кто онлайн

  • пользователей нет
  • 27 гостей

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 

Для многих детей дошкольного возраста характерны затруднения в усвоении имён прилагательных, с трудом даётся им подбор слов с противоположным значением (антонимов), относительных и притяжательных прилагательных. При нормальном ходе речевого развития специальной помощи не требуется, необходимы лишь правильная и достаточно богатая и образная речь окружающих ребёнка людей.

Для лучшего усвоения названий признаков предметов очень полезны речевые игры, в ходе которых ребёнок должен думать, напрягать память, соотносить внешний вид предмета со словесным описанием.

 Для закрепления названий признаков различных предметов можно предложить ребёнку такие вопросы: «Что бывает кислое? Горькое? Солёное?». «Какая по вкусу брусника? Горчица? Таблетка? Какой торт? Лук?». «Что бывает зелёное? Жёлтое? Красное? Синее?».

 Поскольку для многих детей сложно запомнить названия цветов и оттенков, можно попытаться им помочь. Для запоминания цвета  первый звук в его  названии должен совпадать с первым звуком названия предмета, имеющего этот цвет: белая берёза, красная клюква, розовая роза, сиреневая сирень, жёлтый желток, зелёная зелень, коричневая кора, чёрная черника, фиолетовая фиалка, серый слон, голубой глобус, синяя слива, малиновая малина, вишнёвая вишня и т.д.

Необходимо обращать внимание ребёнка на то, что один и тот же предмет всегда обладает сразу несколькими качествами. Так  яблоко может быть красным, жёлтым или зелёным (цвет), сладким, кислым или кисло-сладким (вкус), крупным, мелким или средним (размер), круглым или продолговатым (форма), спелым, ароматным, сочным и т.д.

      Чтобы обучать дошкольника словоизменению и словообразованию, необходимо набраться терпения, пополнить свои знания и как можно чаще играть с малышом в словесные игры.

Слова-антонимы.

Прежде чем ребёнок сможет овладеть навыками подбора слов-антонимов, он должен хорошо усвоить смысл таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный (различный)», «противоположный». Кроме того, ребёнок должен хорошо понимать и значение каждого из тех слов, к которым ему предстоит подобрать слова с противоположным значением. В процессе упражнений взрослый называет первый предмет и его признак, а также второй предмет. Ребёнок называет лишь признак второго предмета. Например: «Дерево высокое, а кустик… (низкий). Медведь большой, а медвежонок… (маленький)». Очень хорошо, если найдутся картинки, на которых попарно изображены предметы с противоположными свойствами и ребёнок сможет самостоятельно «оречевлять» их: река широкая, а ручеёк узкий; верёвка толстая, а нитка тонкая; берёза белая, а черника чрная; лимон кислый, а конфета сладкая; дедушка старый, а папа молодой.

Позже можно играть без опоры на наглядность. Взрослый произносит имя  прилагательное а ребёнок подбирает к нему слово-антоним: горячий – холодный; светлый – тёмный; добрый – злой; умный – глупый; весёлый – грустный; быстрый – медленный; острый – тупой; частый – редкий; мягкий – твёрдый; лёгкий – тяжёлый; глубокий – мелкий и т.д.  

Образование относительных прилагательных.

Чтобы ребёнку было легче понять смысл задания, надо рассмотреть несколько примеров, когда один и тот же предмет сделан из разных материалов. Хорошо  дать ребёнку потрогать, пощупать предметы, ощутить разницу между ними. Рукавички из кожи – кожаные; рукавички из меха – меховые; рукавички из шерсти – шерстяные. Ложка из дерева – деревянная; ложка из серебра – серебряная; ложка из олова – оловянная.

Из плюша мой плюшевый мишка,

Мне нравится с мишкой играть,

Он словно мой младший братишка

И с ним я не буду скучать.

                                                            Из бумаги кораблик бумажный,

                                                            Он спокойно бежит по волнам.

                                                            Где же тот капитан отважный,

                                                            Что на нём поплывёт в океан?

Из стали ножи стальные,

А нитки из льна – льняные.

Мой глиняный шарик из глины,

Он склеен из двух половинок.

                                                            Из стекла стеклянный стаканчик,

                                                            Он прозрачный и небольшой,

                                                            Осторожно взял его мальчик

                                                            И наполнил холодной водой.

Изо льда строят дом ледяной,

А из снега, конечно, снежный.

Жить в домах таких можно зимой,

Пока солнышко светит нежно.             

                                                            Из картона коробка картонная,

                                                            В неё можно игрушки сложить.

                                                            Из бетона стена бетонная,

                                                            Будет долго она служить.

Купил я хрустальную вазу,

Та ваза из хрусталя.

Она мне понравилась сразу –

Все грани на солнце горят.

Образование притяжательных  прилагательных (чей?, чья?, чьё?, чьи?).

Чтобы ребёнку было легче усвоить образование прилагательных данного типа, слова подбираются по принципу сходства окончаний.

У вороны голова воронья, у оленя – оленья, у рыси – рысья, у лисы – лисья, у рыбы – рыбья, у собаки – собачья, у кошки – кошачья, у птицы – птичья, у сороки – сорочья, у овцы – овечья, у зайца – заячья, у белки – беличья, у кролика – кроличья, у медведя – медвежья; у тигра – тигриная, у лошади – лошадиная, у курицы – куриная, у утки – утиная, у голубя – голубиная, у лебедя – лебединая, у орла – орлиная.

У белочки ушки беличьи,

Пушистый беличий хвост,

Нарядная шубка беличья

И очень маленький рост.

                                                           Заячьи длинные уши

                                                           Зайцу в лесу нужны.

                                                           Если внимательно слушать,

                                                           Волки не так страшны.

У льва есть львиная грива,

Недаром ведь лев – царь зверей.

Не думай быть с ним игривым,

Беги от него скорей.

                                                           У мышки мышиные глазки

                                                           И тонкий мышиный хвостик,

                                                           Нельзя ей гулять без опаски,

                                                           По ночам лишь приходит в гости.

У утки утиная шея,

Утиные красные лапки,

Но утка совсем не умеет

Носить красивые тапки.

                                                           У оленя олений хвост,

                                                           Оленьи рога ветвистые,

                                                           Олений высокий рост,

                                                           Оленьи глаза лучистые.

 

У журавлей журавлиные крылья.

Журавли так протяжно кричат.

Они были прекрасной былью,

Пусть скорей возвратяться назад!

                                                           У клёна листочек кленовый,

                                                           Он очень красивый, резной.

                                                           А иглы у сосен сосновые,

                                                           Колючие все до одной.

Правильность употребления в речи ребёнка разнообразных имён прилагательных  достигается путём многократных повторений слов в различных игровых ситуациях, которые не только значительно обогатят словарный запас ребёнка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к языку. 

 

http://mbdou59.ucoz.ru/publ/konsultacii/sovety_logopeda/usvoenie_imjon_prilagatelnykh_popolnenie_slovarja/10-1-0-983

Главная Советы специалистов Педагог-логопед Усвоение имён прилагательных , пополнение словаря.