Речь и моторика
Почему Ваш ребенок молчит или развитие его речи задерживается?
Каковы причины?
♦ Во – первых недостаток речевого общения.
♦ Во – вторых слабая общая двигательная активность.
♦ В – третьих недостаточная тренировка мелкой моторики пальцев рук.
Могут быть и другие причины.
Психологи пришли к выводу, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, так как речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих с пальцев рук. Так что кисть руки можно отнести к речевому аппарату. «Рука – это вышедший наружу головной мозг» – сказал Кант. Поэтому тренировку пальцев рук нужно начинать рано.
Развитие мелкой моторики рук
Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедления в развитии двигательной сферы. Уровень развития сложно координированных движений руки у таких детей оказывается недостаточным для освоения письма, что формирует школьные трудности.
Родителям и педагогам важно следить за уровнем развития мелкой моторики рук.
Нужно проводить упражнения по формированию сложно координированных движений руки:
- Развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.
- Выполнение упражнений должно быть регулярным.
- Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.
- Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
- Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
- Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.
♦ В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать.
♦ Во второй раз выполните упражнения вместе с ребенком, называя при этом действия.
♦ На третий раз предложите ребенку выполнить ваше задание самостоятельно, без вашего участия.
- Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.
- Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякает. Дети с 6 – 7 лет и старше выполняют по 5 – 10 минут, используется от 3 до 5 упражнений, каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.
Развитию мелкой моторики рук способствуют следующие занятия:
- изготовление бус;
- собирание пирамидок, матрешек, мозаики;
- работа с пособиями по застегиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;
- лепка;
- аппликация;
- обведение лекал с последующей их штриховкой;
Подготовила: Шаева О.А.
< Предыдущая | Следующая > |
---|