Дорогие мамы и папы!
Сегодня Вашему вниманию предлагаются статические, динамические артикуляционные упражнения для детей 3-х лет, а также простой самомассаж:
1. «Любопытный язычок»:
- улыбнуться, зубы неплотно сомкнуть;
- язык протискивается наружу между зубами
– верхние зубы скоблят язык по верхней поверхности.
Повторить 2 - 4 раза.
Статические упражнения для губ:
1. «Пароход гудит»:
- губы в улыбке;
- открыть рот и с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы» («как гудит пароходик»).
Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Повторить 2-3 раза.
Статические упражнения для языка:
1. «Обезьянка»:
- приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами;
- удерживать его в таком положении 5 секунд.
При затруднении в выполнении этого упражнения можно провести между нижней губой и нижними зубами соской или ложечкой, указав на то место, куда нужно спрятать язык.
2. «Бульдог»:
- приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами;
- удерживать его в таком положении 5 секунд.
3. «Весёлые друзья»:
- в спокойном темпе попеременно выполнять упражнения «Обезьянка» и «Бульдог.
Повторить 3-5 раз. Следить, чтобы двигался только язык.
4. «Горка»:
- рот открыть, улыбнуться;
- широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх «горкой»;
- удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10 секунд.
Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
5. «Чашечка»:
- улыбнуться, широко открыть рот;
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (поднять боковые края языка и его кончик, а среднюю часть прогнуть книзу);
- стараться удерживать язык в таком положении 5-10 секунд.
Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы рот был открыт, нижняя челюсть не подталкивала язык вверх, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать её пальцем).
Динамические упражнения для языка:
1. «Змейка»:
- открыть рот;
- вытянуть вперёд тонкий узкий язык и производить им движения вперёд изо рта, а затем обратно в рот.
Удерживать язык в каждом положении 3-5 секунд. Следить, чтобы язык не касался нижней губы, а выдвигался вперёд.
2. «Чистим зубки»:
- улыбнуться, открыть рот;
- широким кончиком языка погладить («почистить») поочерёдно с внутренней стороны нижние, потом верхние зубы. Движения языка нужно совершать из стороны в сторону.
Движения выполнять под счёт в спокойном темпе 6-10 раз.
Следить, чтобы губы были неподвижны, растянуты в улыбке, язык был широким. При движении языка нужно следить, чтобы он находился у дёсен, нижняя челюсть не двигалась.
3. «Индюк»:
- приоткрыть рот, губы в улыбке;
- положить язык на верхнюю губу и кончиком языка производить движения вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл».
Повторить 6-8 раз.
Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу), нижняя челюсть не двигался.
4. «Вкусное варенье»:
- улыбнуться, открыть рот;
- широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз.
Повторить 3-6 раз. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть неподвижна.
5. «Карусели»:
- рот закрыт, язык движется с внутренней стороны губ по кругу;
- затем язык движется в обратном направлении.
«Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. Если ребёнку сложно выполнить упражнение, можно помочь ему: очертить круг соской с внутренней стороны губ и щёк или
очертить круг, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.
Развитие выдоха:
1. «Шторм в стакане»:
- улыбнуться, открыть рот;
- широкий кончик языка упирается в основание нижних зубов;
- посередине языка положить соломинку для коктейля, конец которой опустить в стакан с водой;
- подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила.
Следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны.
http://43-ozr.edusite.ru/DswMedia/artikulyacionnayagimnastika.pdf
< Предыдущая | Следующая > |
---|