кто онлайн

  • пользователей нет
  • 56 гостей

Эл.очередь

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 

Фонематический слух.

Непременным условием для развития речи является способность слышать. Даже незначительное снижение слуха в раннем возрасте вызывает задержку речевого развития.

Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее "речевой слух" - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.

Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты:

- Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос.

- Слуховое внимание - способность определять на слух то или иное звучание и его направление.

- При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-лом-ком.

- Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога.

В процессе развития речи очень важны такие процессы, как фонематический слух и фонематическое восприятие, т.е. опознание и различение на слух звуков речи. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых, глядя на их артикуляцию, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук. А если он не умеет вслушиваться, не может найти необходимую интонацию, не видит различий в правильном и неправильном произношении, он не будет пытаться совершенствовать свои умения. Если ребенок не может установить очередность звуков в слове на слух, он не сможет его написать или напишет, но поменяв слоги местами, перепугав похожие звуки между собой.

Возрастные нормы развития фонематического слуха:

Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова .На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Формирование фонематического слуха осуществляется поэтапно, и строится по принципу от простого к сложному:

1. Узнавание неречевых звуков, то есть тех, которые мы слышим, но не умеем произносить.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

2. Различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.

3. Различение сходных по звучанию слов.

4. Различение слогов.

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

5. Опознание и различение звуков.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков. Объясните ребенку, что слова состоят из звуков. Вместе с ребенком пропойте звук перед зеркалом, и объясните ему, как работают губки, язык, зубы во время его произнесения. Послушайте, звенит ли голос - дрожжит ли горлышко во время его пропевания.

6. На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов.

Развитые фонематические процессы помогают формированию правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, позволяют ребенку-дошкольнику осознанно относиться к собственной речи и речи окружающих, приучают анализировать звучащую речь (выделять в ней предложения, слова, звуки и их последовательность). Все это является залогом успешного обучения в школе, помогает избежать возможных ошибок чтения и письма.

Первый этап – узнавание неречевых звуков, то есть тех, которые мы слышим, но не умеем произносить.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Чудо-звуки.

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветренный день, пение птиц, голоса животных, бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, и т.п. Обсудите услышанные звуки – какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?

Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию.

Шумящие коробочки.

Возьмите два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д.

- Попросите ребенка угадать по звуку коробочки, что у нее внутри.

- Возьмите коробочку из своего набора, потрясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Угадай, на чем играю

Познакомьте ребенка с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Продемонстрируйте их звучание. Затем предложите ребенку с закрытыми глазами отгадать, что прозвучало, на каком инструменте вы сыграли.

Второй этап – различение звуков речи, слов, фраз по тембру, силе и высоте.

Узнай свой голос.

Запишите на магнитофон или компьютер голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте запись вместе: важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос, к его звучанию надо привыкнуть.

Отгадай, кто говорит

В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком. Продемонстрируйте, кто как говорит (мама — более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.

Три медведя

Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка произносят одну и туже фразу. «Кто ел мою кашу?» — разными голосами. Потом ребенок, не видя героев, должен угадать, кто говорит в данный момент.

Аналогично можно поиграть со сказками «Колобок», «Теремок» и т.п.

ретий этап – различение сходных по звучанию слов.

Слушай и выбирай.

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом, сом

коза, коса

лужи, лыжи

мишка, мышка, миска и т.д.

Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Правильно-неправильно.

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т.д. Сначала давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Четвертый этап– различение слогов.

К четвертой ступени ребенок уже подготовлен к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с элементарных комбинаций, включающих именно эти звуки. Например, вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Похлопаем.

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Что лишнее?

Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.


Пятый этап– опознание и различение звуков.

На этом этапе ребенок учится различать фонемы (звуки родного языка). Начинать надо обязательно с различения гласных звуков.Объясните ребенку, что слова состоят из звуков. Вместе с ребенком пропойте звук перед зеркалом, и объясните ему, как работают губки, язык, зубы во время его произнесения. Послушайте, звенит ли голос - дрожжит ли горлышко во время его пропевания.

Угадай, чья песенка

Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр… Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

Разведчики.

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха мы учим ребенка делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове, их последовательность.

Сколько звуков? На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Буквы, по порядку становитесь.

Перед малышом лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Найди предметы с нужным звуком

Предложите ребенку из предложенных картинок выбрать и раскрасить (обвести в круг) только те, в названии которых есть заданный звук.