Паспорт программы «Детский сад-территория здоровья»
Нормативная база для разработки программы |
Конвенция о правах ребенка Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» Закон РФ «Об образовании» Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000г. №751 Закон Кемеровской области «Об образовании» |
Заказчики программы |
Родители воспитанников, педагоги
|
Авторы - составители |
О.Г. Иванова – заведующий МАДОУ №2 Т.В. Музалькова – старший воспитатель Е.В. Вагаева – воспитатель |
Управление программой |
Наблюдательный совет МАДОУ |
Исполнители программы |
Администрация МАДОУ, педагогический коллектив
|
Цель |
Создание в учреждении здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников |
Задачи программы
|
|
Сроки реализации программы |
2013-2016 годы |
Ожидаемые результаты |
|
Введение
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием - 30%, систематически болеющие детей 68%, дети, имеющие хронические заболевания -29% . За последние годы состояние здоровья детей значительно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий и патологий. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.
Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.
МАДОУ №2 функционирует с 2012 года. Педагогический коллектив столкнулся с проблемой высокой заболеваемости воспитанников, которая составляет 23 дня на одного ребенка в год, что заставило педагогический коллектив переосмыслить работу с дошкольниками и родителями в вопросах отношения к здоровью. Одним из путей решения данной проблемы мы видим в реализации программы «В гармонии с природой», которая предусматривает организацию педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к нему.
Программа предоставляет педагогам возможность самостоятельного отбора методик, содержания обучения и воспитания дошкольников, позволяет сочетать в работе как традиционные программы и методики, так и инновационные, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников, педагогов и родителей.
Программа «Детский сад – территория здоровья» направлена на решение вопросов оздоровления детей в комплексе, с участием всех участников образовательного процесса и учетом условий нашего города и микрорайона.
Актуальность проблемы заключается в определении организационных и оздоровительных условий создания здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении.
Цель программы: создание в учреждении здоровьесберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Задачи программы:
- Укреплять физическое и психологическое здоровье воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей;
- Снизить уровень заболеваемости воспитанников.
- Разнообразить формы и методы оздоровительной работы.
- Мотивировать всех субъектов образовательного процесса на сохранение и укрепление своего здоровья.
Основные принципы реализации программы:
- принцип научности – использование научно – обоснованных и апробированных программ технологий и методик;
- принцип доступности – использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями воспитанников;
- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и воспитанников;
- принцип систематичности - реализация лечебно - оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю;
- принцип адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья воспитанников;
- принцип взаимодействия ДОУ и семьи - преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе;
- принцип результативности - предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития воспитанников.
Этапы реализации программы:
1 этап: подготовительный этап (2013-2014 учебный год).
Направления деятельности:
- проведение диагностики индивидуальных особенностей физического, психического и социально-нравственного развития воспитанников;
- разработка индивидуальных карт развития;
- анализ имеющегося опыта работы дошкольных учреждений в области здоровьесбережения;
- анализ имеющихся условий в дошкольном учреждении для ведения оздоровительной работы;
- планирование деятельности по физкультурно-оздоровительной деятельности;
- построение здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2 этап: практический этап (2014-2015 учебный год).
Направления деятельности:
- оздоровительно-профилактическая деятельность;
- система взаимодействия с субъектами воспитательно-образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья;
- внедрение инновационных технологий оздоровления воспитанников.
3 этап: итоговый этап (2015-2016 учебный год).
Направления деятельности:
- контрольная диагностика индивидуальных особенностей физического, психического и социально-нравственного развития воспитанников;
- анализ работы здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- корректировка направлений деятельности;
- постановка новых целей и задач.
Основные участники реализации программы:
- воспитанники дошкольного образовательного учреждения;
- педагогический коллектив;
- родители (законные представители) воспитанников, посещающих ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня физического и психического развития воспитанников старшей и подготовительной групп на 10%;
- Снижение заболеваемости воспитанников на 10%;
- Расширение спектра оздоровительных услуг на 30% за счет разнообразия форм и методов оздоровительной работы;
- Вовлечение всех субъектов образовательного процесса в оздоровительную деятельность.
1. Аналитическое обоснование программы
1.1. Анализ оздоровительного процесса в ДОУ
Оздоровительный процесс в МАДОУ №2 г. Ленинска-Кузнецкого выстроен по следующими направлениям:
Использование ресурсов воспитательно-образовательного процесса.
- Систематическое проведение занятий, небольшими группами с инструктором физического воспитания в спортивном зале и на оборудованной спортивной площадке на территории детского сада.
- Ежегодно поведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий с воспитанниками, родителями и педагогами:
- неделя здоровья;
- летние спартакиады;
- спортивные развлечения;
- досуг, посвященный дню защиты детей, 1 апреля, 8 марта, 23 февраля;
- «путешествие в осенний лес»;
- «зима спортивная»;
- викторина «спортивные игры»;
- весёлые старты «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- фотовыставки «Спорт мой лучший друг».
- Создание оздоровительной среды в групповых комнатах: в каждой группе оборудован спортивный уголок и имеется спортивный тренажер для проведения профилактико – оздоровительных мероприятий в течение всего времени пребывания ребенка в условиях ДОУ.
Организация работы спортивных секций:
- «Общефизическая подготовка», для воспитанников старшего дошкольного возраста, 3 раза в неделю.
- «Спортивные игры», для воспитанников 4-7 лет, где они осваивают элементы спортивных игр: баскетбол, волейбол, футбол.
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Во всех возрастных группах проводятся профилактические и оздоровительные мероприятия:
- утренняя гигиеническая гимнастика,
- гимнастика после сна,
- прогулки,
- подвижные игры,
- физкультминутки, паузы,
- дыхательная гимнастика,
- пальчиковая гимнастика,
- гимнастика для глаз,
- массаж, самомассаж,
- корригирующая гимнастика,
- закаливающие процедуры,
- использование аксолиновой мази,
- применение чесночных бус,
- кислородный коктейль,
- витаминотерапия,
- физиопроцедуры,
- аромотерапия.
Организация питания.
Четырехразовый режим питания включает:
- правильное сочетание блюд в рационе,
- десятидневное меню разработано с учетом калорийности пищевых веществ жиров, белков и углеводов,
- витаминизация третьих блюд,
- включение в меню блюд с повышенным содержанием йода,
- изготовление салатов,
- разделение на летнее и зимнее меню.
Участие в городской межведомственной программе «Дети России образованны и здоровы» среди дошкольных учреждений:
- викторина «Умники и умницы»,
- «Веселые старты на приз Деда Мороза»,
- малые олимпийские игры среди родителей и воспитателей,
- легкоатлетический кросс,
- «Лыжный марафон»,
- «Лыжня России»,
- Час здоровья для воспитателей,
- «Моя спортивная семья»,
- фестиваль «Слет ДРОЗДят»,
- спартакиада «Здоровячек»,
- поход в лес «Тропа здоровья».
1.2. Анализ заболеваемости воспитанников МАДОУ №2
за 2012-2013 годы
Сложившаяся система оздоровительной работы в ДОУ свидетельствует о положительной динамики состояния здоровья воспитанников (таб. 1)
таблица 1
Период |
Средняя посещаемость |
Количество пропусков (дни) |
||
Всего (дни) |
По болезни (дни) |
Без уважительной причины (дни) |
||
2012 год |
||||
1 квартал |
30 |
391 |
205 |
186 |
2 квартал |
84 |
1102 |
760 |
342 |
3 квартал |
105 |
2020 |
1156 |
864 |
4 квартал |
115 |
2053 |
1574 |
479 |
Средний показатель за год |
83,5 |
1391,5 |
925 |
466,5 |
Количество дней на одного ребенка |
|
16,7 |
11,1 |
5,6 |
2013 год |
||||
1 квартал |
117 |
987 |
491 |
496 |
2 квартал |
122 |
1404 |
426 |
978 |
Количество дней на одного ребенка |
|
10,0 |
3,8 |
4,1 |
Таким образом, в 2013 году наблюдается снижение количества дней пропущенных детьми по болезни на 34% по сравнению с 2012 годом.
Анализ наиболее распространённых заболеваний
за 2012-2013 год
таблица 2
Наименование заболевания (количество случаев) |
2012 год |
2013 год |
||
количество |
% |
количество |
% |
|
Бронхит |
0 |
0% |
1 |
0,4% |
ОРВИ |
229 |
93% |
169 |
74% |
Лор заболевания |
15 |
6% |
19 |
8,3% |
Ветряная оспа |
2 |
1% |
39 |
17,3% |
Итого |
246 |
100% |
228 |
100% |
Наибольшее количество случаев заболевания воспитанников приходится на ОРВИ, что в среднем за 2 года составляет 83,5% от общего количества случаев заболевания воспитанников.
Анализ состояния здоровья воспитанников
за 2012-2013 год
таблица 3
Группа здоровья |
2012 год |
2013 год |
||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
|
1 группа |
53 |
37,8 |
62 |
41,3 |
2 группа |
60 |
42,9 |
70 |
46,6 |
3 группа |
24 |
17,1 |
16 |
10,6 |
4 группа |
2 |
1,4 |
1 |
0,75 |
5 группа |
1 |
0,8 |
1 |
0,75 |
Итого |
140 |
100 |
150 |
100 |
Преобладающее большинство воспитанников имеют 1 и 2 группы здоровья, что составляет более 80% от общего числа воспитанников.
Анализ хронических заболеваний воспитанников
за 2012-2013 год
таблица 4
Хронические заболевания
|
2012 год |
2013 год |
||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
|
Бронхиальная астма |
0 |
0% |
1 |
0,6% |
Нервные заболевания |
11 |
7,8% |
12 |
7,6% |
Сердечно-сосудистые заболевания |
4 |
2,5% |
4 |
2,5% |
Патология зрения |
10 |
7,2% |
9 |
5,7% |
Эндокринные заболевания |
1 |
0,6% |
1 |
0,6% |
Аллергический дерматит |
1 |
0,6% |
1 |
0,6% |
Итого |
27 |
18,70% |
28 |
17,60% |
Хроническими заболеваниями страдают более 17% всех воспитанников.
1.4. Материально-технические условия
МАДОУ №2 сдан в эксплуатацию в 2012 году и является новостройкой.
Материальная база представлена помещениями предназначенных для сохранения и укрепления здоровья воспитанников:
- групповые комнаты (раздевалки, спальни, буфетные, игровые комнаты);
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- зимний сад;
- логопункт;
- комната психологической разгрузки;
- медицинский кабинет (изолятор, процедурная, физиокабинет, массажный стол);
- пищеблок.
Территория учреждения оснащена игровыми площадками для каждой группы, спортивной площадкой со спортивным комплексом, так же высажен огород, планируется оборудование экологической тропы.
Организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях осуществляется с учетом возрастных особенностей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
В групповых помещениях созданы условия для самостоятельной активной и целенаправленной деятельности воспитанников. Для обеспечения психологического комфорта в группах оборудованы уголки уединения. Для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни созданы «уголки здоровья», оснащенные наглядно-демонстрационным материалом, книгами, дидактическими играми, материалами по ОБЖ.
В каждой возрастной группе имеется оборудование и инвентарь для двигательной активности детей и проведения закаливающих процедур.
Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.
1.5. Кадровое обеспечение
Для осуществления физкультурно-оздоровительной и профилактико-оздоровительной деятельности учреждение имеет следующий сотрудников:
- воспитатель – 12 чел.
- старший воспитатель – 1 чел.
- музыкальный руководитель – 1 чел.
20 человек |
инструктор физического воспитания – 1 чел.
- учитель-логопед – 1 чел.
- педагог-психолог – 1 чел.
- педагог дополнительного образования – 2 чел.
- старшая медицинская сестра – 1 чел.
Сведения о педагогических работниках
Возраст педагогов
таблица 5
|
Всего педагогов |
20-25 лет |
25-35 лет |
35-45 лет |
Свыше 45 лет |
Количество |
19 чел |
2 |
7 |
7 |
3 |
Процент |
100% |
10% |
35% |
35% |
20% |
Средний возраст педагогических работников 35 лет.
Педагогический стаж
таблица 6
|
Всего педагогов |
до 2 лет |
От 2 до 5 лет |
От 5 до 15 лет |
Свыше 15 лет |
Количество |
19 чел |
3 |
2 |
6 |
8 |
Процент |
100% |
20% |
10% |
30% |
40% |
Преобладающее большинство педагогов имеют педагогический стаж более 15 лет.
Уровень квалификации
таблица 7
Всего педагогов |
Высшая квалификационная категория |
1 квалификационная категория |
2 квалификационная категория |
Без категории |
Всего |
количество |
3 |
5 |
3 |
8 |
19 |
процент |
15% |
25% |
15% |
45% |
|
55% педагогов имеют квалификационную категорию.
Уровень образования
таблица 8
Всего педагогов |
Всего педагогов |
Высшее |
средне- профессиональное |
Без образования |
количество |
19 |
13 |
6 |
0 чел. |
процент |
100% |
70% |
30% |
0% |
Преобладающее большинство педагогов имеют высшее образование.
Анализ дает возможность признать достаточную компетентность педагогического коллектива в обеспечении комплексного медико-психолого-педагогическое воздействия на оздоровление воспитанников, формирование, сохранение и укрепление их здоровья и готовности дошкольного образовательного учреждения к ее реализации.
2. Система оздоровительной работы в детском саду
Приоритетной средой обитания для детей дошкольного возраста является дошкольное образовательное учреждение, поэтому перед педагогическим коллективом ДОУ стоит задача не только повышения качества образования и совершенствования его структуры, но и сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Разработанная нами здоровьесберегающая среда ДОУ основана на особенностях реализации комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности с дошкольниками с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, представляет собой, на наш взгляд, наиболее оптимальную систему профилактики и оздоровления воспитанников и представлена в следующей схеме:
Схема здоровьесберегающей среды ДОУ
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЫЛЕНИЯ |
КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
|
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ |
ИФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА |
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЕ СВЯЗИ |
профилактическая работа |
2.1. Физкультурно-оздоровительная работа
Основными задачами данного направления являются:
- охрана и укрепление здоровья детей;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания, которые проходят системно во всех областях деятельности ребенка.
Формы физического воспитания в ДОУ
№ п/п |
Наименование |
Краткое описание |
Участники |
Возраст |
Ответственный |
|||
1. |
Физкультурные занятия (НОД) |
Непосредственно образовательная деятельность: -учебное; -сюжетное; -игровое; -тренирующее; -оздоровительное (дополнительно при необходимости); |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Инструктор по физической культуре |
|||
2. |
Утренняя гимнастика |
-Традиционная форма (комплекс упражнений); -оздоровительный бег и ходьба в сочетании с ОРУ; -подвижные игры; -ритмическая гимнастика |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Инструктор по физической культуре |
|||
3. |
Гимнастика после сна (пробуждения) |
Гимнастика выполняется после дневного сна, каждодневно: -физические упражнения; -разминка в постели; -самомассаж стоп; -дыхательная гимнастика; -водные процедуры; |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп |
|||
4. |
Прогулка |
-Злементы спортивных игр; -экскурсии; -игровое экспериментирование; -созидательная деятельность. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп |
|||
5. |
ОФП |
Развитие физических качеств, общее физическое развитие. |
Воспитанники |
Подготовительная и старшая группа 5-7лет |
Тренер-преподаватель |
|||
6. |
Подвижные игры |
Использование на занятиях физкультуры, прогулках, дополнительных образовательных занятиях, свободное время, дома: -ролевые; -сюжетные; -с предметом и без предмета; -на улице, в спортивном зале, в группе. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Инструктор по физкультуре Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
7. |
Физкультминутки, паузы |
Проведение во время НОД при снижении концентрации внимания, усталости, появлении двигательной беспокойности, повышенной отвлекаемости, потери интереса: -гимнастика для глаз; -дыхательные упражнения; -пальчиковая гимнастика; -динамические упражнения. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
8. |
Дыхательная гимнастика |
Развитие дыхательной мускулатуры. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
9. |
Гимнастика для глаз |
Упражнения и релаксация для глаз. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
10. |
Пальчиковая гимнастика |
Упражнения для пальцев рук. Пальчиковые игры – инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
11. |
Массаж, самомассаж |
Выполнение упражнений с приёмами поглаживания, растирания, потряхивания, разминания мышц ног, рук, спины, ступней и др. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
2.2. Инновационные формы оздоровления В воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения активно используются инновационные технологии и методы оздоровительной и профилактической работы, которые способствуют повышению, как физического здоровья, так и психоэмоциональное состояние воспитанников.
|
||||||||
№ п/п |
Наименование |
Краткое описание |
Участники |
Возраст |
Ответственный |
|||
1. |
Сказкотерапия |
Использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс. |
Воспитанники |
Средний, старший, подготовительный возраст |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
2. |
Степ аэробика |
Ритмичные подъемы и спуски со специальной платформы (степ-платформы) под танцевальную музыку. |
Воспитанники |
Старшая и подготовительная группа |
Инструктор по физической культуре |
|||
3. |
Туризм |
Освоение элементарных знаний (ориентирование, установка палаточного лагеря, укладка рюкзака, вязка узлов, спуски – подъёмы, оказание первой помощи). |
Воспитанники, родители, сотрудники |
Старшая и подготовительная группа |
Инструктор по физической культуре |
|||
4. |
Стретчинг |
Упражнений для воспитания гибкости в различных отделах тела. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Инструктор по физической культуре |
|||
5. |
Арт-терапия |
Оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видов искусств (музыка, ИЗО). |
Воспитанники |
Старший и подготовительный возраст |
Музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования |
|||
6. |
Су-джок терапия |
Су –Джок терапия- это метод лечения с использованием кистей и стоп. Сочетание упражнений, таких как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий. |
Воспитанники |
Старший и подготовительный возраст |
Логопед, воспитатели групп |
|||
7. |
Биоэнергопластика |
Соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Логопед, воспитатели групп |
|||
8. |
Упражнения с массажным мячиком |
Массаж, самомассаж с использованием пупырчатого мячика. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
9. |
Кинезиологическая гимнастика |
Однонаправленные и разнонаправленные движения пальцев и кистей рук. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
10. |
Театр физического воспитания дошкольников |
Театрализованные физические упражнения. |
Воспитанники |
Все возрастные группы |
Воспитатели групп, педагоги дополнительного образования |
|||
2.3. Коррекционно-оздоровительная работа
Коррекционно-оздоровительная работа проводится с воспитанниками по результатам выявленных нарушений в состоянии здоровья. В ДОУ используются следующие формы работы воспитанниками:
- профилактическая гимнастика;
- ортопедические минутки;
- коррекционные занятия с детьми по профилактике нарушения осанки и по профилактике плоскостопия;
- ЛФК;
- зрительная гимнастика.
После медицинского осмотра по скрининг-программе, составляются индивидуальные планы коррекционно-оздоровительной работы для каждого воспитанника и формируются группы.
2.4. Межведомственное взаимодействие
Воспитание здоровой личности с устойчивой мотивацией на занятие физической культурой и спортом не возможно без привлечения учреждений спортивно оздоровительной направленности. Посещая данные учреждения, работая с тренерами-преподавателями у ребенка возникает потребность и желание заниматься спортом и физической культурой.
В нашем городе вот уже шесть лет работает городская межведомственная программа «Дети России образованны и здоровы – «ДРОЗД» в которую входят 13 дошкольных учреждений города. В течение года с воспитанниками, педагогами и родителями проходит более 11 спортивно-массовых мероприятий (Приложение 2-3). Координаторами данной программы выступает МАДОУ №2.
Межведомственное взаимодействие в рамках программы «ДРОЗД»
Воспитанники детского сада систематически посещают оздоровительный центр «Водный мир». Один раз в неделю с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель выезжает в бассейн, где дети знакомятся с основными движениями на воде. На лыжно-спортивном комплексе Лесного городка, в зимний период с детьми работает тренер-преподаватель и учит детей ходить на лыжах. Тренер-преподаватель спортивной школы проводит занятия по общефизической подготовке с детьми старшего дошкольного возраста. Они проводятся 3 раза в неделю, тем самым увеличивая количество занятий по физической культуре до 5 раз в неделю.
Основная цель занятий: формирование у детей потребности в физической культуре и знакомство с различными видами спорта.
2.5. Информационно-просветительская работа
Информационно-аналитическое направление: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и воспитанниками:
- социологические опросы;
- социологические срезы;
- тесты;
- анкетирование;
- почтовый ящик;
- информационные корзины.
Досуговое направление: установление доверительных отношений, эмоциональных контактов между педагогами, родителями и воспитанниками:
- совместные досуги, праздники: «Встреча нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Топ-шоу», «Семейные театры»;
- физкультурные досуги, развлечения с участием родителей: «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- участие родителей в выставках.
Познавательное направление: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей:
- индивидуальные консультации по запросу;
- встречи со специалистами ДОУ;
- дискуссии (совместные обсуждение проблем);
- семинары-практикумы;
- педагогический брифинг;
- педагогическая гостиная;
- проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;
- устные педагогические журналы;
- игры с педагогическим содержанием;
- педагогическая библиотека для родителей;
- «КВН»;
- «Поле чудес»;
- «Театральная пятница»;
- «Педагогический случай»;
- «Что? Где? Когда?»;
- «Круглый стол»;
- «Ток-шоу»;
- «Телефон доверия»;
- викторины.
Наглядно – информационное направление: ознакомление родителей с дошкольным учреждением, педагогическим коллективом, особенностями воспитательно-образовательного процесса, средствами наглядности:
- дни открытых дверей;
- открытые занятия;
- выставки детских работ;
- выставки совместных работ детей и родителей;
- информационные проспекты для родителей;
- видеоролики о жизни ДОУ;
- выпуск газет;
- организация мини-библиотек;
- использование современных технологий;
- информационные стенды;
- папки-передвижки;
- тематические выставки;
- мини газеты;
- библиотеки по основным проблемам семейной педагогики;
- сайт ДОУ;
- фотоотчеты.
2.6. Профилактическая работа
Профилактические мероприятия направленны на укрепление иммунной системы воспитанника.
Профилактические процедуры
№ п/п |
Наименование услуги |
Характеристика |
Периодичность проведения |
Ответственный |
1. |
Кислородный коктейль |
Насыщение яблочного сока кислородом с использованием желатина |
Ежеквартально |
Старшая медицинская сестра |
2. |
Детский массаж |
При массаже используются специальные успокаивающие массажные масла |
По необходимости, курс 10 дней |
Массажист |
3. |
Физиолечение |
Ингаляция, УВЧ, УЗТ, люстра Чижевского |
По необходимости, курс 10 дней |
Физиотерапевт |
4. |
Витаминотерапия |
Отвар шиповника, мед, травяной чай, поливитамины |
Каждые два месяца |
Старшая медицинская сестра |
5. |
Ароматерапия |
Комплексы ароматерапии в Приложении 1 |
Каждые два месяца |
Старшая медицинская сестра |
На сегодняшний день данными профилактическими услугами воспользовались 75% воспитанников. В 2013 году в учреждении планируется установка галлокамеры, которую будут посещать как наши воспитанники, так и жители микрорайона.
Вывод
В дошкольном образовательном учреждении сложилась система комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников, что способствует снижению их заболеваемости и повышение физического развития. Благодаря межведомственному взаимодействию воспитанники имеют возможность участвовать в городских спортивно-массовых мероприятиях, что мотивирует их на занятия спортом и повышает интерес к здоровому образу жизни, воспитывает в них волевые качества и спортивный дух.
Вместе с тем остается актуальной проблема заболеваемости воспитанников ОРВ. Для решения данной проблемы педагогическим коллективом разработана программа «Детский сад- территория здоровья», реализация которой, на наш взгляд, позволит решить данную проблему.
3. Мониторинг эффективности реализации программы
Цель: выявление результатов деятельности ДОУ в рамках реализации программы «Детский сад-территория здоровья».
Оценка эффективности проведения оздоровительных мероприятий среди воспитанников 3 - 7 лет определяется по следующим методикам:
- Динамика количества случаев заболевания воспитанников в течение года.
- Анализ здоровья воспитанников на основании заполнения карт здоровья.
- Охват всех субъектов воспитательно-образовательного процесса спортивно-массовыми мероприятиями.
- Динамика уровня физического развития воспитанников старшей и подготовительной групп.
- Анализ количества оздоровительных услуг и пользователей данных услуг.
- Анализ удовлетворенности потребителей оказываемыми оздоровительными услугами.
Оценка эффективности осуществляется ежегодно; по результатам мониторинга проводится корректировка плана работы по программе.
< Предыдущая | Следующая > |
---|