
Ведущий: Сегодня в соревнованиях участвуют две команды. Давайте познакомимся с ними поближе.
Капитан: «Команда!»
Дети: «Дорожные знаки»
Капитан: «Наш девиз»
Дети:
«Мы поможем и расскажем
Честь по чести, что и как.
Мы дорогу вам укажем,
Уважайте каждый знак»
Капитан: «Команда!»
Дети: «Светофор»
Капитан: «Наш девиз»
Дети:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный.
Ведущий:
Ну, вот и познакомились.
Ведущий:
Дорогие ребята, мы желаем вам:
Максимум спорта, максимум смеха!
Только так вы добьётесь успеха.
И пусть победит сильнейший! Вперёд!
1 ребенок:
На дорогах с давних пор есть хозяин - Светофор!
Перед вами - все цвета. Нам представить их пора!
2 ребенок
Никому проходу нет
Если вспыхнул этот свет! - показывает кружок красного цвета
3 ребенок:
Осторожность не мешает
Этот свет предупреждает! - показывает кружок жёлтого цвета
4 ребенок:
Каждый должен знать ответ
На какой идти им свет? - показывает кружок зелёного цвета.
Дети: Зелёный
1 Эстафета "Собери светофор"
Напротив каждой команды расположены детали для светофора. По свистку первый участник в команде бежит и берет одну деталь, несет ее к команде, затем второй участник в команде и т.д. когда все детали будут собраны остальные участники в команде собирают светофор и несут его к уже к собранному светофору. Побеждает команда быстрее всех собравшая светофор.
Ведущий:
По асфальту шуршат шины –
Едут разные машины.
Есть машины легковые,
По размерам небольшие.
Очень быстро они мчатся –
Даже птице не угнаться!
2 Эстафета "Машины"
Каждой команде дается по одной машине и перед командой ставятся кубики на одинаковом расстоянии. По сигналу первый в команде садится на машину и перебирая ногами катится вперед объезжая каждый кубик. Доезжает до светофора и возвращается на машине по прямой. Передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, участники которой быстрее выполнят задание.
Ведущий:
Вот ещё одна загадка.
По обочине дороги
Как солдатики, стоят.
Все мы с вами выполняем,
Всё, что нам они велят.
Дети: Дорожные знаки.
3 эстафета «Собери дорожный знак»
Ведущий:
Предлагаю проверить наших участников.
Каждой команде даются разрезанные картинки с дорожными знаками. Задача каждой команды как можно быстрее и правильнее собрать дорожный знак.
Ведущий:
А теперь мои ребятки,
Отгадайте-ка загадки.
Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом,
Носит обувь на резине,
А питается бензином?
Дети: Автобус.
Ведущий: Давайте на нем прокатимся! Команды на старт!
4 эстафета «Автобус»
Первый ребенок (капитан) имитирует водителя держа обруч перед собой. По свистку бежит до светофора и возвращается к команде. Следующий в команде берется за водителя и бежит с ним до светофора и обратно, и т.д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет в один «Автобус» всех участников в команде.
Ведущий:
Ребята, а вы знаете, где нужно переходить дорогу?
Дети: Да, на пешеходном переходе.
Ведущий: Правильно, молодцы!
5 эстафета «Пешеходный переход»
Каждой команде даются белые полоски и коляски. По сигналу первый участник бежит и приклеивает полоску на палас перед командой, затем бежит обратно передавая эстафету следующему участнику. Следующие участники выполняют все тоже самое. После того как в команде закончатся белые полоски 7- 12 участники бегут по одному по сделанной «пешеходной дорожке» с коляской до светофора и возвращаются обратно. Побеждает команда быстрее выполнившая задание.
Ведущий:
Это что тут? Ой, ой, ой!
Переход здесь под землёй!
Так смелей иди вперёд.
Трусишь ты напрасно.
Знай! Подземный переход -
Самый безопасный!
6 эстафета «Подземный переход»
Дети бегут по пешеходному переходу, и пролезают в обруч, передают эстафету по руке.
Ведущий: Пришло время подвести итоги наших соревнований.
За ловкость силу и сноровку,
Упорный труд на тренировках,
За собранность, стальные нервы,
И за стремление быть первым,
За мужество и за терпенье,
Талант, напор и вдохновенье
И за прекрасный результат,
Который лучше всех наград.
Примите медали.
Вручение наград.
Ведущий:
Если Правила движения
Выполняют все вокруг,
Не к чему тогда сомненья –
Помни это, юный друг!
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет кроткой наша речь.
Говорим вам: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!
Приложение 3
Конспект занятия
Тема: « Какой бывает транспорт?»
Цель занятия: формирование навыков безопасного поведения на доро гах.
Задачи:
Обучающая:
- раскрыть значение транспорта в жизни людей;
- формировать представление детей о разных видах транспорта;
- познакомить с правилами поведения в общественном транспорте;
Развивающая:
- развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, память, смекалку и речевую активность;
- умение по описанию (загадке) узнавать вид транспорта;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитывающая:
- вырабатывать усидчивость;
- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Материал к занятию:
- карточки с разным видом транспорта;
- иллюстрации и изображением неба, воды, земли;
- диск с фильмом «Виды транспорта»;
- поговорки, загадки;
Ход:
Педагог - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Наш маршрут г. Ленинск - Кузнецкий. Но как же нам попасть в Ленинск - Кузнецкий? (Предполагаемые ответы детей: вызывать такси, доехать на автобусе, или на поезде.) Это наземный транспорт.
Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами?
(Предполагаемые ответы детей: Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.).
Педагог – Хорошо. А теперь помогайте мне говорить, кто управляет каким транспортом. Водитель водит машину, пилот водит –...самолёт, космонавт управляет –… (ракетой), капитан управляет -…(кораблём), машинист ведёт -…(поезд), велосипедист управляет -…
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.
Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д.. Дети, а вы знаете как себя вести в пассажирском транспорте? (Предполагаемые ответы детей: не шуметь, вежливо, не отвлекать
водителя, не бегать по автобусу или электрички, уступать место пожилым людям, приобретать билеты…)
Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д.(объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта).
Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?
Мы столько узнали о транспорте. На какие группы можно разделить транспорт?
Педагог делает вывод:
Транспорт: водный, воздушный, наземный.
- Водный транспорт (морской и речной): теплоход, катер, баржа и т.д.
- Воздушный транспорт: самолет, вертолет.
- Наземный транспорт: автобус, легковые автомобили, трамвай, троллейбус, грузовые машины, поезда и т.д..
Педагог - мы поиграем в игру, которая называется « Угадай транспорт».
Игровая задача: закреплять в сознании детей представление о видах транспорта.
Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, найдёт этот вид транспорта на картине и положит её на иллюстрацию: «ВОДА», «ЗЕМЛЯ», «НЕБО».
Загадки:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется – под лучами
Отливает серебром. (Самолет)
Под водой железный кит –
Днем и ночью он не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет наш покой. (Подводная лодка)
Какой конь землю пашет,
А сена не ест? (Трактор)
Дом - чудесный бегунок
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Что такое - отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колеса на резине. (Троллейбус)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы –
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
( Грузовики)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем!
Только лучше правь рулем! (Велосипед)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает. ( Экскаватор)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальет пожар любой
Смелая дружина. ( Пожарная машина)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка.
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет. (Поезд, паровоз)
Чтобы он тебя повез,
Не попросит он овес.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит ... (Автомобиль)
Педагог:
Посмотрите, какие машины к нам приехали. Все они разные! Сейчас каждый стол возьмет себе по машинке и будет их разукрашивать, но с одним условием:
- Первый стол берет себе только наземный транспорт.
- Второй стол берет воздушный транспорт.
- Третий стол берет водный транспорт.
Какие замечательные машины у нас получились!
Итог занятия: Какие виды транспорта вы знаете? Кого перевозит пассажирский транспорт, а что перевозит грузовой? Какие профессии связаны с машинами? Как правильно вести себя в общественном транспорте?
< Предыдущая | Следующая > |
---|