кто онлайн

  • пользователей нет
  • 82 гостей

эл.правит.

голосование

оцените наш сайт
 

Речевая среда, в которой ребенок находится с момента рождения, ока­зывает большое влияние на формирование его речи. Речевую среду мы будем понимать расширенно — не просто как факт достаточного или не­достаточного общения взрослых с ребенком, а как совокупность всех об­стоятельств, которые благотворно или отрицательно сказываются на разви­тии его речи.

-Для развития речи очень важно общение ребенка с другими людьми, • сразу после рождения — с членами семьи, в дальнейшем — с детьми. Ребенок должен играть с ними в подвижные игры (в том числе роле­вые), это создает у него необходимость выразиться, а значит, стимули­рует к речевым высказываниям.

-Со стороны взрослых общение с детьми не должно быть поверхност­ным («на ходу»). Обращаясь к ребенку, нужно говорить медленно и внятно, чтобы ребенок имел возможность различать в потоке речи от­дельные звуки. Желательно, чтобы во время речи ваше лицо находи­лось на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот, — это помогает ему осваивать произношение звуков.

-Важно, чтобы ребенка с рождения окружала относительная тишина, особенно в те моменты, когда вы общаетесь с ним. Посторонние зву­ки отвлекают его, мешают сосредоточиться на речи, вслушиваться в нее, анализировать, понимать. Ведь внимание ребенка пока еще абсо­лютно не сформировано.

-Чем позже ребенок узнает, что такое телевизор, — тем лучше. Экран­ная речь не только не способствует речевому развитию, но и замедляет его. Дело в том, что темп этой речи ускорен, она недостаточно точ­но интонирована, к тому же не обращена непосредственно к ребен­ку и не требует от него никакой словесной реакции. Кроме того, про­смотр телевизора тренирует у детей неблагоприятный тип внимания, а именно — непроизвольное (вынужденное) внимание, в то время как для освоения речи, как и для всякого другого обучения, требуется внимание произвольное (сознательно переключающееся с объекта на объект).
Ученые выявили и другие факты отрицательного воздействия теле­визора не только на психику, но и на физиологию детей (рекомендую прочесть книгу немецкого автора Райнера Пацлафа «Застывший взгляд»).

-Так же отрицательно, как и телевизор, влияет на развитие речи по­стоянно звучащая музыка, особенно песенная. Слова в песнях звучат слитно и неразборчиво, что не способствует формированию у ребенка речевого слуха и умения отграничивать и отличать одни речевые еди­ницы от других. Это правило не распространяется на мелодичную му­зыку без слов (которая должна звучать негромко), а также на детские песни и колыбельные перед сном, которые ребенку нужно слушать дозированно. Колыбельные лучше всего петь самим.

-Обнаружить у монитора компьютера годовалого ребенка, пожалуй, невозможно, но трехлетний ребенок, играющий в компьютерную игру, сейчас не редкость. Компьютерные игры (даже развивающего характера) крайне неполезны для детей. В этом возрасте дети должны иметь дело с настоящими трехмерными предметами, которые можно пощупать пальцами, рассмотреть со всех сторон, разобрать на состав­ные части (попросту — сломать).
Активное «ручное» манипулирование с предметами положительно влияет на развитие речи и мышления детей. С «живыми» игрушками можно говорить, осуществлять любые действия, придумывать игры. Компьютерные же программы (даже речевого характера) препятству­ют формированию творческого воображения и не способствуют раз­витию речи. Речь может формироваться только в процессе общения с настоящим, живым собеседником или же с настоящей игрушкой, ко­торая при «неиспорченном» воображении вполне способна заменить ребенку реального собеседника.

-У ребенка должно быть некоторое количество игрушек, соответствую­щих его возрасту. Однако их не должно быть слишком много — это вызывает у ребенка быстрое пресыщение, а пресыщенный ребенок те­ряет интерес ко всему новому. Наличие же интереса к новому, любознательность являются важной предпосылкой полноценного речевого развития, как и развития вообще.

http://logoped.name/2012/05/речевая-среда-и-развитие-ребенка/

 

Главная Родителям Для родителей Речевая среда и развитие ребёнка.