Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования» (КРИПКиПРО)
Согласовано Заведующий кафедрой КРИПКиПРО ___________________ «___»__________2016 |
Согласовано Заведующий МАДОУ №2 _________________ Иванова О.Г. «___»__________2016 |
Программа совместной деятельности
опорной площадки КРИПКиПРО
по теме:
«Сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций в условиях сетевого взаимодействия»
Кемерово 2016
Содержание Программ совместной деятельности опорной площадки КРИПКиПРО
Актуальность |
3 |
|
Практическая значимость |
4 |
|
Содержание деятельности |
4 |
|
Исполнители программы |
6 |
|
Сроки реализации программы |
7 |
|
Ожидаемые результаты |
7 |
|
Критерии и показатели деятельности |
8 |
|
Ресурсное обеспечение |
8 |
|
План реализации программы |
9 |
|
10. |
Форма предоставления результатов деятельности |
11 |
11. |
Приложения |
12 |
Актуальность
Дошкольный возраст – это годы формирования основ здоровья, гармоничного нравственного, умственного и физического развития. Организм ребенка в данный период быстро растет и развивается, в то же время сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низка, ребенок легко заболевает. В связи с этим необходимо создавать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников в дошкольных организациях.
Привлечение детей к массовому спорту и здоровому образу жизни одно из важных и приоритетных направлений государственной политики РФ. Начиная заниматься физической культурой с детского сада, а за тем продолжая эту работу в школе и организациях дополнительного образования, постоянно наблюдая динамику улучшения здоровья детей и подростков, можно воспитать поколение здоровых людей с потребностью в ежедневных занятиях физической культурой и спортом в течение всей жизни.
В городе Ленинск-Кузнецком с 2008 года ведется работа по выстраиванию системы межведомственного взаимодействия по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, но в тоже время не сформулированы четкие требования ко всем участникам межведомственного взаимодействия с целью оценки и контроля качества данной работы.
В связи со вступлением в силу ФГОС дошкольного образования возникает необходимость поиска новых, наиболее оптимальных механизмов взаимодействия учреждений города по сохранению и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
Нормативной основой реализации такой деятельности является федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. В статье 13 закона указывается, что образовательные программы реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Работа по данной тематике даст нам возможность оценить свою деятельность и внести необходимые коррективы с целью повышения качества работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на уровне муниципалитета.
Цель реализации программы: развитие системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций муниципалитета по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Задачи:
- Разработать нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных организаций в условиях сетевого взаимодействия.
- Разработать и апробировать модель сетевого взаимодействия, направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
- Обеспечить методическое сопровождение, способствующее развитию здоровьесберегающей компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций.
- Создать единое информационно-методическое пространство в организации сетевого взаимодействия по проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Практическая значимость
Работа опорной площадки позволит:
- определить единые подходы к сохранению и укреплению здоровья дошкольников в условиях сетевого взаимодействия;
- расширить дополнительные образовательные и оздоровительные услуги в ДОО направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- способствовать профессиональному росту педагогов и их готовности к организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников;
- повысить мотивацию педагогов в участии в инновационной деятельности.
Содержание деятельности
Особое внимание при организации работы по осуществлению сетевого взаимодействия уделяется вопросам координации совместной деятельности органов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, направленной на совершенствование процесса физического воспитания детей и подростков (Приложение 1).
На сегодняшний день в сетевом взаимодействии принимают участие 15 дошкольных образовательных организаций города (МБДОУ № 30, 49, 16, 22, 61, 7, 39, 62, 24, 53, 48, МАДОУ №2, 10, 9 и железнодорожный детский сад №173) с общим охватом 915 детей.
Вся работа по сетевому взаимодействию выстроена по направлениям:
- 1. Работа координационного совета
Координационный совет организует работу по взаимодействию со всеми участниками и проводит ежеквартальные советы, где обсуждаются мероприятия, запланированные на данный квартал, сроки проведения, ответственные, выстраивается методическая работа.
В состав координационного совета входят представители дошкольных организаций и управлений спорта и туризма.
- 2. Организация городских спортивно массовых мероприятий
В рамках сетевого взаимодействия разработан единый календарный план спортивно-массовых мероприятий, в который включены мероприятия для дошкольных образовательных организаций. В течение года проходит 9 спортивных мероприятий для детей и 4 для педагогов и родителей.
Педагоги становятся активными участниками спортивно-массовых мероприятий проходящих в рамках всероссийской программы «ДРОЗД» (Приложение 2): «Лыжня России», лыжный марафон, «Час здоровья для воспитателей», «Тропа здоровья». В результате около 150 педагогов активно принимают участие в спортивных соревнованиях (Приложение 2).
- 3. Организация мероприятий внутри ДОО по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
Проведение закаливающих и профилактических мероприятий в дошкольных организациях проходит согласно индивидуальным планам работы каждой дошкольной организации.
Во всех возрастных группах детей проводятся профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика после сна, прогулки, подвижные игры, физкультминутки, паузы, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, массаж, самомассаж, корригирующая гимнастика, закаливающие процедуры, использование оксолиновой мази, применение «чесночных бус».
- 4. Выполнение нормативов ВФСК ГТО дошкольниками.
С 2016 года воспитанники детских садов приступили к выполнению нормативов ВФСК ГТО (Приложение 3). Для более продуктивной работы по выполнению нормативов разработан регламент и порядок выполнения нормативов для дошкольников.
- 5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья воспитанников
Работа методического объединения . С 2014 года в городе работает городское методическое объединение «ДРОЗД» для педагогических работников дошкольных образовательных. В рамках объединения проходят занятия с коллективным просмотром, обучающие семинары и мастер-классы.
В течение 3-х лет детский сад стал базовой для проведения постоянно действующего семинара кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО. Всего прошло 8 семинаров с общим охватом более 300 педагогов со всей Кемеровской области.
Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель здорового образа жизни». С целью повышения профессионализма педагогов и мотивации их на здоровьесберегающую деятельность в ДОО второй год проходит городской конкурс «Воспитатель здорового образа жизни», где педагоги показывают свое мастерство в проведении занятий по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, разработке программ, участвуют в спортивных праздниках и публикуют свой опыт работы в СМИ (Приложение 5).
- 6. Диагностика физического развития дошкольников
Два раза в год в ДОО проводится диагностики физического развития воспитанников (Приложение 4), прослеживается динамика улучшения физического развития детей.
Исполнители программы
Исполнителями программы являются дошкольные образовательные организации, участвующие в реализации городской межведомственной программы «ДРОЗД».
Данные о руководителях дошкольных организаций
Ф.И.О. руководителя |
Квалификационная категория |
Имеющийся опыт по теме деятельности опорной площадки КРИПКиПРО |
Иванова Ольга Георгиевна МАДОУ №2 |
Соответствует занимаемой должности |
имеет опыт опорной площадки по теме «Формирование физической культуры и культуры ЗОЖ у воспитанников в условиях сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений» |
Элоян Раиса Ивановна МБДОУ №7 |
||
Кулакова Лидия Николаевна МБДОУ №30 |
||
Жуланова Марина Геннадьевна МБДОУ №49 |
||
Кутькина Ирина Леонидовна МБДОУ №39 |
||
Проскурина Елена Валентиновна МБДОУ №53 |
||
Клочкова Юлия Николаевна МАДОУ №10 |
нет |
|
Измайлова Татьяна Григорьевна МАДОУ №9 |
нет |
Данные о педагогических работниках
Ф.И.О. педагога |
Должность |
Квалификационная категория |
Имеющийся опыт по теме деятельности опорной площадки КРИПКиПРО |
Киршина Яна Александровна МАДОУ №2 |
Инструктор по физической культуре |
1 категория |
В течение 2014-2016 года педагоги принимали участие в областных постоянно действующих семинарах КРИПКиПРО и презентовали опыт свое деятельности в виде мастер-классов, выступлений, фото-отчетов и видео презентаций.
|
Шубина Марина Владимировна МБДОУ №30 |
Воспитатель |
1 категория |
|
Астудина Татьяна Юрьевна МБДОУ №30 |
|
||
Суслова Надежда Александровна МБДОУ №39 |
Высшая категория |
||
Румынина Марина Владимировна МБДОУ №39 |
Высшая категория |
||
Розанова Светлана Германовна МАДОУ №9 |
Инструктор по физической культуре |
|
|
Барышева Ирина Олеговна МАДОУ №9 |
Воспитатель |
|
|
Бабикова Елена Викторовна МБДОУ №7 |
Старший воспитатель |
Высшая категория |
|
Моисеева Ирина Сергеевна МБДОУ №7 |
Музыкальны руководитель |
Высшая категория |
|
Алексеева Ирина Олеговна МАДОУ №10 |
Старший воспитатель |
1 категория |
|
Искаковва Галина Игоиревна МАДОУ №10 |
Воспитатель |
Высшая категория |
|
Беляева Галина Николаевна МБДОУ №49
|
Воспитатель |
Высшая категория |
|
Никифорова Наталья Владимировна МБДОУ №53 |
Воспитатель |
Высшая категория |
|
Мухарева Наталья Анатольевна МБДОУ №53 |
Воспитатель |
Высшая категория |
Сроки реализации программы
Программа реализуется с сентября 2016 года по май 2019 года
1 этап: сентябрь 2016 года по ноябрь 2016 года. Организационный.
2 этап: ноябрь 2016 года по январь 2019 года. Организационно-практический.
3 этап: январь 2019 года по май 2019 года. Аналитический.
Ожидаемые результаты
Задача |
Результат деятельности |
Разработать нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных организаций в условиях сетевого взаимодействия.
|
Разработаны и утверждены: Положение о сетевом взаимодействии; Положение о методическом объединении педагогических работников; План мероприятий совместной деятельности по сетевому взаимодействию.
|
Разработать и апробировать модель сетевого взаимодействия направленную на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
|
Простроена модель сетевого взаимодействия; Распределены функциональные обязанности всех участников сетевого взаимодействия; Организованы спортивно-массовые мероприятия в рамках сетевого взаимодействия.
|
Обеспечить методическое сопровождение, способствующее профессиональному росту педагогов по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
|
Определены направления приоритетной деятельности ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников участвующих в сетевом взаимодействии; Подведены итоги конкурса «Воспитатель здорового образа жизни»; Организованы семинары по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников для разных категорий педагогических работников; Организована работа методического объединения. Проведение диагностики здоровьесберегающей компетентности педагогов; Выработка критериев и показателей эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОО |
Создать единое информационно-методическое пространство в организации сетевого взаимодействия по проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников
|
Разработана страничка на сайте МАДОУ №2 под названием «ДРОЗД» для размещения актуальной информации по итогам сетевого взаимодействия; Сформирован банк методических разработок; Произведен выпуск журнала «PROЗДОРОВЬЕ».
|
Критерии и показатели деятельности
- Мониторинг по заболеваемости воспитанников.
- Диагностика физического развития воспитанников.
- Количество охваченных детей спортивно-массовыми мероприятиями.
- Количество педагогов активно принимающих участие в распространении положительного опыта работы в рамках сетевого взаимодействия.
- Диагностика здоровьесберегающей компетентности педагогов;
- Диагностика здоровья педагогов;
- Методические разработки по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО;
- Методические материалы по повышению здоровьесберегающей компетентности педагогов ДОО.
Ресурсное обеспечение работы
- 1. Кадровые ресурсы
В дошкольных образовательных организациях работают педагоги, имеющие высшее или средне - профессиональное педагогическое образование. Они систематически проходят курсы повышения квалификации. При сотрудничестве с КРИПКиПРО и НМЦ педагогические работники учувствуют в семинарах, конференциях, мастер-классах и т.д. Педагоги неоднократно распространяли положительный опыт работы в рамках межведомственного взаимодействия на областных семинарах и городских методических объединениях.
3. Материально-технические ресурсы
Дошкольные образовательные организации имеют спортивные залы или приспособленные помещения, на улице оборудованы зоны для проведения спортивных занятий. Спортивно-массовые мероприятия проводятся на спортивных объектах города.
План реализации программы
Этап |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Исполнитель |
Результат |
I. Организационный (сентябрь – ноябрь 2016) |
||||
1.1 |
Анализ условий, позволяющих осуществлять деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников
|
Сентябрь 2016
|
Участники сетевого взаимодействия
|
Анализ кадровых, программных, материально-технических, организационных условий |
1.2 |
Планирование спортивно-оздоровительной деятельности организаций |
Октябрь 2016
|
Участники сетевого взаимодействия |
План работы
|
1.3 |
Планирование методической деятельности по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в ДОО
|
Октябрь 2016
|
Творческая группа ДОО |
План работы |
1.4 |
Определение зон ответственности участников сетевого взаимодействия |
Октябрь 2016
|
Участники сетевого взаимодействия |
Распределение обязанностей по областям деятельности |
1.6 |
Разработка нормативной базы: - модель сетевого взаимодействия -программы сетевого взаимодействия. -положение о методическом объединении педагогических работников в рамках программы «ДРОЗД». |
Сентябрь – октябрь 2016
|
Творческая группа
|
Нормативно-правовые документы |
1.7 |
Диагностика здоровьесберегающей компетентности и здоровья педагогов |
Сентябрь 2016 |
Участники сетевого взаимодействия |
Определение уровня сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов |
1.8 |
Диагностика физического развития воспитанников |
Сентябрь 2016 |
Участники сетевого взаимодействия |
Уровень физического развития детей |
II. Организационно- практический этап (ноябрь 2016 – январь 2019 года) |
||||
2.1. |
Работа методического объединения |
Ежеквартально |
Педагоги ДОО |
Семинары, мастер-классы, открытые занятия и т.д. |
2.2. |
Проведение городского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель здорового образа жизни» |
Ежегодно |
Педагоги ДОО, управление образования, управление по физической культуре, спорту и туризму |
Мотивация педагогов на качественную здоровьесберегающую деятельность в ДОО |
2.3. |
Работа журнала «PROЗДОРОВЬЕ» |
ежеквартально |
Педагоги ДОО |
Мотивация педагогов на распространение положительного опыта ЗОЖ |
2.4. |
Представление опыта работы на сайтах образовательных организаций, педагогических интернет- сообществ |
В течение всего этапа |
Педагоги-участники программы |
Статьи, методические разработки |
2.5. |
Представление опыта работы на семинарах кафедры педагогических и здоровьесберегающих технологий КРИПКиПРО |
В течение года |
Педагоги-участники программы |
Распространение положительного опыта |
2.6. |
Проведение спортивно-массовых мероприятий среди ДОО |
Сентябрь 2016- январь 2019 |
Педагоги ДОО |
Участие детей в городских спортивно-массовых мероприятиях |
2.7. |
Выполнение нормативов ГТО дошкольниками |
Ежегодно |
Педагоги ДОО |
Мотивация детей на здоровый образ жизни |
2.8. |
Апробация результативности критериев и показателей деятельности участников сетевого взаимодействия |
Ноябрь 2016- январь 2019 |
Педагоги ДОО |
Корректировка критериев и показателей |
2.9. |
Анализ и корректировка программы |
По мере необходимости |
Рабочая группа |
Отчет о реализации программы |
III. Аналитический этап (январь – май 2019г.) |
||||
3.1 |
Диагностика физического развития воспитанников
|
Май, 2019г. |
Педагоги ДОО
|
Аналитическая справка |
3.2 |
Разработка методических рекомендаций по организации качественной здоровьесберегающей деятельности муниципальной системы дошкольного образования |
Апрель – май 2019 |
Педагоги-участники программы, научный руководитель |
Методические рекомендации |
3.3. |
Анализ деятельности муниципальной системы дошкольного образования по критериям и показателям здоровьесбрегающей деятельности |
Апрель – май 2019 |
Педагоги-участники программы, научный руководитель |
Разработаны критерии и показатели здоровьесберегающей деятельности муниципальной системы дошкольного образования |
3.4 |
Отчет на координационном совете КРИПКиПРО об итогах реализации образовательной инициативы |
По плану КРИПКиПРО |
Педагоги-участники программы, научный руководитель |
Итоговый отчет |
Форма предоставления результатов деятельности
№ |
Критерий оценки |
Участники |
Уровень физического развития воспитанников |
Дети от 5 до 7 лет |
|
Анализ заболеваемости за год |
||
Количество спортивно-массовых мероприятий за год и охват воспитанников данными мероприятиями |
||
Количество педагогов принявших участие в методической работе (выступления, мастер-классы, открытые занятия и тд.) |
Педагоги ДОО |
|
Количество педагогов принявших участие в конкурсе «Воспитатель здорового образа жизни» |
||
Количество публикаций педагогов в СМИ, в том числе периодичность размещения информации на страничке сайта и журнала «PROЗДОРОВЬЕ» |
||
Уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности педагогов |
< Предыдущая | Следующая > |
---|