кто онлайн

  • пользователей нет
  • 90 гостей

Эл.очередь

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 

В последнее время приходится все чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных представлений. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. К внешним признакам гиперактивности ученые относят: невнимательность; отвлекаемость, импульсивность; повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются до семи лет и чаще встречаются у мальчиков (у них гиперактивность часто сочетается с агрессивностью и упрямством – как следствие подавления физиологических потребностей и формирования психологической защиты). Гиперактивный ребенок получает более всех замечаний, окриков, отрицательного внимания и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам и вследствие этого становятся причиной многочисленных конфликтов. Как правило, в основе гиперактивности лежит ММД, наличие которой определяет врач-невролог, который при необходимости назначает медикаментозное лечение. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не разговаривать. Добиться, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым – задача непростая.  Но и с выводами о наличии гиперактивности спешить не стоит на основании того, что ребенок много двигается и непоседлив. Для диагностирования важно выявление наличия проявлений импульсивности – склонности действовать по первому побуждению, под влиянием эмоций.

Диагностика синдрома неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это ни произошло, должны обратиться к врачу-неврологу или психиатру и провести обследование ребенка, т.к. иногда под маской СНВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания.

Выделяют три варианта течения СНВГ в зависимости от преобладающих признаков:

- гиперактивность без дефицита внимания;

- дефицит внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек: они достаточно спокойные, тихие, “витают в облаках”);

- дефицит внимания с гиперактивностью;

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.

Дефицит внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний (как последствие родовой травмы и инфекционных поражений ЦНС, например, после перенесенного гриппа) и т.п.. 

Особенности поведения:

Ребенок живой, подвижный, активный - что в этом плохого? Более того, он и смышлен не по годам, по крайней мере, компьютер освоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движение сложную игрушку, с пультами телевизора и "видика». Врачи на задержку развития не указывают. И тем не менее вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы.

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, бьющей через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным, - это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом - это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход энергии, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно; или просто так сложилась ситуация.

Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях — дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых (этих можно уговорить, наказать, в конце концов, а гиперактивных – бесполезно).

Особенности в поведении появляются до 8 лет; обнаруживаются везде (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.); не обусловлены какими-либо психическими заболеваниями; вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.

Проявление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяется тремя основными критериями: это невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность:

- ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего он допускает ошибки при выполнении любых заданий (в школе, детском саду);

- не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечания окружающих;

- не доводит выполняемую работу до конца, кажется, что он таким образом высказывает свой протест, потому что ему не нравится эта работа. Но ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы и придерживаться их;

- испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;

- избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;

- часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в школе и дома: в детском саду никогда не может найти свою шапку, в классе - ручку или дневник, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте;

- легко отвлекается на посторонние стимулы;

- постоянно все забывает.

Гиперактивность

- ребенок суетлив, беспокоен, беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается;

- не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивает без разрешения, ходит по классу и т. п.;

- двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно;

- не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным;

- часто бывает болтливым.

Импульсивность:

- ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы;

- с трудом дожидается своей очереди, независимо от ситуации и обстановки.

- обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим;

- проявляет нетерпение, требует немедленного удовлетворения своих желаний;

Причины возникновения синдрома неустойчивости внимания с гиперактивностью СНВГ

В происхождении СНВГ важную роль играют генетические механизмы. В семьях детей с СНВГ нередко имеются близкие родственники, имевшие в детстве аналогичные нарушения. В подобных случаях риск развития СНВГ составляет примерно 30%.

Примерно в 60-70% случаев ведущую роль в возникновении СНВГ играют неблагоприятные факторы в течении беременности и родов: внутриутробная гипоксия (недостаток кислорода) плода; угроза прерывания беременности; курение и нерациональное питание матери во время беременности; стрессы во время беременности; недоношенность (рождение малыша с массой менее 2500 г); преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности.

Напряженность и частые конфликты в семье, нетерпимость и излишняя строгость к детям также вносят свою лепту в развитие этого синдрома.

Литература

  1. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом: практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. – 2-ое изд.
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.
  3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей.

Автор-составитель: Борзенкова Е.В.