кто онлайн

  • пользователей нет
  • 114 гостей

Эл.очередь

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 

Слайд 1-2

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенный возраст, идет в школу.

В настоящее время к будущим первоклассникам предъявляются всё более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника грамотным, развитым.

Для того, чтобы ребёнок овладел элементами грамоты,  научился читать, понимать прочитанный текст, предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита. Главное, что должен понять ребёнок - это не путать понятия «звук» и «буква» (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем).

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных «А», «О», «У», «Ы», «Э», так как они хорошо слышны в начале, в середине и конце слова. Одновременно дошкольникам показывается графическое обозначение - красный квадрат.

Слайд 3

При ознакомлении со звуками и буквами всегда даётся изображение нескольких предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится и в начале, и в середине, и в конце слова. Это сделано для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) может встречаться только в одном слове и в одном месте.

Слайд 4

Дошкольникам демонстрируется образное изображение буквы и весёлое стихотворение о ней (или иллюстрации с предметами на эту букву), затем её печатное изображение, что позволяет лучше её запомнить.

Слайд 5

Далее дети прописывают букву в клетках, это действие почти не вызывает у детей затруднений, создаёт положительное отношение к обучению.

Слайд 6

Затем детей знакомят с сонорными согласными («Л», «М», «Н», «Р»), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова. Дети знакомятся с условным обозначением твёрдых согласных - синий квадрат.

Слайд 7-8

По мере ознакомления с согласными дошкольники учатся читать слоги с изученными буквами и постепенно дети учатся читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения осмысленным.

Необходимо помнить о том, что при изолированном произношении согласных нужно научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа - не «эль», а «л», лев - не «эль», а «ль»), что будет способствовать различению твёрдых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.

Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое, что позволяет детям преодолеть послоговое произнесение слов. Выделение ударного слога лучше начинать с двусложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на второй слог. При произнесении ударного слога слово нужно произносить целиком.

Слайд 9

На следующих занятиях дети уже учатся читать предложение из 3 слов и тут же знакомятся с его графическим изображением. Слова обозначаются прямоугольником, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что обозначает начало предложения.

Слайд 10

Знакомство со следующей группой гласных («Я», «Е», «Ё», «Ю» - йотированные гласные) вызывает у детей некоторые трудности, если вводить правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука - «ЙА», «ЙУ» и т.д.

Дошкольники понимают всё буквально и слово «ЮЛА» дети пишут так «ЙУЛА».

Поэтому уместно представить дошкольникам йотированные буквы как буквы, которые придают мягкость согласным. При этом в словах звучат гласные звуки «А», «Э», «О», «У», но если согласный перед ними звучит мягко, то пишутся буквы «Я», «Е», «Ё», «Ю».

Дошкольникам показывается условное обозначение мягких согласных звуков - зелёный квадрат.

Слайд 11

Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости/глухости.

Некоторые звонкие и глухие звуки очень похожи друг на друга - как двойняшки. При их произношении одинаково складываются губы, одинаково движется язычок, только при произношении глухих звуков не подключается голос.

По мере расширения круга согласных увеличивается количество слов, которые дети начинают читать.

Чтение текстов происходит по цепочке: дошкольники читают один за другим. Первыми начинают читать те, кто читает лучше остальных.

Слайд 12

В дальнейшем дошкольники знакомятся с одиночными согласными «Х», «Ц», с мягким согласным «Й»; с разделительным «Ъ» и «Ь».

Обязательно в каждое занятие включены физминутки, весёлые стихотворения, требующие от детей выполнения движений.

Во втором полугодии завершается работа по усвоению элементов грамоты и подготовке руки к письму включением в интересную игровую деятельность со звуками и буквами: игровые упражнения «Буквы рассыпались», «Слоговые кубики», «Напиши правильно», отгадыванием загадок, которые дети читают самостоятельно, а затем записывают слово-отгадку; разгадывание ребусов, кроссвордов, чтение небольших текстов, стихотворений.

С целью подготовки руки ребёнка к письму происходит знакомство с тетрадью в линейку, с понятием «широкая» и «узкая» строка и умение ориентироваться в них.

Выполнение заданий способствует формированию у дошкольников учебных умений:

  • понимание учебной задачи;
  • умение выполнять её самостоятельно.

Показатели развития к концу учебного года:

  • проявление интереса к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентировка в звуко-буквенной системе языка;
  • дифференцирование понятий «звук» и «буква»;
  • записывание слов, предложений печатными буквами;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов;
  • чтение слов, предложений, небольших текстов, стихотворений, понимание прочитанного текста;
  • ориентировка в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисование предметов в тетради в линейку.

 

Материал подготовила воспитатель Е.В. Вагаева.