Конспект занятия по познавательной деятельности в средней группе.
Сравнение пластмассовой, металлической и деревянной ложек.
Ланьшина С.Ю.
Цель: Формирование представлений о разнообразии ложек (внешнем виде, назначении, качестве материала, из которого изготовлены.
Задачи:
1. Обучать приёмам поисково-исследовательской деятельности при определении качественных характеристик пластмассовой, металлической и деревянной ложек.
2. Развивать зрительный анализ, умение обобщать предметы по заданному признаку, сравнивать, исключать «лишние» предметы.
3. Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование:
демонстрационный: ИКТ, три ложки с косичками, палочка, ножик, музыка плясовая., посуда металлическая, пластмассовая, деревянная.
раздаточный: контейнеры с водой, пластмассовые, деревянные, металлические ложки, магниты, разноцветные полоски-шарфики.
Ход занятия:
1.Оргмомент:
- Поздоровайтесь с гостями, садитесь за столы.
- Слайд1. Как, одним словом назвать предметы? Для чего нужна посуда?
- слайд 2. Какие предметы посуды вы видите?
-Введение в тему.
- отгадайте, о каком предмете посуды мы сегодня будем разговаривать.
Загадку загадывает ребёнок.
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет есть их (ложка). Для чего нужна ложка?
- к нам в гости пришли ложки. Познакомимся с ними: ложка Маша, ложка Наташа, ложка Алёна. Ложки спорят, какая из них лучше. Поможем им разобраться.
2. Экспериментальная деятельность
- У вас на столах ложки. Сравним ложки. Чем они похожи? Из чего состоит ложка? ( из черпачка и ручки). Чем отличаются? (цветом, формой, размером, материалом).Подготовим пальчики к экспериментированию.
-Пальчиковая гимнастика
(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)
Раз, два, три, четыре,
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Мы посуду перемыли:
(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(Одна ладонь скользит по другой.)
Мы посуду перемыли,
(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)
Так мы маме помогали.
-Пощупайте, какая на ощупь? (твёрдая, мягкая, холодная, гладкая, шероховатая).
- Как вы думаете, мы сможем постругать деревянную, пластмассовую ложки? У нас получится? А металлическую? Показ обстругивания пластмассовой, деревянной, металлической ложек. Ребята, почему деревянная и пластмассовая палочки легко стругаются, а металлическая нет? Как вы думаете? ( дерево и пластмасса мягче, чем металл).
- Давайте проверим, если постучать металл о металл, а дерево о дерево, пластмассу о пластмассу, какой звук получится? Возьмите 2 пластмассовых ложки, постучите ими друг о друга. (дети стучат пластмассовыми ложками, деревянными, металлическими, выясняют, что у дерева звук глухой, а у металла более звонкий).
-Давайте попробуем согнуть, ложечки гнутся по-разному, пластмассовая очень хрупкая, деревянная попрочнее, но её можно сломать, посмотрите вот деревянная палочка, если приложить усилия, то она сломается. А металлическая прочная.
- Какая ложка тяжелее всех? Опустите в воду. Почему не утонули? Металл плотный материал, дерево пористое.
- А как можно ещё узнать, какая из ложек из металла? (если дети не могут сказать — подсказать: с помощью магнита). Использование магнита
.
Обобщение знаний. Что мы узнали о пластмассовой ложке Маше, деревянной Наташе, металлической Алёне. С помощью схемы.
- Пластмассовая ложка- гладкая, лёгкая, легко ломается, издаёт глухой звук, на воде не тонет. Ею пользуются на пикнике, на природе.
- Деревянная ложка- гладкая, шероховатая, строгается ножом, ломается, издает звучание, на воде не тонет. Её используют для зачерпывания пищи.
Металлическая ложка- гладкая, холодная, ножом не строгается, твёрдая, не ломается, издаёт звонкий звук, тонет в воде, притягивается магнитом. Её используют для зачерпывания пищи.
3. Динамическая пауза с использование музыкальной записи «Плясовой».
Ложками не только едят, они также могут - музыкальные инструменты. На них играют ложкари.
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Давайте вы будете ложкарям, постучите ими в ритм музыке.
4. Д\Игра «Подберём друзей Ложке Наташе, ложке Маше, ложке Алёне». На столе разнообразная посуда. Посмотрите, посуду сложили в кучу, вам нужно дать ложками посуду, из того же материала, из которого сделаны наши ложки. Какую посуду дадим Маше? Задача: Объединить в соответствии с материалом, из которого посуда изготовлена.
- Давайте сделаем подарок нашим ложкам – шарфики. У вас на столах полоски –шарфики. Слайд 3 Наташа выбирает шарф не самый длинный, не синего, не красного цвета. Подарите шарф Наташе. Аня выбирает шарф не самый короткий, не синего и не желтого цвета. Алёна = Не самый длинный, не синий, не жёлтый.
5. Итог: Что вы сегодня узнали нового о ложках? Какая ложка вам больше нравится? Почему?
Самоанализ занятия по познавательной деятельности
Сравнение пластмассовой, металлической и деревянной ложек.
Цель: Формирование представлений о разнообразии ложек (внешнем виде, назначении, качестве материала, из которого изготовлены.
Задачи:
1. Обучать приёмам поисково-исследовательской деятельности при определении качественных характеристик пластмассовой, металлической и деревянной ложек.
2. Развивать зрительный анализ, умение обобщать предметы по заданному признаку, сравнивать, исключать «лишние» предметы.
3. Воспитывать интерес к занятиям.
Была проведена предварительная работа: эксперименты на узнавание вещей из пластмассы, металла, дерева, знакомились с происхождением ложек, беседовали о видах посуды и её назначении.
Реализуя цель, я чётко выполняла программные задачи НОД. На мой взгляд, все дети справились с предлагаемыми заданиями. В Нод чётко выдержана структура построения. Каждая часть выполняет свою определённую цель.
Орг.момент для привлечения внимания – упражнения на зрительный анализ и загадка.
Для мотивации и пробуждения интереса использование сюрпризного момента – приход ложек, просьба, помочь им разобраться, какая из ложек лучше.
На этапе экспериментальной деятельности дети самостоятельно определяли свойства и качества ложек, обобщили полученные знания при описании ложек.
Для закрепления и обобщения посуды в соответствии с материалом, из которого она изготовлена, была проведена игра.
Использовались: наглядные методы: ИКТ, показ действия для экспериментирования;
Словесные- беседа, указания, напоминание, оценивание.
Практические- экспериментальные действия в соответствии со свойствами и качествами материала.
Воспитательная ценность данной НОД велика, т.к. развивается поисково-познавательная деятельность детей, поддерживается пытливость. Сообразительность, самостоятельность.
< Предыдущая | Следующая > |
---|