кто онлайн

  • пользователей нет
  • 23 гостей

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов  артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность  этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционнной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.

Самым подвижным органом  является язык. Он состоит из корня, спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка. Наибольшей подвижностью обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках с,з,ц), подниматься  за верхние зубы (при т,д н), прижиматься к альвеолам (при л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при р).

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку  (при звуке у), округляться (при звуке о), обнажать верхние и передние зубы (И,С,З,Ц,Л), слегка выдвигаться вперёд (Ш,Ж), но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа.

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объём полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз, можно добиться, если органы будут достаточно подвижны. А работа- координирована.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков .

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание  позы в одном положении).
4. Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых  к  сложным.     Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Пока ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом / прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении/. Или с небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

 7 . Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.


   Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребёнком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

           Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений

 *  Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

                    Организация проведения артикуляционной гимнастики

 

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

 В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. 
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). 
5. Подходить к выполнению упражнений творчески: намазать верхнюю губу вареньем, шоколадом, для того, чтобы ребенок облизал ее. 
                                                  Упражнения для губ

 

1. Улыбка.Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
3. Заборчик.          Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

Верхние и    нижние резцы видны.
5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик.   Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 

                             Упражнения для развития подвижности губ

 

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 
2. Улыбка - Трубочка.  

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 
3. Пятачок.   Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 
4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук-ппппп).

5. Поцелуйчик. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.

Необходимо добиться, чтобы при выполнении  упражнения, раздавался звук "поцелуя". 

6. Недовольная  лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 

7. Мартышка 

 Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 
8.  Сытый хомячок.   Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
9. Голодный хомячок.  Втянуть щеки. 

10.  Хлопушка . Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 

11. Жадная  рыбка. Удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. 
Если губы совсем слабые: 
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

                                                                   

                                Статические упражнения для языка

 

1. Птенчики.         Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 
2. Лопаточка.        Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
3. Чашечка.           Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
5. Горка (Киска сердится).  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка  языка поднята вверх. 
6. Трубочка.            Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 
7. Грибок.                Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 

                                 Динамические упражнения для языка.

 

  1. Часики (Маятник).


Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 

2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 

3. Качели. 
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

4. Футбол (Спрячь конфетку). 
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 

5. Чистка зубов. Рот закрыт.Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 

6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 

7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 

8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 

9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 

10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать  сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 

 

                       Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 
2. Акулы. (Делать упражнение под счёт -рот раскрыт-, осторожно, избегая резких движений.) 
На счет "один" -челюсть опускается,              

  на "два" - челюсть двигается вправо,

 на счет "три"   - челюсть вернуть на место,  

  на "четыре" - челюсть  влево,

 на "пять"          - челюсть опущена,                  

 на "шесть" -  выдвигается вперед,

  на "семь" – сомкнуть челюсти в обычном удобном положении, губы сомкнуты. 

3. Имитация жевания    с закрытыми губами
4. Обезьяна – дразнилка.   Рот широко открыть, максимально  вытягивать язык к подбородку
5. Сердитый лев.        Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием язык к подбородку и мысленным произнесением звуков Э на     твердой атаке,   сложнее - с шепотным произнесением этих звуков. 
6. Силач.
Рот открыт. Надавит на подбородок пальцем вниз – это  «повешен груз", который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним.

Постепенно закрыть рот. Расслабиться. 

7.Весы.  Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 

8.Рыбка  Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления

                (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 

9. Топорик.   Широко, часто открывать рот и произносить: да- да-да-…./ «рубить»/. 
10. Беззвучно и протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа         яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооо          ёёёёёёёёёёёёё    (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии    ыыыыыыыыы   (рот слегка открыт). 

11. Гласные звуки с голосом:
аaaaaaaaaaaaa          яяяяяяяяяяяяяя        ооооооооооооо     ёёёёёёёёёёёёё        ииииииииии

12. Пикирование истребителя 

  Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ        аааааеееее           аааааиииии          иииииааааа       ооооояяяяя 
аааааииииииооооо                    иииииээээээааааа                аааааиииииэээээоооооо
 и т.д. 
*Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 
13. Произнесите пословицы, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта: следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.
Мал, да удал.  Два сапога - пара.  Знай край, да не падай.  У ужа ужата, у ежа ежата. 

http://logoport.ucoz.ru/publ/roditeljam/sovety_logopeda/govorite_s_rebenkom_pravilno/5-1-0-21

                                                                   

   

 

 

Главная Советы специалистов Педагог-логопед Артикуляционная гимнастика с мамой