Консультация для педагогов
«Игры драматизации в формировании гендерной толерантности»
Тендерные стереотипы определяют дифференцированный подход в образовании мальчиков и девочек. Поэтому становление основ тендерной толерантности занимает особое место в воспитании дошкольников.
Разные исследования определяют тендерную толерантность как:
- возможность одновременного существования разнообразных тендерных проявлений право криминаций, которое раскрывается в правовом аспекте (предоставление равных прав представителям разного пола) (Н.И. Андреева);
-интегративное личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и другого как представителя определенного пола, отсутствие предубежденности в оценке его внутренних особенностей и поведения, умении устанавливать с ним субъект - субъектные отношения.
В дошкольном возрасте как сенситивном периоде становления тендерной толерантности можно выделить ряд предпосылок для этого: способность к элепатии, децентрации; осознание возможности иной точки зрения; доверие к окружающему миру, умение устанавливать субъект - субъектные отношения. У детей появляется стремление отозваться на переживания друга, желание помочь, оказать поддержку.
Как правило, дошкольник совершает нравственные поступки в отношении тех детей, которые ему симпатичны. Однако, руководствуясь подобной нормой по отношению к несимпатичным сверстникам, дети не испытывают чувства удовольствия. Следовательно, для формирования толерантности необходимо становление интереса, положительного отношения к ребенку противоположного пола, взаимных положительных связей между мальчиками и девочками. Решая данные задачи, можно использовать разнообразные средства, к которым относиться и игра - драматизация.
Театрализованные игры, как никакие другие, способствуют обогащению социального опыта и мотивационно - потребностной сферы дошкольника.
Воспитательный потенциал игр - драматизации, основанных на литературных произведениях, обусловлен тем, что все внимание детей концентрируется на процессе, который полностью поглощает их, заставляя жить моральными нормами, а не анализировать. Ребенок активно участвует в происходящем, и роли, символы, ценности оживают, наполняясь эмоционально-чувственным содержанием. Ребенку надо представлять себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его мыслями, переживаниями, чтобы передать образ. Одновременное обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц вызывает чувство сопричастности к ним, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир.
Игра - драматизация рассматривается как средство обучения ведению диалога со сверстником - важной стороны социального, личностного развития ребенка, становления коммуникативности, активности, саморазвития.
На основе анализа исследований рассматриваются следующие этапы: подготовительный, обучающий, самостоятельной игры, обогащения содержания игровой деятельности и творчества.
На подготовительном этапе подбираются литературные произведения, имеющие нравственную направленность, характеристики тендерных отношений, наполненные толерантным содержанием, доступные пониманию дошкольников.
Обучающий этап включает три части: ролевое озвучивание готовых диалогов, диалоговый экспромт по повествованию, экспромтную драматизацию на заданную тему.
Третий и четвертый этапы предполагают решение разнообразных задач воспитания, поскольку уровень сформированности позволяет им эмоционально включаться в инсценирование произведения, импровизировать, осознавать сущность отношений между персонажами.
И так, игра - драматизация способна решать задачи формирования тендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- целенаправленного подбора литературных произведений, включающих яркие, образные проявления тендерной толерантности в различных ситуациях взаимодействия;
- решение этих задач на каждом этапе руководства игровой деятельностью;
- проведения обучения при дифференцировании действий маскулинной и феминной направленности.
< Предыдущая | Следующая > |
---|