Дидактические игры как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Одним из важных средств развития речи детей младшего дошкольного возраста является дидактическая игра. В своих исследованиях я нашла интересную методику И.Ю.Знатновой «Песочница». Целью этой работы автор ставит помочь ребенку научиться читать. Также решаются общеразвивающие задачи: познание окружающего мира, развитие памяти, мышления, внимания, воображения, речи; логопедические задачи: последовательность изучения звукобукв учитывает возрастные этапы появления этих звуков в речи, упражнения развивают фонематический слух, артикуляционный аппарат; нравственные задачи: сюжеты сказок составлены так, что способствуют личностному развитию дошкольников.
Занятия по этой методике строятся следующим образом: взрослый рассказывает сказку и разыгрывает мини-спектакли при помощи специальных фигурок – сказочных персонажей, а ребенка побуждает помочь в трудных ситуациях..
Буквы в методике называются песенками, потому что герои их поют, песенки помогают им в разных ситуациях: от правильного пения происходят чудеса, случается что-то волшебное, интересное. Это мнемонический прием, облегчающий запоминание.
После каждой сказки следует игра на закрепление знаний и навыков.
Необходимо учитывать особенности детей младшего дошкольного возраста. Это недостаточно развитая концентрация внимания, памяти, слабая усидчивость, быстрая утомляемость, непоседливость. Занятия с такими малышами носят развивающий характер больше, чем обучающий. Не стоит добиваться полного запоминания алфавита, безукоризненного слияния звуков в слог, пусть ребенок повторяет за взрослым, пробует вспомнить, найти, узнать букву. Рекомендуется вводить одну новую сказку в неделю.
Так, на основе этой методики я разрабатываю занятия с детьми, включающие мини-сказку и дидактические игры на закрепление поставленных задач.
План-конспект « Буква А. Странная песенка».
Задачи:
- познакомить с буквой «А», не давая понятие;
- научить произносить звук «А», правильно артивулируя его, четко соответствуя по времени движения указки;
- воспитывать адаптивное поведение с агрессором.
Оборудование и материалы: подставки, указка или карандаш. Аистенок с буквой «А», лягушка, паук, птичка, мудрец, метла, деревья, куст, пещера, озеро.
Ход занятия:
- Орг.момент. объявить ребятам, что сейчас они услышат сказку.
- Рассказывание мини-сказки.
Воспитатель: На одной маленькой полянке жил добрый и забавный Аистенок. Больше всего на свете он любил петь свою странную песенку.
(Пропойте звук «А» за Аистенка, скажите, что широко открывается рот, покажите правильную артикуляцию).
Воспитатель: Однажды утром малыш проснулся и отправился к голубому озеру. Погодка была чудесная: светило солнышко, было тепло и приятно. Маленькому Аисту очень захотелось искупаться. Когда он зашел в воду, вдруг послышался чей-то голос:
-Это кто там воду мутит?
Оглянувшись, малыш увидел лягушку, живущую в озере.
- Это я! Сосед твой, Аистенок, - ответил он и запел свою песенку.
(Пропойте звук «А»)
- Какая красивая у тебя песенка! – восхитилась лягушка – Спой ещё разок!
(Предложите ребенку спеть вместе с Аистенком)
- Ты хороший Аист, и песенка твоя мне очень нравится! – проквакала лягушка. – Приходи каждый день на озеро, будем вместе купаться.
Попрощавшись с лягушкой, Аистенок отправился домой на свою полянку.
Малыш позавтракал. А затем ему захотелось встретиться с деревцем, которое росло неподалеку. Аистенок и деревце были хорошими друзьями. Аист пел ему свою песенку, а деревце гладило его своей пушистой веточкой. Покажи, как пел Аист, когда деревце гладило его.
Неподалеку от того места, где жил Аистенок, в одной заброшенной пещере обитала злой паук Шмыг. Все жители обходили его дом стороной, чтобы не встретиться с ним. Шмыг всегда совершал только злые поступки. Но Аисту захотелось посмотреть на паука и он пошел в пещеру, напевая свою песенку.
(Пропойте звук «А» вместе с детьми протяжно)
По дороге ему встретилась птичка.
- Куда, Аистенок, путь держишь? – поинтересовалась она.
- В пещеру к пауку Шмыгу! – гордо ответил Аистенок.
- Не ходи туда, он злой и опасный. Кто к нему попадет, тот добра не найдет. – предупредила птичка.
- Не бойся, птичка, я смелый, посмотрю на него и вернусь, - сказал Аистенок и пошел дальше, распевая свою песенку.
(Поем звук «А»)
Когда весельчак подошел к дому паука совсем близко, Шмыг вдруг вышел из пешеры и состроил такую страшную морду, что Аист испугался и забыл свою песенку. Теперь он не мог больше её петь. Он заплакал и побежал домой, подальше отсюда.
Плач Аисенка услышала лягушка.
- От чего, Аистенок, плачешь? – спросила она.
- Паук Шмыг совершил злой поступок и я не могу больше петь, - плакал малыш.
- Не расстраивайся, друг мой. Я помогу тебе вспомнить твою песенку!
И лягушка отправилась к мудрецу, рассказала ему о случившимся. Мудрец что-то шепнул ей на ушко и лягушка поскакала к своему другу.
-Секрет твоей песенки находится на твоем воротничке! Вот нарисована песенка!
(Показываем нарисованную букву «А» указкой, чтобы её спеть, нужно широко открыть рот и дотронуться до рисунка песенки. Попробуй, и все получится!
(Стараться, чтобы звук звучал когда вы указываете на букву.)
Спой и ты вместе с Аистенком. (Вместе поют).
Радостные друзья побежали купаться на озеро.
Так и живет Аистенок на своей полянке. Он по прежнему дружит с лягушкой и деревцем. Но к пещере паука он больше не подходит, потому что понял, что злых людей надо обходить стороной.
Вопросы воспитателя:
- Про кого была эта сказка?
- Что любил делать Аистенок?
- Какую песенку пел Аистенок?
- Что нужно делать если увидишь злого человека, как паук Шмыг?
- Закрепляющая дидактическая игра «По кочкам»
Цель: Закрепить умение называть песенку «А», отличать её от других.
Оборудование: карточки с буквами в виде кочек.
Образуйте на полу дорожку из «кочек» в разноброс. Карточек с буквой «А» должно быть в половину от общего количества. Предложите ребенку пройти мимо пещеры паука Шмыга. Объясните, что это получится только, если наступать на песенку Аиста и её пропевать.
Шибеко С.Г.
Воспитатель МАДОУ №2
< Предыдущая | Следующая > |
---|