Повышение познавательно - речевого развития детей младшего дошкольного возраста в ходе предметно-игровой деятельности
через игры с дидактическим материалом.
В настоящее время растет число не говорящих детей. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы малышей, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи ребенка.
По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, признаками предметов и действий с ними, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
В этом возрасте предусматривается работа по формированию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов. Детей учат определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного, двигательного обследования, сравнения. Учат понимать и использовать слово – названия сенсорных эталонов, описывать реальный предмет по результатам обследования.
Таким образом, учитывая, что одной из предпосылок развития речи детей младшего дошкольного возраста является предметная неречевая деятельность самого ребенка, когда расширяются связи с окружающим миром через чувствительное восприятие его, мы решили использовать развитие сенсорной сферы ребенка для активизации речи и обогащения его словаря.
Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка в дальнейшем к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Формирование словесной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной тонкости.
1. Упражнения для развития пространственных представлений (далеко-близко, найди где спрятано).
2. Групповые игры (катаем мяч, шарик-подарок).
3. Пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками): «Пальчик-мальчик, где ты был?..«Оладушки», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…»
4. Работа с предметами и материалом (пластилин, ткань, прищепки, крупы и др.)
5. Пальчиковый театр.
6.Куклы.
7. Шнуровка
8. Собирание разрезных картинок, крупных пазлов ; т.д.
Работа строится на основе предметно-игровой деятельности. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Поэтому в качестве наглядных пособий я использую натуральные предметы и муляжи для чувственного опыта детей.
Двигательная активность игрового характера улучшает работу всех органов и систем. Движение помогает осмыслить слово.
Особенно интересны для детей занятия с такими предметами как: прищепки, разная по фактуре материя, фасоль, гречневая крупа, природный материал (шишки, ракушки, косточки различных размеров): мелкие предметы; игрушки "Киндер сюрприз".
Очень нравятся дошкольникам игры с крупой и мелкими игрушками (найти их в крупе (гречка, фасоль), и определить что это), природным материалом.
Развитию тактильных ощущений у детей способствуют игры и упражнения со специального вида предметами, различными по своим качествам (форма, размер, материал изготовления (бумага, дерево, железо, камень, кирпич, пластмасса);их свойства - твердый, мягкий, легкий, тяжелый).
В работе по развитию мелкой моторики широко использую самый любимый вид детской деятельности - игра в куклы и театр.
Для этого используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их.
Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные куклы, мягкие подвижные, "куклы-рукавички". Популярен "Пальчиковый театр".
Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики;
• знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
• помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
• развивает воображение, память, мышление и внимание;
• помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
На пальцы можно надеть "напёрстки" в виде зверушек или сказочных героев. Дети надевают их на руки и оживляют сказку, с ширмой или без ширмы. Куклы-кубышки с арома-травами (ромашка, календула).
Игры - шнуровки Марии Монтессори являются уникальным материалом для развития пальцев рук с самого раннего возраста.
В играх со шнурованием развивается:
• глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи:
• развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
• формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
• способствуют развитию речи; развивают творческие способности.
Игрушки для нанизывания ( втулки, шары, кубы и др.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень.
Игрушки для на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме .
Игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.
Игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.
Акилина Л.В
< Предыдущая | Следующая > |
---|