кто онлайн

  • пользователей нет
  • 69 гостей

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 

Муравьи, тараканы, пауки, жуки, мотыльки, большие комары, называемые в народе "малярийными"... Наверное, у многих взрослых при чтении этого списка возникают неприятные чувства. Конечно, эти чувства не настолько сильны, чтобы впадать в истерику от одного названия того или иного насекомого, но, согласитесь, близких встреч с некоторыми представителями этого списка очень хотелось бы избежать.

Насекомые вызывают тревоги и страхи у многих людей, и в этом нет ничего ненормального. По данным статистики, те или иные насекомые способны вызвать страх у 80 — 85% населения нашей планеты.

Пытаясь найти причины этого практически поголовного страха перед насекомыми, ученые выдвигают интересные, иногда очень неожиданные предположения.

Например, существует теория, что страх перед насекомыми является эволюционным генетическим страхом. Вполне возможно, что предкам современного человека приходилось бороться за территорию не только с различными животными, но и с насекомыми, которые в те времена были далеко не такие уж безобидные и могли достигать размера   волка. Такие насекомые, тем более если они были хищниками или просто ядовитыми существами, безусловно, представляли собой реальную опасность для наших предков. Вот так в человеческом подсознании и могла отложиться память об угрозе, исходящей от насекомых.

Американские биологи Дэвид Ракизон и Хаиме Деринджер даже предполагают, что в те времена в человеческом геноме сформировался так называемый "ген угрозы", который, заставляя бояться насекомых, повышал тем самым шансы на выживание каждого отдельного человека и всего человечества в целом!

Но времена изменились. Нам не угрожают пауки размером с овчарок или комары размером с ворон. А страх перед насекомыми остается. Причем не только у взрослых людей, но и у детей.

Если мы обратимся к таблице возрастных страхов, представленной в первой главе, то мы увидим, что для ребенка в возрасте 4 — 6 лет боязнь насекомых естественна и является признаком активного познавательного и личностного развития. Как правило, он появляется внезапно, и часто для его возникновения ребенку требуется совсем немного.

Очень велика вероятность того, что через некоторое время (максимум — два-три месяца) этот страх постепенно сойдет на нет сам собой, в том случае, конечно, если родители не будут подпитывать его собственными тревогами и опасениями или же пытаться "вылечить" его упреками и наказаниями. Однако это справедливо только для тех страхов, которые проявляются однократно или же не очень интенсивно. Если же малыш заливается горючими слезами при виде безобидной бабочки, вскакивает по ночам от того, что ему приснился злой паук, или визжит от страха при виде дождевого червяка, — это уже совсем другая ситуация.

Действительно, страх, вызываемый насекомыми, может быть разной интенсивности. В некоторых случаях он настолько силен, что привлекает к себе даже внимание врачей-психиатров. В психиатрии по этому поводу есть даже специальный термин — арахнофобия. Буквально, слово "арахнофобия" переводится с греческого языка как "боязнь пауков". Своим происхождением оно обязано героине древнегреческого мифа Арахне, которая, будучи умелой ткачихой, осмелилась вызвать на состязание богиню Афину, за что была превращена в паука и теперь вечно висит в углах, плетет тонкую серебряную нить и ловит в свою сеть надоедливых мух. В современной практике термин "арахнофобия" часто используется по поводу страхов перед любыми насекомыми.

То, что на этот страх обратили пристальное внимание психиатры, еще раз показывает, насколько широко распространена боязнь насекомых и насколько сильными и яркими бывают проявления этого страха. То или иное насекомое может вызывать у ребенка совершенно необъяснимый ужас, истерику, крики, визг и слезы, при том что к другим насекомым он может относиться совершенно спокойно.

Выше мы говорили о том, что страх насекомых у детей, возможно, носит врожденный характер. И тем не менее почему же он ярко проявляется только у некоторых детей? В чем житейские причины страха перед жуками, пауками, бабочками и тараканами?

Самая очевидная, лежащая на поверхности причина таких страхов — это неприятный жизненный опыт ребенка, связанный с насекомыми. Возможно, как Света из приведенного выше примера, малыш увидел что-то неприятное на эту тему по телевизору. Тем более что сегодня душераздирающие кадры про насекомых можно увидеть не только в посвященных им документальных фильмах, но и в импортных детских мультиках. Или ребенка напугало что-то из прочитанной книжки. Попытайтесь в красках, как это делает ребенок, представить себе строки К. Чуковского:

Вдруг из подворотни 
Страшный великан, 
Рыжий и усатый Та-ра-кан! 
Таракан, Таракан, Тараканище! 
Он рычит, и кричит, 
И усами шевелит: 
"Погодите, не спешите, 
Я вас мигом проглочу! 
Проглочу, проглочу, не помилую".

Может быть, ребенок уже успел испытать последствия общения с некоторыми насекомыми на собственном здоровье: например, у него поднималась температура от укуса осы или появлялась жуткая аллергия на пыльцу бабочки. Тогда основания для страха у него вполне серьезные.

Не говоря уже о тех ситуациях, когда близкие пугают ребенка насекомыми впрямую, пусть даже из самых благих побуждений, как это сделал Пашин дедушка.

Иногда бывает так, что ребенок напугался не самого насекомого, а чего-то совсем другого, а несчастный паучок или бабочка в тот момент просто случайно находились рядом. Например, если на даче случайно захлопнулась дверь в подвал, ребенок провел там несколько минут в заточении и за это время разглядел на подвальном окошечке паутину. Или если ребенок испугался, увидев спящих на улице бездомных людей, над несвежими пожитками которых кружились десятки мух. В этих случаях насекомые вызвали страх не сами по себе, а только в контексте пугающей ситуации. Но ситуации заканчиваются, а страх перед насекомыми может закрепиться.

Другая вероятная причина такого детского страха — это, как ни странно, соответствующая боязнь у окружающих его людей. Подумайте, возможно, кто-то из ваших родственников или воспитательница в детском саду панически боится пауков или тараканов и с визгом залезает с ногами на стул при каждом их появлении? Тогда неудивительно, что ребенок тоже начал бояться: если уж такая большая тетя (а может быть, и дядя) так сильно пугается, наверное, паук — это очень опасный зверь! Получается, что ребенок заражается страхом от взрослого человека. Особенно "заразными" являются для детишек страхи тех, с кем они живут, кого больше всех любят и кому больше всех доверяют — мам, пап, бабушек и дедушек.

Важно помнить, что мы, взрослые, более или менее умеем прятать свои глупые, как нам кажется, страхи от других людей. Поэтому, хотя в душе мы каждый раз содрогаемся при виде паука или малярийного комара, внешне это может никак не проявляться. Но это не значит, что ребенок не может "заразиться" таким замаскированным взрослым страхом. Давайте вспомним, сколько раз мы предупреждали своих детей, что "мухи и тараканы разносят опасные болезни", "пауки бывают ядовитыми", "осы и слепни очень больно кусаются", тем самым доводя до их сознания мысль о том, что насекомые опасны.

А сколько мрачных примет и суеверий про насекомых бытует в нашем сознании! "Бабочка — это душа умершего, если она залетела в дом — к несчастью". Или "Черного паука увидеть — к горю в родне". Или "Наступить на жука — к болезни". Дети слышат намного больше, чем кажется взрослым, и, в силу особенностей своей психики, относятся к приметам и суевериям значительно серьезнее, чем мы.

Еще одна вероятная причина страха перед насекомыми — в них самих, точнее, в особенностях их поведения. Поведение насекомого малопредсказуемо: куда поползет этот паук, куда полетит эта бабочка, удастся ли отогнать пчелу или взмахи руками ее только разозлят? Хаотичность и непредсказуемость тревожили людей во все времена. Так что путать малыша могут не только последствия контакта с насекомыми ("укусит", "утащит", "я заболею и умру"), но этот контакт сам по себе.

Итак, страх насекомых — это вполне естественный страх, свойственный большинству людей. Для детей 4-6 лет его возникновение является признаком интенсивного умственного и личностного развития. В большинстве случаев, как и любой другой возрастной страх, боязнь насекомых проходит сама собой. Однако в некоторых случаях этот страх может закрепиться и доставлять ребенку массу неприятных минут. Наиболее частыми причинами выраженного страха перед насекомыми у детей являются:

  1. личный опыт общения с насекомыми, приведшего к неприятным последствиям для здоровья ребенка;
  2. косвенное "участие" насекомых в напугавшей ребенка ситуации;
  3. "заражение" страхом насекомых от взрослых;
  4. внушение этого страха через различные предостережения взрослых;           невозможность спрогнозировать поведение насекомого.

Если вы считаете, что опасения вашего малыша уже выходят за границы простого возрастного страха, вы можете помочь ему преодолеть свои тревоги и чувствовать себя более уверенно при встрече с насекомыми.

Прежде всего, давайте определимся, что для вас значит «преодолеть страх насекомых»? Как вы узнаете, что нужный эффект достигнут? Для кого-то «не бояться насекомых» означает более или менее спокойно выносить соприсутствие с ними, не впадая в состояние паники и истерики, хотя и не испытывая в их адрес особо нежных чувств. Для других это значит смело брать в руки пауков и тараканов, играть с червяками и разводить жуков в трехлитровой банке. Что выражение «не бояться насекомых» значит для вас?

Ответить для себя на этот вопрос очень важно для того, чтобы понять собственные границы в помощи и поддержке, оказываемых ребенку. Например, задумайтесь: хочется ли вам, чтобы ваше чадо, избавившись от всех своих тревог, с радостными криками сажало вам на ладошку здоровенного паука или раскладывало на обеденном столе зеленых мохнатых гусениц, как это делали в детстве вы сами? Или вполне достаточно того, чтобы ребенок, так же как и вы, просто мог не реагировать слишком уже эмоционально на появление того или иного насекомого? Определившись с ответами на эти вопросы, можно смело приступать к активным действиям.

В работе со страхом насекомых есть несколько крайне нежелательных приемов. Первый из них связан с попыткой силового преодоления страха. В этом случае родители из самых  добрых побуждений пытаются посадить на стол перед ребенком (а иногда и просто на руку) паука или муравья, с тем чтобы показать, что они совсем не страшные. К сожалению, в большинстве случаев эффект бывает обратным, и, вместо того чтобы исчезнуть, страх перед насекомыми только усиливается.

Иногда взрослые показывают ребенку, как легко раздавить пугающее его насекомое, и предлагают ему попробовать это сделать самому: раздавить ногой таракана или прихлопнуть газетой муху. Но проявление агрессии в адрес того, кто вызывает страх, еще не означает избавление от страха. Если вдуматься, таким образом родители предлагают ребенку совершить пусть маленькое, но убийство. Вряд ли это будет для ребенка позитивным воспитательным уроком! Ведь недаром еще в пятом веке до нашей эры древнегреческий мудрец Пифагор говорил: «Строго накажи свое дитя, виновное в убийстве насекомого: с этого начинается человекоубийство».

Так же как и при работе со страхом воды, работа со страхом насекомых строится «от простого к сложному». Приемы, которые помогут вашему ребенку избавиться от своих опасений, весьма разнообразны и допускают всевозможные модификации в соответствии с интересами и склонностями вашего малыша.

Самым распространенным в психологии методом борьбы со страхами является рисование. Нарисуйте вместе с ребенком огромного паука, бабочку или комара — того, кого он боится. Затем возьмите другой лист бумаги и нарисуйте то же самое насекомое поменьше. Затем рисуйте его еще несколько раз, пока оно не превратится в точку. После этого все рисунки можно разорвать в клочки или даже сжечь. Таким способом, рисуя, ребенок влияет на собственное подсознание и помогает ему уничтожить страх.

Возможно, уже после двух-трех подобных сеансов рисования опасения вашего ребенка отступят. Если же этого не произошло, запасемся терпением и будем справляться со страхом перед насекомыми поэтапно.

Для начала создадим благоприятный эмоциональный фон разговоров о насекомых. Близким ребенку людям необходимо всем своим видом демонстрировать ему, что они не испытывают тревог и страхов по поводу насекомых, даже если для этого придется собрать в кулак всю свою волю. Вполне возможно, что перед тем, как помочь ребенку, вам придется помочь себе, выбрав те или иные способы из описанных ниже. Иначе очень трудно будет сохранить благожелательность высказываний в адрес насекомых и удержаться от попыток предостеречь ребенка от контактов с ними.

Нужно в корне пересмотреть список примет, которые мы знаем в связи с насекомыми. Вот несколько примеров «позитивных» примет, которые вполне могут составить конкуренцию перечисленным выше приметам-страшилкам:

  • Муха попала в еду или питье — к подарку.
  • Если на твое лицо с потолка упадет паук — это добрая примета.
  • Найти паука на платье — к прибыли.
  • Муравьи в доме — к счастью.
  • Тараканы в доме — к богатству.
  • Когда нет комаров — не будет и урожая.
  • Бабочка, севшая на голову, — к интересной поездке.
  • Большая красивая бабочка, кружащаяся над головой, — к деньгам.

В ситуациях столкновения с насекомыми рассказывайте ребенку об этих приметах, сочиняйте истории, обыгрывающие их. Пусть они будут не совсем правдивыми, главное — помочь малышу понять отвлеченный смысл приметы на конкретных жизненных примерах.
Подберите мультики, в которых пугающие ребенка насекомые выглядят добрыми, смешными или трогательными. Это могут быть известные «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и Муравей», «Бабочка и тигр», «Паучок Ананси», «Муравьишка-хвастунишка», «Путешествие муравья» и т. д. Очень важно просмотреть эти мультики самим, перед тем как показывать их ребенку. Этим вы убьете сразу двух зайцев: и убедитесь в том, что в графике мультика нет ничего такого, что может усугубить страх, и продумаете, каким образом можно комментировать их, чтобы добиться максимально позитивного впечатления у ребенка.

Если ваш ребенок увлекается раскрасками или пазлами, можно распечатать картинку с кадром из уже примелькавшегося ребенку мультика с пугающим его насекомым и использовать ее как контур для будущего рисунка или, разрезав на фрагменты, как мозаику. Таким способом ребенок получит опыт прикосновения к пугающему его насекомому.

Когда ребенок освоится с разговорами о насекомых, можно перейти к следующему, довольно трудному на первых порах этапу. Заведите игрушечного паучка, тараканчика или бабочку (в зависимости от того, кого боится ваш ребенок). Важно уделить выбору этой игрушки большое внимание, чтобы она была симпатичная и совсем не страшная. Если такую игрушку будет трудно найти в продаже, то, вполне возможно, вам по силам будет сшить ее самостоятельно. Кстати, давно замечено, что игрушки, сделанные руками родителей, в которые вложена частичка их души, вызывают у детей гораздо большую симпатию, чем покупные.

Вместе с малышом придумайте забавную историю о том, как это существо оказалось в вашем доме, таким образом, чтобы ребенку стало очевидно: оно нуждается в уходе и внимании. Теперь вы можете вместе с ребенком проявлять всевозможную заботу об этой игрушке — кормить, укладывать спать, лечить.

Подберите сказки, стихотворения и потешки, посвященные пугающему ребенка насекомому, рассказывайте и обсуждайте их. Организовывайте контакт ребенка с нестрашными для него насекомыми. Ваш идеальный союзник — это божья коровка: ее практически никто не боится, ведь всем известно, что она приносит счастье. Возьмите ее в руки, посадите на ладошку ребенку (если он, конечно, не против). Вместе внимательно рассмотрите ее, подчеркивая ее сходства с другими насекомыми. И наконец, отпустите ее вместе с присказкой:

Божья коровка, 
Полети на небо, 
Принеси нам хлеба! 
Чёрного и белого,
Только не горелого!

Или:

Божья коровка,
Полети на небо, 
Там твои детки 
Кушают конфетки, 
Всем ребятам раздают, 
А Ванюшке не дают

Рассматривайте иллюстрации в «Энциклопедии насекомых», читайте разные интересные факты из их жизни, акцентируя внимание ребенка на том, какую пользу они могут приносить.

Когда ребенок будет согласен, покажите ему объект его страха «вживую», посадив паука или бабочку в стеклянный стакан и плотно закрыв его крышкой. Перед тем как приниматься за такое рискованное мероприятие, позвольте малышу убедиться в том, что стакан закрывается очень плотно и насекомое не имеет никакой возможности выбраться оттуда. Поначалу, может быть, ребенку будет комфортно только в том случае, когда он находится на большом расстоянии от стакана. Но через какое-то время, услышав ваши удивленные восклицания типа «Смотри, он чешет лапкой себе голову» или «По-моему, он улыбается», ребенок, движимый любопытством, обязательно подойдет поближе. Некоторые дети даже согласятся «потрогать» паучка или жучка через стекло.

По тому, как ребенок относится к насекомому в стакане, будет понятно, насколько сильным остается его страх. Если он готов рассматривать его вблизи или тем более прикасаться к стакану — значит, вы достигли своей цели
и страх отступил. Нет никаких сомнений в том, что через
некоторое время у вас обязательно получится помочь малышу справиться с подобными опасениями!

Итак, желая избавить ребенка от страха перед насекомыми, не стоит:

  • насильно заставлять ребенка брать насекомое в руки, сажать его на малыша;
  • предлагать малышу убить насекомое или делать это самостоятельно на его глазах.

Помочь ребенку справиться со страхом перед насекомыми можно следующими способами:

  • рисованием пугающего насекомого с постоянным уменьшением его в размерах;
  • организацией «нестрашных» контактов с этим насекомым (в мультиках, книжках, картинках для раскрашивания, игрушках);
  • изучением особенностей и образа жизни насекомых с помощью книг или документальных видеофрагментов;
  • общением с нестрашными для малыша насекомыми (например, божьими коровками) и со «страшными» насекомыми в безопасной ситуации (когда насекомое надежно закрыто в прозрачной емкости).

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/strah-nasekomih.html

 

Главная Советы специалистов Педагог-психолог Откуда берется страх насекомых?